СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме"Физическая культура во времена Петра Первого.Русская лапта"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый проект на доступном уровне знакомит с физической культурой и народными играми эпохи Петра Первого, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, интерес к физической культуре и здоровому образу жизни. Спорт-залог здоровья. Недостаточная двигательная активность, повальное увлечение компьютером влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности. Спорт укрепляет здоровье, делает человека сильным, ловким, выносливым, а также ответственным и дисциплинированным. Спортивные победы не раз прославляли Россию на весь мир.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».М. Горький.

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме"Физическая культура во времена Петра Первого.Русская лапта"»

Комитет по образованию администрации

городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

города Калининграда

Детско-юношеский центра «Московский»




Согласовано

на заседании педагогического совета

Протокол №2 от «02» декабря 2021г.

Утверждаю

Директор МАУДО ДЮЦ «Московский»

_________________ Л.К. Козынченко

Приказ №__от «02» декабря 2021г.




Проект

«Физическая культура во времена Петра Ι. Русская игра Лапта».







Автор : Логунова Н.Г.

Кукса Н.В.

(Клуб атлетической гимнастики)

МАУДО ДЮЦ «Московский»













Содержание

1 Введение……………………………………………………………....3-5

2 Основная часть:

2.1 Физическое воспитание в царской России XVIII века………….6-7

2.2 Физическое воспитаниепо всем видам учебных учреждений….8

2.3 Физическая культура и подготовка в русской армии — сила духа и

физическая мощь……………………………………………………9-11

2.4 Развитие физической культуры и спорта в народных массах……12-13

2.5 Физическое воспитание — как это было у дворянского

сословия……………………………………………………………...14

2.6 Практическая часть исследования. Правила игры русская лапта…15-18


3 Заключение. Выводы…………………………………………………..19-20

4 Источники информации………………………………………………..21



















Введение

Предлагаемый проект на доступном уровне знакомит с физической культурой и народными играми эпохи Петра Первого, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, интерес к физической культуре и здоровому образу жизни. Спорт-залог здоровья. Недостаточная двигательная активность, повальное увлечение компьютером влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности. Спорт укрепляет здоровье, делает человека сильным, ловким, выносливым, а также ответственным и дисциплинированным. Спортивные победы не раз прославляли Россию на весь мир.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».М. Горький.

А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

Воспитание патриотизма — это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в его сознании с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать ему о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дополнительного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Воспитание патриотизма невозможно без конкретных примеров. Одним из таких примеров для нас является Пётр I. Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).

С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада.

Данный проект посвящен ознакомлению спортивного направления во времена Петра Первого, личности самого императора, а также изучение и проведение соревнований по игре русская лапта.

Цель исследования: узнать о спорте и физкультуре во времена Петра Первого, изучить игру «лапта»,повысить интерес к спорту.

Задачи исследования:

  • Познакомить детей с физическими упражнениями и играми эпохи Петра I;

  • Способствовать воспитанию чувства гордости за Россию. Эмоционально – ценностного отношения к своей стране;

  • Изучить правила игры русская лапта и провести соревнования по русской лапте.

  • Способствовать формированию коммуникативных навыков и дружеских взаимоотношений в детском коллективе;


Объект исследования: физическая культура при Петре Первом

Предмет исследования – знания правил игры русская лапта

Методы исследования:

  • Поисковый. Мы искали информацию в интернет-источниках.

  • Аналитический. Мы проанализировали полученную информацию и составили упрощенные правила игры.

  • Практический. Составили правила игры для младших школьников.

  • Игровой. Играли в русскую лапту.

Гипотеза

Лапта – динамичный вид спорта, укрепляющий здоровье и способствующий сплочению детского коллектива.

Презентация проекта.

