СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по русскому языку «Слова – «паразиты» - языковые вирусы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проектпо русскому языку на тему: "Слова - "паразиты" - языковые вирусы"

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку «Слова – «паразиты» - языковые вирусы»»

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3

І. Основная часть (Теоретическое содержание исследования):

1) Определение термина………………………………………………………………………6

2) Причины возникновения………………………………………………………….…...7

3) Классификация слов - паразитов………………………………….……8

4) Как слова характеризуют человека?.......................................................10

5) Слова – паразиты в художественной литературе……………………..11

6) Выводы по І главе………………………………………………………12

II. Исследование употребления слов - паразитов в речи учащихся и учителей

средней школы №12…………………………………………………………..13

1) Рекомендации избавления от слов - паразитов ………………………. ...17

2) Выводы по II главе ………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………….20

Список используемой литературы ………………………………………....21

Приложения…………………………………………………………………...22





Введение

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак –
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители –
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

                                     Шуточное стихотворение Э. Мошковской



«Ну вот, значит, так сказать, вот я пришёл, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать».

Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова - паразиты. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовательском проекте я попыталась ответить на эти вопросы. По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (сорняками, пустышками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен. В литературе я не нашла точного определения, что такое слова - паразиты с научной точки зрения.

Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова - паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов - паразитов. С этим явлением нужно бороться.

Объект исследования: речь учащихся и учителей средней школы №12.

Предмет исследования: употребление слов - паразитов.

Цель исследования: Привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.

Задачи исследования:

  1. Определить, что такое слова - паразиты;

  2. Выявить наличие в речи учащихся и учителей слов - паразитов;

  3. Проанализировать наиболее употребляемые слова - паразиты;

  4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

  5. Выпустить буклет - памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов – паразитов.

Методы исследования:

1. Изучение теоретического материала о словах - паразитах;

2. Наблюдение за речью учащихся и учителей на уроках и вне уроков;

3. Анкетирование;

4. Анализ полученных результатов.

  Гипотеза: большинство подростков употребляют слова – паразиты потому, что не замечают их в своей речи, потому что имеют по разным причинам скудный словарный запас.

Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов - паразитов в речи.

Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.





















II. Основная часть.

1.Теоретическое содержание исследования:

1) Определение термина

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена.

 Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а  также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Использование слов -паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом и синтаксисом. Но из-за возникшей «моды» на то или иное слово оно может встречаться в речи людей, владеющих литературной нормой.

Если задуматься, что же такое слова - паразиты… Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова - паразиты съедают смысл сказанного, они питаются вашей речью. Вспомните, как тяжело слушать человека, когда он сыплет мусорными словами. Попытки понять быстро прекращаются и многие начинают считать количество произнесенных слов - паразитов. Игра увлекательная, но для говорящего вредная. Многие люди хотят избавиться от своих слов - паразитов, а многие даже не осознают, что активно засоряют свою речь.

Как говориться, врага надо знать в лицо. То, что слова - паразиты — это враги современного человека, думаю, понятно.

 В качестве слов - паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там.

2) Причины возникновения

Каждый человек понимает, что речь должна звучать. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина… В лучшем случае вы услышите от своего собеседника красноречивое «ээээ-э» или «нуу-у».

Большинство лингвистов считают, что «слова - сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова - сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов - паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова - сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами - сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов - паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки - паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

3) Классификация слов - паразитов

Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин. Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать. Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.

Слова - паразиты могут быть разными частями речи.

Групповая классификация речевых паразитов с лингвистической точки зрения:


Группа

Примеры

1

Звуки

Э-э-э, мэ-э-э,

2

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3

Вводные конструкции

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

4

Местоимения и наречия

Это, это самое, как его, там

5

Слова, перешедшие из одной части речи в другую

Блин, черт

6

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется, е-мае


Групповая классификация речевых паразитов с функциональной точки зрения:

Группа

Примеры

1

Слова употребляется для эмоциональной окраски речи

Блин, черт, в натуре, «чё(чо)»,»щас», «вообще, ваще!», на самом деле, е-мае, реально, собственно говоря

2

Слова, служащие для замещения пауз

Ну, вот, э-э-э, а-а-а или м-м-м

3

Слова, которые служат для ускорения речи

Короче, так сказать.

4

Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово

Типа, типа того, как бы, вроде того, сами понимаете, как его, ну как его, как это, это самое


4) Как слова - паразиты характеризуют человека

Есть интересная теория о том, что слово - паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

Если человек употребляет слово - паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

Употребляющий слово - паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы:

70 – е годы

80 – 90 е годы

2000 – е годы

на самом деле

как бы

ну, ну ваще

типа

да?

