Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 221 «Росинка» Фрунзенского района г. Саратова |
410071,г. Саратов, ул. Шелковичная, 224. Электронная почта:dou221@bk.ru. Тел. (8452) 56-36-65
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221 «Росинка» ___________ Курицына Т.П. |
ПРОЕКТ
по ОО «Познавательное развитие»
на тему: «Русская народная игрушка»
для детей подготовительной к школе группы
Воспитатель: первой квалификационной категории Саютина наталья Алексеевна |
2021 г.
Тип проекта: познавательно-творческий
Возраст детей: 6-7 лет
Период реализации: 1 месяц
Участники проекта:
Педагоги: Саютина Наталья Алексеевна, воспитатель, Федукина Ирина Владимировна, воспитатель
Воспитанники подготовительной группы «Золотая рыбка», 32 ребёнка
Родители воспитанников: 36 человек
Цель: формировать и расширять знания детей о народных промыслах через ознакомление с народной игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа.
2.Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.
3.Развивать декоративное-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.
4.Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.
5.Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.
Актуальность
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. К сожалению, не знание наших детей своей истории и традиций, жизни наших предков, не позволяет в полной мере учить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям.
Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.
Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.
Ожидаемые результаты:
- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;
- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);
- пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию;
- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;
- родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность.
Мероприятия по реализации проекта
Этапы реализации проекта | Содержание работы | Участники |
Подготовительный этап | Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. | Педагоги, родители воспитанников |
Организационный этап | 1.Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. 2.Беседы о народных игрушках, истории возникновения. 3. Помощь детям в поиске информации. 4. Организация предметно-развивающей среды (уголок «Народного творчества», полочка любования, коллекции, подбор детской художественной литературы и др.). | Педагоги, родители, воспитанники |
Практический этап | 1. Утренние беседы, «Что ты знаешь о русских народных игрушках» 2. НОД «Русская народная игрушка». Знакомство с народными промыслами - дымковским, филимоновским, гжелевским. 3. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала. 4. Мастер-класс Святослава Шитова по росписи деревянной игрушки «Солнечный конёк» 5. Чтение и пересказ русской народной сказки «Сивка-бурка». Разучивание русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки. 6. НОД «Составление дымковских узоров». ИЗО «Дымковские игрушки» (роспись фигурок из гипса) 7. Беседа «Сине-голубая гжель» (об истории промысла). Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка», разучивание стихов о Гжели. 8. НОД «Рисование элементов гжельских узоров». Оригами «Уточка», роспись гжелью. 9. НОД «Золотая Хохлома». ИЗО «Роспись миски хохломским узором» 10. НОД «Русская матрёшка». ИЗО «Роспись матрёшек». Аппликация «Матрёшки в хороводе» 11. Ручной труд «Кукла-хороводница» (тряпичная кукла) 12. Экскурсия в Музей предметов русской старины | Педагоги, родители, воспитанники |
Итоговый этап | Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставки совместных работ, фото выставки и фотоколлажей по теме проекта. Проведение итогового мероприятия – оформление прогулочного участка группы по теме проекта, постройка снежных фигур. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. | Педагоги, родители, воспитанники |
Результативность проекта
По результатам проекта у детей расширились представления о русских народных промыслах: Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.
Пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов, созданы коллекции: «Тряпичные народные куклы», «Сине-голубая гжель», «Русские матрёшки», «Дымковские игрушки».
Повысилась компетентность педагогов: расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.
Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ, фотоколлажи по теме проекта.