СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменационный прект 

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА СПЛАВНУХА КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

(МБОУ «ООШ села Сплавнуха»)













«Модно ли быть грамотным»



Область научных знаний: русский язык

Номинация:научно-исследовательский проект




Проект выполнила

Имукова Валерия

учащаяся 9 класса

МБОУ «ООШ села Сплавнуха»


Руководитель: Итэсь Е.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ООШ села Сплавнуха»







с. Сплавнуха

2020г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………. 2

  1. Теоретические аспекты грамотности……………………………….5

    1. Сущность понятия грамотность………………………………...5

    2. История развития грамотности………………………………...6

  2. Практические особенности и значение развития грамотности…..12

    1. Анализ грамотности школьников в современном обществе нашей страны……………………………………………………………12

    2. Проблемы повышения уровня грамотности человека………..17

  3. Рекомендации для повышения грамотности среди учащихся……21

Заключение………………………………………………………………23

Список использованных источников …………….……………………25

Приложения……………………………………………………………..26





















Введение

«Язык – это инструмент,

необходимо знать его,

хорошо им владеть.»

Максим Горький.

Грамотность — степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

В настоящее время мы живём в усовершенствованном и современном мире, где высококвалифицированная техника, новые технологии, практически всё делают за человека. Интернет просто поглощает людей один за другим. Без интернета мы уже не можем представить нашу жизнь. Да, с одной стороны это упрощает жизнь, например: узнаем много полезной информации, следим за политической, экономической, социальной и духовной сферой жизни общества, развиваемся в различных направлениях, общаемся с людьми, которые, возможно, находятся очень далеко от нас. Но, увы, есть и отрицательная сторона интернета, которая губит людей. И одной наиболее популярной и распространённой проблемой является безграмотность человека, как в письменной форме, так и в устной.

Сейчас довольно часто можно встретить малограмотных людей с узким кругозором знаний, которые не задумываются, что в словах надо ставить правильно ударение, писать без грамматических ошибок, произносить речь связано, а мысли формулировать складно. Ведь в школах преподают русский язык, который является одним из главных предметов. Дело в том, чтозакладывается в человекеграмотность в самомюномвозрасте. Ребёнокслушает, кaк говорятродители, и ycвaивaeт иx мaнepy peчи кaк пpaвильнyю, дocтoйнyю пoдpaжaния.

Малограмотны новостные сайты, чаты, журналы, а также печатные издания, в которых можно заметить множество орфографических и пунктуационных ошибок.Язык оскудевает, он семимильными шагами идет к своему вырождению. И мало кто борется за чистоту языка.На улице можно услышать: «звонит» с ударением на первый слог, «ложить» вместо «класть» и множество других грамматических ошибок, которые можно перечислять бесконечно. Ну, а что уж говорить о социальных сетях. В интернете и тем более никто не задумывается над правильностью написанного им. Скорость написания зачастую отражается на качестве. Нелепые, а подчас и намеренные ошибки – все это атрибуты нашей виртуальной жизни. Но, начав писать так нестарательно и быстро, мы и в реальность переносим эту манеру. Мы думаем, что понимаем друг друга, что говорим четко и ясно. Но, увы, это не совсем так.

Актуальность: Во-первых, грамотность повышает культуру развития человека. С грамотным человеком интереснее общаться. Во-вторых, грамотность – это основной двигатель для развития науки и технологий. Ведь только грамотные люди могли создать такие предметы жизнедеятельности, без которых не может обойтись современный человек: мобильный телефон, компьютер, автомобиль, самолёт. В-третьих, грамотность позволяет воспитать в человеке эрудицию и трудолюбие.

Гипотеза:Предполагается, что если человек мало читает, много играет в компьютерные игры и мало общается с другими людьми, то его грамотность снижается.

Объект исследования: низкий уровень знаний в сфере грамотности.

Предмет исследования:грамотность школьников.

Сроки исследования: сентябрь 2019–январь 2020

Метод исследования:анализ, сравнение уровня грамотности школьников, сбор статистических данных, анкетирование, опрос учащихся,эксперимент, моделирование, наблюдение, опыт.

