Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
Екатерина II о воспитании наследников престола
Выполнил: Желунин Данил – студент группы СП-11
Руководитель: Барзенкова О.Н. – преподаватель истории
Курск – 2018 г.
Содержание
Введение
1. Педагогические взгляды Екатерины II.
2. Воспитание Павла Петровича – сына Екатерины II.
3. Воспитание внуков Екатерины II: Александра и Константина
Заключение
Список литературы
Введение
Целью моей работы является знакомство с методикой воспитания XVIII века на примере воспитательной системы российской императрицы Екатерины II, изложенной в «Инструкции князю Н.И. Салтыкову при назначении его к воспитанию Великих Князей».
Воспитание подрастающего поколения важно во все времена, в том числе и в XXI веке. Некоторые из методов воспитания XVIII века можно использовать и сегодня, что делает изучаемую в моем проекте проблему актуальной.
Особенностью данной работы является то, что она содержит фрагменты исторического источника.
При подготовке работы были использованы периодическая печать и научно-публицистическая литература.
1. Педагогические взгляды Екатерины II.
Среди многих государственных дел российские императоры имели важную обязанность: воспитать наследников престола. Во второй половине XVIII в. она носила характер не камерный, узкосемейный, а общегражданский. Не только потому, что питалась общими идеями французских просветителей о гармонически развитой личности, о просвещенном монархе, но и потому, что являла собой конкретный образец для подражания в светских придворных кругах.
В литературном наследии Екатерины II издатели прошлого века выделяли специальный раздел — «Педагогические сочинения». Сюда включались «Разговоры и рассказы», сказки «О царевиче Хлоре», «О царевиче Февее», «Выбранные российские пословицы», предназначавшиеся детям и составлявшие учебную «библиотечку» внуков Екатерины II — Великих Князей Александра и Константина. В этих книгах создавался образ человека добродетельного, т.е. человеколюбивого, честного, отважного, неприхотливого, веселого нравом, приятного в общении, учтивого.
Разъяснения о том, как можно достичь таких совершенств, можно найти в «Гражданском начальном учении» и в «Инструкции князю Н.И. Салтыкову при назначении его к воспитанию Великих Князей». Опираясь на труды французских просветителей, Екатерина ставила целью всестороннее развитие способностей человека — умственных, нравственных, физических. Человек должен быть не только учен, но и благовоспитан, утверждает императрица, лишь при этом условии он может привлекать к себе сердца окружающих.
Не меньший интерес вызывают её рекомендации по воспитанию внуков. Почему же внуков, а не сына, Великого Князя Павла Петровича, будущего императора, у которого особых добродетелей не отмечают историки?
2. Воспитание Павла Петровича – сына Екатерины II.
Дело в том, что не довелось Екатерине воспитывать своего сына самой. С первых дней жизни он был под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, не спускавшей глаз со своего внучатого племянника.
Вот как рассказывает об этом Екатерина Алексеевна, в то время еще только Великая княгиня:
«...20 сентября я разрешилась сыном. Как только его спеленали, императрица ввела своего духовника, который дал ребенку имя Павла, после чего тотчас же императрица велела акушерке взять ребенка и следовать за ней. На шестой день были крестины моего сына; он уже чуть не умер от молочницы. Я могла узнавать о нем только украдкой, потому что спрашивать об его здоровье значило бы сомневаться в заботе, которую имела о нем императрица, и это могло быть принято очень дурно. Она и без того взяла его в свою комнату, и, как только он кричал, она сама к нему подбегала, и заботами его буквально душили. Его держали в чрезвычайно жаркой комнате, запеленавши во фланель и уложив в колыбель, обитую мехом черно-бурой лисицы; его покрывали стеганым на вате атласным одеялом и сверх этого клали еще другое, бархатное, розового цвета, подбитое мехом черно- бурой лисицы... Пот лил у него с лица и со всего тела, и это привело к тому, что когда он подрос, то от малейшего ветерка, который его касался, он простужался и хворал. Когда прошло 40 дней со времени моих родов, сына моего принесли в комнату мою: это было в первый раз, что я его увидела после его рождения. Я нашла его очень красивым, и его вид развеселил меня немного; но в ту самую минуту, как молитвы были кончены, императрица велела его унести и ушла».
