МБДОУ Онохойский детский сад «Солнышко»
Проект по теме
«Современные игровые технологии в познавательно -математическом развитии дошкольников в старшей группе»
Составил воспитатель первой квалификационной категории: Саковец О.В.
Вид проекта:
Информационно-игровой, познавательный
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители) и педагоги
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством применения игровых технологий
Задачи:
Для педагога
1.Изучить теоретические основы игровых технологий для практического применения в образовательном процессе с дошкольниками.
2.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе по математическому развитию.
Для детей
1. Развивать у детей познавательные способности, любознательность, логическое мышление, самостоятельность, умение устанавливать закономерности, находить оптимальные решения.
2.Повысить мотивацию детей, интерес к занятиям математикой за счет разнообразия игр.
Для родителей
1.Вовлечь родителей в образовательный процесс в рамках проекта, стимулировать их творческую активность.
2.Повисить уровень педагогических знаний родителей по математическому развитию ребенка.
Предполагаемый результат:
У детей
- Ребенок проявляет познавательные интересы.
- По собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.
- Повышение интереса к математике.
У педагога
- Пополнение центра математики разнообразием развивающиющих, дидактических игр математического содержания.
- Внедрение игровых технологий в образовательный процесс с дошкольниками.
У родителей
- Участие родителей в реализации проекта.
- Повышение уровня педагогических знаний родителей по математическому развитию ребенка.
Этапы проведения проекта:
I этап – подготовительный:
- Планирование деятельности педагога, детей, родителей;
- Подбор материала, пособий и изучение методической литературы;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды по математическому развитию.
II этап – основной (практический)
- Теоретические, познавательные, интересующие детей стороны математического развития;
- Образовательная деятельность с детьми;
III этап заключительный
- Оценка полученных результатов, самооценка.
- Анализ выполнения проекта.
- Определение перспективы дальнейшей работы.
«Дары Фребеля»
Цель: Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментирования с доступными детям материалами; двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Задача: Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и позновательно-исследовательской деятельности детей.
«Формирование познавательной, эмоциональной, двигательной и речевой активности детей дошкольного возраста через игровую технологию В.В.Воскобовича»
Цель: использовать методику «Сказочные лабиринты игры» для развития познавательно-творческих, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Задачи:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие воображения, креативности мышления(умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
- построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
«Чудо-крестики-1» и «Чудо-крестики-2»
«Прозрачный квадрат» от 3-9 лет
«Геоконт» от 3-9 лет
«Прозрачная восьмерка»
«Волшебная восьмерка 1»
Кораблик «Плюх- Плюх»
«Игровизор»
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Цель: Изучить возможности использования блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Определить уровни развития сенсорного развития детей.
-Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
-Разработать систему игры с использование блоков Дьенеша для совместной деятельности с детьми.
"Использование инновационных технологий по ФЭМП старший дошкольный возраст" (палочки Кюизенера)
Цель: Формирование у детей навыков сравнения величин по высоте
Задачи:
- познакомить с понятием цвета;
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины;
- познакомить с последовательностью числового ряда;
- осваивать прямой и обратный счет;
- познакомить с составом числа;
- усвоить отношения между числами, пользоваться знаками сравнения;
- научить делить целое на части и измерять объекты;
"Использование игры Б. Никитина "Сложи узор" как средство развития познавательного интереса у детей 5-6 лет"
Целью моей методической разработки является формирование познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста с помощью игры Б. Никитина «Сложи узор»; реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности, коррекции психических процессов; повышение творческой активности педагогов ДОУ.
Задачи:
1. Образовательные:
- способствовать прочному усвоению дошкольниками учебного материала;
- развивать пространственного воображения, сообразительности и логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать,
- обучение детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму, создавать новые образы;
- воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности.
2. Воспитательные:
- Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
3. Развивающие:
- Развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память
- Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятии.
4. Коррекционные:
- Формирование познавательной активности у дошкольников.
"Блестящая математика: математические игры с камешками "Марблс"
Цель при использовании камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста – это развитие общей и мелкой моторики рук.
Задачи:
- Развивать координацию движений пальцев и кистей рук.
- Развивать мышление.
- Развивать ориентировку на плоскости.
- Работа над запоминанием цвета, цветотерапия.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование фонематических представлений.
- Развитие внимание и памяти.
- Развитие творческих возможностей ребёнка.
«Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста»
Цель: учить детей соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Задачи:
- учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;
- закрепить состав числа из двух меньших чисел;
- учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
- учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;
- развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.
«Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.
Задача:
- Познакомить с кругами Эйлера.
- Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по развитию логического мышления.
Игры – головоломки.
Сущность игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Дети старшего дошкольного возраста могут использовать игры на составление фигур – силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигу полученных при разрезании по определённым правилам какой-либо геометрической фигуры.
Эти игры предназначены для развития у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления.
Цель упражнений – способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей).
Игра головоломка «Танграм»
Головоломка «Пифагор»
Прямоугольник – в игре «Пентамино»
Овал – в игре «Колумбово яйцо»
Головоломка «Вьетнамская игра»
Головоломка «Волшебный круг»
ИТОГ:
В процессе организации работы над проектом мною был проведен анализ проблемы математического развития детей старшего дошкольного возраста. На теоретическом и практическом уровне был рассмотрен процесс математического развития с использованием игровых технологий. Я повысила свою компетентность по использованию игровых технологий в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- Также работая над темой проекта, мною была обогащена развивающая предметно-пространственная среда.
- Пополнился уголок познавательного развития иллюстративным материалом, учебно-игровыми пособиями, дидактическими и развивающими играми.
- Систематизировала информационный, наглядно – демонстрационный материал для детей и родителей: были созданы картотеки логико – математических игр, экспериментов с математическим содержанием, занимательных вопросов и задач; подобраны консультации для родителей, буклеты, памятки.
По результатам проделанной работы могу сделать вывод, что все используемые игровые технологии отвечают интересам детей, обеспечивают эффективное развитие и интереса к познавательной деятельности и самое главное соответствуют ФГОС и стимулирует к дальнейшему математическому развитию на этапе подготовки к школе.