СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Природные краски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Природные краски"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Природные краски"»














Проект «Природные краски»







































«Аннотация»


Актуальность исследования:

Я очень люблю рисовать разными красками: акварелью, гуашью, масляными. Их можно купить в любом магазине. Современные художники так и поступают. Давным-давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах, где же их брали?

Мне захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Смогу ли я сама изготовить краски в домашних условиях? Ведь в настоящее время краски делают на заводах из химических веществ. Можно ли изготовить экологически чистые краски самим?

Цель исследования - узнать из каких веществ состоят природные краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.

Задачи исследования:

Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.

Изучить из каких веществ состоят природные краски, рецептуры их приготовления.

Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.

Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.

Нарисовать рисунки из полученных красок.

Приступая к исследовательской работе, я выдвинула гипотезу: используя природные красители и связующее вещество в домашних условиях, можно ли изготовить экологически чистые краски.

Объектом исследования являются – природные краски, а предметом исследования – процесс ее изготовления, материалы и инструменты.

В своей работе использовала следующие методы: сбор информации, наблюдение, анкетирование и эксперимент.







«План исследований»

История возникновения красок

Я выяснила, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.

Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажу.

Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

В России историю красок изучают по иконам

Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.

Процесс приготовления красок

Я прочитала и узнала, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.

Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и другие.

Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.







































«Научная статья»



Создание красок в домашних условиях

У меня дома были некоторые природные пигменты, связывающие вещества и я составила план четырёх экспериментов.


1) Сначала я решила создать акварельные краски

Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка и специального водорастворимого клеяВ прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.

План эксперимента № 1

Сначала взяла активированный уголь (очищенный).

Измельчила уголь в порошок.

Просеяла порошок.

Потом смешала уголь с клеем ПВА.

Когда уголь смешала с клеем, то получила чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели.

Также попробовала активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок. Цвет получился серый и рисунок долго высыхал.

План эксперимента № 2

Потом попробовала создать акварельные краски других цветов.

Взяла ягоду бруснику

Выдавила сок.

Смешала сок с мёдом. Нарисовала красивые и нежные цветы.

Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.

2) Создание масленых красок. Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым.

Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.

План эксперимента 3

Взяла пакетик голубой глины.

Смешала глину с подсолнечным маслом.

Глина с маслом смешалась однородно, дала зелёный цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.

Создать масленую краску ближе к натуральному не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления.

3) Создание темперных красок.

Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно.

План эксперимента 4

Измельчила мел в порошок.

Смешала мел с яйцом.

Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным. 

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по качествам и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.

Заключение

Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.

Я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого я использовала уголь, мел, глину. В качестве связующего вещества – мёд, масло, яйцо. Провела эксперименты и получила краски. Заметила, что после высыхания образцов с маслом, краска слегка осыпалась. Лишь яичный желток давал прочный цвет.

Сравнила самодельные краски и магазинные. Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки.

Преимущество - экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета.

Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Итак, чтобы приготовить такие краски, как у нас, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, ягоду) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей, мёд).

Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу. Были решены поставленные мной цели и сделаны выводы.

Данная работа может использоваться на уроках изобразительного искусства



















Литература

Алексеева В.В., Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973.

Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.

Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Дрофа, 2003.

Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.

Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС, 1994 г.

Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005