Цель проекта:

Выявить актуальность и повысить значимость грамотности в жизни школьника.

Задачи:

  1. Изучить сущность понятия грамотности.

  2. Проанализироватьисторию развития грамотности в России.

  3. Выявить уровень грамотности школьников в современном обществе.

  4. Определить проблемы повышения уровня грамотности человека.

  5. Разработать рекомендации для повышения уровня грамотности учащихся.


Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения своей грамотности в области грамматики.


  1. Теоретические аспекты грамотности.


1.1 Сущность понятия «грамотность».


Грамотность – определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка.Один из важнейших показателей социально-культурного развития населения.

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни.

Конкретное содержание понятия «грамотности» менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к социализации индивида: от простого умения читать – к умению читать, писать и производить элементарные вычисления. В последние десятилетия 20 века в странах, достигших всеобщей грамотности населения, используется показатель общего уровня образования населения.Показатель грамотности сохраняет своё значение и в исторической оценке развития культуры.

Грамотность – это владение навыками устной и письменной речи в соответствии с литературным языком. Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык теперь – самое выразительное умение, которым должен обладатьчеловек.

Для системы непрерывного образования вопрос о грамотности представляет особый интерес, так как напрямую затрагивает проблему целей и содержания обучения, а также его технологического обеспечения. В современном мире выделяют различные виды грамотности. «Функциональная грамотность» – способность человека принимать участие во всех видах деятельности, где грамотность нужна для использования чтения, письма и счета для своего развития и развития общества. Для ориентации в конкретной области какого-либо предмета выделяют такие виды грамотности, как математическая грамотность, естественно-научная грамотность, грамотность чтения, библиографическая грамотность.

Джек Дебес в 1960 году ввёл понятие визуальной грамотности. Это возможность человека анализировать и синтезировать зрительную реальность.

В настоящее время происходит реализация международных проектов по развитию научной и технологической грамотности. Так как эти виды грамотности определяют способность человека использовать информацию с помощью современных научно-технических ресурсов: СМИ, компьютер, интернет.

Сегодня также выделяют культурную грамотность. Это способность понимать ту или иную культуру, знать традиции, обычаи, музыку, танцы, поэзию.

Таким образом, грамотность – это способность человека взаимодействовать с современным окружающим миром не только с помощью чтения и письма, но и путём использования новейших информационных технологий.Есть такое выражение: «Грамотность – следствие стандартизации и упрощения». То есть, люди должны получать и передавать информацию таким способом, чтобы их понимало наибольшее количество людей, а не только ближайшие собеседники, с которыми они общаются.Быть грамотным и начитанным,будет модно и востребовано всегда.



    1. История развития грамотности.



Потребность в грамотности возникла в раннеклассовом обществе с появлением пись­мен­но­сти.В традиционномобществе грамотнымибыли дворяне, ремесленники и торговцы. Это связано с характером деятельности данных слоёв населения.В традиционном европейском обществе грамотностью владели 10-15% населения, в основном городского, крестьяне были неграмотными.

В период Реформации обучение грамоте связано с необходимостью читать библию и было реализовано в группе стран вокруг бассейна Северного и Балтийского морей(Англия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, многочисленного германского княжества, Дания, Голландия, Швейцария).

Позднее в этот процесс включились Франция, Габсбургская монархия (Австрия, Чехия, Словения и др.), Речь Посполита, Бельгия, Португалия, Греция, Болгария. Эти страны освоили грамотность в 1920 году.

Рассмотрим историю развития грамотности в России.

Система среднего образования в России была создана в конце XVIII века. С 1786 г. в городах начали открываться училища, где обучали чтению, арифметики, письму, географии, механики, истории, Закону Божьему. Учителей готовили в специальной учительской семинарии в Санкт-Петербурге.

В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге для девушек из бедных дворянских семей.

К началу XIX столетия было уже более 300 учебных заведений с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. В 1804 г. был принят устав учебных заведений России, которые делились на четыре ступени: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. Государственное финансирование предусматривалось для трех верхних ступеней образования, а приходские училища действовали на общественные пожертвования.

