Проектная деятельность в условиях ИК.
Из опыта работы школы филиала №1
ГКОУ «Центр образования Самарской области»
В условиях пенитенциарной системы применение проектной деятельности жестко ограничено правилами системы ФСИН. Существует запрет на использование целого ряда веществ (химические реактивы, горючие и спиртосодержащие веществаи т.п.), материалов (стекло, металл) и некоторых видов деятельности для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (конструирование летательных аппаратов, работа колюще-режущими инструментами и т.п.). Эти факторы резко сужают перечень допустимых тем, которые могут быть охвачены проектной деятельностью в условиях исправительных колоний. Также препятствием в осуществлении оставшихся допустимых вариантов проектирования может стать проблема доставки на территорию школы при ИТУ необходимых материалов через систему КПП (согласование, досмотр, соответствие перечню допустимых веществ и предметов, разрешенные и необходимые объемы и вес).
Так, в 2022 году в филиале 1 ГКОУ «Центра образования» учениками, увлекающимися изучением биологии, было принято решение об участии инициативной группы обучающихся в проекте по выращиванию рассады томатов. На первом этапе проведена работа по изучению факторов, влияющих на рост и развитие растений; изучена литература по культивированию томатов; отобраны сорта томатов по желаемым параметрам.
1.Актуальность выращивания томатов
Иногда приходится слышать, что покупные готовые семена тех или иных сельскохозяйственных культур не всходят, либо из них вырастают растения совсем других сортов. Учитель принес упаковку с семенами томатов сорта «Малиновый слон». На ней написано, что томаты вырастают массой 500 грамм. Нашу группу растениеводов очень заинтересовал этот сорт, мы решили проверить, не преувеличивают ли производители семян, а заодно вырастить качественные помидоры, не применяя каких - либо химических средств. Экологически чистые продукты - тема важная и актуальная во все времена.
2.Цели и задачи проекта
Цель проекта: изучить этапы и особенности роста томата. Проверить, соответствуют ли томаты, выращенные из купленных семян, заявленным качествам.
Задачи проекта: 1) сформировать представление о томате как биологическом виде;
2) составить биологическую характеристику данного растения;
3) изучить научную и учебную литературу об исследуемом растении;
4) изучить условия выращивания томатов;
5) провести практическую работу по выращиванию томатов;
6) провести поэтапное наблюдение за исследуемым растением.
Объект исследования: томаты.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками.
3.История томатов
Родиной томатов считают Южную Америку (Перу и Эквадор), где они были введены в культуру в III в. до н. э.
Томаты были завезены после открытия Америки в Испанию и Португалию, откуда они распространились по Европе, сначала в качестве декоративного растения. В Россию томаты пришли в XVIII веке, скорее всего, с Балканского полуострова.
К концу XIX в. выращивание томатов принимает промышленный характер и распространяется не только в южных областях, но и в средней полосе, включая Новгородскую, Московскую, Владимирскую и другие северные области.
Сейчас все знают, что помидор – это прекрасный на вид и вкусный овощ – а пару веков назад считался несъедобным и даже ядовитым.
Известно, что знаменитый ботаник Карл Линней дал томату название «волчий персик», подчеркивая этим его несъедобность.
Только в конце XIII века помидоры получили место на столе, а ядовитыми оказались лишь стебли томатов.
В 1811 году появилось первое сообщение о том, что в Италии томаты едят с перцем, чесноком и маслом, а в Португалии из них делают приятный кисловатый соус.
В наше время помидоры – одна из наиболее распространенных культур. Известно более 500 сортов, разнообразных по размеру, форме и окраске плодов.
4.Биологические особенности томатов
Томат (помидор) (Lycopersicon esculentum) – относится к семейству паслёновые (Solanaceae). Это многолетнее растение семейства паслёновых. Выращивается как однолетняя овощная культура. В зависимости от сорта куст томата может быть низкорослым, компактным или высоким, раскидистым. По типу куста формы томата подразделяются на детерминантные (низкорослые) и индетерминантные (высокорослые).
Томат имеет сильно развитую корневую систему стержневого типа. Корни разветвленные, растут и формируются быстро. При наличии влаги и питания на любой части стебля могут образовываться дополнительные корни, поэтому томат можно размножать не только семенами, но также черенками боковыми побегами (пасынками).
Стебель у томатов прямостоячий или полегающий, ветвящийся, высотой. Листья непарноперистые, рассечённые на крупные доли, иногда картофельного типа. Цветки мелкие, невзрачные, жёлтые невзрачных оттенков, собраны в кисть.
Плоды – сочные ягоды различной формы, могут быть мелкими (масса до 50 грамм), средними (50 -100 грамм) и крупными (свыше 100 грамм, иногда до 500грамм и более). Окраска плодов самая различная.
