СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по устному народному творчеству "Кисонька-мурысонька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по устному народному творчеству для детей первой младшей группы. Цель проекта: познакомить детей с потешками  как жанром устного русского народного творчества, воспитывать любовь к книге.

Просмотр содержимого документа
«Проект по устному народному творчеству "Кисонька-мурысонька"»



МДОУ «Детский сад № 179» города Ярославля.



«Кисонька-мурысонька».


Проект: краткосрочный (декабрь 2020-январь 2021г.), групповой, познавательно-игровой.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учитель-логопед.




Разработчики проекта: воспитатели Петрова Н.В, Каширина Т. В. учитель-логопед Масленникова М.А.

2020 уч. г.

Актуальность.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых. И взрослые должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Духовно обогатить среду может использование устного народного творчества, что обусловлено спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.


Русский фольклор – одно из действенных и ярких средств, дающий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

















Цель проекта:

Знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества, воспитывать любовь к книге.

Задачи проекта:

- повышать интерес к русским народным потешкам;

- учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации;

- развивать речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи,её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса;

- развивать мышление, умение подхватывать и повторять знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки;

- активизировать родителей, приобщить к  совместному с детьми проведению досуга;

-вызвать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение;

-побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.















План работы по подготовке проекта :

- подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту  детей;

- составить альбом потешек для режимных моментов;

- подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям;

- создать фотовыставку по проекту.


Предполагаемый результат:

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

3. Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.

4. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

5. У родителей сформируется понимание необходимости использования потешек в развитии речи детей.


Работа с родителями:

  1. Чтение потешек детям дома.

  2. Заучивание потешек вместе с детьми.

  3. Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.

  4. Создание фотовыставки.

  5.  Консультация для родителей « С какими книжками лучше дружить дошколятам», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».





Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап (октябрь-ноябрь 2020 г.):

• Анализ предметной среды группы.

• Изучение методической литературы по проблеме.

• Формулирование целей и задач проекта.

Основной этап:


Вид деятельности

Задачи

Осень. Явления природы.

1

1.Утренняя гимнастика  «Потешки в гостях у детей». Подвижная игра:

« Маленькие ножки…»


2.Размещение в книжном уголке книжек – малышек с потешками.


3.Знакомство с потешеками-закличками:

« Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!»

«Дождик, дождик пуще!»

« Дождик, дождик, полно лить...»

« Солнышко, вёдрышко, выгляни в окошечко!»


4.Лепка рельефная из пластилина

« Солнышко»




5.Рисование пальчиками « Дождик, дождик, пуще!»




6.Рисование « Ягодки»





7. Игра с зонтиком: « Шли, шли, что-то нашли»



8.Рисование красками: «Разноцветные листочки»


9.Лепка рельефная: « Падают, падают листья»

1.Учить детей выполнять движения соответствующие тексту.

Учить реагировать на сигнал воспитателя, бегать быстро и медленно.


2.Учить ребят рассматривать книги и иллюстрации.



3.Помочь детям  понять содержание потешек- закличек, вызвать желание слушать и подговаривать; развивать воображение.







4.Создавать рельефный образ солнца из диска сплющенного шара), путём размазывания пластилина в виде линий-лучиков.



5.Рисовать дождь в виде вертикальных линий красками на основе тучи, изображённой воспитателем. Развивать чувства цвета и ритма.


6.Вызвать интерес к рассматриванию ягод рябины. Учить рисовать ягодки пальчиками на основе ветки рябины, нарисованной воспитателем.


7.Создавать положительный эмоциональный настрой. Учить действовать в соответствии с правилами игры.

8.Создавать коллективную композицию. Осваивать технику рисования кисточкой, способом примакивания.  

9.Учить отщипывать кусочки пластилина красного и жёлтого цвета и примазывать их к фону.

Дикие животные.

2

1.Утренняя гимнастика : « Потешки в гостях у детей»

Разучивание игры-потешки :

« Зайка серенький сидит».

Знакомство с песенкой-потешкой:

«Заинька, попляши, серенький, попляши!»


2.Чтение потешки для развития культурно – гигиенических навыков «Зайка серый умывается»


3.Знакомство с новыми потешками: « Тень, тень, потетень», « Сидит белка на тележке, продаёт она орешки»,

«Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огород забежал…»





4.Знакомство с игрой-потешкой:

« Мишка косолапый по лесу идёт»



5. Знакомство с книжной графикой.





6.Лепка :« Орешки»





7.Рисование штампиками: «Зайчики»





8.П/игра « Как на горке снег, снег…»






10. Музыкальная игра: « По лесной лужайке разбежались зайки»


1.Укрепить мышцы, создать бодрое, жизнерадостное настроение.Учить детей выполнять движения соответствующие тексту.

Формировать умение прыгать на двух ногах.




2.Вызвать у детей радость от прослушивания потешки, желание послушать ее еще и участвовать в рассказывании.


3.Познакомить с новыми потешками, вызвать радостное настроение, соотносить картинки животных с игрушками.

Рассматривать иллюстрации к потешкам.






4.Учить детей выполнять движения соответствующие тексту. Вызывать радость, смех.




5.Рассматривать картинки в детских книжках, знакомить с иллюстрациями Ю.Васнецова, вызвать интерес к книжной графике, учить узнавать животных в рисунках.


6.Учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Развивать чувство формы, мелкую моторику.


7.Познакомить с новым видом рисования-рисование штампиками, учить обмакивать штампик в краску и прикладывать к бумаге, получая силуэт животного.


