СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект предметно-развивающей среды класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов.

Образовательная среда, по мнению В.И. Слободчикова, не есть нечто однозначно и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить — и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения».

В настоящее время одним из актуальных вопросов является – организация предметно-пространственной среды учебного класса в начальной школе. Согласно концепции ФГОС НОО, развивающая образовательная среда должна быть адекватна задачам достижения духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного и физического развития обучающихся:

- обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

- гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

- быть комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Основной проблемой учителей является создание такой предметно-пространственной среды, которая будет способствовать гармоничному развитию обучающихся с помощью возможности организации образовательной, воспитательной и развивающих локаций.

Реализация ФГОС НОО требует от учителя компетентности в организации образовательной деятельности в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающей реализацию требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы на основе методологии системно-деятельностного подхода.

При создании предметно-пространственной среды необходимо помнить, что она должна учитывать возрастные особенности младших школьников, способствовать развитию их способностей в процессе самостоятельной и групповой деятельности, обеспечивать возможность двигательной активности, возможность для уединения и благоприятно влиять на эмоциональное состояние младших школьников. При этом стоит помнить, что данная среда должна быть безопасной, содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, доступной. Соблюдая все вышесказанное, педагогам необходимо продумать и создать развивающую среду учебного класса.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды учебного класса отражен в научных трудах. Проблемам образовательной среды посвящены фундаментальные исследования В.Г. Ивлевой, Л.А. Каменщиковой, С.В. Климина.

Таким образом, мы видим, что данная проблема освещена в трудах различных авторов, но несмотря на это в настоящее время по-прежнему недостаточно научной литературы, посвященной созданию предметно-пространственной среды учебного класса в начальной школе.

Все это определило проблему исследования – каким образом создать развивающую предметно-пространственную среду учебного класса в начальной школе.

Цель: создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием.

Задачи:

  • изучить зоны предметно-развивающей среды;
  • продумать оригинальность локаций кабинета;
  • определить содержание и создать несколько видов локаций в кабинете: учебная, креативная, игровая;
  • создать модель кабинета начальных классов.

Предполагаемые образовательные локации учебная, игровая, информационная, креативная.

Образовательный дизайн:

  • Стены светло-зелёного цвета, такой цвет создает благоприятные условия для работы, т.к. глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота.
  • Мягкие пуфы, диваны ярких цветов.
  • Сочетание нейтральных и ярких оттенков.
  • Зоны для совместного и индивидуального время провождения.
  • Персональное пространство – отельная парта для каждого ученика.
  • Индивидуальные шкафчики для учеников и учителей.
  • Наличие выставочного пространства для представления творческих работ, достижений учащихся.
  • Открытая стена (меловая доска для всех).

Образовательная ценность учебной зоны.

Образование — один из способов становления личности ребёнка путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей.

В учебном пространстве класса размещены парты, зоны с дидактическим оборудованием, интерактивная и маркерная доска, пуфики возле доски и система хранения вещей. Все находится в свободном доступе и, соответственно, способствует повышению образовательного уровня ребёнка.

Примеры использования игровой зоны.

В свободное время обучающиеся могут поиграть с игрушками, сидя на мягких пуфиках и диван, почитать книги, для которых есть специальный шкаф.

Развивающая ценность игровой зоны.

Именно игровая деятельность имеет решающее значение в формировании главных новообразований у младшего школьника: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания, познавательной деятельности ребенка, эмоционально-волевой сферы.

Так же игра обогащает представление об окружающем мире, формирует коммуникативные навыки, культурное поведение, развивает мелкую моторику.

Соответственно, игровая деятельность имеет важное значение в интеллектуальном и эмоциональном развитии младшего школьника как полноценной личности.

Пример использования информационной зоны.

Располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, информации для детей и родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. Развивает наглядно-образное мышление, познавательные процессы эрудицию. Расширяет кругозор.

Развивающая ценность информационной зоны.

Правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно–воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.

Примеры использования креативной зоны.

  • Размещение творческих работ детей на специальной доске.
  • На меловой доске обучающиеся могут рисовать, оставлять пожелания одноклассникам. Размещать рисунки, так как доска является магнитной.

Воспитательная ценность креативной зоны.

Период младшего школьного возраста – это этап активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизведения социального опыта.

Общение/коммуникация – чрезвычайно важный процесс в формировании личности ребёнка.

Взаимодействие с другими детьми учит младшего школьника уважительно относиться к другим, выслушивать друг друга, не перебивать, уступать, делиться, оказывать поддержку и многое другое.

Именно поэтому креативная зона может эффективно воздействовать на воспитание детей.

Пример использования коррекционной зоны.

Эту зону можно создать рядом с игровой зоной или включить коррекционную зону в игровую. При благоустройстве данной зоны можно включить в неё различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами.

Воспитательная ценность коррекционной зоны.

Воспитательное воздействие на ребенка непрерывно, но оно изменяется в зависимости от социальных требований общества к семье, школе. Оно изменяется и в зависимости от возрастных особенностей учащихся, различных житейских ситуаций. Одни и те же средства и методы воспитательного воздействия эффективны в одних ситуациях и малоэффективны в других, к тому же следует учитывать специфику особых потребностей детей с ОВЗ. Как справедливо подчеркивал А.С.Макаренко, “человек не воспитывается по частям”. Единство и целостность развития личности ученика требуют единства и целостности подхода, как к обучению, так и к воспитанию.

