МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Зарянская школа»
Индивидуальный проект на тему:
Профессия будущего
Разработала: ученица 11 класса
Чекмак Милана
Руководитель:
Онищенко Лилия Николаевна
(учитель труда (технология)
с. Заря 2024
Содержание
Введение 3
Глава 1. Обзор профессий 5
1.1. Понятие и историческое развитие 5
1.2. Актуальные профессии на сегодняшний день 6
1.3. Профессии завтрашнего дня 8
1.4. Факторы, влияющие на выбор специальности 11
Глава 2. Практическая часть 13
2.1. Социальное исследование 13
2.2. Подготовка информационного материала 16
Заключение 18
Список использованных источников 19
Приложение 20
Введение
С тех пор, как появились различные профессии, всегда возникал вопрос: какую профессию выбрать? Этот вопрос остается важным и сегодня. С каждым днем список профессий становится все более разнообразным, что лишь усложняет процесс выбора.
Профессиональные навыки, как и всё вокруг, подвержены изменениям: одни исчезают, другие появляются. Некоторые специальности перестают быть востребованными на рынке труда, так как их функции больше не требуют человеческого участия, а другие становятся неактуальными по различным причинам.
Таким образом, динамика профессий обуславливает необходимость постоянного переосмысления своих карьерных ориентиров и навыков. В современных реалиях, где изменения происходят с невероятной скоростью, важно быть готовым адаптироваться и осваивать новые направления, чтобы оставаться конкурентоспособным в профессии. При этом, также появляются новые профессии. Их появление связано с модернизацией производства и развитием сферы услуг, а также с широким внедрением цифровых технологий. Например, из-за повсеместной цифровизации появилась профессия IT-специалист и много из неё вытекающих.
Однако у нас возникает вопрос: «Какие профессии могут возникнуть и стать актуальными в ближайшие годы?» Мы попытаемся найти ответы на него в ходе нашего проекта.
Данная тема имеет важное значение, поскольку выбор профессии является серьезной проблемой для многих подростков, особенно в свете того, что каждый год появляются новые специальности. Поэтому крайне важно выяснить, какие профессии могут возникнуть в будущем и какие из них будут пользоваться спросом.
Проблема исследования заключается в том, что все ещё остаются без ответа следующие вопросы – «какие профессии будут востребованы в будущем?», «Какие навыки и знания необходимо будет иметь, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда?».
Цель исследования: изучить тенденции развития рынка труда и определить перспективные профессии будущего.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать прогнозы развития рынка труда;
Рассмотреть перспективные профессии сейчас и в будущем;
Провести опрос среди учащихся нашей школы о профессиях;
Разработать памятку, содержащую советы по выбору профессии.
Объект исследования: рынок труда в будущем.
Предмет исследования: перспективные профессии будущего.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературы и электронных ресурсов; прогнозирование; сравнительный анализ; социальный опрос; обобщение; конкретизация.
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки методических рекомендаций по выбору профессии в будущем.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для определения перспективных направлений подготовки кадров.
Глава 1. Информация о профессиях
1.1. Определение и история
Профессия представляет собой определённый вид трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, именуемой профессиональной. Профессиональная подготовка подразумевает освоение теоретических знаний и практических навыков. В процессе своей работы человек получает вознаграждение за совершённые усилия.
Для получения профессиональной подготовки будущий специалист должен получить среднее профессиональное, среднее специальное или высшее образование. Существует и другой вариант – пройти курсы. Существуют также курсы переподготовки и повышения квалификации. Кроме того, существуют профессии, которые не требуют предварительного обучения. Однако подобные зачастую требуют прохождения внутреннего обучения.
Термин «профессия» произошел из латинского языка и означает «публично говорить, объявлять». Многие привычные нам предметы и вещи появлялись ещё в древности, однако с профессиями ситуация обстоит совсем по-другому.
В доисторические времена не существовало профессий. Люди занимались удовлетворением своих потребностей – охотой, собирательством, обеспечением своей безопасности и кочевничеством. Условий для развития труда попросту не было.