Этапы работы над проектом

1.Подготовка

2.Планирование

3.Исследование. Проведение занятий(лапта)

4.Предоставление продукта(презентация)

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобретение учащимися умений и навыков в игре «Русская лапта»

  • Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Развитие волевых и физических качеств с помощью игры «Русская лапта»

  • Проявление интереса к урокам физической культуры
























2.1Физическое воспитание в царской России XVIII века Физическим воспитанием на Руси занимались с незапамятных времен. У древних славян роль спортивной подготовки выполняли игрища — хороводы, состязания в стрельбе из лука и метании камней в цель.С появлением такой личности, как царь Петр I, появляется система физической культуры и воспитания в России. И возникает она не только для военных целей, но и в университетах. Правда, для простого народа физическое воспитание не приветствовалось, поэтому и носило, в большинстве своем, довольно- таки интересный и самобытный характер.
Петр I – это, пожалуй, наиболее выдающийся Российский лидер и реформатор, который «прорубил окно в Европу», а также совершивший огромное количество преобразований в стране. Его реформы коснулись всех сфер общества: и науки, и экономики, и медицины, и государственного управления. В общем, куда не глянь — везде можно увидеть следы деятельности этого, безусловно, великого человека.
Именно при нем стали быстро развиваться многие отрасли промышленности и сельского хозяйства, культуры и военного дела. Что касается физического воспитания, то в это время оно носило характер преимущественно прикладной, исключительно для военных целей.
Но нужно сказать, что все эти преобразования в самых разных областях, в том числе в физической и военной культуре воспитания, затрагивали лишь класс дворянства.
Физическое воспитание народа полностью отдавалось самому народу. Именно поэтому так различаются система военного воспитания с саморазвивающейся народной физической культуры, куда входили и кулачные бои, и хороводы, и катание на санках с гор, а также борьба и плавание. Все это принимало яркие краски народных увеселений, не имея строгой системы и специальных упражнений.
Так как все перечисленное выше, не имело строгих правил, соответственно, не было и системы тренировок. Другими словами, физическая культура простого народа носила случайный «стихийный» характер.
Что, в общем-то, вполне понятно. Жизнь крестьянства была в те времена весьма нелегка, если учесть, что в петровские времена было столько войн и других катаклизмов. Но все же в целом, русские простые люди отличались всегда хорошей физической силой, ловкостью, серьезным подходом к любому делу и огромной выносливостью. Тяжелый труд земледельцев и охотников делал свое дело и без специальных тренировок. А в военное время приходилось быть очень стойкими, чтобы хорошо сносить тяготы военных походов.






























2.2 Физическое воспитание по всем видам учебных учреждений
В ходе Петровских реформ во многих учебных заведениях вводят и новые предметы, в том числе и физическую подготовку. Видимо для того, чтобы направить неуемную энергию учеников в нужное русло. Сначала этот предмет появляется в расписании школы математики и навигации в Москве, а затем и Морской академии. Обучение проходило по парусному делу, стрельбе из оружия, а также изучались фехтование и неотъемлемое умение всех дворян — верховая езда.
В тоже время, открываются частные школы, в которых бывшие пленные шведы обучали детей дворян различным предметам, языкам, а также разным «физическим упражнениям».В других гражданских учреждениях также вводятся предметы, связанные с физическим воспитанием. В частности, когда появляется первый Московский университет, (1755 г.), то одновременно открываются и две гимназии, которые вели подготовку к поступлению в это учебное заведение. Одна из них была исключительно для дворян, а вторая - для разночинцев. Но различия были в том, что для дворян преподавались военные науки, фехтование и некоторые другие, а для разночинцев этих предметов не существовало.
















