СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по обществознанию "Влияние СМИ на подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый проект по обществознанию 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Проект по обществознанию "Влияние СМИ на подростков"»












Исследовательский проект



«ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОДРОСТКОВ»



 

 

 

 

 

                                                             



















                                                                            





2023

Содержание Страницы



Введение .........................................................................................................3

1. Особенности психологии подростков……….………………………….4

2. Теоретическая часть проекта.............................................................................4

2.1. Исторические сведения о первых средствах массовой информации в России...

2.2. Понятие СМИ, их виды и функции в современном обществе ............5

2.3. СМИ как агент социализации подростка ……………………………..

3. Исследовательская часть проекта ..………….....................…8

3.1. Социологический опрос среди подростков...............................................8

3.2 Социологический опрос среди взрослых……………………………………

3.3 Негативные последствия влияния СМИ на подростков. Выводы врачей…

Заключение (итоги исследовательской работы) …………………….….…..10

Список источников……………………..…………...………………………….11

























2

Введение.


Главным богатством современного общества является информация. Каждый из нас знаком со СМИ (средства массовой информации), которые помогают нам найти нужную информацию в самый короткий срок. К ним относятся: радио, телевидение, газеты и Итернет. Обычно в СМИ рассказывается о международных и государственных новостях, здравоохранение, культуре или искусстве. Они занимают важное место в жизни человека и мы представить бы не могли, как жить без их существования, ведь они созданы для того ,чтобы облегчить нашу жизнь. С появлением Интернета люди стали получать намного больше информации , чем раньше. В Интернете можно найти много различных советов, интересной информации и видеороликов. Следовательно, можно сказать, что СМИ значительно влияет на человечество, а значит и на формулирование общественных интересов граждан.

Самое сильное воздействие они могут оказать на подростков. Одним из наиболее сложных периодов является подростковый возраст. Именно в это время у подростка меняются взгляды на жизнь, интересы и мировоззрение. Они в это время становятся более восприимчивыми и чувствительными ко всему окружающему. Грэнвилл Стэндли Холл-человек, который впервые описал психологические особенности подросткового возраста, как кризисный период развития, связывая это с представлениями о биологической обусловленности. В настоящее время СМИ влияют на подростков, которые много времени проводят за компьютерными играми, социальными сетями и телевидением. Поэтому СМИ могут влиять как положительно так и негативно.

Актуальность: В двадцать первом веке информационные системы играют очень важную роль. Они оказывают огромное влияние на психику

3

подростков, поэтому эта тема очень актуальна в наше время.

Цель: изучение аспектов влияния современных СМИ на личность подростка.

Гипотеза: чрезмерное увлечение СМИ, в частности такими, как Интернет и телевидение приводит к негативным последствиям для подростка, например, таким, как агрессивность, конфликтность.

Обьект исследования: Средства массовой информации как совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

Методы исследования: анкетирование, анализ

Задачи:

1) Изучить особенности психологии подростка.

2) Найти исторические сведения о первых средствах массовой информации в России.

3) Узнать что такое СМИ, какими бывают их виды и функции в современном обществе.

4) Провести социологический опрос среди подростков и взрослых.

5) Узнать к каким отрицательным последствиям могут привести СМИ по мнению врачей и сделать вывод.

Практическая значимость моего проекта заключается в том, что ученик любого класса может использовать мой проект в качестве доступной, интересной информации, использовать для работы в созвучной теме или для собственного саморазвития.



4



  1. Особенности психологии подростка

Как мы все знаем, переходный возраст является одним из трудных периодов в жизни подростка. На этом этапе происходит много изменений. Важнейшая особенность его - зарождающееся чувство взрослости. Наиболее ответственным периодом для нравственного развития становления личности является подростковый возраст. Именно в это время происходит формирование  сознания, чувств, поведения, собственного мировоззрения, накопления жизненного и интеллектуального опыта. Это время самопознания и самоопределения, выявления нравственных ценностей и идеалов. Подростковый возраст определяет дальнейшие отношения человека с семьей, социумом.

