СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: "Поэзия Темиртауской современной поэтессы Татьяны Дубовской: стихи для детей и о детях".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: изучить биографию Татьяны Дубовской, познакомиться с её творчеством и выполнить небольшой анализ её произведений.

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Поэзия Темиртауской современной поэтессы Татьяны Дубовской: стихи для детей и о детях".»

Государственное учреждение «Отдел образования города Темиртау» управления образования Карагандинской области

Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа №11» отдела образования города Темиртау управления образования Карагандинской области





Исследовательский проект




Автор: Дюсембаева Регина, 8 класс



Название работы: «Поэзия Темиртауской современной поэтессы Татьяны Дубовской: стихи для детей и о детях»






Направление, секция: «Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты» - секция: литература







Руководитель проекта: Лепехина Надежда Викторовна (учитель русского языка и литературы)







г. Темиртау, 2024



Оглавление

Введение……………………………………………………………………...8

Глава I. О поэтессе……...……………………………………………………9

1.1 Факты из биографии.……………………………………….…………9

1.2 Награды. Удивительные факты……………………………………...12

Глава II. Творчество Татьяны Дубовской.…………………………………14

2.1 Тематика произведений……………………………………………... 14

2.2 Стихи для детей и о детях …….………….………………………….14

2.3 Стилистические особенности детской поэзии Т. Дубовской. …….17

2.4 Средства художественной выразительности в детской поэзии

Татьяны Дубовской………………………………………………… 24

2.5 Результаты социологического опроса…..………………………… 28

Заключение…………………………………………………………………. 29

Список использованной литературы……………………………………….30

Приложение…………………………………………………………………. 31

























Эссе

Моей основной задачей в данном проекте было исследование поэзии Татьяны Дубовской и ее влияния на современное поколение. Я стремился сохранить уникальность своей работы, сочетая в ней информацию, полученную в процессе исследования, с творческим подходом. Особенностью моего проекта является рассмотрение произведений Дубовской в контексте современного общества, исследование влияния ее стихотворений на развитие и формирование личностных ценностей современной молодежи.

В рамках данного проекта я достигла значительных результатов. Кроме анализа стихотворений Дубовской, я также изучила отзывы и реакции детей и их родителей на ее творчество. В ходе эксперимента было установлено, что стихи этой поэтессы оказывают эмоциональное и психологическое воздействие на детей, помогая им лучше понимать себя и окружающий мир. Родителям же стихи Дубовской помогают погрузиться в детский мир и увидеть, как его видит их ребенок.

Моя цель состоит в распространении стихов Дубовской детей, чтобы показать их важность для развития личности, вызвать интерес к творчеству этой поэтессы.

Результаты моего исследования показали, что поэзия Татьяны Дубовской имеет значительное влияние на детей нашего времени: ее стихотворения помогают расширению словарного запаса, кругозора, а также формированию правильных жизненных ценностей, таких как любовь к родным и друзьям, доверие и доброта. Произведения, посвященные детям, увлекают юных читателей и служат им путеводителем для понимания собственных мыслей.


Выбранная мной тема является актуальной, так как она позволяет обозреть важность и потребность такого творчества в нашем обществе. С помощью данного исследования я стараюсь просветить современную молодежь и расширить их интерес к миру прекрасного письменного искусства. Таким образом, в контексте моего проекта по исследованию поэзии Татьяны Дубовской я учитываю влияние ее произведений на детей и их развитие, а также продвигаю это ценное творчество. Работа на данную тему призвана привнести больше красок и творческого вдохновения в жизни современного поколения.

































Аннотация

Актуальность: На уроках литературы, мы подробно знакомимся с творчеством лишь известных и прославившихся поэтов и писателей классиков. Однако стоит обратить внимание на работы малоизвестных писателей из нашего родного края, так как до сегодняшнего дня ни один исследователь не уделял должного внимания творчеству местных поэтов, хотя они регулярно представляли свои произведения на поэтических вечерах, в библиотеке города. Встреча с творческой и талантливой личностью, проживающей поблизости, позволит расширить наши знания в этой области. Проведение исследовательской работы по данной тематике поможет нам стать более эрудированными. Дополняет проект мультимедийная презентация, где в сжатом виде представлено содержание данного проекта, а также сборник загадок, которые могут служить самостоятельной работой для изучения.

Цель исследования: изучить биографию Татьяны Дубовской, познакомиться с её творчеством и выполнить небольшой анализ её произведений.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие «детская литература», ее назначение и особенности.

2. Изучить творчество писательницы, выяснить основные темы и направления творчества, сделать обзор ее книг, проанализировать несколько произведений.

3. Рассмотреть и проанализировать образы детей в стихах поэтессы.

4. Найти художественные средства, при помощи которых раскрываются черты лирических героев поэзии Т. Дубовской.

5. Познакомить с биографией и творчеством Татьяны Дубовской учащихся КГУ ОШ №11 г. Темиртау.

