МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 98 «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАРИУПОЛЯ»
Проект по познавательно – исследовательской деятельности (ознакомление с окружающим миром)
«Мы - пожарные»
Подготовила: воспитатель:
Ширяева Л.А.
Мариуполь
2023
Проект по познавательно – исследовательской деятельности (ознакомление с окружающим миром) «Мы - пожарные».
(проект по правилам пожарной безопасности )
Участники: воспитатели, воспитанники группы, родители.
Тип проекта: среднесрочный.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность проекта вызвана тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.
В современных условиях проблема пожарной безопасности носит особую актуальность, которая продиктована следующими обстоятельствами:
- увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человеческого фактора;
- наличие игровой деятельности детей пожароопасными предметами;
- недостаточная компетентность и халатное отношение к данной проблеме.
Мы считаем, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме, объединить усилия ДОУ и родителей для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного;
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом;
Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг;
формировать умение оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Если воспитывать детей быть ответственными за собственную безопасность и безопасность окружающих, соблюдение противопожарных норм и правил- постоянный процесс, в котором участвуют все: и педагоги, и родители, и сотрудники пожарной охраны, тогда жизнь наших детей будет в безопасности.
Принципы реализации проекта:
систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
формирование новых знаний, умений, навыков в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся знаний;
принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Ожидаемые результаты:
повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;
создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;
привитие уважение к героической профессии «Пожарный»
овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, осознанное выполнение правил противопожарной безопасности
профилактика панического страха перед огнём
привлечение родителей к данной проблеме, координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Ресурсы проекта : Аудио-, видеосистемы, компьютер, опорные карты, дидактические материалы, технологии и т.д.
I этап-Организационно-подготовительный.
На этом этапе определяем основные направления реализации проекта, подбираем программно-методическое обеспечение.
II этап - Рефлексивно-диагностический.
На этом этапе выявляем исходные показатели знаний воспитанников и их родителей по теме проекта. Уточнение представлений детей о ППБ, их личный опыт. Беседы, наблюдения, первичный мониторинг. Выявление уровня знаний родителей по данной теме. Анкетирование, индивидуальные и групповые консультации. Составление тематического перспективного планирования.Самообразование.
III этап - Практический.
На этом этапе происходит реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности.
Ознакомление с темой проекта, постановка проблемной ситуации
Беседы, занятия.
Реализация проблемы через активное внедрение различных форм работы с детьми
Непрерывная образовательная деятельность в традиционных и нетрадиционных формах, экскурсии, ознакомление с художественной литературой. Приобщение к проблеме в предметно-развивающей среде
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, макетов для закрепления ППБ
Ознакомление с ППБ в досуговой деятельности
Досуги, развлечения, праздники, спортивные мероприятия
Решение проблемы во взаимодействии с родителями, выставки детского творчества, консультации, беседы, папки-передвижки .Приобщение к проблеме работников пожарной части. Совместные мероприятия с пожарными.
Формы реализации проекта:
Непрерывная образовательная деятельность.
Игровая деятельность.
Тренировки по эвакуации.
Экскурсии, встречи.
Занятия на базе пожарной части
Исследовательская деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Формы реализации проекта в непрерывной образовательной деятельности.
Познавательное развитие :
1. «Огонь-друг, огонь-враг»
2. «Спичка- не игрушка, огонь- не забава»
3. «Стихия- огонь»
4. «Электрические приборы в доме»
5. «Пожарная безопасность в лесу»
6. «Знакомство со службой 101»
7. «Чтобы не было беды, лучше правила учи»
Речевое развитие :
1. «Чтение стихотворения С.Маршака «Пожар», беседа по содержанию»
2.Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.
3. Составление рассказов с заданными словами, по картинкам.
4.Загадки по правилам пожарной безопасности.
5. Составление творческих рассказов на тему.
6. Постановка кукольного театра «Кошкин дом».
7. Чтение, беседа, моделирование ситуаций по рассказам «Бумажный самолётик», «Украшаем ёлку».
Ознакомление с художественной литературой:
1. С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Сказка про спички»
2. Б. Житков «Пожар», «Дым»
3. О. Сенатович «Осенний пожар»
4. Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?»
5. И.Демьянов «Коробок-чёрный бок»
6. Н. Белянина «На досуге», «От горящей спички летом»
Беседы:
1. «Огонь -наш друг»
2. «Как люди овладели огнём»
3. «О пользе огня в жизни человека»
4. Эта спичка-невеличка.