Сейчас периодизация подросткового возраста сильно сместилась, дети взрослеют раньше. Непонятно, в чем причина-в изменившимся питании или в скорости развития современного мира ,но сейчас дети входят в подростковый возраст на полтора-два года раньше, чем 50 лет назад. Но именно в этом возрасте у подростка происходят постоянные конфликты с родителями , учителями и с самим собой. Рассматриваемый этап именуется как "переходный" , потому что в это время происходит переход от детства к взрослости. Конечно же , психология человека подросткового возраста во многом отличается от психологии взрослого. Для подростка характерны частые смены настроения и увлечений, резкие перепады эмоций и капризы. Родителям важно понимать, что ребёнок уже не ребенок , а личность, пусть еще не зрелая, но вполне сформировавшаяся и требующая к себе особого внимания и понимания. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим способностям, внимание на реакцию и мнение других,повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко

5

поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным правилам и требованиям. И здесь стоит отметить ,что СМИ - стали одним из факторов воспитания , так как подростки стали подражать распространённым образцам.

Современные исследователи говорят о том, что подростки, как получатели информации, могут легко стать жертвой мошеников. Большинство из них считают , что СМИ влияют негативно, хоть и имеют преимущества.

В этом возрасте у подростка развивается эмоциональный уровень, с помощью которого он пытается применить на себя роль преступника или погибшего о котором он узнал из СМИ, для того, чтобы испытать похожие чувства. Следует сказать, что чем ярче и трагичнее та история из СМИ, тем больше вероятность того, что под эмоциональным влиянием окажется психика подростка.Таким образом можно сделать вывод, что СМИ оказывает влияние в на психику ребенка в подростковом возрасте

А задумывались ли вы над тем, как могут изменить вас СМИ, которые стали неотъемлемой частью вашей жизни, или какое влияние они на вас оказывают?

Наш мир и общество сильно изменились! И эти изменения непосредственно связаны с информационным влиянием. Именно этот вопрос я хотел бы осветить в своей работе.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей  подрастающего поколения. 

.



6





2. Теоретическая часть проекта

2.1. Исторические сведения о первых средствах массовой информации в России

Печатная пресса.

По указу Петра Первого журналистика в Росии возникла только для того, чтобы осведомлять народ о новых реформах правителя. В регулярном и оперативном обмене через средства массовой информации федеральное общество Росии ещё почти не нуждалось, так как тогда было достаточно всего лишь деловой переписки. Газета "Ведомости" считается первым средством массовой информации, пробные номера которой были выпущены в 1702 году. Рукописная газета, в которой публиковались политические новости называлась"Куранты" и была издана ещё в 1621 году.Она предназначалась царю и приближенным боярам и была в одном-двух экземплярах. Но именно газета "Ведомости" начала издавать типограпфическим способом и большими для времени тиражами. В "Ведомостях" рассказывалось о петровских реформах , о новостях образования ,науки и другие новости.

В 1728 году на смену "Ведомостям" пришли "Санкт-Петербургские ведомости", редактором которых являлся Ломоносов и издавалась эта газета в Академии наук в северной столице. После того, как был основан в 1755 году Московский университет, Ломоносов создал " Московские ведомости"- которые являлись второй российской газетой. Две эти газеты в 17 веке носили строго официальный характер и главное место занимали династические новости, вести о назначениях и наградах, а после этих новостей шли новости о науки и культуре.

7

Позже стали появляться чисто литературные журналы. Но помимо литературной формы в газетах ,они писали об острых социальных проблемах.

Так в конце 18 века в русской печати получили яркое отражение революции в Европе и Америки. В 20-том веке в первые десятилетия наибольшего внимания заслуживал новый1 журнал Карамзина "Вестник Европы". Даже во время нарастания агрессивных планов Наполеона Бонапарта, Карамзин успешно вел иностранные новости.

В 20-30 гг. популярным среди журналов был "Московский телеграф". Белинский считал его лучшим среди всех журналов. По содеожанию "Московский телеграф" нёс энциклопедический характер.Помимо всех перечисленных журналов создавалось ещё множество других , из них которые были самыми популярными и наоборот.

Во время Великой Отечественной Войны была издана газета "Сын Отечества", так как в это время журналистике уделялось особое внимание. Содержание этого журнала непосредственно связано с войной. В ней печатались различные стихотворения и произведения для поддрежки русских солдат.

