СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме " Семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме " Семья"»



Республика Хакасия


МБОУ

Фыркальская ОШ № 13






Проэкт


«Семья и роль семейных отношений в обществе»

Научно-исследовательская работа


Работу выполнила:

Ученица 9 класса

Триппель Карина


Руководитель: Сивелева И.И.
















Фыркал.2020г

Содержание



  1. Введение.

Семья и её роль в жизни общества.

  1. Раздел 1. Теоретическая часть

Классификация семьи.

Суть и смысл семьи.

Изменение семьи в современной России (XX – XXI вв. )

  1. Раздел 2. Практическая часть.

Социологическое исследование №1.

«Отношение современной молодёжи п.Фыркал к семье и браку».

  1. Заключение.

  2. Список использованной литературы.

  3. Приложения































Введение

Семья и ее роль в жизни общества.

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой, носителями другой культуры.

Семейно-брачные отношения представляют  собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов  общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни  человек входит в состав множества самых разных групп  –  в  группу  сверстников  или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

В ходе культурно-исторического развития изменялась  не  только  форма семейно-брачных  отношений,   но  и  само  содержание  этих  отношений, в частности, между мужем и женой. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет  интерес  для  культурно - исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее  время.























Раздел 1. Теоретический.

Глава 1

  1. Классификация семьи

Социологи антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

  1. Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственных отношений существуют 2 основных типа семейной структуры:

Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.

Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

В большинстве обществ нуклеарные семьи считаются важным, а может быть, и основным социальным объединением.

  1. Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими индивидами.

Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.

Еще одной формой является групповой брак – между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии (брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами). Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1 , полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих несколько жен.

Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормит семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену (Кенкель, 1977).

Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.

  1. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой, являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным в Таиланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.

В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.

  1. Предпочтительный партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.

  2. Правила выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство – это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

Суть и смысл семьи.

Если детей можно было (точнее, разумно было) произвести в колбах-инкубаторах, как цыплят, то семья никогда не стала бы социальным институтом, находящимся под защитой государства. Сходитесь-расходитесь, как на танцах, коль скоро это касается только вас.

Но доколе человек остается человеком и человеческое общество - человеческим, для воспроизводства потомства homo sapiens по образцу и подобию родителей, как в психологическом, так и в социальном отношении существует только одна колба-инкубатор – семья (сегодня, разумеется, в органическом единстве с общественными учреждениями обучения и воспитания подрастающего поколения). Семья в этом смысле - непреходящая ценность человеческого общества. Ибо все прочие способы нечеловечны, бесчеловечны. Поэтому семья не только социальная группа, наподобие коллектива, компании, но и социальный институт, наподобие учреждений образования и культуры.

В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между собой, и такая связь казалась само собой разумеющейся. Бездетность во все времена и у всех народов мира представлялась таким же тяжелым несчастьем, как слепота, глухота, немота. Супруги приносили жертвы всем мыслимым богам, давали обеты, сутками ползли на коленях к каким-нибудь «святым местам», вымаливая себе ребенка. И окружающие взирали на них, по крайней мере, с состраданием, а то и с презрением. Теперь эти понятия «разошлись»: можно жить семьей, но не иметь детей – это ваше личное дело. Некоторые так и делают. Более четверти американских женщин в возрасте моложе 30 лет не хотят иметь детей, многие германские семьи бездетны.

Такая самоориентация молодых семей ведет в буквальном смысле к самоубийственным последствиям для общества. Но это – для общества, а для личности, для самого человека, для нас с вами?

Когда люди впервые слышат, что ребенок всегда и при всех обстоятельствах дает взрослому больше, чем тот ему, то не верят, хотя имеют вполне обычных детей и внуков. Не может быть! Это ребенок-то дает? Это капризное, орущее существо, на заботу о котором надо положить столько сил? Ну что он может дать?

Оказывается, очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее.