Во время работы над проектом была выдвинута гипотеза: произведения, написанные Т. Дубовской, могут способствовать формированию у детей позитивного образа детства, укрепляя в них уверенность и радость от общения с литературой.

Этапы работы над проектом:

1. Организационный

  • Определение темы

  • Разработка плана работы

2. Практический

  • Работа с источниками

  • Анализ литературных произведений

  • Встреча с поэтессой

  • Проведение социологического опроса

3. Подведение итогов, оформление результатов.

Степень самостоятельности проведенного исследования: при проведении работы изучены сведения о жизни и творчестве Татьяны Дубовской, организованы встречи с поэтессой и презентация ее книги, проанализированы произведения о детях и для детей. Результаты исследования достоверны и не вызывают сомнения.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы и Интернет-ресурсов.

2. Встречи, интервью с поэтессой Татьяной Дубовской.

3. Использование метода художественно-лингвистического описания, основанного на приемах чтения и наблюдения за языком и образами стихов Т. Дубовской.

4. Анкетирование учащихся.

5. Анализ, выводы, обобщение полученных результатов, классификация собранных данных и материалов в хронологическом порядке.

Новизна исследования: фокусировка на творчестве писательницы из конкретного города (Темиртау) придает проекту локальную специфику и позволяет подчеркнуть важность литературного наследия региона. А также исследование влияния произведений Т. Дубовской на развитие детей, их эмоциональное состояние, воображение и интерес к чтению.

Выводы и рекомендации:

В настоящей работе в определенной мере обобщен материал, который может служить как учащимся, так и педагогам. Так как в современное время проявляется усиленный интерес к проблемам расширения читательского кругозора, повышения качества чтения, то она поможет учащимся в подготовке сообщений и рефератов, а учителям – разнообразить уроки краеведения, русской литературы, привлекая интересные факты и сведения, в организации внеурочных мероприятий в рамках проектов «Читающая школа» и «Библиотека семейное чтение».



























Введение.

Нет лучшего на свете счастья... (Татьяна Дубовская)

В жизни ребенка книга является одним из первых инструментов познания мира. С помощью книги он впервые узнает о животных, явлениях природы, примеряет на себя различные социальные роли, развивает воображение. Поэтому, детская литература является неотъемлемой частью нашей жизни.

Понятие детской литературы остается малоисследованным в сфере художественной литературы. В том числе, длительное время она оставалась отдельной от «общей» литературы, по сей день, вызывая дискуссии среди литературоведов. Разногласия взглядов, лишь подчеркивают трудность этой темы.[2]

Назначение детской литературы – быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе. По своей природе эти функции едины для всей литературы как рода словесного искусства, но в литературе детской они имеют особое значение. Детская художественная литература выполняет три основные функции: эстетическую, познавательную и нравственную. Эстетическая функция вызывает особые эмоции у детей при чтении книг. Познавательная функция помогает расширить их представления о мире и людях. Нравственная функция содействует формированию ценностных понятий и нравственных принципов у детей.[2]

Вообще, детский писатель берет на себя ответственную роль, когда пишет произведения для своих юных читателей. Он должен уметь закладывать правильные моральные ценности в детей, уча их чему-то новому. Гипотетически, детский писатель становится вторым родителем для ребенка. Так как, его главная цель – воспитать нравственность в дите. Поэтому, автор должен быть максимально осторожен и грамотен при выборе внутреннего смысла, который он транслирует своему читателю.

Глава I. О поэтессе.

    1. Факты из биографии.

Татьяна Дубовская – идеальный пример хорошего и добросовестного детского писателя. Её можно назвать настоящим чудом детской литературы Темиртау. Поэтесса в своем интервью поделилась информацией о том, что родилась она в Тюменской области в городе Ишим, 21 апреля 1954 года. Но в 80-х годах переехала в г. Темиртау и устроилась работать воспитателем в детском саду. Любовь к детям, их неповторимый мир очаровали и покорили будущего автора. Поэтический дар открылся неожиданно. Первые стихи начинали появляться, когда Татьяна Юрьевна работала воспитателем в детском саду, а вдохновляла ее Агния Барто. Хотя не все стихотворения получались во время работы с дошколятами: например, четыре строчки про снег выросли в окончательный стих лишь спустя 20 лет. Желание донести свое творчество до маленьких читателей привело к изданию книг.[5]

«Снег, снег, снежок,

Ты куда летишь дружок?

-Я на землю падаю,

Ребятишек радую.»

Это одно из первых четверостиший Татьяны Дубовской. Она вывела детей на прогулку, а на участке кружился легкий снежок. Как сложились строки, Татьяна до сих пор и сама не знает.

