МОУ «Высоковская средняя общеобразовательная школа»
Зырянского района

Районная научно-практическая конференция
«Юные дарования»

Выполнили обучающиеся 3 класса:
Доронина Софья
Фроленкова Виктория
Руководитель: Лужайцева Н.В.
учитель начальных классов
Оглавление
Актуальность темы 3
Теоретическая часть 4
Гипотеза первая 5
Гипотеза вторая 6
Гипотеза третья 7
Интересные факты 8
Список использованной литературы 9
Исследовательская работа «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Тема «Почему мы растём»
Актуальность темы
Здоровье школьника - здоровье будущего поколения
Нас окружает множество людей: высоких и маленьких, одни растут быстро, а другие медленно, среди нас есть лилипуты и настоящие гиганты. Нам стало интересно: почему мы растём? Мы решили это выяснить в ходе учебно-исследовательской деятельности и ответить на вопросы:
Цель исследования
Активизировать познавательную деятельность учеников, выяснить, какие факторы влияют на рост человека.
Задачи:
Узнать, отчего зависит рост человека
Выяснить, какие продукты полезны для роста и составить рекомендации для одноклассников
Провести наблюдение за ростом своих одноклассников
Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек
Предмет исследования: рост школьника
Участники исследования: учащиеся 3 класса
Гипотезы исследования
Методы исследования
Анализ, подбор и изучение материала по теме; опрос; наблюдение; практическая работа: измерение роста учащихся и их родителей.
Теоретическая часть
В первую очередь мы узнали, что такое рост.
Рост, в биологии — увеличение массы и линейных размеров человека за счет увеличения числа и размеров клеток и неклеточных образований. Длина тела человека зависит от разных причин. Окончательный рост достигается у мужчин в 18-20 лет, у женщин в 16-18; средний рост женщин на 8-11 см меньше, чем мужчин. Рост мужчин ниже 125 см определяется как карликовость, выше 200 см — как гигантизм.
В первые недели жизни человек растёт быстрее, чем когда либо. Даже в конце первого года жизни он развивается медленнее. В течение всего детства он растет с умеренной скоростью. Затем опять наступает период интенсивного роста. Для девочек это обычно происходит в 11-13, для мальчиков — в 12-14 лет. Некоторое время они растут быстрее, пока не достигнут пика скорости. Затем рост опять замедляется, пока не прекращается совсем. Это говорит о том, что человек достиг максимального размера.
Практическая часть
Мы провели наблюдение за ростом наших одноклассников. И вот, что увидели:
№ | Фамилия, имя учащегося | Рост в январе 2015 г (см) | Рост в марте 2015 г (см) | Прибавка в росте (см) за 2 месяца |
1 | Болховитов Максим | 138 см | 141 см | 3 см |
2 | Борзенков Кирилл | 133 см | 134 см | 1 см |
3 | Доронина Софья | 143 см | 146 см | 3 см |
4 | Искулов Владимир | 140 см | 142 см | 2 см |
5 | Нижевич Егор | 135 см | 137 см | 2 см |
6 | Нижевич Надежда | 134 см | 136 см | 2 см |
7 | Петров Данил | 132 см | 134 см | 2 см |
8 | Петрова Екатерина | 144 см | 147 см | 3 см |
9 | Полякова Анастасия | 134 см | 136 см | 2 см |
10 | Фроленкова Виктория | 140,5 см | 141 см | 1,5 см |
11 | Шатохина Юлия | 135 см | 137 см | 2 см |
12 | Шеховцова Александра | 130 см | 132 см | 2 см |
В среднем за два месяца каждый подрос на 2 см.
Гипотеза первая Все дети хотят поскорей вырасти. Но почему одни дети, когда вырастают, становятся высокими, а другие – низкорослыми? От чего же это зависит? Мы предположили, что от наследственности. Действительно, оказывается, рост передаётся по наследству так же, как например, внешний облик человека, цвет его глаз, волос. В центре управления клетки (ядре) находятся гены. Они хранят закодированную химическую информацию, которая необходима для того, чтобы ребёнок жил и развивался. Эти гены отвечают за физические особенности человека, в том числе и за то, каким будет рост. Так что по родителям и даже более далёким предкам можно определить, какого роста будут мальчик или девочка, когда станут взрослыми.
Практическая часть
Мы сравнили рост самых маленьких и самых высоких одноклассников с ростом их родителей.
![]()
На диаграмме видно, что чем выше родители, тем выше дети. Это подтверждает гипотезу о наследственности.
Существует формула, по которой можно рассчитать, каким будет рост ребенка, когда он станет взрослым. Для этого нужно сложить рост мамы и папы, эту сумму разделить пополам. Затем, если нужно вычислить рост сына, то надо прибавить 6,5см, а если рост дочери, то отнять 6,5см. Пример: рост мамы 164см, рост отца 176см, в сумме 340см, делим пополам, получаем 170см. Для сына средний конечный рост будет около 176,5см (170+6,5). Для дочери около 163,5см (170–6,5). Но это лишь средние расчеты.
Гипотеза вторая Вторым предположением было то, что рост зависит от определённых продуктов питания. Ведь недаром детям всегда говорят: «Кушай, кушай, а то не вырастешь!» Мы прочитали в энциклопедиях, что для роста и развития нужно образование новых клеток, из которых состоят ткани нашего организма. Для образования новых клеток необходим белок. Он является для них строительным материалом. Белок содержится в мясе, рыбе, бобах, орехах и молочных продуктах. Жиры также участвуют в процессе роста и развития, а еще являются источником энергии. Они содержатся в растительном и сливочном масле, молоке, яичном желтке. Мы решили выяснить, насколько правильно питаются наши одноклассники, и предложили им ответить на вопросы анкеты. Вот какие ответы мы получили:
Какие продукты ты любишь? | Какие продукты ты считаешь вредными? | Какие продукты или блюда ты не любишь? |
рыба | чипсы | рассольник |
морковь | кириешки | творог |
апельсины | кока-кола | суп |
груши | конфеты | плов |
каши | рулеты | рыба |
борщ | сметана | майонез |
горох | мясо | каша |
ягода | йогурт | какао |
молоко | | молоко |
сок | | рыба |
мясо | | щи |
пельмени | | салат |
йогурт | | |
яйца | | |
домашний хлеб | | |
чипсы | | |
Проведя анкетирование, мы увидели, что ребята назвали продукты, полезные для роста человека. Но, к сожалению, их не оказалось среди самых любимых.
Поэтому нашей задачей стало рекомендовать для питания мясо и молочные продукты, сырые фрукты и овощи, зелень и ягоды.
И естественно, не нужно забывать, что тем, кто поставил себе цель подрасти, нужно обязательно отказаться от алкоголя и курения. А еще лучше даже этого и не начинать.
Гипотеза третья
В начале нашего исследования мы предположили, что возможно, человек лучше растёт, если занимается спортом.
Оказывается, что это так. Современная медицинская наука утверждает, что рост можно увеличить с помощью занятий физкультурой. Умеренные физические нагрузки продолжительностью 1,5-2 часа на некоторое время более чем в 3 раза увеличивают содержание в организме гормонов роста - соматотропина. Более того, если упражнения выполнялись днем, то уровень гормона роста увеличивается еще и ночью во время сна.
Лучше растут те дети, которые много времени проводят на свежем воздухе, играют в подвижные игры, занимаются спортом. Кстати, если человек хочет стать выше ростом, то при выборе спортивной секции нужно отдавать предпочтение не силовым видам спорта, а баскетболу, волейболу, теннису.
Чтобы занятия в школе были менее утомительными, нужно использовать переменки для активного отдыха (бегать, прыгать, играть с ребятами). При выполнении же домашних заданий не стремиться сделать все за один присест. Будет лучше, если каждые 40 — 50 минут занятий делать перерыв.
Практическая часть
С одноклассниками мы решили, что ведем активный образ жизни
на уроке физической культуры, которая проходит 3 раза в неделю, мы выполняем различные упражнения, в том числе и ростовые, проводим эстафеты с элементами баскетбола, играем в волейбол.