короче

так сказать

блин

прикинь

вот, вот так, ну вот

это самое

шикарно

практически

м-м-м

пипец

фактически


да не вопрос, без базара






5)  Слова – паразиты в художественной литературе

В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Приведем примеры:

1. Одной из отличительных черт рассказов А.П.Чехова являются яркие,    разнообразные характеры героев. Чаще всего объекты насмешек – малограмотные чиновники. Чтобы ярче показать их характеры, в речи отрицательных героев автор часто использует слова - паразиты. Пример тому образ Ивана Прохорыча  Гауптвахтова в рассказе «Забыл!!».  

2. В речи генералов в «Повести   о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина встречается много слов - паразитов как одно из средств речевой характеристики героев. Слова - паразиты: «вот», «эдак», «гм..», «да», «кабы», «тьфу» - подчёркивают никчёмность генералов, их стремление жить за счёт труда крестьянина, паразитизм.


Выводы по главе I

Проанализировав различную литературу, мы сделали вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает. Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:

1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. Мода на некоторые слова.













2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся и учителей средней школы №12

Наблюдая за речью школьников и учителей, я заметила, что практически все они употребляют слова - паразиты в своей речи.

В школе часто звучат многие известные словечки - паразиты. Одни слова употребляется для эмоциональной окраски речи, например, «блин» или «чёрт».

Другие слова служат для замещения пауз: «ну», «вот», «это самое». Такие слова - сорняки учащиеся употребляют и во время ответа на уроке. Многие учащиеся и учителя имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».

Часто также в классе звучат слова, которые служат для ускорения речи: «короче», «так сказать» и слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: «типа», «типа того», «как бы», «вроде того».

На уроках было проведено наблюдение:

Таблица 2

Дата

Урок

Слова-паразиты

11.02.2019

Литература

(6 класс)

«эээ…», «типа», «ну короче…», «э…», «так», «а…»,«ну да…»

12.02.2019

География

(9 класс)

«короче», «э…», «эта», «а…», «угу»,

«ну как бы…»

12.02.2019

Математика

(5 класс)

«это», «короче », «ну », «э…», «так», «а…»,«ну да…»

4.02.2019

Физическая культура

(7 класс)

«эээ…», «ну короче…», «блин», «ё-ма-ё», «ну»


В результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащиеся делали над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль.

А что знают сами ученики о таких словах и об особенностях их употребления?

Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов

Было проведено анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы для исследования их речи. Учащимся были предложены две анкеты. Всего в анкетировании принимали участие 22 ученика и 15 учителей нашей школы. Первая анкета (Приложение №2) для учащихся состояла из шести вопросов и преследовала цель выяснить осведомлённость учащихся о словах - паразитах.

На диаграмме№1 (Приложение № 5) видно, что со словами - паразитами в нашей школе знакомы почти все ребята.

На диаграмме №2 (Приложение №5) видно, что 46% учеников считают, что узнали о словах - паразитах из школы, 20% из телевизионных передач, 20% от членов своих семей, 9% из интернета.

Диаграмма №3 (Приложение №5) иллюстрирует отношение учащихся к своей речи. Всего немногим меньше половины опрошенных (45%) признаются, будто такие слова употребляют редко. 55% опрошенных признаются, что часто употребляют слова – паразиты в своей речи.

В ответах на четвёртый вопрос (Диаграмма №4) выявилась, что никто из опрошенных не назвал ни одной причины использования слов - паразитов, кроме перечисленных в анкете. Отсюда можно сделать вывод, что о причинах и целях употребления слов - паразитов, обучающиеся особенно не задумываются. Ответы распределились следующим образом: 60% опрошенных считают, что слова - паразиты делают речь понятнее для друзей, 23-ти процентам они помогают преодолеть недостаток слов в речи, и 17 – ти процентам они нужны для связи слов.

Пятым был задан вопрос о необходимости присутствия в речи слов – паразитов (Диаграмма №5). Больше половина опрошенных (70%) считают, что эти слова не нужны, но всё равно употребляют их в своей речи, 21% считает, что эти слова нужны для нашей речи, без них обойтись не могут и уверены, что их употребление речи не засоряет язык и не влияет на его чистоту, а 9% опрошенных никогда не задумывались о роли слов - паразитов.

В ответах на шестой вопрос анкеты (Диаграмма №6) большинство опрошенных, а именно 60%, стараются обойтись без слов - паразитов , 30%, честно признались, что не стараются обойтись без слов - паразитов, то есть не прилагают никаких усилий, чтобы следить за чистотой своей речи. 10 % опрошенных вообще не думали об этом.

Вторая анкета (Приложение №3) состояла из нескольких вопросов и нескольких вариантов ответов и должна была помочь выявить наиболее часто употребляющиеся слова - паразиты в речи школьников.