Как нам уже стало известно, основная целевая аудитория у стихов Татьяны – маленькие дети. За это время писательница выпустила кучу сборников с детскими стихотворениями. Такие книжки как "Стихи для детей" и "Нашим малышам" (вышедшие в 2007-2008 г), западают в душу юному читателю. Стихи в сборниках уникальны не только своим посылом, но и подачей автора. На своих встречах с аудиторией (гости мероприятия обычно – библиотекари детских филиалов и непосредственно, сами ученики), обязательная часть программы Дубовской – чтение любимых и известных стихов. С её выражением и авторским чтением, произведения обретают другие краски и завоёвывают сердца зрителей.[8]

А что насчёт произведений для более взрослой аудитории? Тут поэтесса не стала отставать, ведь в ещё 2006 году выходит в свет сборник стихов "О светлом, о грустном, о любви". Но не забегайте вперед, думая, что здесь будут подняты глубокие социальные или философские темы, раз это не детский сборник. С первых страниц Дубовская нас предупреждает: «Не стоит искать здесь глубоких философских раздумий о смысле бытия (оставим это философам), не будет здесь откликов на социальные проблемы, происходящие в общественной жизни (оставим это политикам), но вы найдёте здесь картинки никогда не забываемого детства. Воспоминания о вечной спутнице юности- первой любви и, конечно же, описания природы, которую автор любит всей душой.»

«Я так хочу тебя увидеть,

Я так хочу тебя обнять,

Перед тобою на коленях,

Как пред иконою стоять.

Глядеть в глаза твои родные,

Виски седые целовать,

Года далёкие, былые

С тобою вместе вспоминать.» - Тоска. Татьяна Дубовская.[12]

Чудесным образом писательнице удаётся донести свои мысли и взрослым, и детям. Радует тот факт, что Татьяна Дубовская не стоит на месте и благодаря разнообразию тем в стихах, обретает большой диапазон аудитории. От маленьких, до больших возрастов.

Считаю, стихотворения Татьяны интересуют взрослых не только в плане понимания и воспитания своих детей, но и, возможно, ностальгии во время прочтения произведений. Например, с приятным, комфортным и душевным описанием детства в стихах Дубовской, просыпается чувство ностальгии по былым временам, которые, к сожалению, уже не вернуть.[5]

Как по мне, сочинение «Отчего в кроватке тесно» неплохой пример, в котором наивное и детское повествование навевает тоску по прошлому:

«Ночь настала, я устала,

Ждёт меня моя кровать.

И друзей под одеяло

Уложу я на ночь спать.

Положу с собой мартышку,

Куклу Соню, зайца Тишку,

Полосатого тигрёнка,

И усатого котёнка.

Телевизор выключаю.

Хватит, кончилось кино...

Пусть игрушки отдыхают -

Им уж спать пора давно!

Чтобы мама не ругала,

Я в кровать скорей легла,

Забралась под одеяло

И игрушки обняла.

Только всё же интересно:

Отчего в кроватке тесно?» [3]

2.1 Награды. Удивительные факты.

Автор имеет сертификаты, благодарности и грамоты за вклад в развитие культуры города, за воспитание у молодого поколения нравственности, духовности, любви к литературе.

Среди достижений Татьяны Юрьевны – член литературного объединения “Магнит” города Темиртау, член Союза Писателей Карагандинской области и член Российского Союза Писателей.

“Я долго не решалась. Я месяц думала. Меня убедили друзья. Сказали: “ты не напрашивалась, тебя заметили, поэтому вступай смело”,– рассказала Татьяна Юрьевна про вступление в российский союз писателей.

Она финалистка премии «Наследие», лауреат конкурса «Мой родной дом», номинант российской национальной литературной премии «Поэт года – 2011», которая учреждена совместными издательствами «Литературный клуб» и «Авторская книга» с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в современную литературу. В сборник «Поэт года» для членов Большого жюри одноименной национальной литературной премии, вошло 14 стихотворений поэтессы.[7]

Следом стихи Дубовской были напечатаны в московских сборниках «Детская литература».

Татьяна Дубовская не только автор стихов, но и песен для детей. Ею написаны две песни: «Ведерко» и «Весёлая лужайка». Аранжировка сына поэтессы – Дениса Дубовского. Песни исполняет детская эстрадная студия «Бэби-Шлягер».

В 2012 году выходит в свет поэтический альманах «Озаренные взлетом Сарыарки», который был подготовлен и издан «магнитовцами» к 65-летию города Темиртау и 20-летию Независимости Казахстана. В него вошли 2 стихотворения Дубовской: «Наш Президент» и «Любимому поэту-Есенину». 12 мая 2013 г. Состоялась церемония вручения премии «Наследие», которая проходила в Москве в рамках торжественных мероприятий, посвященных 400-летию дома Романовых. Премия была учреждена Российским Императорским Домом совместно с Русским литературным клубом. В конкурсе «Наследие» приняли участие 600 поэтов. Татьяна Дубовская вошла в тридцатку лучших поэтов, ставших финалистами конкурса. Награды победителям вручала лично Великая Княгиня Мария Владимировна.[8]

В 2014 году у Татьяны произошли 2 замечательных события. В сентябре её приняли в Российский союз писателей. Шесть стихотворений Дубовской были опубликованы в альманахе Российского союза писателей «СТИХИ-2015». В конкурсе на лучшую песню о городе, посвящённом 70-летию Темиртау, песня поэтессы «Признание» получила наибольшее количество голосов. За это ей был вручен главный приз – телевизор.