В начале XIX века открывались привилегированные гуманитарные лицеи: Демидовский в Ярославле в 1803 г., Царскосельский в 1811 г. и Ришельевский в Одессе в 1817 году, создавалась системы высшего образования.

К началу 1846 г. в России насчитывалось 111860 учащихся в 2319 школах. Н.Г. Чернышевский в своей статье «Суеверие и правила логики» в 1859 г. попытался приблизительно оценить численность грамотного населения России: «По самым щедрым расчетампредполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Русской империи людей, умеющих читать, набирается до 5 миллионов».

Так в Московской губернии в 1869 г. уровень грамотности сельского населения составил всего 7,5%. Следует отметить, что доля грамотных мужчин намного выше доли грамотных женщин (13,6% против 1,8% в 1869 г.).(см. таблицу 1).


Таблица 1

Грамотность сельского населения России в 60-80-х годах XIX века.


Большое значение для получения сведений об уровне грамотности населения имела Первая всеобщая перепись населения 1897 г. Переписной лист содержал два вопроса: об умении читать и месте получения образования. Результаты переписи показали, что уровень грамотности населения составил 21,1%; при этом у мужчин он был значительно выше, чем у женщин (29,3% против 13,1% соответственно).(см. таблицу 2).

Таблица 2

Грамотность населения отдельных территорий России в 1897 г.


Численность неграмотного населения в 2,4 раза превышала численность грамотных (47,5 млн. человек против соответственно 20 млн. человек). В Средней Азии в 1897 г. грамотными было всего 5,3% населения, в Европейской России 22,9%. (см. таблицу 3).

Таблица 3

Возрастной состав грамотного населения России в 1897 г.


Наименее грамотное население - в возрасте до 10 лет (2,9% грамотных), так как человек находится на начальном этапе образования. Максимальная доля грамотных наблюдается в возрастном интервале от 10 до 19 лет (29,1%), а затемдоля грамотных снижается. То есть наблюдается факт роста образованности населения и к 1913 году грамотными являются 40% населения России.(см. табл. 3)

В1930 г. введено обязательное начальное обучение, и увеличилось количество высших учебных заведний до 72.

Данные о грамотности населения по результатам переписей населения 1897-2010 гг., приведенные в таблице 4, свидетельствуют о повышении образовательного уровня граждан.

Таблица 4

Грамотность населения в возрасте 9-49 лет (в процентах)


Таким образом, с 1897 по 2010 г. произошла ликвидация неграмотности населения и процент грамотного населения в возрасте 9-49 лет увеличился на 70,2 процентных пунктов. Однако, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. неграмотными являлись 161,1 тыс. человек.

В 2010 г. 31,2% населения страны в возрасте 15 лет и старше имели среднее образование; при этом доля лиц с высшим образованием составила 22,8%. В блоке вопросов переписи 2010 г. об образовании впервые были выделены ступени высшего образования в соответствии с действующим законодательством (бакалавр и магистр), также введен вопрос о наличии ученой степени. Расширение перечня вопросов, касающихся образования, в переписных листах, а также тенденция к повышению уровня грамотности населения свидетельствуют о возрастающей роли образования в нашей стране. В 2015 г. Россия находилась на 82-м месте из 140 стран мира по качеству образовательной системы и на 58-м месте по качеству математического и естественно-научного образования. В 1992 г. закон «Об образовании» обусловил появление негосударственных вузов и платного образования в государственных вузах.

Таким образом, в ходе анализа истории развития грамотности было выявлено увеличение к 21 веку числа грамотных людей и повышение тенденции к получению образования.





2. Практические особенности и значение развития грамотности.

2.1 Анализ грамотности населения в современном обществе нашей страны.



Согласно ЮНЕСКО Россия занимает 15 место по уровню грамотности в мире. Эти данные были составлены из национальных оценок и оценок, основанных на Глобальной модели прогноза грамотности, разработанной в 2007 году.

По данным ООН Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам.

Так, по последним данным статистиков, в возрасте 15 лет и старше примерно 99,4 % населения Российской Федерации умеют читать и писать. При этом среди мужчин 99,7 % являются грамотными, а среди женщин 99,2%.

