Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск
Праздники и традиции мусульман.
Авторы работы: ученики 4а,4б,4г классов
Руководитель: Галиева Венера Рамзиевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории.
Ноябрьск
2021-22 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОЕКТА…………………………………………...………………………...……………..3
ВВЕДЕНИЕ..........................……………………………………………………………….………..……5
1. Проект «Праздники и традиции мусульман»……………………………………..…………………
1.1. Особенности праздников и традиций тюркских народов. ……………………............................6
1.2. Разучивание песен, пословиц и поговорок, подвижных игр тюркских народов……………. ..7
1.3. Создание сборника о праздниках и традициях мусульман с рецептами национальных блюд …..8
2. Эксперимент «Знакомство с национальными праздниками и традициями мусульман» учащихся 4 классов. МАОУ СОШ №2»……………………………………………… …………………………9
3. Расчёт себестоимости проектного изделия…………………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………….……………………………………………………………………….11
Список литературы…………………………………………………………………………………...…12
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Предметное направление –«Социология», «Основы религиозных культур и светской этики».
Возрастная категория - 4 класс.
Секция - «Социально-гуманитарные науки»
Название проекта: «Праздники и традиции мусульман».
Цель проекта - изучить национальные праздники и традиции мусульман, создать справочно-иллюстративный материал о праздниках и традициях, о национальных блюдах.
Задачи проекта:
Выявить особенности праздников и традиций мусульман.
Узнать о видах праздников и традиций.
Научиться готовить национальные блюда и научить своих сверстников .
Создать справочный и иллюстративный материал о праздниках и традициях мусульман, для желающих познакомиться национальными блюдами народов.
В ходе исследования:
1) с помощью интернета, СМИ, книг, бесед с взрослыми и в ходе экскурсий в школьную библиотеку и мечеть города выяснили какие праздники и традиции бывают у мусульман.
2) во время встречи с представителями мусульманских народов выявили особенности национальных традиций и праздников у народов нашего города;
3) знакомились с изготовлением некоторых национальных блюд, рассматривали разновидности одежды.
4) на одном из уроков по ОРКСЭ изготовили головной убор (тюбетейка); её одевают на голову, как женщины, так и мужчины во время праздников.
5) дома вместе с родителями составляли головоломки, кроссворды;
6) сделали вывод, что национальные праздники и традиции являются важной частью народов, они не только знакомят и развлекают детей, расширяют кругозор, но и учат трудолюбию, уважению к нации, развивают дружелюбие и толерантность, готовят к взрослой жизни. Все эти знания пригодятся в передаче опыта своим потомкам, продолжении наследия.
Сроки проведения - 2021-2022 учебный год.
Проблема. Живя в многонациональной стране, мы мало знаем о праздниках и традициях. Необходимо иметь представление о праздниках, традициях, народных играх, и национальных блюдах, так как они помогают понять национальную культуру, обычаи, традиции мусульман, узнать об их жизни, труде, быте, передавать знания из поколения в поколения.
Этапы работы над проектом.
Сбор информации по теме проекта.
1.1. Поиск информации, «Какие бывают праздники и традиции мусульман. Особенности их. (Поиск информации – в интернете, в библиотеке, опрос учащихся, знакомых и родственников, экскурсия в соборную мечеть, экскурсия в школьную библиотеку на познавательно-тематический час «Культура народов», беседа с представителями наций (узбеки, таджики, татары, башкиры, азербайджанцы, киргизы, чеченцы, дагестанцы ).
1.2. Слушание и разучивание народных песен, пословиц и поговорок, а также подвижных игр мусульманских народов (игры на переменах) и изготовление своими руками элементы народного костюма - тюбетейки (делали в классе и дома - совместно с родителями.)
1.3. Создание сборника «Традиции и праздники мусульман. Национальные блюда».
2. Эксперимент «Знакомство с национальными праздниками и традициями мусульман» среди учащихся 4-х классов МАОУ СОШ №2». (Анкетирование, выступление перед учащимися по теме проекта, разучивание с ребятами подвижных и настольных игр, повторное анкетирование, обработка результатов).
Формулирование выводов на основе исследования.
Форма представления проекта – выступление с устным докладом (с сопровождением презентацией, с элементами театрализации, с демонстрацией продуктов деятельности).
