СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по развитию речи у младших дошкольников по средствам фольклора

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Учить детей воспринимать разнообразные формы фольклора:колыбельные, потешки, пословицы, поговорки, сказки.

2. Вызывать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциоциональный отклик на произхведение устного народного творчества.

3. Побуждать детей использовать произведение фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительный, музыкальный)

Просмотр содержимого документа
«Проект по развитию речи у младших дошкольников по средствам фольклора»

МДОУ Турунтаевский

д/сад "Росинка"











Проект

"Развитие речи у младших дошкольников

посредством малых форм фольклора"





Воспитатель: Кафтанюк Л.И

















Турунтаево 2018 год

Тип проекта

* По доминирующей деятельности: познавательно-игровой, творческий

* По предметно-содержательной области: познавательный, речевой, художественно-эстетический

* По времени проведения: краткосрочный (3 недели)

* По характеру контактов: детско-взрослый

* По количеству участников: групповой

Проблема проекта

дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сентизивно к усвоению речи. поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т.д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешик, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, т.е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребенка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: Что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребенка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребенка - сила примера. Книга сознательно и целеустремленного направляет ход его мыслей, пробуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребенка, развивает речь. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знания жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Это устное словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

Теоретические обоснования

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

1. Отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;

2. Формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;

3. Использование наглядного материала, способствующего освоению содержания произведений устного народного творчества;

4. Создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности.

В работе с детьми необходимо учитывать следующие моменты:

1) Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

2) В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;

3) Содержание материала должно соответствовать детскому опыту;

4) Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

5) Необходимо контролировать длительность занятия.





Цель и задачи по развитию речи посредством малых форм фольклора

Цель: развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову.

Задачи: 1. Учить детей воспринимать разнообразные формы фольклора: колыбельные, потешки, пословицы, поговорки, сказки.

2. Вызывать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.

3. Побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.)

4. Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.

Ожидаемы результат

Вся проделанная работа позволит:

- Повысить у детей уровень слуховой памяти, внимания, речи;

-Развить способность различать формы художественной литературы;

- Сформирует уважение и бережное отношение к книгам у детей;

- Повысить у детей интерес к заучиванию наизусть и рассказыванию по желанию произведений художественной литературы;

- Сформирует способность у детей умения выразительно читать наизусть, раскрывать характер и настроение героев, передавать эмоциональный фон;

- Использовать детьми самостоятельно малых форм фольклора в игровой деятельности.



Содержание работы

1) Повышение профессионального уровня (изучение литературы, создание картотеки по малым формам фольклора

2) Создание условий в группе (картотека иллюстраций, приобретение книг с произведениями, подбор игрушек и игровых материалов, подбор дидактических игр)

3) Повышение педагогической грамотности родителей (создание буклетов)

4) Дети (внесение в группу книг, иллюстраций)



Методы и приемы развития речи посредством малых форм фольклора

* Беседа после чтения

* Использование иллюстративных материалов ( картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др)

* Выполнение детьми разнообразных заданий

* Речевые упражнения (подбор слов, характеризующие персонажа, подбор сравнений, интонационная выразительность речи)

* Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов

* Использование малых форм фольклора (загадки, поговорки, и пословицы, частушки, колыбельные песенки и потешки, приговорки, фольклорные прибаутки)

* Игры - драматизации

* Игры - забавы

Система работы по развитию речи посредством малых форм фольклора

1) Совместная деятельность и воспитателя и детей

- Обучение непосредственно в НОД

- Обучение и закрепления знаний детей в режимных моментах

- Собираясь на прогулку

- Причесывая девочек и заплетая косы

- При укладывании спать

- При адаптации ребенка к новым условиям

- На улице ребенок знакомится с закличками и считалками

2) Самостоятельная деятельность детей в центрах развития

Результат работы по развитию речи посредством малых форм фольклора

Результативность использования фольклора в процессе развития речи можно увидеть в том, что дети стали более общительны, эмоциональны, с радостью и удовольствием используют в совей речи потешки, заклички, прибаутки и т.д. дети пытаются рассказывать наизусть с интонацией, сопровождая жестами, движениями и мимикой.

Перспектива по развитию речи посредством малых форм фольклора

Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:

* Накопление дидактического материала (фотографий, иллюстраций и т.д.);

* Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора;

* Организация и проведение праздника на основе изученных малых форм фольклора;

* Организовать в группе уголок малых форм фольклора.