Радио.

7 мая 1895 года российский физик Александр Попов (1859—1905/06) впервые публично продемонстрировал изобретенный им радиоприемник — с этого момен­та началась история радио. Хотя на Запале изобретателем радио принято считать итальянца Гульельмо Маркони, он отправил первое беспроводное сообщение лишь в 1901 году.

Первоначально радиосвязь шла в виде «беспроволочного телеграфа» — переда­чи информации с помощью азбуки Морзе. Потом появилась

8

радиотелефонная связь, и еще позже — современное радиовещание.

«В 1918 году Совнарком принял Декрет о централизации радиотехнического дела в России. Первые экспериментальные радиопередачи для широкой аудитории прошли в 1919 году в Нижнем Новгороде, а с 1920 года в Москве, Казани и других городах.

В 1920-е годы стремительно росло число радиостанций. Первоначально они работали на средних волнах (длина 200-3000 м), затем началось быстрое освоение длинных (свыше 3000 м) и коротких (10-200 м) радиоволн» [120].

После войны радио стало главным средством массовой коммуникации. В 1948 году Всесоюзное радио перешло на трехпрограммное вещание. В 1962 году на Всесоюз­ном радио началось круглосуточное вещание. В том же году была создана радио­станция «Юность», в 1964-м — радиостанция «Маяк».

Наиболее радикальные изменения в радиовещании в России произошли в 1990-х годах с началом проведения социально-экономических реформ. Появление других форм собственности, кроме государственной, способствовало реорганизации госу­дарственного телерадиовещания и созданию коммерческих радиостанций.

30 апреля 1990 года в эфир вышла первая коммерческая радиостанция — музы­кальное советско-французское радио «Европа плюс Москва». Ее необыкновенный успех проложил впоследствии дорогу всем станциям, выбравшим музыкальный формат.

Телевидение.

В России телевещание возникло в первой половине XX века. В 1930 году лаборатория телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве впервые в СССР спроектировала механическую систему для трансляции картинок по радиоволнам. В ее основе лежал «диск Нипкова» —

9

устройство для сканирования изображений, изобретенное в 1884 году немецким инженером Паулем Нипковым. Оттого и саму систему называли «дисковым телевидением».

Спустя год, в мае 1931 года, эта лаборатория провела первую в стране опытную телепередачу. К слушателям обращались как к «радиозрителям», а саму трансляцию называли «дальновидением». Это была трансляция картинок без звука — на экранах появлялись изображения передовых производств и популярных советских артистов. Правда, увидели эту трансляцию лишь москвичи, так как передача данных на длинные расстояния стала возможной только через полгода.

Образованное в октябре 1931 года «Телевидение имени Горького» — фактически первый отечественный телеканал в нашем понимании — вещало по 30 минут ежедневно (а позже — 12 раз в месяц) строго после полуночи, так как именно тогда заканчивалось радиовещание. На экране появлялся диктор крупным планом, а под ним — бегущая строка: бумажную катушку с текстом ассистенты раскручивали прямо перед камерой. В эфирной сетке оказались и фильмы. 1 мая 1932 года зрителям показали фильм, снятый утром того же дня на Пушкинской площади, с записанными отдельно комментариями дикторов, а в октябре транслировали киноленту об открытии ДнепроГЭС. А во время Великой Отечественной войны телевещание прервалось и возобновилось 7 мая 1945 года, а с декабря пошли регулярные трансляции — дважды в рабочую пятидневку.

В 1951 году на базе Московского телецентра возникла Центральная студия телевидения. Транслировать стали не только фильмы и концерты, но и репортажи с крупных строек, демонстраций и встреч высокопоставленных лиц, тележурналы («Юный пионер», «Для вас, женщины», «Физкультура и спорт» и другие), а также спортивные события. Большинство передач шло в

10

прямом эфире: видеомонтаж появился позднее.

Интернет.

В СССР доступ к интернету ученые и исследователи получили еще в 80-х, однако официальной датой появления интернета в Советском Союзе считают 28 августа 1990 года. В этот день состоялся первый в истории страны сеанс связи с использованием телефонного модема.