Все это - одни только слова, слышатся порой возражения. Раньше ребенок был помощником, с малых лет трудился по-взрослому и быстро «окупал» заботы о нем в первые годы жизни. Когда он подрастал, и его женили или выдавали замуж, он становился союзником, притом незаменимым в разных жизненных ситуациях. А под старость это была «живая пенсия» - единственная твоя надежда и опора, случись, что с тобой: других пособий не существовало. Вот детей и заводили, сколько могли. А сейчас они разве помощник? Устраивай, устраивай, покупай, покупай без конца, а потом – бац: внук на твою шею. А пенсия теперь у всех своя собственная, ее государство платит.

Однако ребенок с малых лет может и даже должен быть помощником. И еще каким! Только, конечно, не в тех формах, что раньше. Он может и должен быть союзником. Мало того - другом, самым надежным и верным другом, что раньше было не часто.

Одна из основных социальных потребностей каждого человека – в самоутверждении, в том, чтобы к нему относились с уважением, чтоб хоть в чем-то был Учителем. Это – не человеколюбие. Это – нормальная потребность нормального человека, и, если она не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно, психика человека страдает так же жестоко, как если бы его унижали.

Ребенок со своими собственными потребностями в знаниях, навыках, наконец просто в покровительстве со стороны старшего словно нарочно создан для полноценного удовлетворения потребности взрослого в самоутверждении.

Не каждому дано быть профессором для студентов в университете. Но каждому можно – и для полноценной жизни даже нужно – стать в точности таким же по сути профессором для детей в своей семье, вообще для детей. Ежедневные сто тысяч «почему» ребенка приводят иного родителя в раздражение. А вечером, в обычном застольном пустословии, он тщетно пытается привлечь к себе внимание окружающих сущим вздором. Несчастный! Если бы он только мог понять, от чего он отмахивается, как от назойливой мухи, и на каких пустяках пытается строить свое самоутверждение перед равнодушными к нему людьми. Если бы только он мог понять, что в одном случае он имел шанс выступить как учитель, а в другом выглядел, как пошлый шут.

Та истина, что семья имеет решающее влияние на ребенка, особенно в ранний, дошкольный период его жизни, что семейное воспитание во многих отношениях задает тон всему процессу становления и развития личности, кажется, никем уже не ставится под сомнение. Однако пока что остаются в тени и мало исследуются те влияния, которые оказывают на семейное воспитание и его результаты различные факторы, стороны, особенности жизнедеятельности семьи.

Общество не сможет существовать, если в каждом поколении двух родителей будет сменять один и все больше семей станут вовсе отказываться иметь детей. Разъяснить, что человек обкрадывает себя, добровольно отказывая себе в счастье иметь детей. Инстинкты – инстинктами, а соблазн «проскочить» жизнь, не обременяя себя детьми, возрастает. Стало быть, на помощь инстинктам должно призвать разум.

Конечно, без детей меньше проблем. Но, жизнь должна иметь смысл. Этим смыслом не может быть труд ради труда. Этим смыслом может быть только труд, как первая жизненная потребность, во имя всестороннего развития личности. А такое развитие немыслимо, если из него выпадает одна из важнейших сторон – общение с детьми, которые дают взрослым больше, нежели те – им, которые делают полноценной жизнь взрослого человека.

Дети – суть и смысл семьи. Потому что они – наше будущее. И завтра, и через много лет.


















Глава 2

Изменение семьи в современной России (XXXXI вв.)

В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья.

С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970г. каждый 10-й новорождённый появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение – вне брака. В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания – отец.

Наиболее распространенной типологии семьи в настоящее время: патриархальная (или традиционная), детоцентристская (или современная); супружеская (или постсовременная); неполная; внебрачная; альтернативная (конкубинат и полигамия).

Все более распространёнными становятся альтернативные семьи. Конкубинат - это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит, причем обе семьи знают о существовании друг друга. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин-брак.

