СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект познавательно-игровой - речевой Тема: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специально организованные сюжетно-ролевые игры у детей дошкольного возраста повышают  их коммуникативную компетентность, делают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным.

Просмотр содержимого документа
«Проект познавательно-игровой - речевой Тема: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12»















Проект познавательно-игровой - речевой


Тема:

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»












Выполнили:

Корякова Н.В., воспитатель

Попова Е.В., воспитатель













Каменск-Уральский.

2024 г.



Введение

В последнее время многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед общающимися. Это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается именно в игре благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко и непринужденно.

Специально организованные сюжетно-ролевые игры у детей дошкольного возраста повышают их коммуникативную компетентность, делают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным. Развитие коммуникативных навыков может привести к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми.

Сюжетно-ролевая игра невозможна без общения; она делает его приятным, желанным, интересным, творческим; принимая на себя различные роли, ребёнок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства общения.

Цель проекта:

Создание условий для развития коммуникативных качеств детей через сюжетно – ролевые игры и различные виды игровой деятельности.

Задачи проекта:

  1. Развить игровую деятельность детей.

  2. Развивать коммуникативные способности детей.

  3. Формировать основы «игровой культуры».

  4. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста

  5. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности.

  6. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

  7. Расширить кругозор ребенка посредством игры.

  8. Развить речевую активность у детей.

  9. Обогащать речь детей, активизировать словарный запас, содействуя развёртыванию ролевого диалога в играх.

Предполагаемый результат:

 Создание предметно-развивающей среды

• Обогащение и расширение словарного запаса.

• Умение пользоваться диалогической речью;

• Умение, контактировать в игровом сообществе, разрешать возникающие трудности, умение договариваться;

• Проявление доброжелательности, тактичности, вежливости, дружеских взаимоотношений;

• Усвоение детьми знаний о трудовых действиях людей разных профессий.

• Проявление интереса к сюжетно-ролевым играм;

• Проявление творчества в игровой деятельности;

• Сформированность взаимоотношений в сотрудничестве и взаимопомощи;

• Умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;

• Умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников.






Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (сентябрь)

2. Основной (октябрь – апрель)

3. Заключительный (май)


Подготовительный этап

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1.

Подготовка сюжетно-ролевых игр, реставрация.

воспитатели

сентябрь

2.

Анкетирование родителей


воспитатели

сентябрь

3.

Создание положительного эмоционального настроя, подготовка детей для участия в проектной деятельности с помощью игр.

воспитатели

сентябрь

4.

Подбор методической литературы и дидактического материала.

воспитатели

сентябрь

5.

Составление перспективного планирования работы по теме

воспитатели

сентябрь



Основной этап

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1

Проведение игр, направленных на развитие коммуникативных навыков

воспитатели

Октябрь - апрель

2

Пополнение новыми сюжетно – ролевыми играми и атрибутами к ним.

воспитатели

Октябрь –

Декабрь

3

Памятка для родителей с советами по проведению сюжетно – ролевых игр

воспитатели

Ноябрь

4

Мастер класс для детей и родителей по изготовлению с/р игры

Воспитатели, дети, родители

Январь

5

Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается.

воспитатели

Октябрь - апрель

6

Консультация: «Общие задачи развития ребенка в сюжетно-ролевой игре»


воспитатели

Февраль


Заключительный этап

Форма проведения

Ответственный

Сроки

1

Мониторинг,

анализ результативности

Выявление уровня развития детей.

воспитатели

май

2

Создание презентации по итогам реализации проекта.

воспитатели

май


































Перспективное планирование работы по развитию коммуникативных навыков у детей в сюжетно-ролевой игре



октябрь

Содержание деятельности

1-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»

Цель: развитие коммуникативных способностей и интереса у детей, к сюжетно-ролевой игре.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Цель: развитие умения брать на себя и выполнять различные роли.



2-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Готовимся к зиме»

Цель: использование в речи слова по теме "Заготовки на зиму», владение навыками вести диалог, умение строить вопросительные предложения, умение отвечать логически правильно поставленными предложениями.

3-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов»

Цель: формирование коммуникативных способностей и интереса у детей к сюжетно-ролевой игре.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Цель: развитие ролевого поведения.

4-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Гости»

Цель: формирование умения вступать в процесс общения.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Доставка товаров/ продуктов/ пиццы»

Цель: расширение коммуникативных навыков у группы дошкольников, знакомство со спецификой работы службы доставки, на ее клиентоориентированность.


ноябрь

1-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цель: формирование у детей умения ухаживать за больными и пользование медицинскими инструментами, развитие в детях внимательности, чуткости, расширение словарного запаса.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Цель: знакомство с медицинскими профессиями и используемыми для лечения людей инструментами, воспитание внимательности, доброжелательности и других личностных качеств, необходимых для работы врачом, расширение тематического словаря.

2-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»

Цель:  формирование у детей интереса к профессиям врача, медсестры; развитие чуткости, отзывчивости, внимательного отношения к больному. Формирование культуры общения.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Цель: расширение представления о профессии фармацевта и принципе работы аптеки, о разнообразии лекарственных препаратов, увеличение индивидуального тематического словаря.

3-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин»

Цель: формирование умения брать на себя и выполнять различные роли.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Кондитерская»

Цель: использование в речи слов по теме, владение навыками вести диалог, умение строить вопросительные предложения, умение отвечать логически правильно поставленными предложениями.

4-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды»

Цель: формирование умения брать на себя и выполнять различные роли.