В этом анкетировании приняли участие 22 ученика 5-9 классов. Результаты оказались интересными. (Диаграмма №7).

Из гистограммы видно, что все опрошенные ученики признают активное употребление в речи слов - паразитов. Спектр этих слов в их речи довольно широк.

Самым употребительным оказалось слово «ну» (15 человек из 22 назвали его). Вторым по количеству употреблений является слово «блин» (14 человек). Третьим по количеству употреблений является слово «короче» (13 человек). Наиболее частотным является употребление слова - «паразита» - «вот» (9 человек), «так его там» (12 человек), и «так» (8 человек).

Наименьшее случаи употребления имеют слова - паразиты звукового - «а-а-а», «э-э-э», «это».

На вопрос: Положительно ли вы относитесь к употреблению слов – паразитов? 85% - нет, 15 – да. Боретесь ли вы со словами – паразитами? 75% - да, 25% - нет.

Все подростки употребляют в своей речи слова - паразиты. Все о них знают, но, к сожалению, большинство в своей речи их не замечает, и далеко не все понимают необходимость искоренения из языка таких словечек.


Исследование употребления слов – паразитов в речи учителей нашей школы

Я решила выяснить, как слова - паразиты используют в своей речи учителя нашей школы, наблюдали на уроках за речью наших преподавателей и сделала вывод, что большинство учителей используют в своей речи слова – паразиты. (Приложение №4).

Наиболее употребляемые слова - паразиты «мм», «так», «ну вот», «так сказать», «и», «то есть», «безусловно», «блин», «итак», «ну-ка», «ну». Очень часто данные слова используются как слова – связки. Иногда человек хочет протянуть время, не может ответить на заданный вопрос, он произносит: так, так сказать, ладно, то есть и другие, выигрывая для себя время.

Учителя признались, что употребляют в своей речи слова - паразиты (75%), отрицательно относятся к их употреблению в речи - 80%). (Диаграмма 8,9, Приложение №5).

К сожалению, даже признав, что в речи есть слова - паразиты не все учителя стараются с ними бороться. Способы борьбы со словами - паразитами: 1. Чтение художественной литературы - 15% 2. Следить за своей речью - 80% 3. Затруднились ответить – 5% (Приложение №5, Диаграмма №10).


3. Способы избавления от слов - паразитов

«Словесный вирус» режет слух и несовместим с представлением о современном культурном человеке. Из-за этого вы можете казаться неуверенным, неподготовленным, плохо образованным. Но «словесный вирус» излечим! Нужно всего лишь следовать 5-шаговому плану…

1. Диагностируйте проблему. Поскольку мы даже не замечаем, как употребляем слова - паразиты в речи, то мы можем обнаружить их лишь записав на пленку и прослушав. Запишите несколько своих телефонных звонков за один день, чтобы быстро определить, страдаете ли вы от «словесного вируса». А еще для борьбы со словами - паразитами надо чаще выступать публично.

2. Научитесь делать паузы. Всякий раз, когда вы замечаете, что употребили слово - паразит, просто замолчите. Сделайте паузу. Сначала этот пробел в речи будет даваться вам нелегко и казаться вопиющим, но вряд ли кто обратит внимание на пятисекундное молчание. Пауза поможет вам собраться с мыслями.

3. Воспользуйтесь помощью друзей или близких. Попросите прислушиваться к тому, как вы говорите, и каждый раз давать сигнал, когда вы используете, слово - паразит или растягиваете звуки без потребности. Постоянное напоминание поможет вам быстро избавиться от этой вредной привычки.

4. Сделайте вдох, когда вы чувствуете, что собираетесь произнести слово - паразит, сделайте вдох. Задержите дыхание на секунду, а потом продолжайте говорить. Концентрация на дыхании успокоит и сосредоточит вас, и пауза покажется не такой и ужасающей.

5. Больше читайте.

Вы должны стараться избегать использования бессмысленных слов - паразитов, когда выступаете перед аудиторией. Они могут отвлечь слушателей от того, что вы хотите им передать, и понизить ваш авторитет как оратора. Чтобы предотвратить использование слов - паразитов, необходимо диагностировать проблему и бороться с ней, делая паузу или глубокий вдох каждый раз, когда нежелательное слово или звук готовы сорваться у вас с языка. «Словесный вирус» несовместим с ораторским мастерством.

Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов - «паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов - «паразитов»

Выводы по II главе

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты  засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова - паразиты портят наш язык. Чаще всего слова - паразиты используются учащимися из-за  скудности словарного запаса. Иногда на эти слова  возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью.

