Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Воспитатель:
Габбасова Марина Сергеевна
«..Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.»
Д.С. Лихачёв
Цель:
Приобщить детей к истокам народной культуры, знакомя с традициями и обычаями русского народа.
Задачи:
- Формировать первичные представления о социокультурных ценностях, о народных традициях и праздниках
- Знакомить с народными подвижными играми.
- Развивать интерес к народно-прикладному творчеству.
- Знакомить с устным народным творчеством (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
- Учить передавать характер народной музыки в движениях, драматизациях, хороводах.
- Воспитывать нравственные качества: доброту, любовь к природе, родной стране, толерантность.
Интеграция образовательных областей в данном проекте:
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Этапы проекта
1 этап. Организационный .
2 этап. Основной.
3 этап. Заключительный .
1 этап Подготовительный .
- Выявление проблем, прямо или косвенно связанных с ключевой проблемой, выявление заинтересованных сторон.
- Накопление информации по теме.
- Донесение до родителей важности развития речи детей 6-7 лет через игровую деятельность..
- Анкетирование родителей.
- Литература:
Воспитание детей на традициях русской культуры. Г.В.Лунина .- М: «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
Воспитание ребенка в русских традициях. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова –М: Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – СПб.: Детство-Пресс.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. СПб: «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
Как жили люди на Руси». О.Л.Князева. – СПб.: «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
Белогорская Р.М.- М: «Изобразительное искусство», 1982
- Определение индивидуальных обязанностей, задач для достижения общей цели.
2 этап. Основной .
- Разработка комплексно-тематического планирования.
- Наличие методических разработок, игр, альбомов, картинок.
- Создание и пополнение центра театра костюмами.
- Консультации для родителей:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». «Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры»
- Включение в тематику родительских собраний вопросов, касающихся данной проблемы.
- Проведение совместных праздников, вечеров досуга.
- Выставки игр и пособий по развитию речи детей.
Индивидуальное консультирование родителей по данной теме.
Содержание работы с родителями реализовались через разнообразные формы
Наименование
С какой целью используется эта форма
Информационно- аналитические
Формы проведения
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Досуговые
Проведение срезов и опросов.
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники, развлечения, участие родителей и детей в конкурсах и выставках изделий народного рукоделия, игрушек, открыток. Привлечение к изготовлению атрибутов к играм и элементов русского народного костюма.
Познавательные
Ознакомление родителей с русской народной культурой, обрядами русского народа. Формирование у родителей практических навыков.
Наглядно - информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские.
Проведение родительского собрания по теме «Народное творчество в жизни ребенка», консультации в нетрадиционной форме, педагогическая гостиная, игры с фольклорным содержанием, тематическая библиотека для родителей, папки- передвижки.
Ознакомление родителей с работой в группе, с преподнесением материала в зависимости от возраста детей
Организация открытых просмотров занятий и других видов деятельности. День открытых дверей. Выпуск газет, обновление материалов в родительском уголке, организация мини -библиотеки по народному творчеству. Создание альбома изобразительного творчества «Уголок России».
3 этап. Заключительный .
- Конечные результаты диагностики.
- Проведение дня народных традиций.
- Презентация проекта.
Результаты работы:
У детей улучшилась диалогической и монологической речи.
Дети стали использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.
Дети научаться играть в русские народные подвижные игры и самостоятельно их организовывать.
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.
Эмоционально откликаются на русские народные мелодии, песни и танцы, научились передавать характер музыки в движениях, драматизациях, хороводах.
Дети любят и гордятся своей страной, осознают свою принадлежность к русскому народу.