При жизни Елизаветы Петровны Екатерина Алексеевна должна была договариваться с графом Шуваловым, чтобы он «испросил» у ее Императорского Величества разрешения видеть детей.
После переворота 1762 г., в результате которого на российский престол взошла Екатерина Алексеевна, воспитание Павла Петровича было поручено графу Н.И. Панину, мечтавшему о том, что самодержавная императрица-мать добровольно передаст власть своему сыну по достижении им совершеннолетия. Однако когда подошло время исполнения обещаний, они были уже «забыты» императрицей.
Все это, а также размышления о странной гибели отца (через неделю после переворота) не способствовали развитию близких, родственных отношений Екатерины II с сыном. Более того, Павел Петрович не любил свою мать, да и она его невысоко ценила и не доверяла ему.
Вот внуки — другое дело, особенно Александр, любимец императрицы.
3. Воспитание внуков Екатерины II: Александра и Константина.
В «Инструкции князю Н.И. Салтыкову при назначении его к воспитанию Великих Князей» сказано, какими она хотела бы видеть своих «дражайших внуков»: здоровыми, неприхотливыми в еде и одежде, терпеливыми, послушными, некапризными — в общем, такими, какими все хотят воспитать своих детей.
«Инструкция князю Н.И. Салтыкову…» является не только любопытным фактом истории русской педагогики XVIII в., но и отражает житейский опыт умной, образованной женщины и государственного деятеля своего времени.
В этих «Инструкциях» Екатерина II писала Н.И. Салтыкову: «Наставление Наше касательно сохранения и способов к умножению и подкреплению здравия Их Высочеств здесь прилагается под литерою А, из которого довольно усмотреть можете о сем мнение и намерение Наше, и которое вам служить будет предписанием на тот случай».
Что же предлагала Екатерина II для сохранения здоровья наследников престола? Обратимся к источнику. «Об одежде. Чтобы платья их было как возможно простее и легче.
О пище. Пища и питье да будут простые и просто заготовленные, без пряных зелий или таких корений, кои кровь горячат, и без многой соли.
Чтобы не кушали, когда сыты и не пили, не имея жажды; и чтоб когда сыты, их не подчивали пищей или питьем; чтоб не пили холодного, вспотевши или когда разгорячены, и вспотевши, не пили инако, как скушав наперед кусок хлеба.
О воздухе.
Чтоб как возможно чаще были на вольном воздухе, когда сие не может вредить их здоровью. Зимою же колико возможно реже быть им возле огня, и чтоб зимою покои Их Высочеств не были теплее натоплены, как от 13 до 14 градусов по термометру Реомюра.
О мыльне и купанье.
Их Высочества привыкли зимою и летом ходить в мыльну, париться и купаться в холодной воде. По опытам оказалось, что то и другое здравие их подкрепляет, и для того зимою и летом недели через четыри или пять водить их в баню и дозволять им париться и купаться. За весьма нужно и полезно почитается, чтоб Их Высочества учились плавать.
О постеле и сне.
Чтоб Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах. И чтоб одеяла их были легкие. Спать им, чтоб ночью голова не была покрыта или закутана. За семь лет от 8 до 9 часов сна, кажется, довольно быть можеть. Когда же их будить нужно, тогда оное чинить не вдруг, но с осторожностью, дабы не испугались, кликая их по имени негромко.
О детских забавах и веселости нрава.
Не запрещать им играть сколько хотят, лишь бы в игре не входило им самим или жизнь имеющему вредное, и сохроняли бы при игре благопристойность людям, при оной находящимся. Разнообразие упражнения и свободность в упражнении детям всегда приняты и питают в них веселость нрав. Не оставлять Их Высочества никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, через который получили бы умножения знания.
О болезни и лекарствах.
Вовсе не давать им лекарства без крайней нужды. Употребление лекарств не ко времени детям более притягать может болезни, нежели отвращать оныя. В случае действительной болезни, и когда легчайшие способы не предуспели, тогда уже совет врача потребовать полезно быть может. Когда дети больны надлежит их поваживать преодолевать более болезни терпением, сном и воздержанием от излишней по обстоятельствам или вредной пищи.
Далее Екатерина II пишет: «Следует не менее важный предлог: продолжение и подкрепление умонаклонения столь драгих питомцев ко всякому добру.