Профессии начали появляться только тогда, когда началось создание оседлых поселений. Люди начали заниматься сельским хозяйством, овладели гончарным мастерством и кузнечным делом. Очевидно, что один и тот же человек тогда не мог заниматься всеми этими ремеслами одновременно, поэтому начал развиваться товарный обмен.
Когда развивалось централизованное государство, начался новый этап развития профессий. Правители государств собирали армию – тогда зародились военные и управленческие профессии. Именно в те времена появилось разделение труда.
Затем началась индустриализация общества и появилось огромное множество профессий, которые связаны с разработкой и обслуживанием машин. Именно тогда появились инженеры, рабочие на заводах, машинисты и другие профессии. Также в то время возросла потребность в новых видах ресурсов и поэтому появились профессии, которые заключались в их добыче – шахтёры, нефтяники и т.п.
В век цифровизации и развития технологий потребность в тяжелом «ручном» труде начала снижаться. Рабочий день был сокращен и начали развиваться средства массовой информации, появился интернет и телевидение, что поспособствовало появлению таких творческих профессий как: журналист, телеведущий, актер, писатель, художник и т.д. Появилось также множество информационных профессий – программист, ученый и другие.
Средняя продолжительность существования той или иной профессии составляет 20 лет. При этом она способна измениться до неузнаваемости. Часто лишь название остаётся прежним, тогда как суть меняется в корне. Поэтому людям часто приходится переучиваться – почти с нуля обучаться новому. [2]
Таким образом, в данном параграфе удалось дать определение понятию «профессия», а также рассмотреть основные этапы развития профессиональных ремесел.
1.2. Профессии, актуальные сейчас
В настоящее время существует огромное разнообразие профессий, которое постоянно обновляется и расширяется. В России насчитывается около 7 тысяч профессий, а по всему миру их насчитывается свыше 40 тысяч. Давайте рассмотрим некоторые из наиболее востребованных на данный момент времени.
Следует отметить тенденцию к информатизации процессов, что приводит к востребованности множества профессий, связанных с компьютерами, техникой и удаленной работой.
Одной из самых популярных сфер является информационные технологии, откуда происходит множество профессий, таких как разработчики, системные аналитики, веб-дизайнеры, специалисты по искусственному интеллекту, системные администраторы и другие. IT-специалисты значительно облегчают нашу жизнь и разрабатывают множество полезных функций для современного мира.
Также востребованы специалисты в области образования – репетиторы, онлайн-преподаватели, разработчики учебных программ и др. С развитием онлайн-курсов все больше людей обращаются к ним для получения высококачественных знаний.
Услуги маркетологов также остаются актуальными. Существует огромное разнообразие маркетинговых услуг, и наиболее востребованными сейчас являются интернет-маркетологи и SMM-специалисты. Каждый товар или услуга нуждается в качественном продвижении, что делает маркетологов необходимыми для успешного продвижения продуктов на рынке.
Профессия спортсмена остается актуальной, особенно с учетом проведения различных соревнований и роста интереса к киберспорту, который в России уже признан официальным видом спорта.
Инженеры также востребованы в любой промышленной сфере, поскольку специалисты в этой области необходимы для разработки и поддержки технологий в различных отраслях.
Профессия юриста остается актуальной во все времена, так как квалифицированные юристы необходимы для решения различных правовых вопросов в обществе.
Медицинские профессии, такие как врачи и медсестры, остаются востребованными всегда, особенно с учетом увеличения спроса на медицинские услуги после пандемии коронавируса.
Помимо вышеперечисленных профессий, в бьюти-индустрии также есть востребованные специалисты, такие как мастера ногтевого сервиса, лешмейкеры, визажисты и мастера по шугарингу. С ростом интереса к уходу за собой и эстетической составляющей профессии в этой сфере становятся все более популярными. [1, c. 39-41]
Таким образом, современный мир предлагает широкий спектр профессий, связанных с технологиями, социальными сетями, образованием, здравоохранением и красотой, что отражает разнообразие и потребности современного общества.
1.3. Профессии будущего
Современный мир стремительно меняется. Технологии развиваются с ошеломляющей скоростью, автоматизируя многие рутинные задачи. Это приводит к трансформации рынка труда: одни профессии становятся ненужными, другие – востребованными.