Определили, какие слова - паразиты являются наиболее употребляющимися. Самыми популярными словами – паразитами во всех группах являются «блин», «ну». Самыми редкими являются такие слова, как «чёрт», «а-то». Слова - паразиты встречаются не только в разговорной речи, но и в художественных произведениях, кроме того, и учителя нашей школы используют в своей речи слова - паразиты. В большей степени борются с употреблением слов – паразитов как в своей речи, так и в речи учеников учителя. Учителя считают, что со словами – паразитами можно и нужно бороться. Нужно следить за своей речью. Способы борьбы со словами - паразитами есть, они перечислены в данном исследовании.

В ходе исследовательской работы  я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов - «паразитов».  




























Заключение


В ходе данного исследования было выявлено, что 55 % учеников достаточно часто употребляют слова - паразиты, 15% школьников даже не замечают их в своей речи. Цель исследования – выявление наличия в речи учащихся и учителей средней школы № 12 слов - паразитов, определения наиболее употребляемых из них была достигнута. Установлено, что слова - паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и другие. Большинство слов - паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи. Наша гипотеза подтвердилась: мы сделали вывод о том, что слова - паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. При помощи опроса проанализированы наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты. Выпущен буклет – памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов – паразитов». На основании результатов нашего исследования можно сделать вывод, что слова - паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова - паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.

Закончить свою работу я хочу словами Тургенева: «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…».




Список используемой литературы

1. Абрамова С.В. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2006.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.

3. Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.

4. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М. «Просвещение» 1988.

5. Голуб И.Б. Как мы говорим. А как пишем!..М. Школа издательского и медиа бизнеса. 2011.

6. Дараган Ю. В. Функции слов-"паразитов" в русской спонтанной речи. // Труды Международного Семинара Диалог ’2000 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1. Теоретические проблемы. Протвино 2000. 67-73.

7. Дараган Ю. В. Риторическая структура текста и маркеры порождения речи. // Протвино 2002. 114-127.

8. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987.

9. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. N 15.

10. Новиков В. Словарь модных слов. Языковая картина современности. М. «АСТ –ПРЕСС» 2011

11. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.

12. www.gramota.ru 

13. http://www.philology.ru

  1. http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты



Приложение 1

Рекомендации школьникам

«Способы избавления от слов – паразитов»

  • тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»;

  • если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем

излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;

  • делайте паузы, чтобы собраться с мыслями;

  • сделайте вдох, когда чувствуете искушение сказать что-то вроде «мгм» (образуется пауза; но молчание всегда лучше любых «мгм»);

  • меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «ммм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «торможу я», слово «блин», можно заменять словом «зеленый горошек», а слово «как бы» - «если можно так сказать»;

  • составьте список своих слов паразитов, распечатайте их и повесьте на видное место;

  • попросите кого-либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово - паразита: щипал, колол …;

  • знаменитый Шахиджанян (автор множества книг по психологии) советует заменять каждое слово - паразит звуками типа «мяу-мяу», «ква-ква». В общем, голос какого-нибудь животного и использовать его для лечения от слов - паразитов.

  • читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.

Удачи Вам!



























Приложение №2

АНКЕТА №1

  1. Знаете ли вы, что такое слова – «паразиты»?


Д а Нет


  1. Откуда вы узнали о словах – «паразитах»?


Из телевизора Из интернета

В школе Дома

Д ругие варианты ________________________________________


3. Часто ли вы употребляете слова – «паразиты»?


Да Нет


  1. Для чего вы их употребляете?

Н ужны для связи слов.

П омогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

Д елают речь понятнее для друзей.

Д ругие варианты ________________________________________


  1. Нужны ли слова – «паразиты» в нашей речи?

Д а Нет Не думал(а) об этом.


  1. Стараетесь ли вы обойтись без них?


Д а Нет Не думал(а) об этом


СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение 3

АНКЕТА №2

Укажите, пожалуйста, какие слова – «паразиты» вы употребляете в своей речи


Б лин Как его там

Э то Так

К ороче Как бы

Н у Вот

Э -э-э… А-а-а…


Д ругие варианты ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


«Боретесь ли вы со словами – паразитами?»

_________________________________________________________

Положительно ли вы относитесь к употреблению слов - паразитов?

________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!








Приложение 4


Анкета №3 (для учителей)

  1. Употребляете ли вы слова паразиты в своей речи?

________________________________________________________


  1. Положительно ли вы относитесь к употреблению слов - паразитов?

_______________________________________________________



  1. Какие слова - паразиты употребляете?

_______________________________________________________



  1. Боретесь ли вы со словами – паразитами?

_______________________________________________________



  1. Способы борьбы со словами - паразитами.
















Приложение №5

Диаграмма №1



Диаграмма №2





Диаграмма №3


Диаграмма №4




Диаграмма №5



Диаграмма №6





Диаграмма №7





















Диаграмма №8




Диаграмма №9







Диаграмма №10





Приложение №6