бегаем на лыжах, играем в теннис.
Вывод: так что можно со всей определенностью сказать, что любой здоровый человек, если ему еще далеко до 20-ти, может сделать свой рост таким, какой ему нравится.
По итогам исследования, выяснилось, что рост действительно зависит от наследственности, питания, физической активности человека, его здоровья.
К сожалению, главными причинами, из-за которых некоторые дети растут и развиваются медленнее, чем их сверстники, являются различные заболевания. Пороки сердца, заболевания лёгких, почек, печени, дистрофия могут значительно уменьшить рост детей.
Интересные факты
В процессе поиска информации по теме исследования, мы узнали много интересных фактов, касающихся роста человека. Вот некоторые из них.
Человек продолжает расти даже в двадцать пять лет и достигает максимального роста примерно в тридцать пять — сорок лет.
После сорока лет человек не просто перестает расти, а начинает «усыхать». В среднем человек «усыхает» на десять миллиметров каждые десять лет после сорока. Причина этого «усыхания» — высыхание хрящей в суставах и в позвоночнике.
Скорость роста зависит от времени года. Дети растут быстрее летом, чем зимой.
Каждое утро мы выше, чем предыдущим вечером, но в течение дня уменьшаемся в росте.
Самый маленький средний рост в Евразии наблюдается у кетов (енисейских остяков), — народности, живущей на берегах Енисея, — 140 сантиметров
Самой маленькой женщиной была Полин Мастерс, известная как Принцесса Полин. При рождении её рост составлял 30 см. К 9 годам она доросла до 55 см, при весе в 15 кг.
Самым высоким человеком, был Роберт Першинг Уодлоу, родившийся в 1918 г. США. Когда ему измеряли рост, он равнялся 2,72 м. Его максимальный зарегистрированный вес достигал 223 кг.
Средний рост мужчины на планете 172 см, а женщины — 162 см
В итоге, мы хотим порекомендовать нашим сверстникам вести активный образ жизни, заниматься спортом и есть вкусную и здоровую пищу, богатую белками и витаминами. В дальнейшем, мы постараемся выяснить, какие виды спорта и физические упражнения полезны для роста.
Список использованной литературы
Рост человека (Электронный ресурс) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%F1%F2_%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%E0
Хрисанфова Е. Н. Рост. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007. (3 CD-ROM)// ООО «Нью Медиа Дженерейшн»
Как мы растём. (Электронный ресурс) http://www.potomy.ru/school/1538.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%E1%EB%EE%EA%EE#.D0.9F.D0.B8.D1.82.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.86.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C
http://www.yourlifestyle.ru/polza/155-polza-kartofelya.html
Юдин Г.Н. Главное чудо света.- М.: Педагогика, 1991 г.
Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика. 1995
Логинова Н.А. Детская тайна. – М.: Педагогика. 1999
Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение. 2002