ВВЕДЕНИЕ
Мы живём в многонациональной стране. Поэтому важно знать культуру, обычаи и традиции народов. Мы должны любить свою землю, уважать людей, которые открывают путь к освоению национальной культуры. Национальные праздники и традиции являются важной частью жизни каждого. Они не только развивают, развлекают, расширяют кругозор и любознательность, но и учат взрослой жизни.
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одним из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи, праздники и традиции. Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкасаться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи, традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей.
"Иван, не помнящий своего родства"- существует в народе прозвище для человека, который не помнит традиций, ко всему равнодушен. Такой человек не пользуется уважением окружающих. Поэтому для исследования мы выбрали тему, связанную с обычаями и традициями мусульман.
Нам стало интересно: как живут эти люди, чем занимаются, как отдыхают. Особенно нас заинтересовали праздники и как их празднуют. Мы поняли, что ничего об этом не знаем. Поэтому тема нашего исследования: «Праздники и традиции мусульманских народов».
Цель нашего исследования – узнать, какие бывают праздники и традиции тюркских народов, создать сборник справочного материала о праздниках и традициях мусульман, о национальных блюдах.
Задачи проекта:
1.Самостоятельно найти информацию о мусульманских праздниках и традициях.
2.Выявить особенности праздников и традиций мусульман.
3.Выяснить значение праздников и традиций для мусульман.
4.Научиться самим и научить других детей изготовить головной убор и национальные блюда.
5.Создать справочный и иллюстративный материал о праздниках и традициях, игр и национальных блюд, для желающих познакомиться с национальными праздниками и традициями; для использования представленного материала на уроках и внеклассных мероприятиях.
Чтобы их решить:
мы искали материалы в Интернете;
расспрашивали родных;
использовали свой личный опыт и взрослых;
наблюдали, анализировали и делали вывод;
читали книги;
посещали мечеть, школьный музей, Музейный ресурсный центр, школьную и городскую библиотеку.
Гипотеза исследования – предположим, что традиционные праздники являются важной частью жизни, они не только развлекают детей, но и учат взрослой жизни. Традиции мусульман оказывают положительное влияние на личность людей.
Объект: праздники и традиции мусульман
Предмет: традиции мусульманского народа
Методы:
1. изучение научной литературы (с использованием интернет ресурсов);
2. анкетирование;
3. наблюдение;
Практическое значение проекта состоит в том, что он может быть использован на уроках окружающего мира, во внеурочных мероприятиях, на занятиях внеурочной деятельности, классном часе, на уроках по ОРКСЭ.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап. Мы определили тему и актуальность проблемы, цель и задачи проекта, а так же выявили условия воспитания толерантности: 1) расширение знаний о знаменательных датах мусульман, значении традиций. Многие дети не знают о традициях и обычаях своего народа. 2) вовлечение одноклассников в исследовательскую работу.
Провели опрос: «Какие народные праздники вы знаете и в чём их польза?»
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Участники |
1 | Уточнение темы проекта | | |
2 | Работа над методологическим аппаратом | | |
3 | Сбор информации | | |
4 | Беседа на классном часе, посвященном антитеррору. | | |
5 | Сообщение на уроке окружающего мира о праздниках Рамадан, Курбан-байрам, Навруз | | |
6 | Опрос «Какие народные праздники вы знаете и в чём их польза?» | | |
7 | Систематизация информации | | |
8 | Участие в концерте 8 марта с песней и стихами на родном языке. | | |
9 | Презентация проекта в школе. | | |
Сбор информации по теме проекта.
Какие праздники и традиции мусульман. Их особенности.
Праздники.
Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура мусульман включает в себя как религиозные, так и светские праздники, отмечаемые в определённое время года.
Итак, сначала мы решили выяснить, какие есть праздники и традиции мусульман и в чём их особенность? Изучить этот вопрос нам помог интернет, книги, познавательный час в школьной библиотеке, экскурсия в Музейный ресурсный центр, встречи в с представителями соборной мечети
Традиции.
Все праздники и традиции мусульманского народа учат детей труду и готовят к взрослой жизни. Таким образом, особенностью праздников и традиций тюркских народов является то, что они готовят детей к взрослой жизни и приучают к труду.
2.2. Реализация условий проекта.