Стихи поэтессы печатаются во многих газетах Карагандинской области, в альманахе “Детская литература” (Москва), в альманахе “Поэт года 2011” (Москва), в альманахе “Озаренные взлетом Сарыарки” (Караганда), “Жемчужная поэзия Казахстана”, в альманахе “Наследие” посвященный 400-летию дома Романовых.[9]

“Я очень благодарна безвременно ушедшему Владимиру Романовичу Гундареву, который напечатал мои стихи в журнале “Нива”. Мне был очень дорог этот человек. Я ему прислала 12 стихотворений в надежде, ну может быть 1-2-3, ну что-то ему понравится, и он напечатает. Он напечатал все 12, за что я ему очень-очень благодарна”,– поделилась поэтесса.[7]

«Благословя ее участье,

Хочу бок о бок с ней прожить.

Нет лучшего на свете счастья:

Самой ПОЭЗИИ служить.»

Глава II. Творчество Татьяны Дубовской.

2.1 Тематика произведений.

За стаж писательницы, у Татьяны накопилось около 350 произведений, большая часть которых относится к детской литературе (120 произведений). Основными темами творчества поэтессы являлись темы дружбы, любовная лирика, гражданская поэзия, тема природы, тема поэта и поэзии, философская лирика, религиозная лирика, пейзажная лирика, авторская песня, шуточные стихи, городская лирика, прозаические миниатюры. (Приложение 2)

2.2 Стихи для детей и о детях.

Читая стихи Татьяны Дубовской, замечаешь, что основное место в ее творчестве занимают стихотворения о детях и для детей. Они охватывают много аспектов детской жизни и рассказывают о различных ситуациях, чувствах и эмоциях, с которыми сталкиваются дети. Читая вместе с ребенком произведения независимой писательницы Татьяны Дубовской, взрослые, на модели простых и очень трогательных историй про игрушки, животных, могут объяснить ребенку, что главное в любой ситуации – сохранять человечность. Она покажет, как важно уважать родителей и смотреть на мир широко открытыми глазами.

Природа и животный мир (31)

Поэтесса Татьяна Дубовская в своих стихотворениях акцентирует внимание на природе и животном мире. Она живописно описывает разнообразие животных, их характерные черты и поведение. В ее произведениях можно встретить занимательные истории о зверушках, птицах и насекомых. Читатель погружается в их увлекательный мир, видит, как они живут, играют и общаются друг с другом.

Семья и дом (36)

Также, Татьяна Дубовская обращается к теме семейных отношений и домашнего уюта. Она описывает различных членов семьи, таких как родители, бабушки и дедушки, раскрывает взаимоотношения между детьми внутри семьи, а также рассказывает о детских играх и шалостях. В ее произведениях отражены взаимоотношения детей и родителей, где они помогают друг другу и проявляют заботу, а также показаны капризы детей, их непослушание и забывчивость. Стихи Татьяны Дубовской пропитаны идеей о важности любить и беречь своих близких.

Праздники (6)

В стихотворениях Татьяны Дубовской можно обнаружить истории о семейных традициях и обычаях празднования Нового года и дней рождений. Она передает атмосферу радости и веселья, которые сопровождают эти особенные события в жизни детей.

Школа и учеба (4)

Еще одна тематика, затронутая Татьяной Дубовской в ее стихотворениях, — это школа и учеба. Она описывает школьные занятия, дружбу с одноклассниками и взаимодействие с ними. Поэтесса акцентирует внимание на важности учиться, выполнять домашнее задание, быть внимательным и ответственным учеником.

Дружба и отношения (14)

Как и Агния Барто, Татьяна Дубовская обращается к теме дружбы и отношений. Она передает значимость быть добрым, отзывчивым и уважать других людей. В ее стихах можно найти истории о настоящей дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи.

Игрушки (4)

Стихотворения поэтессы имеют свою особенность в том, что они прекрасно передают мир игрушек. В каждой из ее строк оживают и оживают эти маленькие объекты, которые так полюбились детям. Она умеет показать, что игрушки имеют свою душу и живут своей жизнью рядом с ребенком. Барто раскрывает перед нами весь мир игрушек: плюшевых мишек, кукол и много других. Она объединяет их в единое целое, создавая на страницах своих произведений настоящий яркий и красочный праздник.

Трудись, не ленись (9)

В своих стихотворениях Т. Дубовская также уделяет внимание труду. Она помогает детям понять, что труд важен и необходим. Она учит детей быть трудолюбивыми и ответственными, показывая, что труд может быть интересным и приятным.