Современный рынок труда постоянно эволюционирует под воздействием различных факторов, таких как технологические инновации, демографические изменения и глобализация. Прогнозирование будущих тенденций на рынке труда является сложной задачей, но существует несколько общих направлений, которые выделяются в современном анализе.
Одним из ключевых трендов является автоматизация и цифровизация процессов, которая приводит к изменениям в спросе на определённые профессии. Сферы, которые становятся особенно востребованными, включают в себя технологии и информатику, здравоохранение и медицину, а также управление данными и аналитику.
Профессии, связанные с разработкой и обслуживанием технологий, остаются в числе лидеров по востребованности. Работники в области искусственного интеллекта, машинного обучения, кибербезопасности и разработки программного обеспечения будут востребованы всё больше, поскольку компании стремятся к автоматизации и оптимизации своих процессов.
Управление данными и аналитика становятся всё более важными с увеличением объёмов информации, генерируемой в цифровой эпохе. Специалисты по анализу данных, инженеры по большим данным и специалисты по машинному обучению будут в центре внимания, поскольку компании стремятся извлечь ценные знания из огромных объёмов данных.
С другой стороны, автоматизация может привести к сокращению некоторых традиционных профессий, особенно тех, где ручной труд легко заменяем автоматизированными системами. Однако, это также создаёт новые возможности для обучения и переквалификации рабочей силы. Профессии, которые требуют креативности, социальной интеллигенции и гибкости, такие как психологи, учителя и специалисты по уходу за пожилыми, будут всегда востребованы, поскольку они не могут быть полностью заменены автоматизированными системами. [6]
В целом, профессионалы, обладающие навыками в сфере технологий, здравоохранения, аналитики данных и межличностных отношений, будут иметь хорошие перспективы на рынке труда в будущем. Однако, для успешной адаптации к быстро меняющимся условиям рынка труда необходимо инвестировать в постоянное обучение и развитие профессиональных навыков.
Какие же профессии будут востребованы в будущем? Аналитики рынка труда сходятся во мнении, что в ближайшем будущем возрастут потребности в специалистах, способных работать с искусственным интеллектом, большими данными, робототехникой. Кроме того, считается, что продолжат развиваться различные сферы информационных технологий, кибербезопасность, а также биоинженерия.
В ближайшем будущем, как и во все времена, останутся востребованными профессии, связанные с заботой о людях: медицина, образование, психология.
Можно привести несколько примеров перспективных профессий будущего:
Специалист по искусственному интеллекту: разработка, внедрение и обслуживание систем ИИ.
Аналитик больших данных: сбор, анализ и интерпретация больших массивов данных.
Инженер робототехники: проектирование, создание и обслуживание роботов.
Специалист по кибербезопасности: защита компьютерных систем от хакерских атак.
Биоинженер: разработка биомедицинских технологий, создание искусственных органов и тканей.
Виртуальный учитель: создание и проведение онлайн-курсов и уроков.
Психолог-консультант: помощь людям в адаптации к меняющимся условиям жизни.
Специалист по 3D-печати: создание прототипов и изделий с помощью 3D-принтеров.
Помимо вышеперечисленных, существует множество других перспективных профессий. При выборе профессии важно ориентироваться не только на прогнозы рынка труда, но и на свои интересы, способности и навыки. Для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда будущего, следует:
Получить качественное образование.
Развивать навыки самообучения и адаптивности.
Учиться работать с информацией и критически мыслить.
Быть креативным и уметь решать нестандартные задачи.
Владеть иностранными языками. [5]
Таким образом, в данном параграфе проектной работы был проведен анализ прогнозов рынка труда. На основе полученных данных были выделены некоторые профессии, которые возможно станут востребованными в ближайшем будущем.
1.4. Факторы, влияющие на выбор профессии
В своих научных работах академик Е.А. Климов выделил восьмиугольник факторов, влияющих на выбор профессии. Далее рассмотрим все эти факторы более подробно.
Первым из этих факторов является наличие у человека определенных склонностей. Это означает, что люди предпочитают работу в сфере, которая им близка и приятна. Например, индивида с лидерскими способностями могут привлечь профессии, связанные с управлением, а также преподаванием или любыми другими сферами деятельности, в которых требуется организационный талант.