На втором этапе работы мы обработали результаты анкетирования и выявили, что из опрошенных ребят начальных классов являются мусульманами, либо имеют мусульманские корни.
Из всех учащихся начальной школы (….) опрошенных ребят относятся к русскому народу, ( ….)-украинскому, ( ….)- молдавскому,(….)- армянскому, таджикскому и узбекскому (….)
На вопрос: «Какие народные праздники вы знаете? Ребята ответили – …………
На вопрос: « Какие народные праздники вы отмечаете? –…………….
На вопрос: В чём польза народных праздником? Ответило – ……
Опрос показал, что большинство ребят не знают в чём польза народных праздником, путают народные праздники с государственными. Затрудняются назвать народные праздники своего народа. На основании полученных результатов и составленного плана мы провели плановые мероприятия.
Наша работа включала следующие виды работы, организованные нами в урочное и во внеурочное время:
-на уроке технологии мы познакомили одноклассников с народными костюмами и некоторыми традициями мусульман;
- на классном часе, посвященному антитеррору, мы провели беседу о том, что мусульманский народ не террорист. А народ дружелюбный, спешит на помощь, понимает интересы других наций;
- создали календарь праздников татар, башкир, азербайджанцев, узбеков.
20-26 марта Навруз Байрам. Навруз по-азербайджански – наряду с Новым годом и религиозным Рамазан байрамом является одним из самых главных и самых любимых праздников в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии. Навруз это нерелигиозный праздник, а празднование весеннего равноденствия, символизирующее обновление природы. С древних времён в Навруз 6 дней не работали, не проводили полевые работы, а были посвящены только встрече и веселью.
С 27 мая по 25 июня месяц Рамадан приучает людей любить принципы Аллаха, даёт им возможность проявлять свои волевые качества, терпимость, быть бдительными, добросовестными. В этот месяц мусульмане соблюдают пост.
На классном часе на празднике 8 марта девочки исполнили песню «Цып,цып,цып мои цыплятки» и поздравили мам и бабушек, посвятили им стихотворения на родном языке.
Наши результаты :
С результатом проекта мы познакомили своих одноклассников. Провели беседу, показали презентацию с фотографиями своей исследовательской деятельности. Для себя выяснили,что ребята чтут традиции и придерживаются их. Примером стали знание знаменитых людей из Азербайджана, Татарии, Башкирии, Казахстана и др. К ним относятся: Полад Бюль-Бюль оглы, Муса Джалиль, Мустай Карим, Абай, и др. Изучая народные календари с памятными датами, обратили внимание на то, что многие праздники совпадают с праздниками русского народа.Детям понравились традиции и праздники мусульман, народные костюмы, песни и танцы, народные блюда, которые приготовили девочки с мамами. Теперь мы убедились, что мусульмане это народы ,живущие в России со своими традициями и праздниками. Изучение традиций и приобщение к
ним других очень увлекательное и полезное дело. Ведь соблюдая традиции, мы чтим своих предков, свою культуру.
Мы не только узнали, какие бывают праздники и традиции мусульман, но научились играть в различные национальные игры детей. А также некоторые из ребят дома вместе с родителями приготовили угощения, сами учились приготовлению разных блюд. Они рассказали о своих
национальных блюдах. Например: баурсак, бешбармак - блюдо казахов, чак-чак, кош теле(хворост), вак-балеш , кыстыбый, гобэдия, учпочмак - татаро-башкирские блюда, самса, плов -узбекские ,шакербура, пахлава, долма- азербайджанские блюда и многие др.
Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма. Особенностью его у мужской части является головной убор – тюбетейка. Этот головной убор бывает домашний и праздничный.
В школьной библиотеке во время познавательной беседы узнали немало важного о праздниках и традициях. А на уроке ОРКСЭ знакомились с культурой мусульман , с их одеждой и научились делать праздничный головной убор из бумаги. Делать тюбетейку – оказалась непростая работа. Чтобы расположить по шаблону и сделать готовое изделие, оформить его национальным орнаментом в определённом порядке – нужна внимательность, чтобы скрепить все детали между собой - нужна сноровка, а чтобы работа получилась красивой – нужно быть аккуратным и умелым. Именно эти качества развиваются особенно у девочек всех тюркских народов, будущих взрослых хозяек и рукодельниц. Но мы тоже постарались, и у нас получились.