2.3 Физическая культура и подготовка в русской армии — сила духа и физическая мощь

Говоря о физической культуре и воспитании в петровские и после петровские времена, стоит сказать о том, что хотя в университетах и начинают появляться предметы, связанные с физическим воспитанием, но на самом деле эта направленность в обучении носит исключительно военизированный характер. Во времена правления Петра физическое воспитание будущего воина начиналось с юности. Тогда образовывали потешные полки, где были выходцы из разных слоев населения, а поэтому физическое воспитание прививалось всем.Главным образом, физическое воспитание было направленно на совершенствование военных навыков. В ходе разных игр, «потех», развивались такие качества, как выносливость, проворство, быстрая реакция, а также необходимая в боях ловкость. В таких играх-учениях солдаты отлично обучались осаждать и брать крепости, в процессе игры решая военные задачи и преодолевая различной степени сложности препятствия.
Что касается народа, то здесь физическое воспитание идет стихийно и без системы, но, тем не менее, появляются знаменитые «атлеты», побеждавшие в кулачных боях , а также и в других состязаниях.Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований.Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Военная реформа, направленная на создание регулярной армии и флота, началась с организации Петром I потешных отрядов из дворянской и крестьянской молодежи подмосковных сел Преображенского и Семеновского. Созданием потешных отрядов. Петр I осуществил оригинальный проект военно-физической подготовки и боевой выучки юношества, состоявший из увлекательных военных игр-потех, проводимых как на суше, так и на воде. Потехи проводились в условиях, приближенных к боевым, включали походы, учебные сражения, в ходе которых формировались необходимые физические и морально-волевые качества будущих солдат.«Его императорское величество, - сообщает один из участников «потех»,- повелел набрать из разных чинов людей молодых и учить их пехотным и конным упражнениям …» Упражнения эти состояли из верховой езды, строевой подготовки в пешем и конном строю, стрельбы в цель из луков и мушкетов, изучения ружейных приёмов, преодоления полевых препятствий и военных игр. Так зарождались основы будущей военно-полевой гимнастики. «Его Императорскому Величеству» было тогда 11-12 лет.Потешные учились штурмом преодолевать препятствия, брать крепости, важное место отводилось штыковому бою и рукопашной схватке. Одной из причин успехов в сфере создания Петром I системы боевой и физической подготовки армии и флота, было широкое использование народных видов физических упражнений. Будучи выдающимся полководцем, новатором в области военной тактики, обучения войск, Петр I уделял большое внимание воспитанию у солдат стойкости и мужества. Сноровка и выносливость приобретались в постоянных походах и на тактических учениях. Петр требовал от солдат и офицеров творческого отношения к своим обязанностям и досконального знания солдатской службы. В правлении Петра Первого лапта стала применяться как средство подготовки солдат русской армии-вначале Семеновского и Преображенского полков, а в последствии и прочих подразделений. Петр Первый разработал программу военной подготовки юношей. Она включала развитие в них физической силы и ловкости, им прививались основы дисциплины, чувство чести и дух товарищества. Заслугой Петра было то, что он, имея в числе своих учителей зарубежных специалистов, не слепо перенимал европейскую систему обучения войск, а выбирал из нее лишь самое ценное, соответствующее национальным особенностям русского характера. В первой четверти XVIII веке впервые было соединено холодное и огнестрельное оружие – к ружью был примкнут штык, что значительно усилило ударную мощь войска и вызвало необходимость обучения солдат рукопашному бою. При Петре I в России появились первые уроки физкультуры в школах. В 1701 году в Москве открылась школа математических и навигационных наук, где «физра» впервые стала обязательным предметом. Затем физподготовку ввели в гимназии Глюка (1703), Морской академии (1715), в кадетских корпусах. Основными видам физического воспитания учащейся молодежи были рапирная наука (фехтование), верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры. Во многих закрытых дворянских учебных заведениях такие занятия стали обязательными. Например, в знаменитом Царскосельском лицее существовал специальный зал, где лицеисты занимались фехтованием и гимнастикой. При Петре I вновь были разрешены кулачные бои, как способствовавшие с молодости развитию способностей молодых людей к рукопашным боям.

