Проект «Применение видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности».
Подготовила проект
воспитатель: Карпова О.Ю.
Здоровье народа превыше всего
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь — никто не продаст
Берегите здоровье как сердце, как глаз.
Джабаев Джамбул.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей.
Многие факторы агрессивно воздействуют на здоровье дошкольника:
• экологические проблемы;
• различные отрицательные бытовые условия;
• химические добавки в продуктах питания;
• некачественная вода;
• неудовлетворительное экономическое положение;
Это лишь немногие из существующих факторов.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья;
• технологии обучения здоровому образу жизни;
• коррекционные технологии.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – применение видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности.
Проектом предусмотрен объект испытуемых - дети первой младшей группы ДОУ №11«Радуга».
Предметом деятельности является процесс влияния игр с элементами психогимнастики на укрепление психического здоровья и обеспечение психологической безопасности испытуемых.
1. Актуальность создания проекта
Актуальность проекта заключается: для разностороннего и гармоничного развития и воспитания детей, обеспечения их полноценного здоровья, развития двигательных и физических качеств, укрепления психического здоровья и обеспечение психологической безопасности, необходимо применение здоровьесберегающих технологий.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Применение видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности».
Воспитание здоровых детей, здорового общества и здорового населения – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики в сегодняшних современных условиях, поскольку любой стране нужна здоровая нация.
2. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегические цели:
• Укрепление психического здоровья детей;
• Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
Тактические цели:
• Создание условий для психологической безопасности детей;
• Формирование убеждений и привычки к сохранению и стимулированию здоровья через релаксацию и дыхательную гимнастику;
• Составление календарно-тематического плана игр с элементами психогимнастики для детей младшей группы.
• Организация проведения игр с элементами психогимнастики.
Задачи:
• Обучение здоровому образу жизни с помощью коммуникативных игр;
• Сохранение и стимулирование здоровья через релаксацию и дыхательную гимнастику;
• Развитие и коррекция познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка;
• Развитие познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
Ожидаемые результаты:
• Укрепление психического здоровья детей;
• Всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
• Развитие познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
Продукт: Игры с элементами психогимнастики.
3. Аннотация проекта:
Релаксация (ослабление, расслабление) – снижение тонуса скелетной мускулатуры.
Является одним из видов здоровьесберегающих педагогических технологий сохранения и стимулирования здоровья.
Дыхательная гимнастика- это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезней, вегетососудистой дистонии, позволяющих очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.
Является одним из видов здоровьесберегающих педагогических технологий сохранения и стимулирования здоровья.
Игротренинги - комплексные занятия с детьми дошкольного и школьного возраста, направленные на развитие всех каналов восприятия: аудиального, визуального и кинестетического. Это система игровых упражнений, которые активно тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, осязание и осязательную память, зрительное внимание и зрительную память, воображение и творческую фантазию.
Являются одним из видов здоровьесберегающих педагогических технологий обучения здоровому образу жизни.
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов), упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (по книге М.И.Чистяковой «Психогимнастика»).
Является одним из видов здоровьесберегающих педагогических коррекционных технологий.
Психогимнастика:
• важна для использования в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки;
• направлена на:
- обучение элементам техники выразительных движений;
- использование выразительных движений в воспитании эмоций (изучение различных эмоций и обучение управления ими, овладение выражений эмоций);
- приобретение навыков в саморасслаблении.
• помогает:
- преодолевать барьеры в общении;
- лучше понять себя и других;
- снимает психическое напряжение;
- дает возможность самовыражения.
В основу данного проекта положены следующая идея:
Составление календарно-тематического плана игр с элементами психогимнастики.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствование основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности;
• принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствие со спецификой дошкольного образования;
• принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Пути решения проекта:
• найти необходимый материал с текстами релаксации, дыхательной гимнастики, игротренингов, коммуникативных игр, психогимнастики;
• составить календарно-тематический план игр с элементами психогимнастики;
• оценить риски реализации проекта.
4. Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на 1 год: с 2020-2021учебный год.
Подготовительно-проектировочный этап
Составление календарно-тематического плана игр с элементами психогимнастики, расписания занятий (ноябрь 2020г.).
Практический этап
Проведение игр с элементами психогимнастики в первой младшей группе.
(сдекабря 2020 года по май 2021 года 2 раз в неделю).
Обобщающе - результативный этап
Накопление практического материала; опыта проигрывания данных игр у детей (с декабря 2020 года по май 2021 года)
5. План мероприятий
1 этап- Подготовительно-проектировочный этап
Составление календарно-тематического плана игр с элементами психогимнастики, составление картотеки дыхательной гимнастики, подбор музыки для релаксации, беседы по развитию культурно-гигиенических навыков (ноябрь 2020г.).
Ответственный Педагог-психолог, воспитатель группы.
2 этап - Практический этап
Проведение игр с элементами психогимнастики, использование дыхательной гимнастики, использование музыки в разных режимных моментах.
Декабрь 2020г. -май 2021г. Педагог-психолог, воспитатель группы.
3 этап - Обобщающе - результативный этап
Накопление практического материала; опыта проигрывания данных игр у детей. (декабрь 2020 – май2021 г.) Педагог-психолог, воспитательданной группы.
6. Ресурсное обеспечение программы
• Нормативно-правовые ресурсы
УСТАВ ДОУ
СанПиН 2.4.1.2660-10
• Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются педагог-психолог данного учреждения и воспитатели младшей группы.
• Материально-технические ресурсы:
Календарно-тематический план игр с элементами психогимнастики;
Материал с текстами релаксаций, дыхательной гимнастики, игротренингов, коммуникативных игр, психогимнастики.
Проигрыватель СД и музыкальные материалы
Критерии оценивания проекта
1. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
2. Донесение до родителей о проведении игр с элементами психогимнастики в данной возрастной группе на консультациях.
4. Пополнение и улучшение музыкального материала по релаксации, методических пособий и литературы по релаксации, дыхательной гимнастике, игротренингами, коммуникативным играм, психогимнастике.
5. Отсроченный результат: укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
7. Выводы:
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, проект должен послужить импульсом для коллектива нашего дошкольного образовательного учреждения, для продолжения укрепления психического здоровья воспитанников с помощью применения видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики всех участников образовательного процесса.
В целом, проект применения видов здоровьесберегающих технологий на примере игр с элементами психогимнастики педагогом-психологом в образовательной деятельности, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только улучшить здоровье детей, но и даст толчок для активной работы всего коллектива по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения, а так же применения других существующих видов здоровьесберегающих технологий участниками образовательного процесса.
8. Литература:
1. А.Алябьева Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.:Сфера, 2003.
2. М.И.Чистякова Психогимнастика/под ред.М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
3. Л.В.Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие, -М.: Сфера, 2008.