Ища прилежно стези, ведущие к тому пути, для исполнения такого долга представляется, без сомнения, аки облегчительная и естественная: разделение воспитания Их Высочеств по возрасту и летам воспитанников на три времени, а именно: 1) продолжение младенчества до 7 лет, 2) из младенчества выходящие отроки, 3) оные отроки, вступающие в юность, начало которой обыкновенно почитается с пятнадцати лет.
Яснее мысли Наши предложатся, когда скажем, первое, что требуемо быть может во младенчестве; второе, чего от отроков, выходящих из младенчества и приближающихся к юношеству; и третье, чего от них в юношестве ожидать можно, составляет все то, в чем заключается и разуметь можно воспитание; замыкается же оное в четырех вещах: 1) в добродетели, 2) в учтивости, 3) в добром поведении и 4) знании.
Наставления касательно каждого из вышеописанных предлогов прилагаются при сем под литерами Б, В, Г, Д, Е, Ж».
Рассмотрим положения под литерами Б и В.
Наставления под литерой Б касаются «продолжения и подкрепления умонаклонения к добру». Обратимся к первоисточнику: «Кто от природы и лучшему стремится, тот родился счастлив.
В награждение добрых дел представить детям надлежит честь, доброе имя и славу; а за дурные дела - стыд и поношение.
Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно, кольми паче таким детям, в душах коих стыд к доброму вселен от младенчества, и для того предписывается: твердить воспитанникам и давать им чувствовать при всяком удобном случае, что те, кои прилежанием и радением исполняют от них требуемое, у всех людей выигрывают любовь и хвалу, а за неприлежание и нерадение воспоследует презрение, нелюбовь и никто не похвалит.
Когда в чем который провинится и осужден будет, тогда никто да не дерзнет хвалить, дондеже провинившийся не будет просить прощения и не увидят, что старается поправить свое поведение; к прощению же не надлежит приступать вдруг.
Приставникам не делать при воспитанниках того, чего не желают, чтоб дети переняли, и вовсе отдалить от зрения и слуха Их Высочества дурные и порочные примеры.
О слезах.
От младенчества дети обыкновенно плачут от двух причин: 1-е- от упрямства, 2-е – от чувствительности и склонности к жалобе: но те и другие слезы не должны дозволять, но надлежит запрещать всякие слезы.
Когда плачут от чувствительности, как-то в болезни, тогда стараться надлежит или дать облегчение, не уважая много при них боли, слез или болезнь, сказать им, что слезы умножают болезнь и негу, и для того оные унимать и от них воздерживаться надлежит, а более болезни сносить и преодолевать прилично бодростию духа и терпением. Мысли же их стараться обратить на иное что, или же обращая слезы в шутку.
Буде единожды приставники детям оказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли просить. Когда упадут или ударятся обо что не много, то уважать и слезы запрещать, стыдя их ими, ибо твердость духа и разума подкрепляет добродетель. Буде они вдадутся в опасность какую, тогда их ввести в рассуждени, сказав им, чтоб употребили рассудок.
О хотении.
Телесная сила оказывается в преодолении какого ни есть труда и затруднения; душевная же крепость оказывается в преодолении собственный хотений и подчинении хотений здравому рассудку. Буде чего будут просить со слезами, или с упрямством просят.
О послушании.
Поваживать воспитанников к непрекосновенному послушанию Нам и Императору Нашей властию. Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать совета здравого рассудка и справедливости.
Об упрямстве.
Кто не слушается, тот болен, следовательно, лишь выгод здорового. Его содержат аки больного, и болезнь его не кончится инако, как с возвращением здравого рассудка, то есть с послушание и кокорностью, и когда надежда видится, что умнее быть хочет.
Запрещать и не допускать до того, чтоб Их Высочества учинили вред себе или жизнь имеющему; следовательно, бить или бранить не надлежит, и их не допускать, чтоб были, щипали, или бранили человека, или тварь, или какой вред или боль причиняли.
Не допускать Их Высочества до того, чтоб мучили или убивали невинных животных; но поваживать их, чтоб попечение имели о принадлежащей им собаке, птице, белке или ином животном, и оным доставляли выгоды свои и даже до цветов в горшках, поливая оные. Буде же что им принадлежащее оставят без попечения или призрения, то оное отобрать от них, ибо все в свете требует попечения.