Семена мелкие, плоские, заострённые у основания, светло – или темно жёлтые, обычно опущенные, вследствие чего имеют серый оттенок. Зрелыми становятся уже в зелёных, сформировавшихся плодах. Всхожесть сохраняют более 5 лет.
Томат очень требователен к свету, теплу и влаге. При недостатке света, особенно в период выращивания рассады, растения сильно вытягиваются, развитие их задерживается, образуется мало бутонов. Кроме того, растения слабо цветут, цветки плохо опыляются, завязь опадает. Поэтому растения не следует высаживать в затененных местах.
Томат — теплолюбивое растение. Тепло является одним из главных факторов и в значительной степени определяет темпы роста, созревания и урожайность томата.
В то же время температура выше 30 °С задерживает рост растения и вызывает опадение бутонов и цветков.
Томат плохо переносит повышенную влажность воздуха, но требует много воды для роста плодов.
При отсутствии дождей или регулярных поливов растения испытывают недостаток влаги в почве. Желательно, чтобы уровень увлажнения почвы был равномерным в течение всего вегетационного периода. Избыток влаги в почве также вреден, он вызывает остановку роста, порчу листьев и опадение бутонов.
Рекомендуется поливать томаты не часто, но обильно, хорошо промачивая слой почвы, где расположена корневая система.
Томаты предпочитают умеренную влажность воздуха в пределах Избыточная влажность воздуха способствует распространению грибковых болезней и препятствует опылению цветков.
5. Описание практической работы и рекомендации по выращиванию томатов
Дата | Деятельность | Общие рекомендации |
30.03.2024 | Использован готовый грунт для рассады и высеяны сухие семена в пластиковые крышки из-под тортов. | Необходимо запасаться качественным грунтом. Семена разложили равномерно на слой почвы через 2,5–3 см друг от друга, присыпали почвой в 1 см. Контейнер накрыли пищевой пленкой, поместили на подоконник. |
05.04.2024 | Появились первые крючочки всходов. | Убрать стекло и полить. |
10.04.2024 | Наблюдение за посеянными томатами. Развернулись первые листочки. Проведено рыхление почвы и полив. | Важно на данном этапе роста растения соблюдать температурный режим (не переохлаждать растение), умеренный полив, следить за растениями. |
20.04.2024 | Наблюдение и уход за растениями. Появились настоящие первые листочки. | Следить обязательно за температурным режимом, за режимом влажности почвы, должно быть достаточно света. |
28.04.2024 | Наблюдение и уход за растениями. Появились еще больше листочков. В фазе четырёх настоящих листьев проведена пикировка в одноразовые стаканчики объемом 330 мл. Растения в грунте до семядольных листьев. | Следить обязательно за температурным режимом, за режимом влажности почвы, должно быть достаточно света. |
10.05.2024 | Растения хорошо принялись после пикировки. По мере подсыхания почвы проводится полив. | Следить за состоянием растений, освещенностью. Если мало света, растения будут вытягиваться. Не забывать поливать. |
30.05.2024 | Высадили растения в открытый грунт. | Высаживать растения нужно после того как минует угроза ночных заморозков. |
6.Заключение
Итак, цель работы можно считать достигнутой. Нам удалось вырастить качественную рассаду томатов. Они украсят наши участки, дадут возможность интересного досуга в ходе выращивания томатов и принесут витамины и вкусные плоды в наш рацион.
Мы убедились, что семена фирмы Аэлита, качественные, с хорошей всхожестью. проследили этапы развития этого растения и отразили это в дневнике наблюдений.
От выполнения работы наша группа сдружилась, мы освоили навыки растениеводства. В дальнейшем мы сможем вырастить и другие растений.
Но главное в проделанной работе – это несомненная практическая польза результатов нашего проекта. Ученики даже после наступления летних каникул структурируют свое время в конструктивном труде, ухаживая за высаженными растениями. Их плоды непосредственно пойдут на стол наших обучающихся, разнообразив рацион. Цветы декоративных насаждений украсят территорию учреждения, воспитывая эстетический вкус осужденных. А знания и умения, полученные учениками в ходе данной проектной деятельности останутся с ними на всю жизнь.
8.Список используемой литературы:
Анохина З. М. Томат начинается с семян и рассады. Сад и огород. — 2009.
Ахатов А.К. Огурцы и томаты в теплицах. – 2011.
Гавриш С.М. Томаты. – 2005.
Корчагина В.А. Биология, учебник 6-7 класс. Просвещение, 1992 год.
Интернет ресурсы (скачанные видео и фотоматериалы, статьи по теме)
Данная работа была продолжена и в последующие учебные годы. Так, в 2025 году группа учащихся, увлекающихся изучением биологии, занята в проекте по выращиванию редкого сорта перца чили ( Хабанеро Шоколад острый, коллекционные сорта) и рассады цветов для озеленения жилых территорий ИТУ (бархатцы, цинии, дельфиниум).