МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКИЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ПРОЕКТ
«Улица полна неожиданностей»
Составитель:
Мамонова Елизавета Евгеньевна
Благовещенск 2020
Актуальность темы
Детей привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Однако наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать правила дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге. Именно поэтому был создан проект «Улица полна неожиданностей». В проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности (игры, прогулки, беседы). Дети подробно знакомятся с Правилами дорожного движения, рассматривают различные проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека.
Проблема исследования: проблема учащихся состоит в том, что многие не соблюдают правил дорожного движения и поэтому это и привело всё больше дорожно-транспортных происшествий связанных с детьми. Особую роль в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашего города и села.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации практико-ориентированная деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация школьников и их умение применять эти знания на практике.
Объект исследования: учащиеся 3 класса начальной школы
Цель проекта: формирование и развитие у детей школьного возраста основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей младшего школьного возраста с правилами безопасности на дороге, со светофором, пешеходным переходом;
2. Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность,
ответственность и осмотрительность на дороге;
3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
Гипотеза исследования: проект «улица полна неожиданностей», будет способствовать предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма
Методы исследования:
1. Подбор методической литературы
2. Подбор материала для игровой деятельности
3. Подбор наглядно-иллюстрированного материала.
4. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
5. Работа с родителями.
Тип проекта по основным классификационным признакам:
по количеству участников: групповой
-по охвату школьных дисциплин: матапредметный;
- по приоритетной деятельности: практико- ориентированный,
Режим работы: комбинированный.
Этапы реализации проекта их описание:
Проект состоит из трёх основных этапов.
Этапы проекта | Содержание работы | Продукт исследования | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
I.Подготовительный | -Определение темы и целей проекта, его исходного положения. -Подбор наглядно-иллюстрированного материала. -Подбор художественной литературы по теме. -Подбор материала для игровой деятельности. -Составить перспективный план работы по проекту; -Диагностика знаний и навыков детей. | Презентация | Обсуждают тему проекта с учителем при необходимости информации. Формируют задачи проекта. Выбирают план действий | Знакомит со смыслом проекта. Помогает в определение целей и задач проекта. Предлагает идеи. Наблюдай за работой учащихся |
II.Основной | 1. Беседы: Как переходить улицу, Правила поведения на дороге, Виды транспорта, Какие бывают машины, Как вести себя в транспорте. 2. Художественное творчество: - рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», 3. Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры: -Настольно – печатная игра «Дорожные знаки». -Дидактическая игра «Учим дорожные знаки». -«Узнай по описанию». -«Это я, это я, это все мои друзья!». -Настольно – печатная игра «Дорожная азбука». -«Угадай какой знак». -Сюжетно – дидактическая игра «Нам на улице не страшно». -Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы». -Сюжетно – ролевая игра «Автобус». Подвижная игра «Трамвай». –Подвижные игры, Воробушки и автомобиль. Стой – иди, Сигналы светофора, Поезд, Автобус. «Дорожные знаки и автомобили», 4. Художественная литература, видеотека: Мультфильм «Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» Художественная литература Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу». 5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации. 6. Рассматривание: Альбомы «Дорожные знаки», плакаты по ПДД., презентации по ПДД. 7. Тематические погружения по теме проекта – встречи с инспекторами ДПС, посещение регулируемых перекрестков, 8.Работа с родителями: -Консультации. -Памятка для родителей «Правила дорожного движения для пешеходов». . 9. Игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного движения»; Изготовление продукта проекта настольной игры «Улицы нашего города», изготовления макета улицы, перекрёстка. | Видеофильм, сценарий игр, мероприятие, презентация | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
3. Заключительный этап | Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, и по возможности составление рекомендаций. Подготовка отчёта о ходе выполнение с помощью демонстрационного материала по изготавливаемому предмету «Улицы нашего города», изготовления макета улицы, перекрёстка. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. | Презентация | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Проектный продукт: видеофильм, презентация, сценарий игра, мероприятие.
Оборудование для реализации проекта: мультимедийная презентация, компьютер, проектор
Перспективы проекта:
Перспективы данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах, на дорогах и в транспорте. Будет создана предметно-развивающая среда, подобрана методическая литература. Дети будут знать дорожные знаки, а главное будет формироваться привычка соблюдать правила дорожного движения.
Обогащение словарного запаса детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки.
Проектные приращения:
Знание правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным перехода
Умение детей предвидеть опасные ситуации на дороге и принимать правильные решения.
Навыки культурного и безопасного поведения на улицах городах и сёлах, правильно вести себя без посадки и высадки транспорта, движению по тротуару
Список использованных источников
1. Авдеева Н.Н. Безопасность на улицах/ Н.Н. Авдеева. – М. : ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
2. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО издательство «Детство – пресс», 2011.
3. Добрая дорога детства
4. Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
5. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно–транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2017 г.