Проект «Позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование »
Автор: воспитатель старшей группы №9
МБДОУ д/с №42 г.Сарапула Смирнова Е.В.
Срок реализации проекта 2018-2019 уч.г.
Участники проекта: дети старшей группы №9
родители воспитанников
Актуальность Социальная ситуация развития ребенка является условием развития коммуникативной компетенции ребенка. Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение – это умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, решать конфликтные ситуации, пользоваться речью, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного развития коммуникативных навыков, связной речи дошкольников и развития познавательной активности. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность речевой деятельности дошкольников и взаимоотношений с окружающими людьми за счет формирования способности задавать вопросы, строить диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.
Цель проекта: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством коллекционирование. Задачи проекта: *создать предметно-развивающую среду для коммуникативно-личностного развития детей; * развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка в процессе коллекционирования; *включить использование коллекций в содержание образовательной деятельности в рамках тематических недель; *привлечь родителей воспитанников к участию в образовательном процессе посредством коллекционирования.
Этапы реализации проекта I этап – это накопление представлений у дошкольников о предмете коллекционирования (беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях).
II этап - систематизация информации, активизация имеющихся представлений о предмете; - собирание материала для коллекций;
- принятие правил по формированию у детей бережного отношения к коллекции; СЛОВАРЬ КОЛЛЕКЦИОНЕРА Наиболее популярные виды коллекционирования, как среди детей, так и взрослых это: ▪ киндерфелия - коллекционирование «киндер-сюрпризов» из шоколадных яиц; ▪ нумизматика - коллекционирование монет; ▪ филокартистика - коллекция открыток; ▪ ксерофилия - коллекции конфетных оберток; ▪ фалеристика – коллекция значков; киноклефилия : собирание очень маленьких по размеру игрушек. легофилия : собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego. плангонология – собирание разных кукол. филолидия – собирание упаковок. филателия – собирание почтовых марок. бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге. гелатофилия - собирание оберток от мороженого.
- включение предметов коллекций в образовательную деятельность: НОД по математике, экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим, изодеятельности.
- включение предметов коллекций в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и образовательные ситуации.
III этап – организация выставок, презентаций, творческих работ; разработка коллекционных альбомов, книг.
Работа над проектом в разделе совместная деятельность осуществлялась в рамках кружковой работы «Клуба коллекционеров»
Взаимодействие с семьями воспитанников
Исследование коммуникативных навыков старших дошкольников Метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. * инициативность * чувствительность к воздействиям сверстников * преобладающий эмоциональный фон Методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной Цель: изучение сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, выявление уровеня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации совместной деятельности и осуществления сотрудничества.
Позитивная динамика уровня развития коммуникативных навыков детей старшей группы №9 за 2018-2019 уч.г.
ВЫВОД: Анализ результатов , полученных в ходе проведения данной методики показал, что у детей старшей группы сформированы социальные навыки, коммуникативная компетентность в процессе коллекционирования на высоком уровне 59%, на среднем уровне 41%
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!