Долгосрочный проект
по патриотическому воспитанию
«Наша армия родная».
(старшая группа)
Выполнила: воспитатель старшей группы
Григоренко Л.А.
Шахты 2017
Долгосрочный проект «Наша армия родная»
Автор проекта: воспитатель Григоренко Л. А.
Исполнители: воспитатель группы Григоренко Л.А., музыкальный руководитель Сорокина Л.Л., физинструктор Копылова О.И., дети старшей группы, родители воспитанников.
Вид проекта: Долгосрочный , информационно- творческий.
Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный,
с 20.02. 2017 по 09.05.2017 г.
База реализации: МБДОУ №62.
Проблема: Патриотическое воспитание дошкольников актуальная проблема в условиях современной России. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Актуальность: Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши деды и прадеды.
Цель: воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ
Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны и расширять знания о героях ВОВ, боевой технике используемых в войне
Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой о войне
Развивать у детей навыки рисования и аппликации
Вызвать желание принять участие в соревнованиях
Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье
Формы реализации проекта:
выставка рисунков «1941-1945»
выставка военной техники
выставка «Памятники города Шахты»
развлечение посвящённое 23 февраля «Русские богатыри»
консультация для родителей
комплексное тематическое занятия « Великая Отечественная война»
комплексное тематическое занятия, посвящённое 9 мая «Пусть не будет войны никогда»
Ожидаемые результаты:
сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
получение понятные им необходимые представления о детях – героях и героях ВОВ, подвигах, которые они совершили.
осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Этапы реализации проекта:
1 этап Подготовительный
Определение темы проекта
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
Формулировка цели и задач, реализуемого проекта
Составление плана работы над проектом
Анкетирование родителей
Консультация для родителей «Как рассказать нашим детям об этой Великой войне».
Родители: Решение о принятии участия в проекте
Дети: Рассматривание иллюстраций о ВОВ
2 этап Основной
Развлечение «Русские богатыри»
НОД «Великая Отечественная война»
Знакомство детей с историей ВОВ, беседы о войне, фронтовиках, детях войны, об орденах и медалях «Дети –герои в годы войны»,Что такое героизм?», « «История георгиевской ленточки»
Организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр
Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война» В.Лебедев-Кумач , «День победы». сл. В. Харитонова муз. Д. Тухманова, «Катюша» сл. М. Исаковского муз. М. Блантер, «Мой прадедушка» сл. М. Загота муз. А. Ермолова.
Знакомство с художественной литературой (Е. Благинина «Шинель»; А. Митяев «Почему армия родная?» Л. Кассиль из книги «Твои защитники»).
Выставка художественной литературы о ВОВ.
Мини-музей «Парад Военной техники»
Выставка «Памятники города Шахты»
Изображение военных сражений, в изодеятельности (лепка, рисование, аппликация)
Рассматривание иллюстраций с изображением ВОВ
этапы | Содержание деятельности | Ответственный | Сроки |
I Орга низа цион ный | -сбор информации о возникновении праздника - подбор методической и художественной литературы для чтения, аудиозаписей -подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр -постановка целей и задач - сотрудничество с родителями -подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр; -оформление подборки рассказов «Детям о войне»; -разучивание стихотворений с детьми; -посещение с ребёнком городского музея, домашний просмотр фильмов о ВОВ, подготовка работ для выставки «1941-1945», сбор военных фотографий каждой семьи и т.д.) | Воспитатель группы | 20.02 -22.02 2017г. |
II Основной III Заключите льный | Развлечение «Русские богатыри» Изготовление открыток для пап Выставка «Военная техника » Выставка художественной литературы о войне Знакомство детей с историей ВОВ, беседы о войне, фронтовиках, детях войны, об орденах и медалях, о своих земляках. Беседа «История георгиевской ленточки» НОД «Великая Отечественная война» Чтение художественной литературы о ВОВ, Е. Благинина «Шинель»; А. Митяев «Почему армия родная?» Л. Кассиль из книги «Твои защитники». -изображение военных сражений, в изодеятельности (лепка, рисование, аппликация), -слушание песен военные лет и песен о войне; -просмотр познавательных видеороликов о ВОВ. Дидактические игры: «Назови пословицу», «Защитники Отечества», «Чья форма?», «Что изменилось?», «Военный транспорт» Сюжетно-ролевые игры: «Военные», «Госпиталь», «Моряки» Вернисаж детского творчества «1941-1945» Выставка «Памятники города Шахты» Комплексное тематическое занятие посвящённое Дню Победы «Пусть не будет войны никогда» Возложение цветов к памятнику павшим воинам | Воспитатель группы Муз. руководитель Физинструктор Воспитатель группы Муз. руководитель | 22.02-30.04 2017г. 4.05 2017г. |
3 этап Заключительный
Организация выставки работ (совместная работа детей и родителей)
Обновление патриотического уголка
Создание альбомов «Война глазами детей», «Мой прадедушка», «Памятники города Шахты»
Комплексное музыкальное занятие «Пусть не будет войны никогда»
Возложение цветов к памятнику павшим воинам
Формы и методы реализации проекта:
Беседа, развитие связной речи, творческая деятельность ( лепка, рисование, аппликация), литературно – музыкальная композиция, художественная литература, спортивные соревнования.