Для патриархального типа семейных отношений, возникшего в результате разрушения материнского права, характерны в качестве ведущих кровнородственные отношения, а также жесткая зависимость жены от мужа и детей от родителей.

На рубеже XX-XXI веков заметное распространение получили так называемые внебрачные семьи (фактические браки, материнские семьи).

Исследователи считают, что в силу стабильности и преемственности традиций и социальных ролей, именно традиционная патриархальная семья выполняет задачи социализации наиболее успешно. С другой стороны, в традиционной семье «самость» отдельного члена если не игнорируется, то, по крайней мере, рассматривается как второстепенное условие благополучия семьи и допускается лишь в пределах, определенных нравственно - этическими нормами не только данной семьи, но и той социальной группы, к которой семья себя причисляет.

В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Одна из наиболее обобщенных концепций, обосновывающих малодетность, - смена акцентов в системе "общество – семья - человек". Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение индивиду, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности. Также значительно уменьшилось количество детей в семье. Типичная современная семья - муж, жена, один - двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом.

Изменение семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.




































Глава 3. Статистика.

Реже всего разводятся в Красноярском крае, чаще остальных - в Алтайском крае. В Хакасии на каждые 100 браков приходится 90 разводов. Как сообщало 19rus.info, в первом квартале этого года в республике родились 809 семей, а расстаться с оковами брака решили 726 пар. В прошлом году картина была более радужной. Стать полноценной ячейкой общества решили 1009 пар, а разорвали официальные отношения — 682. По статистике, только 57% брачующихся считают, что женятся или выходят замуж один раз и на всю жизнь. Остальные участники опроса оказались более прогматичными – оформив отношения официально, они не исключили, что вскоре захотят развестись. Почти каждый второй респондент, недавно вступивший в брак, заявил социологам, что бывают ситуации, когда жизненные пути даже самых близких людей расходятся, и каждый из них дальше идет сам по себе. «Возможно, это случится и с нами», - не исключают молодые люди. При этом каждый четвертый участник опроса сказал, что не рассчитывает жить со своим нынешним супругом до старости. Анализируя ответы новобрачных, отмчается, что почти треть из них главной причиной развода считает внешние факторы: бешеный ритм жизни, нестабильное финансовое положение, да и сам образ мыслей современных молодых людей. Интересно, что 20% супругов не хотят иметь общий бюджет и не говорят друг другу о величине своих заработков, а большинству одиноких девушек не нужны богатые ухажеры, так как они боятся потерять свою независимость. Кроме того, 7% влюбленных признались, что не станут официально регистрировать отношения до тех пор, пока не составят и не скрепят подписями брачный договор. Пугающая картина. Россия занимает первое место в мире по уровню разводов, считает ООН. На второй позиции — Беларусь. На третьей — Украина. Реже всего разводятся в Боснии и Герцеговине, Македонии и Черногории, в Италии (0,90 развода на 1000 жителей). Чем более «верующей» является страна, тем реже там расходятся супружеские пары. 83% — пик разводов, у нас в стране он пришелся на 2010 год, когда на 185 969 браков было зафиксировано 153 406 разводов. Хакасия, достигла этой вершины в нынешнем году.













Раздел 2. Практический. Социологическое исследование№1.

Отношение современной молодёжи к семье и браку

Семья и брак всегда играли большую роль в жизни общества. И современное общество не исключение, хотя отношение к браку, его формам, семье изменилось.

Цель: выяснение отношения молодежи к браку и его формам, к семье.

Объектом исследования является молодежь п. Фыркал.

Задачи:

1) Выяснить причины вступления в брак.

2) Исследовать специфику отношения к браку и семье со стороны молодых людей женского и мужского пола.

3) Выяснить отношение к формам брака.

4) Выяснить приемлемый возраст вступления в брак.

5) Определить отношение к ранним бракам. 

В результате социологического опроса была исследована специфика отношения к браку и семье со стороны девушек и парней. Были  опрошены 20 человек в возрасте 16-30 лет.