Детский сад и игры (4)

Детский сад – это особенная тема для писательницы. Она показывает, что детский сад - это не просто место, где ребенок проводит время, но и учебное заведение, где он получает знания и развивается. Татьяна Дубовская описывает это время как веселое и радостное, где дети вместе играют, учатся и занимаются различными интересными делами. Она показывает, что игра - это не только развлечение, но и средство развития, обучения и формирования личности. Дубовская учит детей правильно играть, соблюдать правила и относиться к партнерам с уважением и добротой.

О здоровье и спорте (6)

О здоровье и спорте Дубовская тоже не забывает. Она призывает детей заботиться о своем здоровье, регулярно заниматься физическими упражнениями и активно проводить время на свежем воздухе. Она учит их, что здоровый образ жизни - это залог счастливого и успешного будущего.

Загадки (32)

Кроме стихотворений, стоит отметить и особенности загадок Татьяны Дубовской. Ее загадки - настоящий вызов для детского разума. Она любит играть и баловать детей своими загадками. В ее загадках есть интересные и неожиданные образы, которые требуют от детей внимательного и логического мышления. Она учит их анализировать и сравнивать предметы, находить скрытые смыслы и решать сложные задачи.

Таким образом, в стихотворениях Татьяны Дубовской охвачены различные аспекты детской жизни. Она показывает, что дети могут находить радость и удовольствие во всем, что их окружает, и что важно быть добрым, любить природу, учиться и уважать других (Приложение 3).

2.3 Стилистические особенности детской поэзии Т. Дубовской.

Как уже упоминалось, Татьяна брала пример с любимой писательницы Агнии Барто, из-за чего множество литературных приемов схожи между собой. Большинство стихов были написаны для детей-дошкольников или младших школьников. Стихи отличаются простотой чтения и запоминания. Через них оба автора на равных обращаются к ребёнку простым языком, без лирических отступлений и описаний.[8]

Сходство двух писательниц, выражается не только в схожем стиле, но и в схожих темах стихотворений. Как пример, «Отчего в кроватке тесно» и «Надо спать ложиться». Оба текста говорят о необходимости сна и приобщают детей к данному процессу, при этом, используя игрушки и повседневные ситуации. В «Надо спать ложиться» Барто также описывает процесс укладывания игрушек в кровать с намёком на то, что настал час засыпать. Стихотворения обращаются к детской аудитории, используя простой язык и близкие им предметы (игрушки, постель).

Хотя темы общие, стили авторов и некоторые детали различаются.

Одной из особенностей стиля Татьяны является использование повторов и рифмы. Она часто повторяет одни и те же слова или фразы, что создает ритмичность и запоминаемость ее стихотворений. Рифма в стихах также играет важную роль, она помогает создать музыкальность и гармонию в ее поэзии. Еще одной характерной чертой стиля Дубовской является использование ярких и образных сравнений. Она часто прибегает к сравнению разных предметов или явлений, чтобы передать свои мысли и чувства. Это делает ее стихи более живыми и интересными для детей. В то время как Агния Барто известна своим юмором и игривым стилем, Татьяна Дубовская также известна своей склонностью к описанию повседневных моментов из жизни детей, без ярко выраженной игривости.

Также для стиля Т. Дубовской очень характерно называть своих персонажей по имени: «Утром поздно Зина встала, не заправила кровать…», «Это спорят из-за Васи…», «И сквозь смех сказала Лида…», «Как-то раз сестренка Ната намечтавшись у окошка…», «Прибежал с прогулки Вася, разрумянившись, стоит…», «На прокат велосипед дал мне Жорка, мой сосед…».

Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. В своих произведениях Татьяна Дубовская как будто разговаривает с ребёнком на простом бытовом языке, без излишних описаний и лирических отступлений, причём при прочтении стихов создаётся ощущение, что беседу ведёт ровесник ребёнка. Стихотворения писательницы всегда на современную тематику и посвящены описанию истории, случившейся совсем недавно. Она в своих стихах рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Чаще всего это совсем не примерные дети, среди них есть ребята, совершающие не образцовые поступки. Шутливо рассказывает она о разных поступках героев, не забывая видеть и хорошие их черты. Читая стихи Татьяны, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Ведь в ее стихотворениях есть персонажи положительные, есть такие, с которых пример брать нельзя. Перед нами целая галерея портретов детей разного возраста и характера.

Один из них, мальчишка Вовка (стихотворение «Вместе будем отвечать»), у которого есть верный друг - энергичный, резвый и ловкий котенок. С утра они играли вместе, бегали, преследуя друг друга. Котенок всегда следовал за хозяином, будучи его верным спутником. Однако в данный момент они оба грустят. Семья ропщет на Вовку за его занятия, веревку и за то, что он пролил всю сметану. Обиженная родня против Вовки, а он стоит в углу и плачет в ванной, а котенок, несмотря на все произошедшее, будто обнимает своего друга, и, обнадеживая, говорит, что всегда будет с ним, ведь они лучшие друзья. Это стихотворение позволяет нам погрузиться в забавный и трогательный мир детства, где находятся настоящие дружба и сострадание. Оно подчеркивает важность поддержки и лояльности в отношениях, даже в трудные моменты:

Я - котёнок резвый, ловкий,

Есть хозяин у меня.