В сентябре 1990 года была зарегистрирована доменная зона «.su» (от англ. Soviet Union), и уже в мае 1991 объем внутренней информации в советской сети начал превышать объем информации извне, что доказывало, что содержимое советского интернета оказалось потенциально важнее для внутренних пользователей, чем международные ресурсы.

Всем нам известная доменная зона «.ru», впрочем, появилась только в 1993 году, уже после распада СССР. 4 декабря 1993 года крупнейшие на тот момент российские интернет-провайдеры подписали соглашение «О порядке администрирования доменной зоны .ru». Зона «.ru» была официально зарегистрирована год спустя, а создание доменов в зоне «.su» — временно запрещено. Предполагалось, что эта доменная зона будет со временем удалена, однако в 2002 году регистрация новых доменов на «.su» возобновилась. Официальной датой начала существования российского (а не советского) интернета считается 7 апреля 1994 года, дата окончательной регистрации права администрирования домена «.ru». С 1995 по 1996 годы рунет делал первые шаги: открылась первая студия веб-дизайна, появился веб-сайт первого офлайнового СМИ и первый веб-сайт информационного агентства — всем известного на сегодняшний день rbc.ru, — первые развлекательные, образовательные и политические ресурсы.



1





2.2 Понятие СМИ, их виды и функции в современном обществе

СМИ – это средства массовой информации ,которые могут быть различных типов. Одни из них более правдивы, другие вообще не заслуживают внимания, однако с ними ежедневно сталкивается практически каждый человек , в том числе и подросток.
В нашем 21 веке понятие СМИ это совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств. С развитием современных технологий , развивались и СМИ. Их также называют средствами массовой коммуникации(СМК).Общероссийские СМИ необходимы для того, чтобы развивать экономику и культуру Росcии как единого культурного, экономического и политического целого.

Основные виды СМИ.

Чёткого определения отдельных видов СМИ законодательство РФ не дает. Основные критерии отнесения к СМИ (согласно Закону «О средствах массовой информации»): количество адресатов сообщения, регулярность и закрепленная форма подачи информации. По способу передачи данных обычно происходит её условное деление.

1.Печать

Самые распространенные СМИ – разноплановые печатные издания. Они, иногда с запозданием, но все же добираются даже в те части, где нет ни телевидения, ни интернета. В России журналы и газеты значительно влияют на взгляды людей на мир, их сознание и поведение, побуждая к тем или иным достижениям. Печатные СМИ являются актуальной задачей в силу многих обстоятельств. Вообще печатная пресса стала основой повседневной жизни миллионов россиян.

Работа печатных агентств заключается в сборе, обработке и снабжении информацией. Обычно это частные организации и реже официальные государственные. Сейчас печатные агентства очень тревожит то, что из-за

11

быстро меняющегося времени идет сокращение тиражей печатной

периодики, а также падение рынка печатной рекламы.

Помимо этого, такой способ получения информации до сих пор для людей "старого поколения " остается предпочтительным. К СМИ относят, выходящие не реже одного раза в год (журналы ,брошюры, газеты и т.д.)

2. Радио.

Радио является вторым по времени появления средством массовой коммуникации после печати. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Это один из видов СМИ , который является самых удобных для аудитории. Когда человек слушает радио, ему не потребуется отказываться от повседневных дел , так как прослушивание радио сочетается со многими видами занятности. Огромную часть аудитории радио составляют пассажиры и водители. В СМИ радио ориентированы в первую очередь на слуховое восприятие и во время этого происходит пробуждение различных чувств, вследствие чего начинается работа мозга.
3. Телевидение.

Телевидение или телевещание наиболее эффективный тип информирования ,но в тоже время самый затратный. Это один из самых лучших способов подачи данных и воздействия на сознание. По сравнению с другими СМИ, охват аудитории телевидения является наибольшим. Особенностью ТВ является способ передачи информации - это картинка ,которая может двигаться со сопровождением звука .Поэтому информация, которая передается таким способом, усваивается в разы лучше ,чем любая другая.

12

Также телевидение отличается своей оперативностью, так как оно способно передавать новости в реальном времени.