Второй фактор – это наличие у индивида определенных умений и способностей. Люди, увлекающиеся определенной сферой, должны обладать соответствующими навыками. Например, у человека, который любит рисовать, должны быть хорошие художественные навыки для успешной карьеры в этой области.
Следующий фактор, рассматриваемый Е. А. Климовым – необходимость учитывать предпочтения человека при выборе профессии. Личные установки, ценности и приоритеты играют важную роль в формировании карьерных предпочтений. Часто выбор профессии зависит от собственных целей и стремлений. [4, c. 106-110]
Кроме того, Климов подчеркивает, что достаточно сильное влияние на выбор профессии оказывает мнение родителей и семьи. Считается, что родственники могут оказывать значительное воздействие на решение человека, особенно если в семье принято передавать определенные профессии из поколения в поколение.
Следующий из факторов, влияющих на выбор профессии – это влияние мнения сверстников и друзей. Мнение близких людей может оказать влияние на выбор профессии, но важно помнить, что собственные предпочтения также играют ключевую роль.
Шестой фактор – наличие личного профессионального плана. Важно определить главные жизненные цели и связать свою карьеру с тем, что приносит удовлетворение и смысл.
Седьмой фактор – изучение справочной литературы, общение с экспертами и самообразование. Эти шаги помогут человеку лучше понять свои интересы и подготовиться к выбору профессии.
Заключительным фактором является учет актуальности и востребованности выбранной профессии. Важно регулярно обновлять свои знания о рынке труда и общественных потребностях, чтобы сделать осознанный выбор. [3, c. 18]
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены основные факторы, которые могут оказывать влияние на выбор профессии.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Социальный опрос
Мною было принято решение провести социальный опрос среди учащихся нашей школы на тему выбора профессии и актуальных профессий будущего. Проведение этого опроса было разбито на несколько основных этапов.
Первым делом необходимо было подготовить вопросы для анкеты. Анкета, предложенная участникам опроса представлена в Приложении 1. Она состоит из 5 вопросов.
Следующим этапом стал подбор респондентов. Так, в опросе приняли участие 56 человек. Ими стали учащиеся 7-11 классов. В опросе приняли участие как мальчики, так и девочки.
Затем ребята ответили на подготовленные ранее вопросы. После того, как все прошли анкетирование, начался заключительный этап проведения опроса – анализ полученных данных.
На первый вопрос «Какие профессии будут наиболее востребованы через 10 лет?» поступили следующие ответы: 28 учащихся – в области ИТ; 9 учащихся – связанные с экологией; 14 человек – социальные сети и медиа; 5 человек – инженеры. Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты ответов на вопрос №1
На следующий вопрос «Считаете ли Вы, что профессии, связанные с технологиями, будут иметь преимущество в будущем рынке труда?» поступили следующие ответы: 49 человека ответили утвердительно, 3 – отрицательно, а ещё четверо затруднились ответить. Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты ответов на вопрос №2
На вопрос «Какие новые профессии могут возникнуть в ближайшие годы?» ребята отвечали по-разному. Чаще всего они предлагали профессии, связанные с информационными технологиями, медициной, экологией и медиа. Вот некоторые из предложенных вариантов: разработчик роботов, IT-архитектор, экопроповедник.
На вопрос «Какие навыки и знания будут необходимы для работы в будущем?» поступили различные ответы. Результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результаты ответов на вопрос №4
На пятый вопрос «Какие факторы влияют на выбор профессии?» ребята ответили следующим образом. Результаты ответов на данный вопрос представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результаты ответов на вопрос №5
Таким образом, исходя из полученных в ходе проведения опроса результатов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, подростки считают, что профессии будущего могут быть связаны с информационными технологиями.
Во-вторых, удалось сделать вывод о том, что наиболее важными навыками для профессии будущего, по мнению учащихся являются следующие: адаптивность, внимательность и навык принятия решений.
В-третьих, школьники считают, что на выбор профессии наибольшее влияние оказывают следующие факторы: востребованность, личные интересы, умения и способности.