Я проанализировала уровень грамотности учащихся 5-9 классов в своей школе. Своё исследование я начала с проведения в школе анкетирования, в котором надо было правильно расставить ударения в словах (договор, каталог, квартал, звонит, начался, облегчить, красивее, торты, цепочка, средства).Результаты опроса представлены на рис. 1















Рисунок 1


По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство ребят не придают значимости правилам произношения слов, хотя слова, которые были представлены в опросе, наиболее часто употребляются в речи.

При помощи опроса я решила выяснить у обучающихся 5-9 классов, является ли грамотность на сегодняшний день достаточно важным фактором жизни. Большинство ответили положительно (рис. 2)














Рисунок 2




Рисунок 3

Опираясь на данные рисунка 3, можно сделать вывод, что большинство школьников отождествляют грамотность правильным произношением слов. При этом большинство школьников не учат правила (рис. 4) и используют слова-паразиты в свой речи (рис. 5).

Рисунок 4



Рисунок 5





















Рисунок 6

Радует то, что большинство респондентов считают, что правила русского языка всё же необходимо применять в письменной речи.

Я решила провести эксперимент. Я сделала стенгазету (приложение 5) и поместила её на стенде так, чтобы каждый желающий смог подойти и ознакомится с её содержанием. После того, как стенгазета пробыла в поле зрения учащихся одну неделю, я провели ещё одно анкетирование. Результаты анкетирования представлены на рисунке 7. Так, количество респондентов, которые не допустили не одной ошибки увеличились с 3% до 8%. Максимальное количество ошибок снизилось с 8 до 5 штук. 16% из общего числа девочек ответили правильно на все вопросы,16% допустили одну ошибку,68% совершили более 3-х ошибок.

Среди мальчиков 50% допустили 2 ошибки и 50% более 3-х ошибок.













Рисунок 7



Таким образом, мой эксперимент удался. Визуализация правил русского языка в виде стенгазеты привела к повышению орфографической грамотности школьника.

На основе полученных данных можно следующие выводы:

Многие опрошенные не совсем понимают, насколько значимым является грамотность в современном обществе, и большая часть людей использует слова-паразиты.

Поэтому я приняла решение объяснить обучающимся, как на самом деле грамотность необходима и очень важна в жизни, а также как повысить объем знаний обучающихся.




2.2Проблемы повышения уровня грамотности человека



Обобщенно говоря, проблема грамотности включает широкий комплекс вопросов, связанных с освоением человеком знаковой системы естественных и искусственных языков, посредством которой отражаются, фиксируются и познаются явления и процессы природной и неприродной деятельности действительности и формулируются законы её развития. Грамотность в данном контексте выступает, как феномен, позволяющий человеку знать и понимать окружающий его мир.

Проблема повышения уровня грамотности является одной наиболее актуальной проблемой и в настоящее время в нашей стране. Так как с появлением интернета жизнь людей кардинально изменилась. Они совершено забыли про правильный русский язык и его предназначение, а их словарный запас снижается к минимуму.

Итак, самые главные проблемы, которые мешают повысить грамотность.

Прежде всего, это малое прочтение книг. К сожалению, в наше время, лишь единицы читают литературу. Люди не могут выявлять речевые и орфографические ошибки, как свои, так и окружающих. Конечно, особую роль играют компьютерные игры, потому что игровая индустрия в России распространяется очень быстро. Также причиной служит плохая учеба, вредные привычки, списывание на уроке, пренебрежениеправилами русского языка и, конечно же, появление интернета, который играет неотъемлемую часть в жизни каждого человека.

Второй проблемой является чтение неграмотных текстов. Преимущественно это блоги, социальные сети — ресурсы, в которых всегда много ошибок. В итоге глаз привыкает к неправильному написанию. Чтение вырабатывает своего рода «автоматизм» написания слов.

