Просмотр содержимого документа
«Проект по сбору народного фольклора»
Проект «Нангин баялиг»
Информационная карта проекта
Название проекта «Нангин баялиг». - Изучение фольклорных произведений родного края как средство пропаганды красоты народной речи, родного слова.
Автор проекта: Янданова Марина Ивановна, учитель бурятского языка и литературы МБОУ «Торская СОШ»
Соавторы проекта: Члены драматического кружка «Эрмэлзэл» МБОУ «Торская СОШ »
Заказчик проекта: МБОУ «Торская СОШ» Тункинского района.
Цель и задачи проекта
Цели:
1. Приобщение к устному творчеству своего народа.
2. Знакомство с богатством, разнообразием жанров и особенностями фольклорных текстов, бытующих на территории нашего района, села.
3. Совершенствование навыков работы с фольклорным текстом.
4. Составление сборника «Арадайм алтан үгэ».
5. Создание медиа-архива по произведениям бурятской литературы.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении фольклора.
2. Увидеть, что устное народное творчество для детей – часть общей духовной культуры народа, отражение в нём национальных черт характера, народных традиций, представлений о добре и зле.
3. Проследить путь, который проходит фольклорный текст, прежде чем он станет достоянием читателя.
4. Научиться самостоятельно получать, обрабатывать и обобщать информацию с использованием ИКТ в процессе работы над проектом.
Результаты работы:
Выпуск Сборника фольклорных произведений «Арадайм алтан үгэ»;
Создание меди архива «Буряад уран зохеолой антологи».
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021 года – январь 2024 года
Методы исследования:
1. теоретический;
2. диагностический;
3. исторический;
4. проектирование;
5. эксперимент;
6. описательный;
7. анкетирование;
8. анализ документации.
I. Аннотация
Исследование фольклора родного края – необычайно важная задача. Живя в селе, мы с чувством глубокого огорчения осознаем, что люди постепенно отходят от своих корней. Необходимо увлечь окружающих, помочь им увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателя, а село – это мир народных традиций в их наиболее чистом, родниково-свежем виде; это мир чудных легенд и поверий, преданий и красочных историй, веками слагавшихся в культурную первооснову нации. «Начало искусства слова – в фольклоре», - писал М. Горький.
Мы живем в живописном районе Бурятии. Тункинская долина известна не только своими лечебными источниками, также наша благословенная земля по-настоящему богата настоящими сказителями. Фольклор Тункинской долины чрезвычайно богат описаниями подвигов настоящих героев.
Но все же сегодняшняя молодежь предпочитает уезжать в город. Забываются наши традиции, не поются больше задушевные народные песни, легенды, предания. Но нельзя забывать того, что является нашим истоком, нашими корнями. Отсюда наш интерес к этой теме, желание создать Сборник фольклорных произведений нашего села.
Анкетирование среди жителей деревни и учащихся школы с целью выяснения уровня знаний местного фольклора дало удручающие результаты. Если 73% взрослых смогли вспомнить какие-то фольклорные произведения, то только19% детей вообще смогли объяснить что-то. Зато о своем желании познакомиться с фольклором родного края заявил 91% взрослых и 90% детей. Так возник социальный заказ на проект.
Мы любим свою малую Родину. Красивые песни, мудрые пословицы, искренние благопожелания радуют наш слух, поэтому мы хотим, чтоб они сохранились не только в нашей памяти, но и наши дети смогли бы их услышать.
Мы решили создать сборник фольклорных произведений «Арадайм алтан үгэ» и издать его. Новизна проекта в том, что заявленная тема выходит за рамки школьной программы.
Положительные стороны предпроектной деятельности:
1. Интерес к изучаемой теме.
2. Богатый материал для исследования.
Отрицательные моменты деятельности:
1.Недостаток времени для проведения исследования.
2.Малочисленность ученического коллектива
Выявление проблем:
1. Фольклор недостаточно полно изучается в школе.
2. С исследованием немного запоздали, так как осталось очень мало старожилов.
ӀӀ. Предполагаемые результаты реализации проекта 1) Открытие для учащихся возможности почувствовать колорит и самобытность родного слова, понять глубинные процессы, которые происходили и происходят в языке, осознать его место и роль в формировании национальной культуры. 2) Совершенствование системы обучения школьников на основе использования ИКТ. 3) Пополнение информационной базы методического сопровождения курса «Фольклор». 4) Публикация материалов проекта в сборнике фольклорных произведений родного края. ӀӀI. Целевые группы проекта 1) Школьники и местные жители, которые участвуют в анкетировании и опросе; 2) Учащиеся, которые занимаются исследовательской работой; 3) Учителя, которые могут использовать материалы по фольклору, полученные в ходе реализации проекта, в учебном процессе; 4) Читатели сельской библиотеки, которые могут ознакомиться с материалами сборника фольклорных произведений родного края «Арадайм алтан үгэ». IV. Теоретическая основа проекта В проекте реализованы актуальные в настоящее время личностно- ориентированный и коммуникативно-когнитивный подходы к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка, в интеграции учебной и внеурочной деятельности. V. Содержание проекта Настоящий проект основан на изучении фольклорных традиций села Торы, где находится школа, и окрестных деревень, их истории на примере местных легенд и преданий, песен и детского фольклора. Это важный элемент филологического образования и общего развития сельского школьника. Наш край богат фольклорными традициями: есть еще люди, которые помнят и берегут народные обряды, песни, легенды и сказки. Порядок и последовательность работы над проектом. 1. Планирование работы. Вместе с ребятами мы наметили, кого нужно посетить, какие вопросы будем задавать при сборе фольклорных произведений, какие жанры фольклора представляют особенный интерес. 2. Сбор фольклорных произведений. Это самый важный этап проекта. Дети в первую очередь обратятся за помощью к своим близким: к мамам, бабушкам, дедушкам. Посетят художественного руководителя фольклорного коллектива нашего села, сельского библиотекаря . 3. Редактирование текстов. Собранные тексты мы отредактируем, сохраняя особенности местного диалекта. 4. Компонование. Фольклорные произведения распределили по разделам: 1) легенды и предания; 2) календарные обряды и праздники; 3) песни и еохор; 4) детский фольклор; 5) свадебный обряд; 6) пословицы, поговорки и загадки. Результатом работы фольклорной экспедиции станет сборник (Фольклорные произведения нашего края). Ученики принимут участие не только в сборе фольклорных произведений, но и в оформлении книги. VӀ. Механизм реализации проекта Реализация проекта рассчитана на период с сентября 2020 года по январь 2021 года. Заказчиком проекта является администрация МБОУ «Торская СОШ» Тункинского района. VII. Выводы по проекту Изучение устного народного творчества необходимо. Это, в какой-то мере, способствует развитию морально-нравственных качеств человека, приобщает к отечественной и мировой духовной культуре, а также содействует закреплению национальных традиций и обеспечивает преемственность поколений. Встреча с устным народным творчеством всегда праздник. Обращаясь к фольклорному тексту, мы тем самым расширяем свой кругозор. Ведь фольклор – кладовая духовной культуры человека. Мы любим свою малую Родину. Для нас это не пустые слова, нам небезразлично, что станет с нашей маленькой деревней в будущем. Очень не хотелось бы, чтобы исчезло с карты безграничной страны дорогое нашему сердцу село, унеся с собой все духовное богатство, бережно хранимое нашими предками. |