Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»
Тема работы: «Звуки родного города»
Общая информация о проекте
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность: долгосрочный (август 2019 г. – март 2020г.)
Участники проекта: дети 5 - 6 лет общеразвивающей группы, воспитатели детского сада, музыкальный руководитель, родители, педагоги и учащиеся ДШИ.
Актуальность проекта
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, о недостаточно сформированной потребности в самостоятельном познании окружающей действительности. Следовательно, детям, находящимся на пороге школьного обучения, для развития и поддержки познавательной активности необходимо стимулировать любознательность новыми, необычными, разнообразными впечатлениями.
В современном обществе важно обращать внимание детей на богатство окружающего мира и помочь детям познавать мир через музыкальные звуки. Считаю, что создание в ДОУ музыкально-исследовательской среды заинтересует детей новыми предметами и инструментами, а совместные исследования сосредоточат внимание ребят на звуках, которые окружают их в повседневной жизни: звуках его дома, детского сада, родного города. Исследовательская деятельность будет способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению, следовательно, к развитию познавательной активности и творческих способностей дошкольников.
Гипотеза. Звук нельзя увидеть и почувствовать
Проблема: недостаток информации, отсутствие условий для исследовательской деятельности.
Цель проекта. Создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности.
Задачи.
Развивать у детей умение наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
Развивать у детей тембровый слух, слуховое внимание, умение исследовать и экспериментировать со звуками. Развивать ассоциативные представления: что напоминает и на что похоже звучание
Способствовать обогащению музыкально-слухового опыта детей, созданию условий для творческого самовыражения ребёнка в разных видах художественно-эстетической деятельности, с учётом его индивидуальных возможностей
Стимулировать познавательную активность и любознательность ребёнка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.
Воспитывать интерес к окружаемому миру, к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки
Практическая значимость реализации проекта
- повышение качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО в МДОУ «Детский сад № 45 «Красная шапочка» г. Георгиевска»;
- повышение уровня профессионализма педагогов, реализующих данный проект;
- разработка методических материалов, которыми могут воспользоваться педагоги города (сценарии мероприятий, рекомендации);
Планируемые результаты реализации проекта:
- у дошкольников появится интерес к самостоятельной исследовательской деятельности в познании звуков;
- дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, выяснят причины их возникновения;
- у воспитанников сформируются навыки речевой коммуникации, повысится эмоциональная отзывчивость, заинтересованность творческим процессом, усилится познавательная активность;
- совместно с родителями дети изготовят шумовые инструменты для элементарного музицирования;
- педагоги ДОУ освоят новые технологии в процессе реализации проекта;
П. Реализация проекта
Задачи данного проекта реализуются посредством интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие».
Проявление творческого подхода к решению поставленной задачи и вариативности в решении проблемной ситуации. Усвоение принципов совместной работы и обмена мнениями. Проявление эмпатии к мнению другого участника группы.
«Познавательное развитие».
Формирование у дошкольников представления о характеристике и распространении звука, как физическом явлении (громкости, тембре, высоте, звуковых волн). Владение простейшими терминами и понятиями из области музыки и науки. Знакомство детей с новыми музыкальными инструментами и способами звукоизвлечения. Просмотр мультимедийных презентаций, фрагментов познавательных телепередач, мультфильмов. Организация цикла познавательных экскурсий в мини-музей «Музыкальные инструменты – своими руками» и Детскую Музыкальную Школу.
«Речевое развитие».
Активизация словаря детей в области музыки и науки. Общение с использованием специальных терминов при описании последовательности действий в ходе эксперимента. Составление творческих рассказов, чтение рассказов, стихов о звуках и шумах, игры с музыкальными звуками.
«Художественно-эстетическое развитие».
Рассматривание репродукций картин, иллюстраций; визуализация звуков окружающей среды в рисунках детей.
Музыкальный репертуар, включающий произведения для восприятия
музыки, музицирования (сказки-шумелки), песенный материал, музыкально-дидактические игры.
«Физическое развитие».
Развитие физических качеств, общейи мелкой моторики рук, подвижные игры с музыкальной тематикой.
Методы исследовательской деятельности:
- словесный (беседа, рассказ, объяснение);
- наглядный (показ, работа по инструкции, видеопросмотр);
- практический (проведение опытов);
- репродуктивный (восприятие и усвоение информации);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (похвала, поощрение, игровые ситуации)
Ресурсное обеспечение
Перечень оборудования: фортепиано, детские музыкальные и шумовые инструменты, оборудование для экспериментов, костюмы сказочных героев;
материалы для изготовления самодельных музыкальных и шумовых инструментов; материалы для проведения опытов и экспериментов.
Информационно-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук), компьютер, музыкальный центр, микрофоны, микшер; мультимедийные презентации, видеоматериал, аудио фонотека «Звуки окружающего мира».
Методическая разработка
Поэтапное описание работы над проектом
1. Подготовительный этап (сбор информации по проблеме - август 2019г.)
1.Изучение психолого-педагогической литературы, научно – методических материалов по проблеме опытно – экспериментальной музыкальной деятельности. Изучение эффективных инновационных технологий и методик в области детского музыкального экспериментирования.
2.«Копилка» (сбор информации о звуках окружающего мира, оформление фонотеки).