По мнению кандидата филологических наук Е. Я. Шмелевой, проблемой грамотности является то, что сейчас многие книги выпускаются, не пройдя корректорскую правку, и поэтому там встречаются ошибки. Люди писали с ошибками и раньше, но эти тексты не доходили до массового читателя. И с этим очень трудно бороться. Второй проблемой, по мнению Шмелевой, выступает то, что нет понимания того, что говорить и писать грамотно — это важно.

Еще один источник ошибок, которые мы видим и слышим, к сожалению, СМИ. Употребление грамотного русского языка перестает быть профессиональной нормой даже здесь. Издание, радиостанция или телеканал может разговаривать со своей, особенно молодой, аудиторией на «ее языке», который может изобиловать не только ошибками, но и жаргонизмами или непечатной лексикой.

Активное распространение гаджетов, многочасовое ежесуточное общение в социальных сетях и игнорирование книг привели к тому, что у подрастающего поколения изменился тип мышления, констатируют психологи. Молодые люди сегодня имеют клиповое мышление — это особенность восприятия и обработки информации посредством короткого посыла, «видеоклипа», нарезки образов, состоящих из обрывков фактов, сведений и осколков впечатлений. Клиповое мышление не требует подключения воображения, осмысления, рефлексии и эмпатии.

В настоящее время тема грамматики в социальных сетях не рассматривается, как что-то значимое и важное, людям абсолютно всё равно на правила орфографии. Зачем учить правила если т9 (редактор слов) всё исправляем за вас. Интернет влияет на язык путём сокращения слов, да, это удобный и быстрый способ донести информацию за минимальное время, но тем ни менее это должно быть в рамках разумного, чтобы не потерять красоту и силы нашего родного русского языка.

Таким образом, основными проблемами повышения уровня грамотности человека выступают малое прочтение книг, чтение неграмотных текстов, бесполезное проведение времени в интернете и социальных сетях, вредные привычки, отсутствие культуры грамотности у современного человека.

3. Рекомендации для повышения грамотности среди учащихся

В данной работе мною были рекомендованы следующие способы повышения уровня грамотности учащихся.

  1. Чтение большого количества книг.

Чтение книг – это отличный тренажёр для развития собственной речи. Благодаря книгам у людей повышается словарный запас, развивается память, повышается эрудиция, то есть у человека появляется возможность, чтобы его разговорная и письменная речь была на высоком уровне.

  1. Использование словарей.

Самым верным помощником станет словарь. Нужно использовать словарь, чтобы изучить значение и происхождение новых слов, с которыми мы сталкиваемся. Также нужно использовать чтобы проверить точное значение и правописание слов, в которых мы не уверенны.

  1. Совершенствование грамотности онлайн.

В век информационных технологий невозможно представить процесс обучения без использования интернет-ресурсов. При наличии дисциплинированности у человека повысить уровень грамотности в несколько раз помогут следующие способы:

1. Прохождение специально разработанных курсов и изучение материалов.

2. Использование сайтов для проверки правописания или значения слов, пунктуации, грамматики.

3. Интерактивный диктант — быстрый метод повышения грамотности. Это не только полезно, но и познавательно.

4. Использование разного рода тестовребусов, головоломок и анаграмм, способствующих развитию когнитивных и умственных способностей.

4. Тренировка памяти.

Хорошая память — это бесценная помощь в письменной и устной речи, и поэтому заниматься её развитием надо на протяжении всей жизни. Помня обстоятельства ранней встречи с собеседником или апеллируя к каким-либо знаниям, можно бесспорно повыситьсоциальный авторитет. Необходимо заучивать короткие строки перед сном или делать соответствующие умственные упражнения, чтобы улучшить свою память. Нужно уменьшить привычку делать заметки по любому поводу. Лучше полагаться на свою память, чем на записи в блокноте.

5. Прослушивание аудиокниг.

Знакомо ли выражение «сюда просится запятая»?  Логика изложения, ритм предложения подсказывают, что здесь нужен знак препинания. Чтобы прочувствовать эту ритмику, необходимо слушать аудиокниги, обращать внимание на произносимые фразы. Так можно научиться определять в какие места «просится запятая».

  1. Использование письма как тренажера.

