Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Проект предметно-развивающей среды учебного кабинета начальных классов
Макет класса с индивидуальным подходом к каждому ученику.
Выполнила студентка 20П-5 группы отделения «Преподавание в начальных классах»
Козырева Светлана
Красноярск, 2022
Предметно-развивающая среда – это комплекс психолого-педагогических и санитарных условий, служащих для всестороннего развития и осуществление образовательного процесса.
Актуальность
Актуальность заключается в том, что предметно-развивающая среда, способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества, и каждый педагог должен понимать как организовывать предметно-развивающую среду в условиях кабинета начальных классов.
Цель
Создание макета кабинета начальных классов, для наглядного представления о предметно-развивающей среде.
Задачи
1. раскрыть понятие предметно-пространственной среды в начальном образовании;
2. изучить нормативные документы;
3. проанализировать нормативные документы;
4. создать макет класса на основе изученных документов.
Окна пластиковые, без подоконников, чтобы учащиеся не ушиблись. При этом окна открываются, для проветривания кабинета. (в соответствии СанПин)
70 см, 100 см 4 120 см 5 " width="640"
50 см
3
60 см
65 см
1
2
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
4. от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
5. от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
70 см, 100 см
4
120 см
5
45 9 310 см 6 860 см 7 80 см 8 6. от первой парты до учебной доски - не менее 240; 7. наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860; 8. высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90; 9. угол видимости доски должен быть не менее 45 градусов. " width="640"
1
45
9
310 см
6
860 см
7
80 см
8
6. от первой парты до учебной доски - не менее 240;
7. наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
8. высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;
9. угол видимости доски должен быть не менее 45 градусов.
Рабочее место учителя – это пространственная зона трудовой деятельности, оснащенная необходимыми основными и вспомогательными средствами, определенная на основании трудовых и других норм, закрепленная за учителем для выполнения определенных работ.
Что входит в рабочее место учителя?
1. рабочий стол;
2. стул;
3. ИКТ система (компьютер, документация, принтер и др.).
Требования к рабочему столу:
Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей.
Рабочее место учителя в СССР
Интерактивная доска –
сочетает в себе возможности демонстрации и ввода информации. Является удобным средством повышения учебной мотивации и позволяет педагогу качественно изменить уровень преподавания.
Диагональ активной поверхности не менее 1900 мм. Размер активной поверхности не менее 1560 х 1100 мм. Аппаратное (реальное) разрешение - не ниже 4000 х 4000 точек. Активная поверхность должна быть твердой, износостойкой, антивандальной, матовой, антибликовой.
Интерактивная панель должна располагаться спереди от школьных парт. Окна должны располагаться с левой стороны от панели. Желательно, чтобы слева и справа от установленной панели было 20-30см свободного места.
Размеры и маркировка учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, соответствуют значениям СанПиНа (1 класс)
стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся.
Расположение парт:
Классическая расстановка
Расстановка парт рядами способствует цели — внимание учеников должно быть на учителе: учитель говорит, дети слушают, при необходимости поднимают руку.
Расстановка парт кластерами Кластеры — это сгруппированные парты, вернее, группы детей за партами в кабинете. Дети могут быть рассажены парами или группами из нескольких человек.
П-образная расстановка парт В отличие от традиционной рассадки, здесь педагог видит каждого ученика, и сами ученики имеют зрительный контакт как с педагогом, так и с каждым учеником, то есть подсознательно класс воспринимается уже не как армейские ряды и шеренги, что-то нечто целое, общее, убираются барьеры между людьми.
Круговое расположение парт Сама по себе такая рассадка в классе уже снимает барьеры разобщенности, существовавшие при классической расстановке парт. Ученикам легко увидеть друг друга, легко выйти в центр и выступить, легко отвечать с места, когда тебя все видят и слышат.
Предметно-развивающая среда состоит из следующих зон: учебная, творческая, игровая, информационная, зелёный уголок, санитарно-гигиеническая.
Учебная зона
интерактивная доска, компьютер учителя, компьютеры для работы учеников, принтер, карты дидактические, глобус, документ-камера, шкафы. В шкафах будут помещены книги для чтения во внеурочное время, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Учебная зона предназначена для образовательного процесса.
Современное оборудование учебной зоны
творческая (креативная) зона
Креативная зона: предназначенная для свободного самовыражения, творческой деятельности и взаимодействия людей. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса. Креативная деятельность ребенка направлена на развитие его способностей, умений и мышления. Развивается наблюдательность, воображение, фантазию.
Здесь есть: мольберт, детская лаборатория, стенд с достижениями и работами учащихся, стол и стулья для творчества, шахматная доска, шкафчики с различными творческими принадлежностями.
Игровая зона
Игровая зона:
Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на ковре с мягкими подушками. Наличие этого позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Организация игровой зоны является необходимыми условиями для сохранения здоровья ребёнка. Создаёт положительный настрой и снимает статическое, психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки.
В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Кроме того в нашей игровой зоне у учеников есть личные шкафчики.
Информационная зона
Данная зона в классе, для создания определенной конкретности и образности в абстрактном мышлении учащихся ,служит для повышения познавательного интереса к предмету, а также для расширения кругозора.
Информационная зона должна содержать следующую информацию: для родителей, о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения, об основе безопасности жизнедеятельности, о данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.), символика страны, области, района и т.д.
Зелёная зона: многообразие декоративных цветов, аквариумов, желательно в отдельно отведенном месте. Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Учащиеся могут самостоятельно посадить свое гипоаллергенное или лекарственное растение, чтобы все учащиеся могли любоваться зеленой зоной.
В зеленой зоне учащиеся могут поливать, опрыскивать, пересаживать и сажать свои растения, украшать цветочные горшки, кроме того ухаживать за животными из аквариумов.
Зелёный уголок
В нашем классе, в зелёном уголке есть различные декоративные растения, а так же клетки с животными, такими как ёж и хомяки.
Санитарно-гигиеническая зона
Санитарно-гигиеническая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства (жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета (ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей.
Предназначена для соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Дети используют это зону для мытья рук, уборки кабинета, поливки цветов и для питья.