3.Знакомство с опытом коллег на образовательных порталах сети Интернет.
4.Разработка плана и путей реализации проекта.
5.Разработка перспективного плана познавательно-исследовательской деятельности «Звуки родного города».
6.Создание условий для экспериментирования со звуками.
П. Основной (практический - сентябрь 2019г. – февраль 2020г.)
1. Взаимодействие с детьми на данном этапе.
Организация и проведение организованной образовательной деятельности по тематике:
«Музыкальные и шумовые звуки», «Звуки окружающей природы», «Прогулка по городу», «Музыка и здоровье», «Музыка из мультфильмов».
Проведение бесед с игровыми моментами: «Откуда берётся звук?», «Звуки нашего дома», «Звуки профессий наших родителей».
Организация и проведение экскурсии по детскому саду «Звуки детского сада»
Проведение опытов и экспериментов со звуками: «Почему всё звучит?», «Откуда берется голос?», «Как сделать звук громче?», «Где живет эхо?»,
Просмотр видеороликов по теме проекта, фрагментов познавательных телепередач, мультимедийных презентаций, мультфильмов
Проведение тематических досугов:
Игра-путешествие «Экскурсия по родному городу»
Квест-игра «Тайна музыкального звука».
Музыкальная мастерская - создание простейших шумовых инструментов;
2.Взаимодействие с родителями.
- консультации: «Развиваем слуховое внимание у ребёнка», «Музыка и здоровье», «Как изготовить музыкальные инструменты своими руками»;
- привлечение родителей к изготовлению, сбору атрибутов, предметов для организации музыкальной экспериментальной деятельности;
- участие родителей в организации мини-музея «Музыкальные инструменты; – своими руками» (совместное с детьми изготовление шумовых инструментов из бросового материала);
- индивидуальные консультации по запросу родителей «Горячая линия» ;
- проведение Дня открытых дверей, с показом мероприятия по проекту;
- создание и предоставление для родителей аудио, видеотеки, дидактических игр для домашнего использования.
3. Взаимодействие с педагогами:
- консультации для педагогов по темам: «Как организовать опытно - экспериментальную музыкальную деятельность»
- привлечение к участию в музыкальной экспериментальной деятельности
- организация музыкальной лаборатории в группах
- выступление на педсовете с предъявлением опыта работы по проекту
4.Взаимодействие с социумом:
- посещение дошкольниками мероприятий, организованных педагогами детской музыкальной школы;
- организация в детском саду концерта учащихся и преподавателей ДМШ.
III. Заключительный этап (аналитический - март 2020г.)
Анализ, обработка и презентация результатов по реализации проекта:
-организация выставки продуктивной деятельности «Музыкальные инструменты - своими руками»;
- освещение открытых мероприятий на сайте детского сада;
- организация и проведение практического семинара для родителей на тему «Как организовать музыкальное экспериментирование дома?»
- фотоотчет с мультимедийной презентацией по реализации проекта
- Выявление трудностей в ходе реализации проекта, их коррекция и построение планов на будущее
- Подведение итогов и определение оценки эффективности проекта.
Итоги реализации проекта
Данный проект был реализован в старшей группе в период с августа 2019г. по февраль 2020г. В течение этого времени мы проводили различные опыты, исследования и эксперименты, в ходе которых дети выяснили причины возникновения звуков и их источники – распространение звуковых волн. Определили характеристику звука: громкость, тембр, длительность. В результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, опровергли гипотезу, и сделали вывод: «Звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать».
В процессе поисково-исследовательской деятельности достигнуты следующие результаты:
1. В процессе исследований со звуком дети научились различать шумовые и музыкальные звуки, познакомились с природой образования звуков и научились ассоциировать их с явлениями окружающей среды.
2. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности, у детей укрепился интерес к экспериментированию; наблюдается значительное повышение познавательной активности, развитие самостоятельности, любознательности, коммуникативных навыков.
3. Родители группы проявили заинтересованность и активное участие в работе детской экспериментальной музыкальной лаборатории, в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в организации выставок.
4. Дети научились изготавливать из бросового материала самодельные музыкальные инструменты, и использовать их в игровой деятельности.
Вывод.
Исследовательская деятельность в ДОУ способствует развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению, следовательно, к развитию познавательной активности и творческих способностей дошкольников.
Литературные источники:
1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
2. Девятова Т.Н. Звук –волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста –М.ЛИНКА -ПРЕСС, 2006
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:
занимательные опыты и эксперименты для дошкольников -М.: ТЦ Сфера,
2001.
4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: «Педагогическое общество России». - 2003. –79 с.
5. Кирилина С. В.Картотека опытов со звуками (- https://infourok.ru/kartoteka-opitov-so-zvukami-dlya-doshkolnikov-2872441.html
6. Малыгина М.П. «Сказки-шумелки» (сайт http://www.m-w-m.)
7. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации [Текст] / Л. Н. Прохорова. – М.:«АРКТИ». –2003. –64с.
8. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебн. -метод. пособие [Текст]/ Т. Э. Тютюнникова. - СПб.: ЛОИРО, 2003. – 100 с.
9. Шалаева Г.П. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша. М.: Филологическое общество слово: Издательство ЭКСМО, 2003.-174 с., илл.