4. Интернет.

Интернет-это веб-сайт, задачей которого, является выполнять функцию СМИ в сети Интернет. Сайты, которые содержат информацию, по законы "О средствах массовой информации", не обязаны регистрироваться в качестве СМИ и могут сделать это добровольно ,при этом, обретая те же права и обязанности, как и у других представителей этой области . Интернет является достойным конкурентом для прессы и телевидения и даже по многим показателям их обгоняет. Он также является самым новым среди остальных видом СМИ, однако поражает своей популярностью. С каждым годом становится всё больше и больше людей, которые пользуются Интернетом. Благодаря Интернету, можно узнать все новости из любой точки Земли ,тратя на поиск информации очень мало времени. В Интернете человек может показать свои способности и высказать своё мнение.

Нужно добавить, что многочисленные информационные агенства регистрируются как СМИ. Их основная задача – отыскивать новости и информацию, обрабатывать их и передавать в существующие масс-медиа ( различные газеты, ТВ-программы и др.). Значение таких организаций сложно недооценить, хотя сами они почти всегда остаются в тени.



Концепция любого СМИ, принципы отбора материала, содержание, особенности «подачи» определяются его содержательной направленностью (основной функцией). По этому критерию можно выделить следующие основные виды масс-медиа:

  • Официальные. Они выпускаются от имени государственных органов или учреждений, и одна из главных их функций — донесение до широкой аудитории определенной информации. Например, «Российская газета», учрежденная Правительством РФ, является официальным публикатором государственной информации, и на ее страницах в обязательном порядке появляются тексты всех федеральных законов, нормативных актов и т.д. — при этом «официальным документом» становится и само издание.

  • Общественно-политические. В таком случае акцент делается на общественно значимых, социально направленных материалах, затрагивающих интересы широкого круга читателей. Функция у них — не только информировать общественность, но и воздействовать на нее,

13



  • такие издания могут носить откровенно пропагандистский характер.

  • Информационно-развлекательные. Их основная задача, как видно из самого названия — развлечь аудиторию, занять их досуг. К этому классу СМИ относятся и развлекательные телеканалы, и многочисленные печатные издания, печатающие сплетни про звезд, и популярные телегиды, и музыкальные радиостанции.

  • Культурно-просветительские СМИ ориентированы на то, чтобы удовлетворить запросы более интеллектуальной аудитории. Это могут быть научно-популярные проекты, культурологические или страноведческие СМИ, литературно-критические альманахи и т.д.

  • Специализированные. Они ориентируются на конкретный сегмент аудитории (например, автолюбители, молодые мамы, любители вязания, военнослужащие, учителя-предметники, любители компьютерных игр), предлагая информацию, актуальную именно для данной категории людей. Также к этой категории относят отраслевые СМИ.

  • Рекламные. Основная функция таких СМИ — распространение информации о предлагаемых товарах и услугах. Причем они могут быть как тематическими, ориентированными на тех, кто, к примеру, собирается покупать недвижимость, выбирать мебель или играть свадьбу, так и на неопределенно широкий круг аудитории (например, газеты бесплатных объявлений).





2.3. СМИ как агент социализации подростка

СМИ является агентом приобщения личности к обществу, поэтому деятельность масс-медиа в процессе социализации весьма значима.

Под постоянным воздействием получаемой информации, которая оказывает влияние на ценности ,установки и поведение молодежи происходит становление личности.

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно

14

функционировать в обществе. Рассмотрим стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

Одним из наиболее важных агентов социализации является СМИ. Средства массовой информации сопровождают человека практически с самого рождения - сначала это мультики и сказки по телевизору, далее книги, журналы и тд. Масс-медиа - это всевозможные материалы и предметы, устройства и программы , которые отображают информацию от отправителя к получателю в виде сообщений .Благодаря масс-медиа происходит социальное просвещение населения и формируется политика и экономика страны.

Жизнь современного человека невозможно представить без телевидения ,радио, печатной прессы и интернета. Деятельность масс-медиа в процессе социализации весьма значима , так как СМИ является агентом приобщения личности к обществу. В подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ , на него производят особое воздействие

15

материалы СМИ, которые предназначены не только для детей, но и для взрослой аудитории и тем самым привлекательные для подростка. По этой причине возрастает роль средств массовой информации в социализации личности.