Вывод:

Школа выступает как социальный институт, физическое пространство которого влияет на качество образования младшего школьника и его общественной деятельности.

Следовательно, как и воспитание будущего поколения, планирование, проектирование и грамотная организация учебного пространства является одним из наиважнейших факторов, влияющих на качество образования.

При правильной организации, предметно-развивающая среда кабинета начальных классов может быть максимально эффективной относительно таких ценностей, как образование, развитие и воспитание обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Проект предметно-развивающей среды класса.»

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького « Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов» Учебный класс «Переменка» Выполнила: Поботаева Алёна 21П-2

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

« Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов»

Учебный класс «Переменка»

Выполнила: Поботаева

Алёна 21П-2

Актуальность Современная школа, работающая по новым стандартам, требует изменения подхода к оформлению учебного кабинета. Учебный кабинет должен соответствовать новым требованиям, предъявляемым к организации различных сфер деятельности. Проблема Каким создать развивающую предметно-пространственную среду учебного класса в начальной школе. образом

Актуальность

Современная школа, работающая по новым стандартам, требует изменения подхода к оформлению учебного кабинета. Учебный кабинет должен соответствовать новым требованиям, предъявляемым к организации различных сфер деятельности.

Проблема

Каким создать развивающую предметно-пространственную среду учебного класса в начальной школе. образом

Цель: создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием. Задачи: 1 2 Изучить зоны предметно-развивающей среды 3 Продумать оригинальность локаций кабинета 4 Определить содержание и создать несколько видов локаций в кабинете: учебная, креативная, игровая Создать модель кабинета начальных классов

Цель: создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием.

Задачи:

1

2

Изучить зоны предметно-развивающей среды

3

Продумать оригинальность локаций кабинета

4

Определить содержание и создать несколько видов локаций в кабинете: учебная, креативная, игровая

Создать модель кабинета начальных классов

Образовательный дизайн Трубопроводный кран Игровая зона Входная дверь Пуфы Рабочие места для обучающихся Шкафы, книжные полки Доски (интерактивная, маркерная) Ноутбуки, дидактическое оборудование Меловая, магнитная доска Рабочее пространство учителя Окна Система хранения личных вещей учащихся

Образовательный дизайн

Трубопроводный кран

Игровая зона

Входная дверь

Пуфы

Рабочие места для обучающихся

Шкафы, книжные полки

Доски (интерактивная, маркерная)

Ноутбуки, дидактическое оборудование

Меловая, магнитная доска

Рабочее пространство учителя

Окна

Система хранения личных вещей учащихся

1 Учебная зона Удобное расположение парт; Наличие зоны для работы с дидактическим оборудование; Пуфики возле доски; Имеется система хранения вещей для обучающихся и учителя.

1

Учебная зона

  • Удобное расположение парт;
  • Наличие зоны для работы с дидактическим оборудование;
  • Пуфики возле доски;
  • Имеется система хранения вещей для обучающихся и учителя.
Игровая зона Шкаф для хранения книг; Наличие мягкой мебели (диван + хранения игр и пуфики); Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне.

Игровая зона

  • Шкаф для хранения книг;
  • Наличие мягкой мебели (диван + хранения игр и пуфики);
  • Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне.
Информационная зона Представлена стендами на стенах;  Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, информации для детей и родителей; Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей.

Информационная зона

  • Представлена стендами на стенах;
  • Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, информации для детей и родителей;
  • Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей.
Креативная зона Доска для творческих работ; Карточки для работы в группах.

Креативная зона

  • Доска для творческих работ;
  • Карточки для работы в группах.
Коррекционная зона Игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами.

Коррекционная зона

  • Игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами.
Вывод При правильной организации, предметно-развивающая среда кабинета начальных классов может быть максимально эффективной относительно таких ценностей, как образование, развитие и воспитание обучающихся.

Вывод

  • При правильной организации, предметно-развивающая среда кабинета начальных классов может быть максимально эффективной относительно таких ценностей, как образование, развитие и воспитание обучающихся.
7 0,5 9 8 5 165,1 6 10 245 850  Дидактические средства обучения (карты, таблицы, картины);  Рабочее место для обучающихся (парта и стул), расставлены меньшие ближе к доске, большие-дальше; Пол покрыт линолеумом; Окна с возможностью проветривания и жалюзи; Светильники над доской; Мусорное ведро; Раковина (высота 0,5 м); Меловая доска, оснащенная лотком для мела и тряпок; Интерактивная доска;  Стол учителя; Шкафы с материалами; Шкафы для одежды; Входная дверь; 50 1 4 60 2 12 13 11 3

7

0,5

9

8

5

165,1

6

10

245

850

  • Дидактические средства обучения (карты, таблицы, картины);
  • Рабочее место для обучающихся (парта и стул), расставлены меньшие ближе к доске, большие-дальше;
  • Пол покрыт линолеумом;
  • Окна с возможностью проветривания и жалюзи;
  • Светильники над доской;
  • Мусорное ведро;
  • Раковина (высота 0,5 м);
  • Меловая доска, оснащенная лотком для мела и тряпок;
  • Интерактивная доска;
  • Стол учителя;
  • Шкафы с материалами;
  • Шкафы для одежды;
  • Входная дверь;

50

1

4

60

2

12

13

11

3