5. «Отчего происходят пожары» с рассматриванием иллюстраций
6. Беседы о труде пожарных с рассматриванием иллюстраций, плакатов.
7. Рассматривание иллюстраций с изображением экипировке пожарного, беседа.
8. «В жизни всегда есть подвигу место» с чтением стихотворений С.Маршака «Дядя Стёпа».
9.Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах безопасного поведения возле ёлки.
10. Рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины, беседа о её назначении.
11.Беседы по иллюстрациям, плакатам на тему «Огнеопасные предметы».
12. «Электрические предметы в доме».
14. «Действия при пожаре».
15. Беседа о правилах безопасного поведения на природе с рассматриванием иллюстраций.
16. Правила безопасности в детском саду.
Формы реализации проекта в досуговой деятельности:
1. Спортивное развлечение: «Отважные пожарные»
2. Игра «Я пожарный »
3. Литературно - спортивное развлечение по пожарной безопасности.
4. Досуг на тему: «Что мы знаем об огне»
6. Игровая ситуация «Эвакуация»
7. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Кошкин дом»
Формы реализации проекта в игровой деятельности.
Дидактические игры:
«Угадай профессию»
«Собери пазлы»
«Опасные соседи»
«Если возник пожар»
«Доскажи словечко»
«Лото-пожарная безопасность»
«Огнеопасные предметы»
Моделирование возможных опасных ситуаций на макете,
в игровом уголке:
«Пожароопасные места в квартире»
«Твои первые действия при пожаре»
«Пожар в подъезде»
«Если возник пожар»
«Если в квартире много дыма»
Игровые тренинги с телефоном.
Сюжетно-ролевые игры:
«Позвони 101»
«Мы – пожарные!»
«Пожарная часть»
Формы реализации проекта в продуктивной деятельности детей.
1.Организация выставки детских рисунков «Спички- детям не игрушки»
2. Аппликация «Костёр»
3.Иллюстрирование причин пожаров «Отчего происходят пожары»
4. Конструирование из бумаги «Пожарный автомобиль»
5.Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»
6.Оформление выставки детско-родительского творчества по ППБ.
7.Творческое рисование на асфальте «Спичка»
8. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
9. Конкурс детских рисунков на тему «Пожар!», лепка «Пожарная машина».
Формы реализации проекта в исследовательской деятельности.
Опытническая деятельность:
1. «Огонь потушить можно……»
2. «Чем же дышит огонь»
3. «Водой масло не затушишь»
4. «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?»
5. «От чего во время пожара часто происходят взрывы»
6. «Пожары загрязняют воздух»
Формы реализации проекта посредством экскурсий, встреч.
1. Экскурсии в пожарную часть.
2.Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарным уголком в ДОУ.
3.Встречи с пожарным инспектором.
4. Знакомство с системой оповещения, эвакуационными путями. Учебная эвакуация.
Формы работы с родителями.
Консультации:
1. «Опасные предметы в доме»
2. «Детям о труде пожарных»
3. «Новогодние забавы»
4. «Знакомим детей со службой 01»
5. «Ребёнок один дома»
6. «Детям об электричестве»
7. «Откуда опасность?»
8. «Учим детей правильному поведению в лесу»
9. «Безопасность наших детей- в наших руках»
Папки-передвижки:
1. «Спички детям не игрушка»
2. «Чем нельзя украшать новогоднюю ёлку»
3. «Пожарная безопасность»
4. «Возможные причины возникновения пожаров»
Информационные стенды:
1. «101»
2. «Соблюдай правила пожарной безопасности»
3. «Осторожно, огонь!»
Беседы:
1. «О необходимости обучения детей правильному поведению во время пожара»
2. «Чтобы не было беды»
3. «Безопасность в вашем доме»
4. «Если в доме начался пожар»
Мероприятия, совместные с родителями:
1. Родительское собрание «Что должны знать дошкольники о правилах пожарной безопасности»
2. Конкурс детско-родительских рисунков на тему: «Пожарная безопасность».
IV этап - Заключительный.
Вывод: формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста посредствам игры – это формирования полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления жизненного опыта. Мы предполагаем, что, проведённая работа даст положительные результаты. Будем стараться, чтобы у детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания об окружающей действительности и работе пожарных, выработались практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что поможет детям сохранить их жизнь и здоровье.