8. Учить детей выполнять движения соответствующие тексту,

Учить реагировать на сигнал воспитателя.




10. Учить детей выполнять движения соответствующие тексту,

Учить реагировать на сигнал воспитателя.


Домашние животные.

3

1.Утренняя гимнастика «Потешки в гостях у детей».

2.ФЭМП: «Путешествие с лошадкой»

Знакомство с потешкой:

« Ваня, Ваня - простота, купил лошадь без хвоста!»




3.Знакомство с потешкой:

« Кисонька-мурысенька!»




4.Лепка из пластилина( теста): «Прянички»





5. Конструирование: «Мельница»





6.Рисование карандашами:

« Кудрявая овечка пасётся у крылечка»




7.Развлечение: «Идет коза рогатая»



1 Учить детей выполнять движения соответствующие тексту.

2.Познакомить с новой потешкой, вызвать радостное настроение; учить детей  сравниватьпредметы, разные по величине, группировать предметы по размеру. Вызвать у детей радость от прослушивания потешки, развивать мелкую моторику, чувство ритма.


3.Вызвать эмоциональный подъём, желание послушать потешку еще раз и участвовать в её рассказывании.



4.Учить детей раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы и немного сплющивать.



5.Формировать умение сооружать постройку по образцу. Развивать умение различать и называть основные формы строительного материала. Тренировать у детей навык конструирования.


6.Знакомить с техникой раскрашивания контурных картинок. Учить правильно держать карандаш. Рисовать округлые формы-круги, «колечки».



7. Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей; развивать понимание разговорной речи, сочетающей со стихотворным текстом.

Семья.

4

1.Утренняя гимнастика «Потешки в гостях у детей».

2.Чтение потешки для развития культурно – гигиенических навыков «Водичка, водичка…»


3.Чтение потешек с показом иллюстраций:

« Ладушки, ладушки!»

« Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

« Наша Маша маленька»

« Ай, качи, качи, качи. Глянь, баранки, калачи!»



4. Лепка из пластилина: «Бублики- баранки»



5.Рисование красками: « Баранки - калачи»

6. Пальчиковая гимнастика: « Этот пальчик дедушка…»


7.Конструирование: «Дорожка»


1. Укрепляем мышцы, создаем бодрое, радостное настроение.

2. Вызвать у детей радость от прослушивания потешки, желание послушать ее еще и участвовать в рассказывании, использовать при умывании.

3. Помочь детям  понять содержание потешек, вызвать желание слушать и подговаривать; развивать воображение. Продолжать знакомить с иллюстрациями

Ю. Васнецова.

Театр игрушек по потешке: «Тень, тень, потетень»

Доставлять радость, вызывать смех.


4. Учить раскатывать колбаску и замыкать её в кольцо. Обыгрывать лепные изделия.


5.Осваивать технику рисования округлых замкнутых форм кистью.

6.Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.


7. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук, учить обыгрывать постройку.

«Маленькие ножки бежали по дорожке»

Птицы.

5

1.Утренняя гимнастика «Потешки в гостях у ребят».


2. Развитие речи: «Семья петушка»

« Петушок, петушок»



3. Чтение потешек с показом иллюстраций: « Наши уточки с утра»

« Сорока-белобока»

4.Рисование ватными палочками:

«Зёрнышки для цыплят»

5.Лепка: « Покормим птичек крошками»



6.Музыкалная игра: « Вышла курочка гулять»





7.Конструирование:

« Заборчик для петушка»




8.Развлечение: «Жили у бабуси два весёлых гуся»

1. Создать радостное настроение, учить выполнять движения согласно тексту.


2. Знакомить детей с понятием «семья» на примере семьи петушка; воспитывать любовь к родному языку; продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями;

3.Помочь детям  понять содержание потешек, вызвать желание слушать и подговаривать; развивать воображение.

Развивать мелкую моторику рук.

4.Продолжать учить рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета


5.Учить отрывать ( отщипывать) кусочки пластилина жёлтого цвета и примазывать их к фону.


6.Вовлекать в игру всех детей, совершенствовать двигательную активность. учить имитировать движения курицы и цыплят. Выполнять движения под музыку.


7.Учить детей создавать постройку по образцу. Различать и называть основные детали конструктора. Обыгрывать постройку.


8. Театр игрушек. Создать положительную эмоциональную атмосферу общения с детьми. Вызывать удовольствие от просмотра театра игрушек.

Зима. Явления природы. Развлечения.

6.

1. Утренняя гимнастика
« Снег, снег, снег- снежок, белые дорожки»

2.Знакомство с новой потешкой :

«На ледок-то, на ледок выпал беленький снежок»





3.Рисование ватными палочками:

« Снег летит из тучки»

4.Лепка: « Снеговики играют в снежки»

1.Создавать радостное настроение, учить выполнять движения согласно музыке и тексту.

2.Продолжать вызывать интерес, желание слушать и понимать содержание фольклорных поэтических произведений. Заинтересовать рассматриванием иллюстрации Васнецова. Добиваться понимания того, что на иллюстрации изображена зима.


3.Создавать образ снегопада. Закреплять приём рисования ватными палочками.


4. Учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара.



Итоги проекта:

1. Выступление на педагогическом совете.

2.Создание совместно с родителями и детьми альбома « Потешки для малышей».

3.Обновлена предметно-развивающая среда в группе (театральный уголок пополнен костюмами, масками, атрибутами)

4.Создание картотеки потешек для режимных моментов.



Литература по теме:

1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.

2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

4. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.

6. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» - Москва; изд. «Лада», 2009