Сам царь, обладая выдающимися физическими способностями, не гнушался участия в различных игрищах и кулачных боях.Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа, и "корни его теряются в глубокой старине". В России было два вида кулачного боя — одиночный и массовый. Одиночный бои назывался "сам на сам" и имел форму спортивного единоборства. Массовый бои назывался “стенка на стенку”. Бились улица на улицу, посад на посад, деревня на деревню. И в тex, и в других боях строго соблюдались традиционные неписаные гуманные правила и постановления.В продолжении культивирования кулачных боёв после Петра I, правительство предпринимало попытки их регламентации.

При Екатерине I в Москве иногда устраивались встречи кулачных бойцов с Английскими боксёрами. Так дело Петра имело продолжение и после его смерти. Приемником Петра в созданной им системе подготовки войск стал военный полководец и педагог фельдмаршал Петр Александрович Румянцев. В его системе военного искусства заняли важную роль бег, переползание, умение маскироваться, а так же шагистика и муштра солдат. Всё это способствовало воспитанию быстроты, выносливости и решительности солдат, способных «малым числом разбить великие силы врага».

Итак, Петр I добился того, что российская армия по боевой выучке и физической подготовке стала превосходить лучшие армии Европы.

















2.4 Развитие физической культуры и спорта в народных массах
В народе не было определенной системы физического воспитания, поэтому развитие физкультуры носило стихийный характер. На различных ярмарках, народных гуляниях излюбленными развлечениями были кулачные бои и борьба.
Пусть данные развлечения и проходили только в дни праздников, но уже тогда были в этих единоборствах свои определенные законы, которых необходимо было придерживаться. Обыкновенно на такие состязания приходили «поглазеть» множество людей, затем выходили бойцы, «чтобы себя показать и на людей посмотреть».
Участвуя в таких соревнованиях, можно было не только показать свою силу и ловкость, но даже стать достаточно известным и знаменитым. Конечно, известность была в основном у Московских бойцов, но иногда случалось и так, что слух о каком-нибудь известном бойце доходила из глубинки.
Малолетние молодцы соревновались в других состязаниях и видах спорта, таких как игра в мячик, чушка, мушка, городки. Эти игры отлично развивали скорость реакции, а также силу и меткость. На протяжении всего 18-го века они были очень популярны. В зимнее время года пользовались успехом такие виды развлечений, как катание с горок, катание по льду и так далее.
В некоторых исторических документах можно прочесть описание того, как проходила народная борьба. Двое бойцов становились друг против друга, и один соперник должен был повалить на землю другого. Это можно было совершить с помощью броска, когда правая нога одного, поддевала левую ногу другого, и тогда соперник терял равновесие и падал навзничь.
Хотя борьба и была очень популярным видом зрелища, но все же это был не тот размах. Наибольшее веселье приносили, так называемые, бои стенка на стенку. В этих состязаниях могли участвовать все от мала и до велика.
Все, кто хотел участвовать, делились на две стороны. Начинали драку, так называемые, заводные. Вначале они дрались один на один, а затем уже подтягивались остальные, одна стена шла на другую. Были и «запасные игроки», которые в драке участия не принимали, а вступали в бой только в том случае, когда их стену уже окончательно подминали.
Еще была популярна «сцеплялка» — этот бой был уже не похож на бой, а больше всего напоминал беспорядочную драку, в которой было не отличить своих от чужих.В народе же пользовались популярностью борьба, стрельба из лука, поднятие камней, а также игры. Многие из них дошли до нас почти в неизменном виде, просуществовав тысячелетие! Например, в лапту (игра с мячом, битой) и коняшки славяне играли еще до принятия христианства. В коняшках девушки забирались на спины парней, и «кони» устраивали поединки между собой.

































