“Территория детства”
Проект по совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды.
Возрастная группа 1 младшая группа
название “Колокольчик”
помещение группы№1
Педагог :
Попова Екатерина Леонидовна
Календарный план реализации проекта
Центр развития, Прогулочная площадка | Содержание работы (оформление вновь, пополнение материалами, изменение внешнего вида) | Сроки реализации | Отметка о выполнении (заполняют зам. зав. по ВМР, старший воспитатель). |
Уголок изобразительной деятельности | Обновить фломастеры, карандаши. Дополнить штампами, раскрасками. | Октябрь | |
Физкультурный уголок Уголок театрализованной деятельности Раздевалка Уголок изобразительной деятельности Спальная комната | Привлечь родителей к обновлению платочков. Привлечь родителей к обновлению пальчикового театра. Фото - стенд на неделе здоровья ”За здоровьем мы следим, быть здоровыми хотим”. Сделать макеты карандашей. Обновление штор. | Ноябрь | |
Музыкальный уголок Уголок конструктивной деятельности и уголок по правилам дорожного движения Уголок изобразительной деятельности | Дополнить музыкал. игрушками: бубен, дудочки, трещотки, деревянными ложками, гормошка, колотошки. Приобрести ковер с изображением дорог, пешеходных переходов. Привлечь родителей к изготовлению макета светофора. Изготовить большой стол (для удобства детей). Дополнение раскрасок, восковых мелков. | Декабрь | |
Физкультурный уголок Уголок сюжетно ролевых игр Раздевалка | Привлечь родителей к обновлению флажков. Приобретение кольцеброса (мини баскетбол). Дополнить атрибутами для игр (набор строителя, приобрести крючки для посудки). Приобретение набора хлебобулочных изделий. Совместное творчество детей и родителей ”Ух, я зимушку люблю!” | Январь | |
Уголок книги Уголок сюжетно ролевых игр Раздевалка Участок | Обновить книги, дополнить книгами по программе. Дополнить атрибутами для игр (приобретение коляски, обновить посудку). Фото – стенд « Мой папа самый лучший, он в армии служил ». Совместное творчество детей и родителей к 23 февраля ”Мужское творчество”. Снежные постройки с воспитателями и родителями. | Февраль | |
Уголок сюжетно ролевых игр. Раздевалка | Дополнить атрибутами для игр (Для ряжения: юбочки, шарфики; обвязать кукол, пополнить атрибуты для игр в парикмахерской.) Фото – стенд “Дети говорят про мам”. | Март | |
Уголок сюжетно ролевых игр | Приобретение железной дороги. | Апрель | |
Участок | Оформление территории детского сада (поделки, посадка цветов). | Май | |
Пояснительная записка
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. В настоящее время с введением нового законом «Об образовании», который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое внимание уделяется дошкольного воспитания. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Среда развития ребёнка в структуре ФГОС к общей образовательной программе ДУ представляет собой комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Педагоги дошкольного образования проявляют огромный интерес к формированию предметно-развивающей среды своей группы и всего ДУ Мы, педагоги , 1 младшей группы МБДОУ детского сада «Черемушка», провели анализ существующих условий в группе в связи с введением в практику работы ФГТ и ФГОС к структуре ООП ДОУ выявили проблему, что нами при организации предметно-развивающей в большей степени применяются традиционные способы, поэтому следует создать в группе предметно- развивающую среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей в организации предметно - развивающейся среды. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.
В связи с этим можно сказать, что вопрос о правильном создании предметно-развивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным . В соответствии ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент предметной развивающей среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДОУ.
Визитная карточка проекта
Творческое название проекта: «Создание предметно-развивающей среды в 1 –ой младшей группе №1 «Колокольчик» МБДОУ №15.
Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»
Тип проекта: информационно-исследовательский, практико - информационный, ориентированный, познавательно - творческий.
Вид проекта: внутренний, групповой, межпредметный, долгосрочный.
Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.
Предмет проека: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе
Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды 1-ой младшей группе №1”Колокольчик” МБДОУ.
Продолжительность проекта: годовой.
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение;
информационное обеспечение.
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный этап: изучение методической литературы по данной теме, подготовка. Формирование проблемы, цели задач проекта.
2.Внедренческий (Основной) этап: практическая реализация проекта, создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями, с родителями воспитанников группы ДОУ.
2. Заключительный этап:
Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.
1. Организационно-подготовительный этап
Цель: создание предметно-развивающейся среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ .
Задачи проекта
1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения цели и задач проекта :
• подбор исторической, художественной и методической литературы,
• подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки),
• подготовка материала для продуктивной деятельности,
• дидактические, сюжетно-ролевые игры,
• выставки творческих работ детей совместно с родителями
• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты),
• использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
• Материалы Интернет.
Стратегия и тактика построения развивающей среды в группе определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Поэтому мы решили заинтересовать своих воспитанников в организации предметно-развивающейся среды (чаще организовывать выставки совместных творческих работ детей и родителей и оформлять интерьер группы интересными творческими продуктами детей).
Создание предметно-развивающей среды мы будем проводить, опираясь на следующие принципы организации ПРС: информативности, вариативности, трансформируемости, полифункциональности, педагогической целесообразности, интеграции образовательных областей, учета полоролевой специфики и учета ЗБР (зоны ближайшего развития).
Интегрируя образовательный процесс, мы учли 4 основные направлений развития детей ( физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное и все развивающие виды детской деятельности при организации ПРС в группе.
2. Внедренческий (Основной) этап:
Краткое описание помещения и участка группы
1 младшая группа МБДОУ №15 «Колокольчик» находится на втором этаже дошкольного учреждения. Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе оборудованы две отдельные спальни и раздевальная комната, туалетная комната, есть балкон. В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие интересам детей, возрастными и личностными особенностями. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Развивающая предметная среда группы оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-развивающая среда еще не полностью соответствует ФГТ. Территория участка группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты газоны.
К работе над проектом по организации ПРС в группе мы привлекли родителей. Для этого нами были проведены беседы и консультации по интересующему нас вопросу, разработаны рекомендации. Для оформления всех центров мы применили уже имеющий у нас в группе материал (игрушки, книжки, дидактические игры и т.д.), добавили купленный администрацией ДУ, внесли творческие продукты деятельности детей и, а также работы сделанные детьми совместно с родителями и самими родителями.
3. Заключительный этап
Мониторинг
Проведение мониторинга построения ПРС группы проводится 2 раза (на основном – подготовительном и заключительном этапах) путем экспресс – анализа. Критериями положительных результатов выполнения проекта являются анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных задач анализ, знаний и умений детей. Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к ПРС группы и мнения родителей. Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по организации предметно-развивающей среды группы .
Сравнительный анализ мониторинга ПРС группы показал, что мы провели огромную работу по созданию среды развития ребёнка в структуре ФГОС и ФГТ к общей образовательной программе ДОУ и добились положительных результатов:
дети с удовольствием идут в ДОУ, родители заинтересовались проблемой и приняли активное участие в работе по организации ПРС.
Вывод (Заключение)
Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. В ходе реализации проекта у участников проекта формируются ключевые компетентности: технологическая, информационная, (умение ориентироваться в информационных источниках; делать выводы из полученной информации; социально-коммуникативная .
Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы группы
В дальнейшей работе мы планируем и дальше организовывать ПРС в группе в структуре ФГОС к общей образовательной программе ДУ, задействовать в работе по организации ПРС воспитанников и родителей, подготовить презентацию группы для родителей, распространить свой опыт в СМИ.