Ложь и обман запрещать.
Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже и в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи. Будет кто из воспитанников или при них кто солжет, то представить ему, что лгать есть дело стыдное и бесчестное, влекущее за собою презрение и недоверие всех людей. буде кто из них солжет, то первый раз оказать о том удивление, как о поступке странном, не ожиданном, неслыханном и неприличном. Буде же паки найдет во лжи, то чинить ему выговор и смотреть на него и обходиться с ним холодно и с презрением всем тем, кои о том знают. Буде, паче чаяния, не уймется, то почесть ложи за упрямство; упрямство же влечет за собой наказание, которое совокуплено быть имеет со стыдом и с опасение поношения.
О худых и порочных примерах.
Чтобы никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился.
Отдалять от воспитанников всякие разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие пороки.
В чем главные достоинства наставления состоят.
Главные достоинства наставления детей состоять должны в любви к ближнеиу (не делай другому, чего не хочшь, чтоб тебе сделано было), в общем благоволении к роду человесескому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обхождении ко всякому, в добронравии непрерывном, в чистосердечии и благодарном сердца, пустого опасения, боязливости, подозрения, невмостного везде тут, где усмотрится.
Требуется, чтоб с возвратом питомцы утвердились в добродетели, чтоб вкоренялась в душах справедливость, которая состоит в том, чтоб не делали законами запрещенного; в любви к истине, в щедрости, воздержании, уме, основанном на размышлении, здравом о вещах понятии и рассуждении, совокупленном с трудолюбием.
Когда дети наполнены повиновением к верховной власти, почтением к родителям, доверенность к приставникам, совокупленным с любовью и опасением прогневать их и к тому соединяют благоволение ко всем людям, тогда уже много сделано. чем более готовятся к познанию того, что отродию их прилично.
О смелости и о пустом страхе и опасении.
Истинная смелость состоит в том, чтоб пребывать в том что долг человеку предписывает.
Отдалять надлежит от глаз и слуха во младенчестве и от отроков в первые годы все то, что мысли устрашать можек, как-то: всякие пугалища, душу и ум утесняющие, которыми обыкновенно детей стращают и от коих делаются они робки, так что не могут остаться одни, боятся своей тени или дрожат в темноне. Все таковые пугалища и в речах употреблять не надлежит.
Буде, паче чаяния, дети чего боятся, или опасаются, то поваживать их исподволь ко зрению того прежде издали, потом от времени до времени ближе, уменьшая в них опасность словами и доказательствами, сходственными детскому понятию, основанными на истине; или, представляя им то, чего опасаются, в приятном виде, и заставляя на то смотреть сперва издали, потом поближе.
Поваживать Их Высочества ходить по таким местам, где могут спотыкнуться без опасных следствий.
Буде который упадет, чтоб никто того не пугался и не спешил без нужды на помощь, дабы сам встал.
Буде который от неосторожности упадет, тогда сказать, чтоб впредь осторожнее был и что человек не вырастет без таких приключений.
Заключение
В ходе работы над проектом я познакомился с педагогическими взглядами Екатерины II, рассмотрел систему воспитания наследников российского престола, проанализировал первоначальный текст «Инструкции князю Н.И. Салтыкову при назначении его к воспитанию Великих Князей». Знакомство с документом позволило увидеть манеру письма, принятую в XVIII в.
Также работа над проектом позволила узнать, почему Екатерина II, несмотря на возложенную на неё в силу императорского титула обязанность по воспитанию наследников, не принимала участия в воспитании своего сына Павла.
По итогам работы над проектом можно сделать вывод о том, что требования, предъявляемые к воспитанному человеку в XVIII веке, ничем не отличаются от требований, предъявляемых к воспитанному человеку в XXI веке. К ним относятся человеколюбие, честность, отвага, неприхотливость, веселый нрав, общительность, учтивость.
Список литературы
1) Романова, Г. Екатерина II о воспитании наследников престола/Г. Романова//Воспитание школьников. – 1995. - №5. – С.53-55.
2) Романова, Г. Екатерина II о воспитании наследников престола/Г. Романова//Воспитание школьников. – 1995. - №6. – С.53-56.