Одной из тенденций современности является появление новых нетрадиционных видов брака и семьи, к чему молодёжь относиться весьма спокойно. Так 62% девушек и 47% парней положительно относятся к гражданскому браку. [Приложение 1 / График 2, 3.] Самой распространенной причиной заключения гражданского брака социологи считают попытку репетиции семейных отношений на проверку бытовой совместимости, которую взаимная влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют.

В отношении респондентов к видам брака не было особых различий между полами. Большинство (80%) считает наиболее приемлемым брак, основанный на взаимной любви, так как любовь и взаимопонимание – основные ценности семьи. Однако 5% считают приемлемым брак по договору, а 15% - по расчету, в которых определяющим является взаимная выгода партнеров, а не чувства. [Приложение 1 / График 4.]   

Большинство девушек (84%) и юношей (72%) против того, что парни вступают в брак, чтобы «откосить» от армии, однако остальные 16% девушек и 28% юношей одобряют этот поступок, если нет других способов не ходить в армию. Эти результаты говорят о том, что большинство респондентов относятся к браку серьёзно, считают его важным поступком в своей жизни. [Приложение 1 / График 5, 6.]   

75% опрошенных хотели бы в будущем вступить в брак, 20% пока не задумывались об этом. А 5% ответили на этот вопрос отрицательно, что можно объяснить, скорее всего, личными причинами, связанными с отношениями респондентов в своей семье, индивидуальной психологией человека или негативным отношением к данной социальной форме отношений. [Приложение 1 / График 7.]   

Ранний брак 61% респондентов считает нормальным ранний брак, но все считают, что он длится недолго. [Приложение 1 / График 15.]   Тем не менее, 85% опрошенных  считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак  20-30 лет, всего лишь незначительная часть (4%) считают от 30 и старше и 11%, что в 18-20 лет. [Приложение 1 / График 8.]   

Среди девушек мнения по поводу вопроса «Обязательно ли брак должен основываться на любви?» сошлись. Положительно на этот вопрос ответили 62%, а отрицательно соответственно 38% опрошенных. [Приложение 1 / График 9.] А среди юношей мнения разделились следующим образом: 96% учеников старших классов школы ответили положительно [Приложение 1 / График 10.], а  среди тех, кто уже окончил школу и успел окунуться во взрослую жизнь, таких было только 63% [Приложение 1 / График 11.]. Это можно объяснить не столько разницей в возрасте, сколько различием таких организаций как школа и университет, а также отношениями в них. Школа предполагает более мягкое отношение к действительности. В университете же происходит переход ко взрослой жизни, с более реальным восприятием окружающего мира со всеми его сложностями и проблемами.

Ответы на вопросы о семье также не были однозначными. 52% девушек и 78% парней считают, что главой семьи должен быть мужчина, остальные ответили, что совместно. Только 1% респондентов ответил, что главой семьи должна быть женщина [Приложение 1 / График 12.].

Среди причин расторжения брака только 7% девушек и 2% парней назвали материальные проблемы. Были также следующие варианты ответов: 15% считают причиной расторжения брака скуку, 32% - измену, а 36% - различие в характерах. Такой разброс в ответах респондентов можно объяснить тем, что в собственном браке они не состояли, а значит, исходили из опыта знакомых, родственников или друзей [Приложение 1 / График 14.].

Мнения по поводу вопроса: «Кто должен приносить основной доход семьи?» разделились следующим образом: 44% человек мужского и 42% человек женского пола считают, что основной доход должен приносить мужчина, 48% парней и 52% девушек считают, что по обстоятельствам, остальные ответили, что в равной степени [Приложение 1 / График 13.]. Такое распределение ответов свидетельствует о том, что к XXI веку женщина наряду с избирательными политическими правами получила и серьёзные обязанности по материальному содержанию семьи.