Мой хозяин – мальчик Вовка,

А у Вовки есть родня.

Утром бегали мы с Вовкой.

Он - за мной, я - за верёвкой,

Он - на кухню, я – за ним…

А теперь вдвоём грустим.

Вся родня ворчит на Вовку

За уроки, за верёвку,

За сметану, за меня…

В общем сердится родня.

Вовка мой разлил сметану

И теперь стоит в углу.

Он стоит и плачет в ванной,

А сметана на полу.

- Да слижу я всю сметану,

Что расплакался, чудак!

Я с тобою в угол встану –

Ты же друг мой, как-никак!

В стихотворении «Не хочу я маме врать!» мы видим внутренний монолог лирического героя, который сталкивается с неприятной ситуацией. Он описывает событие, произошедшее во время мытья посуды: разбитую им чашку. И теперь лирический герой переживает, как ему лучше рассказать об этом своей матери.

Первое, что возникает в мыслях нашей героини, является скрыть свою вину. Она думает о том, чтобы сказать маме, что не знала, что сама чашка упала, и даже пожать плечами, делая вид, что не имеет к этому никакого отношения. Или же она решает свалить всю вину на своего брата Вовку, представив его таким, каким его никто не знает: неуклюжим и неловким. Однако, наша героиня не совсем уверена в этих вариантах, поскольку ее совесть не молчит.

Вторая мысль, которая мелькает в голове лирического героя, это сказать обратное: что чашка разбилась не по ее вине, а котом, создавая обманчивую картину, будто милый котёнок играл и случайно разбил чашку. Но и здесь таится страх, что брат или кот раскроют эту ложь и он получит по заслугам. Наконец, героиня осознает, что все его уловки не смогут заглушить голос совести, который не дает ей покоя. Она принимает решение столкнуться с правдой и открыто признаться перед матерью. Она признает, что готова сделать это, так как не желает лгать своей маме:

Я посуду утром мыла.

Стала чашку вытирать

И нечаянно разбила.

Как же маме рассказать?

А скажу, что я не знала,

Что сама она упала,

Да ещё пожму плечом

Я, мол, вовсе ни причём.

Или всё свалю на Вовку.

Будто Вовка чай просил,

Но такой, уж, он не ловкий:

Чашку на пол уронил!

Нет, скажу, наоборот,

Что расквасил чашку кот.

Непослушный Мурзик был.

Прыгал, прыгал и разбил.

Хороши мои уловки,

Только совесть не молчит.

Вдруг коту иль брату Вовке

Из-за этого влетит.

Целый день хожу и маюсь:

Что про чашку рассказать?!

Врать бессовестно - стесняюсь.

Лучше я во всём признаюсь!

Не хочу я маме врать!

Текст стихотворения открывает нам противоборство между обманом и честной правдой, а также показывает внутреннюю моральную борьбу лирического героя, показывая, что даже в маленьких делах наша совесть может играть важную роль, и выбор между правдой и ложью оказывается значимым для нас самих.

В стихотворении «Не подумал» Татьяна Дубовская описывается поведение мальчика, который гордо рассказывает своей маме о своих занятиях. Он упоминает, что катался на роликах, снял кошку с дерева и сделал качели из ветки клёна, на которых качался и взлетал высоко. Однако, мама смотрит на мальчика строго и указывает на то, что он сломал много веток у дерева. Она выражает свое недовольство, подчеркивая, что дереву очень больно, даже если оно молчит:

Посмотри-ка, сколько веток

Ты у дерева сломал!

Я тобою не довольна.

Клён не плачет, не кричит,

Только клёну очень больно,

Даже если он молчит.

Данное стихотворение учит детей отношению к окружающим и тому, как их действия влияют на других. В стихотворении мальчик не задумывается о том, что его игры могут причинять вред дереву и даже не замечает, сколько веток он сломал. Когда мама строго смотрит на него и указывает на его ошибку, мальчик понимает свою неправильную поступь и проявляет сожаление. Он предлагает починить раны на дереве и извиниться за свои действия. Мама, видя, что мальчик осознал свою ошибку и готов исправиться, хвалит его и показывает свою поддержку:

- Виноват, теперь не буду

Так деревья обижать.

Раз я сразу не подумал,

Значит мне и отвечать.

Можно известь взять из банки?

Я замажу клёну ранки,

И качели отвяжу,

И прощенья попрошу.

Мама думает: хороший

Подрастает мальчик мой, -

Одобрительно кивая

Вслед сынишке головой.

Таким образом, стихотворение учит детей быть внимательными к окружающим и проявлять заботу и ответственность в своих действиях. Оно показывает, что наши поступки имеют последствия и важно обращать внимание на эти последствия, чтобы не причинять вред другим или окружающей среде. Стихотворение также подчеркивает значимость извинений и готовности исправлять свои ошибки.

