Цель проекта: “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.
Задачи проекта:
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Актуальность:
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Тип проекта:
Долгосрочный (срок реализации: проект рассчитан на 1 год), информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта:
Информационно-исследовательский
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Формы взаимодействия:
• С детьми: игровая деятельность, продуктивная деятельность, педагогические мероприятия, образовательные события.
• С родителями: консультации; открытые показы образовательных событий, совместные мероприятия.
• С педагогами: семинары; открытые образовательные события; консультации.
Объем проекта:
Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с сентября по май, совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Методы проведения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических);
• Беседы (конструктивные).
Ожидаемые результаты.
Для детей.
- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Этапы проекта:
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагога
Анализ методической литературы.
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2. Сотрудничество с родителями
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, консультаций
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.
II. Практический
Формы организации образовательного процесса
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Экскурсия в “детскую лабораторию”. Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней. |
Октябрь «Волшебница- вода» | Эксперимент “Какая бывает вода”. Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”. Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами. Эксперимент “Куда делась вода”. Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”. Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения. «Круговорот воды в природе» Цель: Объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность |
Ноябрь «Такие разные вещи» | Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”. Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. Эксперимент “Волшебные стёклышки”. Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Эксперимент “Меня зовут Стеклянчик”. Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность. Эксперимент “Родственники стекла”. Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства. «Свойства некоторых вещей» Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас. Учить пользоваться журналом научных наблюдений. «Бумага – наша помощница» Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением |
Декабрь «Невидимка воздух» | Эксперимент “Воздух”. Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Эксперимент “Почему дует ветер”. Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый. Эксперимент “Этот удивительный воздух”. Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Эксперимент “Вдох - выдох”. Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. |
Январь «Хитрая жидкость» | Эксперимент “Разноцветные сосульки”. Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности. Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”. Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Эксперимент “Изменение объёма жидкости”. Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании. |
Февраль «Сила магнита» | Эксперимент “Испытание магнита”. Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Эксперимент “Два магнита”. Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”. Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Эксперимент “Необычная скрепка”. Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться. |
Март «В мире электричества» | Эксперимент “Волшебный шарик”. Цель: установить причину возникновения статистического электричества. Эксперимент “Чудо-причёска”. Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов Эксперимент “Что такое молния”. Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. Эксперимент “Почему горит фонарик”. Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. |
Апрель «Физические явления» | Эксперимент “Сила тяготения”. Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле. Эксперимент “Две пробки”. Цель: выяснить, как действуют сила притяжения. Эксперимент “Упрямые предметы”. Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения. Эксперимент “Почему предметы движутся”. Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. |
Май | Оформление электронной презентации, оформление выставки детских лэпбуков по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов. |
III. Обобщающий
Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.
Презентация продуктов деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Методическое:
1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.
3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.
4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.
5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.
Материально-техническое:
- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
- оформление “детской лаборатории в группе.
Дальнейшее развитие проекта:
Развитие поисково-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста:
1) создание условий в группах для поддержания и развития познавательного интереса;
2) организация совместной деятельности детского сада и семьи по данной тематике.
¬ Работа коллектива ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
1) разработка рабочей программы дополнительной образовательной деятельности для воспитанников старшего возраста «Мы- исследователи»;
2) оборудование на участке «Метеостанции», обучение воспитанников способам и приемам работы на ней.
ГБДОУ ЛНР «Брянковский ясли-сад №1 «Звёздочка»
Проект
по поисково-исследовательской деятельности
в старшей группе
«
Мир вокруг нас»
Подготовила:
Воспитатель : Матюхина Л.В.
г.Брянка
2018 г