2.5 Физическое воспитание — как это было у дворянского сословия
У дворян физическое воспитание значительно отличалось от народного и принимало совсем иные формы.Как можно понять из сказанного ранее, первое отличие физического воспитания дворянской знати выливалось в то, что оно было направленно исключительно на военные нужды, как это происходило в потешных войсках Петра I. Там развивали военные навыки в купе с развитием морально - волевых качеств солдат.
Потешные войска смело можно назвать первой Российской регулярной армией, которая была создана Петром. Физическая подготовка в них велась в форме военных юношеских игр, увлекательных потех. Поэтому приносила не только усталость, но и некоторое удовольствие.
Со смертью Петра дворянство резко отходит от его принципов физического воспитания и все больше берет пример с западных веяний, заключающихся в более развлекательном характере времяпрепровождения, чем в физической подготовке. В это время на первый план постепенно выходят такие дисциплины, как охота и стрельба. Во дворах были сооружены специальные тиры, где стрельбе обучались исключительно все придворные.
Выходит на первый план и умение красиво ездить, которое имело очень большую популярность среди дам знатных родов. Эта мода была подхвачена в странах Западной Европы. Были и специальные учителя, которые обучали способам «красиво сидеть в седле». Это тоже можно, безусловно, отнести к физическому воспитанию, так как умение красиво сидеть в седле, давалось не легко. Петр Первый привез в Россию коньки, он же первый придумал крепить лезвие к сапогам. В это время физическое воспитание вводится в программу школ и гимназий как учебный предмет. В этот же период появляются частные преподаватели физической культуры для дворян и знати.










2.6 История и правила русской лапты.

История этой традиционной игры уходит своими корнями в далёкое прошлое. Упоминания об игре в лапту встречаются даже в памятниках древнерусской письменности. Биты и мячи для игры археологи находили при раскопках в Великом Новгороде в слоях, что относятся к XIV столетию. В старину ее именовали по-разному: «сговорка», «хлапта», «тяга»... Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе.

В правление Петра I лапта стала применяться как одно из средств физподготовки солдат русской армии – вначале знаменитых Семёновского и Преображенского полков, а впоследствии и прочих подразделений. Была попытка включить лапту в программу физвоспитания военнослужащих и в первые годы Советской власти.

Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

Эта игра на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.

В 1958 году лапта была включена в программу Всероссийской спартакиады сельских спортсменов.Летом 1958 года состоялся розыгрыш первенства РСФСР по русской лапте. Через год, в 1959 году лапта вошла в перечень игр II летней Спартакиады народов РСФСР. В 1958 году в Советском Союзе прошли первые в спортивной истории страны официальные соревнования по русской лапте - Первенство РСФСР. Однако в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, эта увлекательная спортивная игра практически прекращает свое существование.И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. Новый импульс к развитию лапты дало постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г. Со слов первого вице-президента Федерации русской лапты России, заслуженного работника физической культуры РФ Сергея Олеговичя Фокина: «Игра доступна любому желающему.

Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. Сегодня в России лаптой более или менее регулярно занимаются не менее 10 тысяч спортсменов. Проводятся первенства и турниры среди мужских, женских, юношеских, юниорских и ветеранских команд. Кстати, в турнирах соревнуются и команды со смешанными составами (юноши и девушки). С 2003 года организовываются международные встречи.Российская лапта включена в Единую всероссийскую спортивную классификацию на получение спортивных званий от массовых разрядов до мастера спорта России Исключительная ценность этой игры заключается в том, что начинать заниматься ею можно с дошкольного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специальная спортивная форма и оснащенные аппаратурой игровые площадки. Игра доступна всем, так как включает естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки.

Однако, в первую очередь, игра эта в нашей стране была поистине народной: на протяжении многих поколений в неё играли не только дети (хотя, конечно же, в первую очередь, они), но и люди других возрастов.