Таким образом, можно сделать вывод, что стилевые особенности поэтессы города Темиртау выражаются в её уникальном подходе к языку. То есть вместо сложных и заумных слов, которыми пользуются большинство современных детских авторов, она выбирает простой и понятный детский язык, описывая быт, а также ситуации из детства.

2.4 Средства художественной выразительности в детской поэзии

Татьяны Дубовской.

Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.

Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением), фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи.

Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.

Язык стихов Т. Дубовской изобилует выразительными средствами языка: необычными сравнениями, фразеологизмами, олицетворениями, эпитетами, каламбурами, переосмыслениями ходовых метафор, перенесением смысла из метафорического в буквальный, а из буквального в метафорический.

Перейдём к исследованию художественно-выразительных средств языка в поэзии Татьяны Дубовской. Ее стихотворения содержат множество средств выразительности, которые помогают описать и передать эмоции, связанные с детством и его потерей. В текстах присутствуют аллитерации ("смех, веселье, задор", "брось рогатку, гвозди, спички"), повторы ("как мне", "пол, как новенький блестит"), эпитеты ("сладко спит", "невидимка", "уныло лежит"), звуковые повторы ("а-а", "это что, мол, за гроза?"), паронимы ("заселяется в душу тоска", "не видь, невредно"), метафоры ("память лентою вновь прокрутилась", "грусть с печалью живут по соседству"), фразеологизмы ("подальше забросив тетрадки", "возвращаться возвратилось"), гиперболы ("далеко где-то спряталось детство", "плохо-плохо... совсем плохо"), эпифоры ("и оно мне уже не найти", "целую неделю мучает вопрос"), ассонансы ("воду тряпкой, как могла", "и мизинчик обожгла").

В стихотворении "Лентяйка" используются различные средства выразительности, такие как повторение, прямая речь, синтаксический параллелизм, риторические вопросы и противопоставление. Повторение "всё равно" в строках 3 и 5 подчеркивает упрямство и настоятельность героини, она не собирается делать эти действия, у нее есть свое мнение и воля. Прямая речь, использованная в строках 6-7, позволяет персонажу самостоятельно выразить свои мысли и убеждения, что усиливает его индивидуальность и особенности характера. Синтаксический параллелизм представлен в строках 8-9, где повторяется фраза "все разбросаны опять". Это создает ритмическую гармонию и подчеркивает беспорядок в квартире, повторяет некий цикл. Риторические вопросы в строках 11-12 вызывают раздумье в читателе и подчеркивают несогласие героини с решением своей мамы. Это позволяет передать ее недовольство и желание свободы. Противопоставление "разлила на стол сметану и не стала вытирать" в строке 13 создает конфликт между действиями героини и ее обязанностями. Это позволяет передать ее непослушность и желание делать только то, что нравится:

Утром поздно Зина встала,

Не заправила кровать.

Мол, под это одеяло

Всё равно ложиться спать.

Говорит она упрямо:

- Я стакан не буду мыть,

Мне из этого стакана

Всё равно придется пить.

И игрушки по квартире

Все разбросаны опять.

Вдруг, часа через четыре

Ей захочется играть.

Разлила на стол сметану

И не стала вытирать.

Почему же Зину мама

Не пускает погулять?

Таким образом, данные средства выразительности усиливают эмоциональность и индивидуальность героини, а также помогают передать ее противоречивую природу.

А в стихотворении «Путаница» поэтесса использует параллелизм - повторение одной и той же структуры предложения для описания разных ситуаций. В данном случае, повторение фразы "у нас неразбериха" в каждом строфе передает хаос и путаницу в ситуации со смешанными детенышами. Также используется рифма - повторение звуковых сочетаний в конце стихотворных строк. В стихотворении используется абаб рифма, что создает музыкальность и ритм в тексте. Примером метафоры в этом стихотворении является фраза "горюют мамы", которая означает, что мамы заботятся и переживают за своих потерянных детей. В данном стихотворении появляется риторический вопрос "ребята, сможем им помочь?", который подчеркивает тревожность и нерешительность говорящего. Примером иронии в стихотворении является фраза "не надо мне ежонка, я не ежиха, а сова" - она выражает несоответствие ожиданиям и создает комический эффект:

В лесной больнице у зверей

Перепутали детей.

Рыдает мать - ежиха:

-У нас неразбериха.

Волчице принесли зайчонка,

Лисице - рыжего бельчонка,

Зайчихе - серого волчонка,

А маме белочке - лисенка.

Вздыхает, охает сова:

-Ну, просто кругом голова!

Не надо мне ежонка,

Я не ежиха, а сова.

Отдайте мне совенка!

Его кормить давно пора.

Ну, где же наша детвора?!

Горюют мамы день и ночь.

Ребята, сможем им помочь?