Для подростка важна полная реализация самого себя, своих способностей и возможно более полное самораскрытие и самовыражение. Однако, без участия других людей, в изоляции и без противопоставления себя обществу эти качества невозможны. Также нельзя отрицать и безусловное влияние на развитие этих качеств со стороны средств массовой информации.

СМИ задают характерные для современной массовой культуры совершенные личностные нормы поведения, которые отражаются на молодежной субкультуре и тем самым присваиваются подростками, формируя их определенные ценности, установки и культурное поведение. Вообще средства массовой информации не навязывают к своему мнению, однако при психологической манипуляции пообуждает к тем или иным поступкам.

Влияние СМИ на социализацию молодежи значимо. Однако, следует подчеркнуть положительный характер влияния СМИ на молодежь и общество в целом. Именно СМИ накапливает в себя опыт и традиции различных видов искусств, радио и печати, также выражает различные стороны жизни современного общества (политической, культурной ,социальной и др.),оказывает достаточно активное влияние на учебные, воспитательные и социокультурные процессы.

Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.



16

3.Исследовательская часть проекта

3.1. Социологический опрос среди подростков

Количество респондентов: 17

Возраст респондентов: от 12 до 17 лет

Вопрос

Варианты ответа

Количество

ответивших

%

1.

Вы ежедневно получаете информацию посредством СМИ?

Да

15

59






Нет

1

23

Затрудняюсь ответить

1

18

2.

Считаете ли вы, что СМИ оказывает влияние на молодёжь?



Да

9

54

Нет

5

29

Затрудняюсь ответить

3

17

3.

Считаете ли вы, что молодежь- социальная группа, которая наиболее подвержена влиянию СМИ?

Да

12

70

Нет

5

30

Затрудняюсь ответить

0

20

4.

СМИ оказывает только позитивное влияние?








Да

12

70

Нет

3

18

Затрудняюсь ответить

2

12

5.

СМИ оказывает только негативное влияние?



Да

2

12

Нет

15

70

Затрудняюсь ответить

0

6

6.

Согласны ли вы с тем, что СМИ выполняет функцию управления социализацией молодежи?

Да

11

59

Нет

5

15

Затрудняюсь ответить

1

16

7.

Согласны ли вы с тем, что молодежь выступает в качестве объекта экспериментов по управлению посредством СМИ, что можно видеть на примере различных мод и субкультур?

Да

7

40

Нет

5

29

Затрудняюсь ответить

5

31





3.2. Социологический опрос среди взрослых

Количество респондентов: 22

Возраст респондентов: от 20 лет

Вопрос


Варианты ответа

Кол-во

ответивших

%

Какое влияние СМИ больше оказывает на современных подростков?

Негативное

16

75

Позитивное

6

25



3.3. Негативные последствия влияния СМИ на подростков. Выводы врачей

Для получения в современном мире информации даже не требуется выходить из дома, так как у каждого есть телефон с Интернетом, где новости обновляются ежеминутно. Новости мы можем узнать также с помощью радио, печатной прессы и телевидения. Но вместе с этим приходится констатировать тот факт, что под влиянием средств массовой информации у молодежи происходит развитие неизменных интересов, не способствующих становлению гуманистически ориентированной и образованной личностью.

Почему же мы часто пользуемся СМИ ? Постоянно обращаться к СМИ нас заставляют следующие потребности:

18

1. Потребность в постоянном притоке информации.

Удовлетворение потребности в постоянном притоке информации необходимо для реализации различных целей ,например для развития общего кругозора и для решения повседневных проблем.

2.Потребность в отвлечениях и развлечениях.

Удовлетворение потребности в отвлечении можно осуществить при чтении печатной прессы ,прослушивании радио и просмотра телевизора. А удовлетворение в потребности развлечений позволяет преодолеть психоэмоциональную напряженность.

3.Потребность в связи с окружающим миром.

Удовлетворение в потребности в связи с окружающем миром приводит к пониманию смысла жизни .