Заключение


Проведенный социологический опрос еще раз доказал изменение отношения современного общества к браку и семье и определил современный уровень жизни семей, отличающихся друг от друга по количественным и качественным показателям, в посёлке. Среди респондентов значительное число положительно относится к гражданскому браку, а также другим нетрадиционным формам брака и семьи. Однако большинство опрошенных все-таки считают вступление в брак серьёзным поступком, об этом говорит также то, что практически все считают наиболее приемлемым брак по любви, а также что большинство девушек и юношей против того, что парни вступают в брак, чтобы «откосить» от армии.

Таким образом, современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Изменился возраст вступления в брак. Большинство опрошенных  считают, что самый приемлемый возраст для этого 20-30 лет. В этом идет различие, так как раньше были популярны ранние браки (17-19 лет). Положительно ответивших на вопрос о том, хотели бы вы вообще вступать в брак, оказалось большинство, хотя были и отрицательные ответы. Это обусловлено личными причинами, связанными с отношениями респондентов в своей семье, индивидуальной психологией человека или негативным отношением к данной социальной форме отношений

 Таким образом, современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Эпоха  сменяла  эпоху, менялась культура,  менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе  с ними  изменялись и отношения между мужем  и женой,  положение  женщины, отношение родителей к детям, а детей к родителям. Семейная иерархия из строго вертикального постепенно приняла горизонтальное положение. Но, несмотря на все изменения, которые коснулись семьи за последние десятилетия, существенно этот социальный институт не изменился и продолжает оставаться одним из самых важных для человека  институтов общества. Молодая семья играет важную роль в общественном развитии. Она формирует новое поколение и каким будет это поколение, зависит от социального благополучия общества.

Следовательно, государству необходимо создавать условия для повышения качества жизни молодых семей:

1.Обеспечить собственным жильем, т.к. отдельное жилье для молодой семьи является фактором социализации, а также условием развития духовных и физических сил.

2.Развивать сильную экономику, чтобы каждая молодая семья могла быть уверена в завтрашнем дне.

3.Совершенствовать законодательную базу для обеспечения защиты и поддержки молодых семей.

Без этого задачи укрепления и сохранения семьи реализовать будет невозможно. Обществу необходимо принимать действенные меры по воспитанию у детей и молодежи человеколюбия, сердечности, активности, желания заботиться о других, о ближнем.






























Приложение 1.



 



















Приложение 2.

Анкета.

 

 1.Какие формы брака для вас приемлемы?

   а) по договору         в) по расчету            б) только по любви

 

2. Как вы относитесь к гражданскому браку?

а) положительно        в) отрицательно    

                                                                           

3. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

а)18-20лет б) 20-30 лет  в) от 30 лет и старше                                             


4. Кто, по-вашему, должен быть главой семьи?

а) мужчина    б) женщина  в) совместно г) не думал об этом


5. Кто в семье должен приносить основной доход?

а) мужчина                                                                                        в) в равной степени

б) женщина                                                                                       г) по обстоятельствам

 

6. Из-за чего может распасться семья?

а) скука                             г) не сошлись    характерами

б) измена                                       д) другие причины

в) материальные проблемы

 

7. Обязательно ли брак должен основываться на любви?

а) да                                  в) не знаю

б) не обязательно                                                                                 

 

8. Как вы относитесь к браку (не вашему) в раннем возрасте (до 18лет)?

а) нормально                                                                               в) отрицательно

б) нормально, но это не на долго                                              г) затрудняюсь ответить

 

9. Хотели бы вы вообще вступать в брак?

а) да             б) нет                   в) не знаю

















Литература:

  1. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. – М.: Юрист, 1995.

  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание 11 класс. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Боголюбов Л.Н. Обществознание 9 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  4. Данные с/с п. Фыркал

  5. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000

  6. Ковалевский М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. Под редакцией М О. Косвена. -  М.: Соцэкгиз

  7. Российское законодательство XX в. – М., 2000

  8. Статистика отдела ЗАГС п.Шира.

  9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Прогресс 1991