Наш класс посетил соборную мечеть. Там хазрат и учитель провели для нас познавательную беседу «Культура мусульманского народа». Мы узнали немало интересного и полезного о культуре, в том числе об играх и национальных блюдах народов. У нас остались очень яркие впечатления.
1.3. Создание сборника «Праздники и традиции мусульманских народов».Национальные блюда».
Известно, что народные праздники и традиции являются важной частью национальной культуры. Участвуя в них народ, знакомится с обычаями, традициями. Поэтому мы решили создать небольшой сборник. Этим сборником смогут пользоваться учителя начальных классов для знакомства детей на уроках литературного краеведения с культурой народов. Также ребята других классов смогут познакомиться с подвижными и настольными играми, увидеть фотографии. Надеемся, что сборник будет полезен, так как мы постарались разместить в нём информацию об интересных праздниках и традициях.
Эксперимент «Знакомство с традициями, обычаями и праздниками народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья учащихся 4-х классов МАОУ СОШ №2».
Анкетирование и обработка результатов анкетирования.
На следующем этапе нашего проекта мы решили познакомить с национальными блюдами. Сначала мы провели анкетирование.
Анкета.
Сколько праздников мусульман ты знаешь? Какие?
Знаешь ли ты, в чём заключается особенность праздников и традиций?
Надо ли знать их особенности? Почему?
4. Какие национальные блюда мусульман ты знаешь?
Результаты анкетирования показали, что ученики начальной школы мало знают о праздниках и традициях мусульман, не знают особенностей этих праздников и традиций, но хотели бы узнать об этом. В течение недели мы знакомили ребят с праздниками и национальными блюдами, учили играть в подвижные игры мусульман.
Повторное анкетирование и обработка результатов анкетирования
Результаты повторного анкетирования показали следующее:
Ребята познакомились с праздниками.
2. Знакомились с их особенностями.
3. Часть детей смогли перечислить некоторые национальные блюда.
4. Все учащиеся указали, что праздники, традиции и игры, умение приготовить блюда учат детей труду и готовят к взрослой жизни.
Таким образом, мы не только сами поняли значимость праздников, традиций мусульман и игр, но и смогли объяснить это всё нашим ровесникам.
Расчёт себестоимости проектного изделия
Наш проект малобюджетный, так как для изготовления тюбетейки необходимо были следующие материалы: клей, бумага белая формат А4, цветная бумага для орнамента. Для создания сборника нам понадобилась бумага (100 рублей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, можно сделать вывод, что национальные праздники и традиции являются важной частью жизни людей. Они не только, но и учат взрослой жизни.
В ходе исследования по теме проекта мы: с помощью интернета, книг, экскурсий МРЦ бесед со взрослыми выяснили какие есть праздники и традиции; научились играть в подвижные игры народов; научили играть в игры своих ровесников; познакомились с разными блюдами национальной кухни мусульман. Сделали вывод, что они обучают девочек женскому труду и подготавливает будущих матерей и хозяек.
Таким образом, в ходе выполнения работы, цель и поставленные задачи, были достигнуты. Гипотеза подтвердилась : действительно традиции мусульман оказывают положительное влияние на личность людей. В процессе реализации проекта должен быть накоплен опыт, выявлены определённые недостатки.
Однако, мы с ребятами рассмотрели не все традиции. Поэтому мы решили продолжить работу над темой, научиться готовить национальные блюда, играть в подвижные игры на улице, изучить песни и танцы и научить всему этому наших ровесников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Праздники и традиции мусульман. https:// vorld_card.ru/traditsi/-narodov/1242-interesnoe
Большая книга знаний. – М:Астрель, 2000
Ислам. - М.: Политиздат , 1988
Чеченский сайт для детей и взрослых
Нестареющие секреты домоводства.
6. Традиционная национальная кухня.
7. Раиса Гавриловна Иванова. Татарские и башкирские блюда. Юнус Ахметзянов г.Казань.
8. Игры детей разных народов // Под ред. Е.А. Немысовой. - СПб., 1999.
9. http://igrushka.kz/vip69/igmovz.php Национальные игры.
10. Хадж. Региональное духовное управление мусульман ХМАО, URL: http/www.imanugra.ru
14