Средства массовой информации очень сильно влияют на общество, особенно на молодежь, во многом формируя их культуру, образ жизни и жизненную позицию. Информация, которая поступает к нам из различных источников, не всегда безвредна.

Одним из отрицательных факторов воздействия СМИ является -пропаганда. Для решения проблем она призывает к применению грубой силы. Такое часто встречается в некоторых фильмах, после которых у подростка неправильно формируются ценностные установки. Зачастую, информацию, которую нам преподносят СМИ, является откровенной ложью. Такая информация называется дезинформацией. Поскольку этот метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.

Велико значение влияния СМИ не только на социальную позицию современной молодежи, но и на её психическое состояние. Так как молодежь много времени тратит на учебу и работу, то они очень устают, и стремятся отдохнуть. Следует сказать, в каком психическом состояние человек усаживается за компьютер или телевизор. Зафиксировано, что большинство преступлений происходят именно в домашних условиях. Различные стрессы, ссоры и не удовлетворенность в жизни приводят к эмоциональным срывам. Под воздействием телевизора, радио и других факторов, возбужденный человек приносит вред близким .Результатам такого все проникающего

19



влияния СМИ становится то, что люди перестают мыслить самостоятельно.

Свой жизненный выбор они делают, опираясь на рекомендации газет, радио и телевидения.

Врачи говорят о многих минусах при использовании СМИ, и они в этом мнении едины. Например, при неустойчивой работе, сбое и зависании компьютера или любая потеря информации (к примеру, исчезновение только что набранного текса или поломки в любимой игре), являются факторами стресса. Человек начинает выходить из себя ,нервничать и это плохо влияет на нервную систему. Однообразные движения кистей и рук, проведение большинства времени в сидячем положение , постоянный взгляд на монитор и экран, всё это приводит к различным заболеваниям.

Так же врачи говорят, что на психику влияет не только компьютере, но и информация , которую нам преподносят СМИ. Людям, которые большую часть времени проводят за Интернетом, зачастую нужна социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они чувствуют неудовлетворённость, и у них низкая самооценка. Сейчас люди стараются уйти в Интернет, безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь.

Стоит отметить, что влияние СМИ на молодежь, как положительное, так и отрицательное. Но верить всему потоку информации ,поддаваться ли влиянию рекламы и позволять управлять сознанием т.е. определить степень влияния СМИ на наше сознание каждый человек решает сам.













20

Диограмма по итогам опроса подростков.







Диаграмма по итогам опроса взрослых.




21

Заключение  

Средства массовой информации - это мощный фактор воздействия на психологическое и  социальное состояние подростков. Их существует много видов и функции их различны. МСИ богаты историей своего происхождения. В различных странах они развивались по-разному. В данном проекте я подробно изучила историю развития в России.

      Так же я изучила особенности психологии подростка и рассмотрела тему влияния СМИ на поведение детей подросткового возраста, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно значимое. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

Я считаю, что взрослые, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должны  максимально воздействовать на детей и подростков с целью уменьшения влияния негативного рода информации. Но, это не значит, что нас надо «спрятать» от этого влияния (ведь, запретный плод сладок).  Наоборот, мы хотим, чтобы с нами  разговаривали, беседовали. Нам важно, чтобы нам помогли  анализировать  -  увиденное, слышанное,  прочитанное. Иначе, у нашего молодого поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на наш образ жизни.

       Злоупотребление современными СМИ, в особенности Интернета, стало очень распространено в мире. Интернет-зависимость стала серьезной проблемой для здравоохранения, над которой работают современные врачи.

  Я считаю, что достаточно полно изучила сущность и специфику  данной  проблемы, с  поставленными задачами моего проекта я справилась, цель достигнута.  

22

Использовать мой проект можно на уроках обществознания, ОБЖ, для разработки социальных проектов в школе.




 Список источников


http://otherreferats.allbest.ru/journalism/00158069_0.html

http://www.km.ru/referats/335726-vliyanie-sredstv-massovoi-informatsii-na-formirovanie-molodezhi

http://www.dnp.ru/publications/our-publications/media/smivsom

http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5873

http://sibac.info/studconf/hum/xi/32791






























23