Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 10» Зеленодольского муниципального района РТ
Творческий проект
Татарский орнамент
Работу выполнила:
Ученица 5 «А» класса
Руководитель:
учитель ИЗО
Зеленодольск – 2022
Содержание
1.Подготовительный этап
Введение
Актуальность проблемы
Цель и задачи исследования проекта
Гипотеза
Исторические сведения
Исследование
2.Технологический этап
Практическая значимость
3.Заключительный этап
Заключение
Используемая литература
Приложение
Введение
Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Орнамент татарского народа складывался в результате длительного процесса его исторического развития и широкого взаимообщения с соседними и дальними народами. Сложные условия этнического формирования народа обусловили общность многих видов его искусства с искусством соседних народов, а также с искусством народов Востока. Каждая эпоха в жизни народа накладывала определенный отпечаток на его изобразительное искусство, орнамент, его стиль.
Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. Наряду с художественно-этническими сторонами в орнаменте довольно ярко проявляются особенности быта, хозяйственной деятельности и идеологии народа, та историческая среда, которая в различные эпохи вносила в него различные напластования. По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой. Начало, которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии. Однако в отдельных его проявлениях ощущаются и весьма древние корни, уходящие к отдаленной скотоводческой культуре кочевых предков казанских татар.
Актуальность:
В современных условиях, девушки мало занимаются декоративным творчеством. У молодого поколения возникают другие интересы, но всегда нужно помнить об истории не только своего народа, но и тех, кто живет рядом с нами, истории, которая базируется на глубокой взаимосвязи с природой и бытом народа.
Цель работы: изучить особенности узоров татарского народа
Задачи:
Собрать и изучить информацию о национальных узорах татарского народа;
Донести историю народа, через ремёсла, до будущего поколения;
Воспитание уважения к нашей истории и обычаям.
Методы исследования:
Изучение литературы по данной теме;
Изучение Интернет-ресурсов;
Сбор материалов;
Анализ и вывод результатов
Гипотеза исследования: в татарском национальном орнаменте преобладают цветы.
Исторические сведения
Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке.
Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».
С давних пор народные мастера украшали узорами вазы, шкатулки и другие предметы домашней утвари, расписывали ими потолки и стены дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел.
Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей.
Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.
Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала.
Типы орнаментов.
Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.
1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.
Мотив волнообразного побега.
Мотив трилистника.
Мотив распустившейся гвоздики.
Мотив тюльпана.
Мотив георгин.
Мотив пиона.
Мотив хризантемы.
Мотив шиповника.
Мотив ромашки.
Мотив фиалки.
Мотив лотоса и другие.
В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.
Основные характеристики изображений:
Горизонтальные, прямые линии – поверхность земли.
Волнистые линии – вода.
Кружок, квадрат,ромб – луна.
Цветок роза – признак красоты и любви.
Шиповник, рябина - растениями приносящими счастье.
Астры символ долгой жизни.
Тюльпан - изменение, обновление.
Букет цветов – символ жизненного источника.
Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.
Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.
Большой интерес татарских рукодельниц представляла вышивка и ткачество. Татарские мастерицы большей частью работали в технике тамбурной вышивки, украшая скатерти, фартуки, наволочки и прочие предметы домашнего обихода. В их работах преобладают зеленые, желтые, красные и синие тона. Так же славилось и золотошвейное мастерство.
На капителях, карнизах, фризе и других элементах здании Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, которое расположилось на площади Свободы в городе Казани так же можно наблюдать примеры татарского национального орнамента. Классические образы тюльпана, растительные и пальметовидные элементы.
Заключение и выводы:
В татарских народных орнаментах, используемых в вышивке, преобладает тематика цветочно-растительных букетов, как симметричного так и ассиметричного построения. Такие орнаменты получили широкое распространение, чаще представляются в виде изогнутого основного стебля, который усеивается различными цветами, стебельками и декоративными элементами в виде завитков и т.п.
В своей работе мы выяснили, что в узорах татарского орнамента присутствуют элементы цветов. В национальной одежде, украшениях, жилищах, предметах обихода, продолжает жить стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика утверждаются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц приносящих национальное своеобразие. Поставленной цели мы достигли. Гипотеза, что в татарском национальном орнаменте преобладают цветы подтвердилась. Приобщение к традиционной культуре татарского народа воспитывает гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край.
Литература:
Валеев Ф.Х., Татарский народный орнамент.Казань, 2002. -295 с.
Горяева Н.А., декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл, общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б.М. Неменского. - М, Просвещение, 2000. -176 с.: ил.
Н.Г. Климова. Народный орнамент в композиции художественных изделий. - М.: - Изобразительное искусство, 1993
http://www.artflera.ru/tatarskiy-ornament
http://www.islam-portal.ru/novosti/106/6050/
http://rinfom.ru/tatarcha/orn