Используемая литература:
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012г. №273
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155
3. Андреева Н.Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» 2005г.№1
4.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе», -М., 2007г.
5.Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
6. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.: Аркти, 2005.
7. Сакавичене О. «Патриотическое воспитание» журнал «Ребенок в детском саду» 2006г. №2
Этапы реализации проекта
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей на тему: Знакомьте детей с героическим прошлым России»
Привлечение родителей к проведению конкурса (в группе) рисунков, на тему Великая Отечественная война
Сбор военных фотографий в каждой семье
Ожидаемые результаты:
-сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
-осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
-получение понятные им необходимые представления о детях – героях и героях ВОВ, подвигах, которые они совершили.
Создание атмосферы праздника в День Победы, желание сказать
«Спасибо!» оставшимся в живых ветеранам. Подарить сделанные для ветеранов подарки на параде Победы.
Результаты работы по проекту.
Благодаря проекту, дети получили необходимую информацию о людях, сражавшихся на войне, о детях – войны, о тягостях тех лет.
У них сохранился интерес к истории своей Родины, к их защитникам.
Родители активно принимали участие в реализации проекта, осознавали важность патриотического воспитания у дошкольников .
Мероприятия осуществления проекта в честь Дня Победы
Сроки реализации 20.02-09.05.2017г.
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Тематическое занятие: « Пусть не будет войны никогда», «Великая Отечественная война » Развлечение «Русские богатыри» Возложение цветов к памятнику павшим воинам |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра : «Военные», «Госпиталь», «Моряки» |
Речевое развитие | Беседы на тему: «История георгиевской ленточки» Создание альбомов «Военная техника ВОВ», Рассматривание открыток «Города герои» Составление рассказа «На параде» Чтение художественной литературы о ВОВ А.Митяев «Почему армия родная?», Л. Кассиль из книги «Твои защитники» Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» , стихов о войне Д/игры «Назови пословицу», «Защитники Отечества», «Чья форма?», « Что изменилось?», «Военный транспорт» |
Конструирование | Из бумаги «Голубь, как символ мира» |
Художественно – эстетическое развитие | 1. Рисование «Пограничник с собакой», «Солдат на посту», рисунки о войне. 2.Аппликация «Матрос с сигнальными флажками», «Пароход». 3.Аппликация «Поздравительная открытка». |
Музыка | 1.Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», "Хотят ли русские войны, "От героев былых времён..."и другие песни военных лет . 2.Пение «Катюша», «Мой прадедушка». |
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в нашем исследовании, посвященном изучению темы «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Заполняя анкету, пожалуйста, подчеркните приемлемый для Вас вариант ответа.
1.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой
Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни?
Да.
Нет.
Затрудняюсь ответить.
2.Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?
Праздником Великой Победы.
Днем памяти погибших на войне.
/Дополнительным выходным.
3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?
- Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей.
Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию.
Затрудняюсь ответить.
5. Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников'?
Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов.
Нет. Затрудняюсь ответить.
6.Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны?
Если да, напишите, кто именно.
7. Рассказывали ли они о войне Вашим детям?
-Да.
-Нет.
-Затрудняюсь ответить.
8.Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?
Конкурс рисунков.
Оформление мини-музея, фотовыставки.
Создание альбома « Мой прадедушка», содержащего фото родственников - участников войны.
Благодарим за сотрудничество!
Дидактические и подвижные игры.
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.
Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«С родной земли — умри, не сходи»,
«За край свой насмерть стой»,
«За правое дело стой смело»,
«Жить - Родине служить»,
«Счастье Родины - дороже жизни»,
«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».
Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Цель: закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества ;развивать речь, умение классифицировать предметы.
Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.).
В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.
Подвижная игра «Кто быстрее?»
На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат гимнастерка, комбинезон, плащ-накидка, буденовка, бескозырка. По команде дети должны как можно быстрее одеться или одеть кукол. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром. Он распечатывает конверт и объявляет, в какой воинской части дети побывают в следующий раз.
Подвижная игра «Перетягушки»
Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.
Подвижная игра «Саперы»
Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.
Консультация для родителей
Советы родителям «Как рассказать детям о войне».
Первый способ — говорите об этом с ребенком!
Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.
Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.
Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.
Седьмой способ — посещение памятных мест.
Долгосрочный проект
по патриотическому воспитанию
«Наша армия родная».
(старшая группа)
Выполнили: воспитатель Григоренко Л.А.
муз. руководитель Сорокина Л.Л.
физинструктор Копылова О.И.