Эти средства выразительности помогают передать эмоциональную составляющую стихотворения, создать образы и вызвать интерес у читателя.

2.5 Результаты социологического опроса.

Среди учащихся 5-7 классов КГУ «ОШ №11» г. Темиртау был проведен социологический опрос. Вопросы анкеты касались поэтов г. Темиртау.

Анкетирование учащихся 5-7 классов:

1. Каких поэтов г. Темиртау вы знаете?

2. Знакомы ли вам стихи Татьяны Дубовской?

3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтессы Т. Дубовской?

После обработки полученной информации был проведен анализ данных по проблеме.

Результаты анкетирования учащихся 5-7 классов:

Из 207 опрошенных детей на вопрос:

1 Каких поэтов г. Темиртау вы знаете? Ответ – ни одного не знаю –201чел.

2. Знакомы ли вам стихи Татьяны Дубовской?

Ответ – не знакомы– 205 чел.

3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтессы Т. Дубовской?

Ответ – да – 198 чел.

Вывод: большинству учащихся не знакомы имена и произведения поэтов нашего края, что подтверждает актуальность нашего исследовательского проекта. Таким образом, возникает необходимость в дальнейшей разработке данной темы. По итогам анкетирования учащихся были организованы встречи с поэтессой, где она презентовала свою новую книгу «Добрые стихи».



Заключение.

В рамках исследовательского проекта было изучено творчество местной поэтессы Татьяны Дубовской, которая регулярно представляет свои произведения на поэтических вечерах и в библиотеке города. В процессе работы над проектом мы изучили понятие "детская литература" и ее особенности, проанализировали творчество писательницы, рассмотрели образы детей в ее стихах, выявили художественные средства, используемые в ее поэзии и пришли к выводам, что стихотворения Татьяны Дубовской для детей и о детях написаны простым и понятным языком, без нравоучений. Читая незамысловатые строки, то весело улыбаешься, то задумываешься над поступками и поведением героев. Иногда кажется, что около тебя ровесник или ровесница рассказывает недавно случившуюся историю.

Почему герои Дубовской понравятся всем? Потому что это живые, настоящие дети, очень похожие на нас! У каждого из них свой характер, свои причуды, душевные качества. Чтобы создать такие образы, нужно тонко понимать детскую душу. Вероятно, Татьяна Дубовская хочет, чтобы дети росли неравнодушными, смелыми, порядочными. Ведь и взрослые переживают за нас, не так ли? Поэтому стихи Дубовской всегда будут современны и актуальны. Ведь во все времена главным является человеческая доброта, честность, душевная щедрость, стремление стать лучше.

Результаты исследования позволяют сформировать выводы о том, что творчество поэтессы создает позитивный образ детства у детей и укрепляет интерес к литературе, написанной специально для них. Кроме того, проект может быть полезным как для учащихся, так и для педагогов, в разнообразии уроков и организации внеурочных мероприятий.





Список использованной литературы

  1. Альманах. Детская литература. Дубовская Татьяна Юрьевна.-Книга четвертая. – М., 2011. – С.111

  2. Арзамасцева И.М. Детская литература. – М.: Академия, 1977. – 310с.

  3. Бондарь А. Темиртауская поэтесса выпустила книгу стихов для детей: [ о новой книге стихов Т. Дубовской] // Вечерняя газета.- 2007.- 26 сент. (№39). - стр. 22.

  4. Бондарь А. Темиртауская поэтесса номинирована на российскую премию «Поэт года – 2011»: [Т. Дубовская] // Вечерняя газета. - 2012.- 15 февр. (№7). - стр. 13.

  5. Бондарь А. Темиртауская поэтесса пишет книжки для малышей: [о творчестве темиртауской поэтессы Т. Дубовская] // Вечерняя газета.- 2009.- 12 апр. (№15). - стр. 11.

  6. Войтенко А. Не бойтесь говорить: [о сборнике стихотворений темиртауской поэтессы Т. Дубовской] // Индустриальная Караганда.- 2006.- 9 сент. (№18).- стр.15.

  7. Карагандинская областная детская библиотека имени Абая, Дубовская Татьяна Юрьевна, https://odb-abai.kz/ru/dubovskaya-tatyana-yurevna/

  8. КГУ «Центральная библиотечная система г. Темиртау», Информационно-библиографический отдел. Литературная памятка, посвященная поэтессе Т. Дубовской «Нет лучшего на свете счастья» (видеролик).

  9. Лохно Е. В Темиртау вышла книга детских стихов [о сборнике стихов темиртауской поэтессы Т. Дубовской]// Зеркало.- 2007.-26 сент. (№39).- стр. 22.

  10. Стихи.ру, Татьяна Дубовская, https://stihi.ru/avtor/tanya0421

  11. Т. Дубовская. Нашим малышам. – Темиртау, 2008. – 20с.

  12. Т. Дубовская. О светлом, о грустном, о любви. Стихи. – Караганда: ТОО «Гласир», 2009, переиздание. – 90с.









18