2.2. Создание памятки
Многие ученики испытывают трудности при выборе будущей профессии, и эти сложности усиливаются с появлением новых специальностей на рынке труда. Для решения данной проблемы я принял решение разработать проектный продукт в виде рекомендаций, оформленных как памятка (см. Приложение 2), предоставляющая советы по выбору наиболее подходящей профессии для будущего. Ожидается, что этот продукт поможет учащимся нашей школы определиться с выбором профессии.
Первым шагом в создании памятки стал повторный анализ информации по заданной теме, а также изучение дополнительных источников для глубокого понимания вопроса. После этого необходимо было выделить основные данные для включения в проектный продукт.
Был составлен черновик памятки на бумаге формата А4, в который вошли отобранные материалы и некоторые иллюстрации. Когда черновик был готов, его нужно было перенести в электронный формат. Я выбрал сайт с шаблонами Canva.com.
На этом ресурсе был подобран подходящий шаблон памятки, который впоследствии был отредактирован с добавлением текста и графических материалов. Таким образом, проектный продукт был завершён.
Считается, что эта памятка поможет решить проблему с проектной работой и станет подспорьем для учащихся, сталкивающихся с одним из самых сложных выборов в жизни — выбором профессии. Данный продукт и теоретические материалы могут быть использованы на уроках обществознания или классных часах для распространения информации о подходах к выбору профессии. В этом заключается практическая ценность работы.
Заключение
В результате реализации проектной работы под названием «Профессия будущего» был осуществлен анализ литературы и электронных источников по данной теме, что способствовало углублению знаний в изучаемом вопросе.
В первой главе мы выделили понятие «профессия» и кратко проанализировали историю профессий, а также обсудили профессии, которые актуальны на сегодняшний день, и те, которые могут стать востребованными в будущем. Также в первой главе удалось исследовать ключевые факторы, влияющие на выбор профессии.
Вторая глава работы имела практическую направленность. В процессе ее выполнения был проведен опрос среди учащихся нашей школы, который позволил сделать следующие выводы: подростки полагают, что профессии будущего будут связаны с информационными технологиями; среди важнейших навыков для профессионалов будущего выделяются адаптивность, внимательность и умение принимать решения; на выбор профессии основное влияние оказывают востребованность, личные интересы, способности и умения. Кроме того, в практической части был создан проектный продукт в виде памятки, помогающей ученикам определить свой выбор профессии. Памятка может применяться на уроках обществознания и классных часах, что подчеркивает практическую значимость работы. Таким образом, все поставленные задачи выполнены, а цель достигнута.
Список литературы
Бартош И. Рынок труда в России: реально востребованные профессии. – М.: Ridero, 2020 – 118с.
Википедия. Свободная энциклопедия. Профессия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессия
Иваницкая Е. Выбор будущей профессии определяют... стереотипы: к такому выводу пришли социологи, обратившиеся к старшеклассникам и выпускникам школ с вопросами об их возможной трудовой деятельности // Первое сентября. – 2008 – с. 18.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 304с.
РБК Тренды. 100 профессий будущего [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/REFb6
СовкомБлог. Самые востребованные профессии в России на ближайшие годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/32ryct
Анкета «Профессия будущего»
Приглашаем вас участвовать в нашем опросе «Профессия будущего». Пожалуйста, отвечайте на все вопросы искренне.
1.Какие профессии, по вашему мнению, будут наиболее актуальны в течение следующих 10 лет?
А) В сфере информационных технологий
Б) В области экологии
В) В социальных сетях и медиа
Г) Инженеры
2.Считаете ли вы, что профессии, связанные с технологиями, будут иметь преимущество на будущем рынке труда?
А) Да
Б) Нет
В) Не могу сказать
3.Какие навыки и знания будут необходимы для трудовой деятельности в будущем? (Выберите несколько вариантов)
А) Способность к быстрой обучаемости
Б) Аналитические способности
В) Эмоциональный интеллект
Г) Управленческие навыки
Д) Лидерские качества
Е) Креативность
Ж) Критическое мышление
З) Внимательность
4.Что влияет на выбор профессии? (Выберите несколько вариантов)
А) Личные увлечения
Б) Навыки и таланты
В) Давление со стороны друзей
Г) Востребованность на рынке труда
Спасибо за участие в опросе!