Так вышло, что когда мы выражаем мысли в письменной форме, то невольно стараемся грамотно их формулировать, уделяя внимание подбору слов, конструкции предложений и даже знакам препинания. Это делает наш язык более гибким, что в результате отражается и на разговорной речи. Поэтому привычка записывать свои мысли на бумагу так же хороша, как и соблюдение грамматических правил при отправке сообщений своим знакомым.

Таким образом, рекомендациями для повышения уровня грамотности учащихся выступают: чтение большого книг, использование словарей, совершенствование грамотности онлайн, тренировка памяти, прослушивание аудиокниг, использование письма как тренажера.



Заключение

Работая над проектом, я увидела, что быть грамотным и начитанным,будет модно и востребовано всегда. Цель моего научно-исследовательского проекта достигнута, задачи в ходе работы полностью выполнены. Изучена сущность понятия грамотности, проанализирована история развития грамотности в России, выявлен уровень грамотности школьников в современном обществе, определены проблемы повышения уровня грамотности человека, разработаны рекомендации для повышения уровня грамотности учащихся.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: грамотность – это способность человека взаимодействовать с современным окружающим миром путём использования новейших информационных технологий, способность человека передавать и получать информацию, чтобы его понимало наибольшее количество людей; грамотность очень важна и необходима в жизни; к 21 веку было выявлено кардинальное увеличение грамотных людей и повышения тенденций к получению образования; основными проблемами в процессе повышения грамотности являются: чтение неграмотных текстов, бесполезное проведение времени в интернете и социальных сетях, вредные привычки, отсутствие культуры грамотности у современного человека; чтобы повысить грамотность, надо использовать словари, совершенствовать грамотность онлайн, тренировать память, прослушивать аудиокниги, использовать письма как тренажёр, читать больше книг.

Мне было очень интересно работать над проектом, я узнала много полезной и занимательной информации в области грамотности и прочитала много важной литературы




Список использованных источников

1. Горбачевич К. С., Нормы современного русского литературного языка, 2 изд., М., 1981

2. Исаева Е.А./Ж-л Общество: философия, история, культура, № 1 / 2014 Искусство общения. – М., 1992.

3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. – М., 2002.

4.Интернет-ресурсы:
http://www.gks.ru
http://ru.wikipedia.org
http://www.apkpro.ru
http://cyberleninka.ru
http://www.unkniga.ru





























Приложения

Приложение 1

Анкета для учащихся

Анкета

Пол

  • Мужской

  • Женский

Возраст ____

1. Что такое грамотность для вас?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Модно ли быть грамотным сегодня?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме полных и кратких форм прилагательных и причастий.

3. В универмаге началась распродажа товаров по ... ценам.

A.

Оптовым

B.

оптОвым

4.Я часто ... эту книгу в библиотеке.

A.

бралА

B.

брАла

5. Деканат ... лучших студентов.

A.

премИровал

В.

премировАл

Выберите вариант, соответствующий морфологической норме числительных.



 6. Выборы состоялись в ... округах.

A.

трехстах пятидесяти восьми

B.

триста пятьдесят восьми

C.

триста пятидесяти восьми

7. Президент выступил перед ... палатами.

А.

обеими

В.

обоими

8. Выберите вариант, в котором правильно написано слово:

А. Адьютант

В. Адъётант

С. Адъютант



9. Выберите вариант, в котором правильно написано слово:

А. Аппеляция

В. Апелляция

С. Апелляция



10. Выберите вариант, в котором правильно написано слово:

А. Прейти

В. Прийти

С. Придти

Расставьте правильное ударение в словах

Договор, каталог, квартал, звонит, начался, облегчить, красивее, торты, цепочка, средства

Анкета для 5-9 классов


  1. Учите ли вы Правила?

__________________________


  1. Используете слова паразиты в своей речи (например: «типа», «короче», «это самое»)?

_________________________

  1. Нужно ли применять правила русского языка при общении в Интернете?

_______________________









Приложение 2

Статистика образованности в 2015 году







Приложение 3

Стенгазета





Приложение 4

Практика повышения визуальной грамотности школьников



Приложение 5

Анкетирование среди учащихся школы

21