Группа детей старшего возраст.

Сюжетно-ролевая игра «Гримерная (театр)»

Цель: Развитие умения сотрудничать друг с другом, распределяя роли и выполнять игровые обязанности (роль артиста, гримера, режиссера.)

декабрь

1-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк»

Цель: расширение знаний детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитание любви, гуманного отношения к животным, расширение словарного запаса детей.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Лесная лаборатория»

Цель: умение использовать в речи слова по теме, умение владеть навыками вести диалог строить вопросительные предложения, умение отвечать логически правильно поставленными предложениями.

2-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница»

Цель: формирование у детей интереса к профессии ветеринарного врача; воспитание чуткости, внимательности по отношению к животным, доброты, отзывчивости, культуры общения.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевой игры «Ветеринарный медицинский центр»

Цель: развитие коммуникативной компетенции.

3-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Цель: формирование интереса у детей к профессии парикмахера, развитие культуры общения, расширение словарного запаса у детей.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Салон Красоты»

Цель: развитие интереса у детей к профессии парикмахера и других сотрудников салона красоты, к разнообразию инструментов для создания стрижек и причесок, и прочего ухода за лицом, ногами, руками, волосами, бровями. Воспитание культурной и деликатной манеры общения, увеличение тематического словарного запаса.

4-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Цель: обучение правильному поведению в заведениях общепита и иных общественных местах, знакомство с кухонными профессиями.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия»

Цель: развитие коммуникативной компетентности.

январь

2-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Магазин подарков»

Цель: формирование умения брать на себя и выполнять различные роли.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Почта» (сюжет доставка новогодних писем и подарков)

Цель: развитие умения брать на себя и выполнять различные роли.


3-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «В автобусе»

Цель: формирование умения брать на себя и выполнять различные роли,

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Автомастерская»

Цель: развитие умения брать на себя и выполнять различные роли

4-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Прачечная»

Цель: формирование интереса в игре. Формирование положительных заимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам — результату ее труда.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно ролевая игра «Швейное ателье»

Цель: расширение словарного запаса, совершенствование навыков речевого общения.

февраль

1-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно- ролевая игра «Минимузей»

Цель: формирование умения донести информацию до слушателя о своей коллекции, умение отвечать на вопросы.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Гончарная мастерская»

Цель: совершенствование навыка вести диалог в импровизации, передавая интонацию, высоту, тембр голоса героя, используя в речи слова по теме "Посуда"

2-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно ролевая игра «Дом, семья»

Цель: формирование умения брать на себя и выполнять различные роли

Группа детей старшего возраста

Сюжетно ролевая игра «Аэропорт»

Цель: совершенствование умения брать на себя и выполнять различные роли, совершенствование навыка осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители, продолжать развивать речь.


3-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно ролевая игра «Строители»

Цель: формирование умения брать на себя и выполнять различные роли.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно ролевая игра «Водители спецтехники»

Цель: совершенствование умения брать на себя и выполнять различные роли

4-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «В электричке»

Цель: формирование умения брать на себя и выполнять различные роли.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Автогараж»

Цель: совершенствование умения брать на себя и выполнять различные роли.

март

1-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно-ролевая игра «Театр (поход на спектакль)»

Цель: формирование умения вести диалог в импровизации, передавая интонацию, высоту, тембр голоса героя, используя в речи слова по теме "Театр"

Группа детей старшего возраста

Сюжетно ролевая игра «Телевидение»

Цель: развитие умения получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.


2-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно ролевая игра «Пожарные»

Цель: формирование умения брать на себя и выполнять различные роли, вести диалог.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно ролевая игра «Салон сотовой связи»

Цель: совершенствование навыка вести диалог в импровизации, передавая интонацию, высоту, тембр голоса героя.

3-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно- ролевая игра «Осторожно дорога»

Цель: формирование умения брать на себя и выполнять различные роли, вести диалог

Группа детей старшего возраста

Сюжетно ролевая игра «Турагенство».

Цель: совершенствование навыка вести диалог в импровизации, передавая интонацию, высоту, тембр голоса героя, использовать в речи слова по теме недели.

4-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно ролевая игра «Автобус»

Цель: формирование умения брать на себя и выполнять различные роли, вести диалог.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно ролевая игра «Сбербанк»

Цель: совершенствование навыка осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители, продолжать развивать речь, пополнять представление о городе, профессиях.

апрель

1-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно ролевая игра «Путешествие по городу»

Цель: формирование умения брать на себя и выполнять различные роли.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке»

Цель: совершенствование навыка осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители, продолжать развивать речь, пополнять представление о городе, профессиях.


2-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

Цель: формирование умения самостоятельно строить диалог в процессе игры.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно ролевая игра «Космодром»

Цель: совершенствование навыка осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители, продолжать развивать речь.


3-я неделя

Группа детей среднего возраста

Сюжетно ролевая игра «Поход на представление»

Цель: формирование представления детей о театре и его работниках. Развивать творческое воображение, память, связную речь.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно ролевая игра «Цирк»

Цель: развитие представления детей о цирке и его работниках. Развивать творческое воображение, память, связную речь.

4-я неделя

Группа детей среднего

Сюжетно ролевая игра «Детский сад»

Цель: формирование представления детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Группа детей старшего возраста

Сюжетно ролевая игра «Детективное агентство»

Цель: развитие представления детей о профессии детектива. Развитие умения входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней, создавать необходимые постройки.


13