Кроме несложных правил игры, есть у лапты и другое замечательное качество. Для неё не требуется какого-либо сложного или специального снаряжения, оборудования. Только бита или толстая, желательно плоская, палка длиной приблизительно от 60 см до 1 м, а также небольшой мячик – резиновый или теннисный – такого размера, что помещаются в руку. По воспоминаниям некоторых людей старшего поколения, они использовали в качестве биты штакетину из забора. Целью игры является – ударом биты отправить мяч как можно дальше, и в то же время пробежать командой площадку поочерёдно: до противоположной стороны и обратно, постаравшись не дать соперникам осалить себя пойманным мячом.

За каждую подобную удачную пробежку команде начисляются очки. В итоге, выигрывает та команда, которая набрала бо́льшее количество очков за установленное время.

Мы провели соревнования по русской лапте по упращенным правилам.

Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества ребёнка: быстроту, силу, координационные способности, формирует командно-игровое мышление, смекалку, чувство коллективизма и так далее. По её техническим элементам лапту можно с полным правом назвать одним из самых естественных и доступных для дошкольников видов спорта, по сравнению с многими другими спортивными дисциплинами и командными играми.Лапта - эффективное средство развития быстроты, ловкости, координации, выносливости, волевых качеств и интеллектуальных способностей.

Свежий воздух, высокий эмоциональный фон оказывают мощное оздоровительное воздействие на организм занимающихся.

Правила игры «Русская лапта»

Игра проходит на ровной площадке прямоугольной формы – как открытой,так и закрытой. Это могут быть земляные или травяные спортплощадки, манежи, спортивные залы. На игровом поле проводят две черты на 40/55-метровомотдалении. Ширина полос составляет 25…40 метров. Одну из сторон отводят подгород, другую – под пригород.Игроки делятся на 2 команды с одинаковым числом участников. После разыгранного жребия одна команда занимает позицию на площадке города, а другая – водит. Игру начинает команда, оказавшаяся в городе. Подающий отбивает лаптой (битой) мяч как можно дальше, направляясь бегом через игровое поле за линию кона, и тут же возвращается обратно. В это время команда, которая водит, ловит направленный в поле мяч и, поймав его, пытается осалить (запятнать) бегущего соперника. При этом им разрешается перекидывать мяч один другому, чтобы точнее попасть в противника с более удобной дистанции.Если им удается это сделать, то представитель команды соперников переходит к ним. Но если они не смогли попасть в него, то перекидывают мяч на поле противников. Причем сделать это необходимо как можно быстрее, поскольку игрок, не успевший вернуться обратно в город, будет вынужден остаться на той стороне – за линией кона.Если подающий (бьющий) наносит по мячу неудачный удар и противники быстро ловят его, то бежать в таком случае опасно, поскольку его легко можно будет осалить. В этой ситуации игрок может не бежать, а остаться за линией, с другой стороны от команды – в так называемом пригороде. Отбивают мячи все игроки поочередно.Те, кто находится за коном и в пригороде, ждут, когда их освободят (выручат).Сделать это может лишь подающий игрок, который хорошо отобьет мяч,направив его довольно далеко, что даст ему достаточно времени на собственнуюпробежку и на перебежку вырученным игрокам из кона и пригорода.Нередко на поле может возникнуть затруднительное положение, при котором все представители подающей команды (кроме одного) находятся в пригороде и зачертой кона. Тогда игроку, который еще не делал удара, разрешается трижды битьпо мячу, но если он промахивается, команда уступает свою позицию водящим.Мяч, перелетевший за боковую линию, не считается. Подающий не должен заступать за линию города. Тому, кто не может отбить мяч битой, допускается бросать его рукой. Выигрыш засчитывается тогда, когда все спортсмены ударили по мячу, но никто не пересек черту кона. По завершении партии команды меняются площадками.

Набор для лапты

Для игры в русскую лапту нет необходимости в дорогостоящем инвентаре. Для нее требуются:

  • мяч резиновый (можно теннисный);

  • лапта (специальная бита, палка).

Размер лапты должен быть следующим: в длину порядка 60 см, шириной у основания примерно 10 см и толщиной ручки в 3 см. Мяч – небольшого размера, удобный для захвата полной ладонью и не склонный к травмированию и причинению сильных ушибов.

«О, радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседского двора.

За мной являлась мать. Но даже маме

В лапту случалось заиграться с нами.

Чего ж ей, великанше, делать тут?

В нее ж мячом всех раньше попадут.

Кидать — кидали, да не попадали…

И к ужину обоих долго ждали»





3 Заключение

Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Игры и физические упражнения народов нашей страны отражали производственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболовство и др.), военный и семейный быт народа. Особой популярностью в народе пользовались физические упражнения и игры, имевшие спортивную направленность. К ним относились игры и упражнения без предметов (борьба, кулачный бой, прыжки, бег наперегонки, горелки, гуси-лебеди и др.) и с предметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом и др.). Кроме того, в народном быту широкое распространение имели ходьба на лыжах, катание на санках и деревянных с металлическими полозьями коньках.

Продолжали бытовать и развиваться плавание, верховая езда и стрельба из лука. Весь этот комплекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического воспитания. Эта система дополнялась народными средствами закаливания с использованием естественных сил природы: купания в холодной воде или обтирания снегом.

В процессе игр и физических упражнений воспитывались сила и ловкость, быстрота и выносливость, меткость и сообразительность, высокие морально-волевые и физические качества народных масс. Народы России использовали различные игры, упражнения и состязания не только как забаву, но и как одно из средств подготовки к борьбе со своими внутренними и внешними врагами. Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат . В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев – тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки. В первой четверти XVlll века в результате реформ Петра I произошли глубокие изменения, своего рода скачок, в истории Русского государства: средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. Реформа Петра вызвали значительные перемены во всех сферах общественной жизни и культуры, том числе и физической. Создавались новые возможности для её развития прежде всего господствующего класса – дворянства.Для развития физической культуры особое значение имели реформы в области культуры и быта. Впервые в истории образования в России физическое воспитание получает государственную регламентацию, будучи введённым в учебные планы различного рода школ. Его реформаторская деятельность в корне поменяла быт, уклад и политику России.

Итоги царствования:

  • В результате внутренних реформ и внешней политической деятельности Петра 1, была создана сильная Российская Империя.

  • новая система государственного управления;

  • мощный флот и боеспособная армия;

  • развивающаяся быстрыми темпами экономика;

  • первые типографии, театры, музеи;

  • церковь потеряла самостоятельность;

  • основан Санкт-Петербург;

  • повысился статус России на международной арене.

Спортом должны заниматься все. Это очень важно для укрепления своего здоровья, развития физических качеств. Спорт должен быть спутником каждого человека на протяжении всей жизни. Он дает нам силу, здоровую и долгую жизнь. Школьник, занимающийся спортом. Умеет распределить свое свободное время, он дисциплинирован, активен, ответственен и добивается в жизни поставленных целей.

Петр Первый!!!

Разносторонний человек!!!

Умел он строить, плавать, править!!!

Останется в истории навек,

Сумел Россию он прославить!!!

Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод. Что цель достигнута и поставленные задачи выполнены.

Таким образом, гипотеза исследования, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.

  • Практическая значимость работы:
    узнали много нового о личности Петра Первого;
    узнали о физической культуре во времена Петра Первого;

  • узнали правила игры русская лапта; провели соревнования по русской лапте.

  • научились писать проекты в виде реферата;
    научились использовать разные источники информации, в том числе
    сеть Интернет.



























4 Список использованных источников

  • Интернет-ресурсы.

  • Энциклопедия «История России»

  • Учебник 7 класса «История России. Конец XVI-XVIII века.»

  • Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5–11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003. – 176 с.

  • Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, № 5.

  • http://www.nkj.ru/archive/articles/5254/

  • М.В. Видякин «Внеклассные мероприятия по физической культуре в средней школе.

  • сайт Федерации русской лапты России.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!