СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект профилактической программы для предупреждения школьной неуспеваемости детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте расписаны этапы работы с детьми с ОВЗ по предупреждению школьной неуспеваемости.

Просмотр содержимого документа
«Проект профилактической программы для предупреждения школьной неуспеваемости детей с ОВЗ.»

Проект профилактической программы для предупреждения школьной неуспеваемости детей с ОВЗ

Пояснительная записка

Проблема сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных образовательных проблем в настоящее время волнует многие образовательные организации в нашей стране. Важно отметить, что анализ требований современных нормативно-правовых документов таких как ФГОС, Закон об образовании позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями в принципиально новых условиях. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционноразвивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно адресная комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения воспитания, социализации детей с разными образовательными потребностями. Основные причины школьной неуспеваемости:

- низкая мотивация;

- отношения «учитель — ученик»;

- низкий уровень развития познавательных процессов;

- пропуски уроков без уважительной причины;

- девиантное поведение в школе, дисциплинарные трудности;

- ограниченность возможностей связанных со здоровьем;

- проживание в семье, находящейся в социально опасном положении.

Цель – создание условий для осуществления психолого-педагогической, и медикосоциальной помощи, а так же сопровождение учащихся, имеющих сложности в освоении основных образовательных программ.

Задачи:

1. Разработка и внедрение в школьную практику таких условий и ситуации, которые обеспечивали бы каждому ребенку возможность удовлетворения своих актуальных потребностей: образовательных, возрастных и индивидуальных;

2. Создание условий для обучения и развития детей с ОВЗ с учетом их

индивидуальных особенностей и согласно рекомендациям ПМПК;

3. Создание специальных условий для решения проблем школьников, испытывающих

трудности самоорганизации и самореализации;

4. Коррекция взаимоотношений между участниками образовательного процесса,

повышение мотивации к обучению.

Участники реализации программы: педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, учителя -предметники, администрация школы, родители, учащиеся.

Содержание и формы работы:

- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, социальным педагогом, администрацией школы, родителями;

- выявление уровня и особенностей интеллектуального развития;

- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками);

- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

- формирование такого микроклимата в классе, школе, который давал ощущение комфортности каждому участнику образовательного процесса;

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие личностных интересов учащихся, их общее развитие;

Профилактические и просветительские беседы;

Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры.

Этапы реализации программы

1. Этап подготовительный (постановка проблемы, выявление причин трудностей в обучении, поведении и социальной адаптации)

Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи заключения ПМПК. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Содействие в

прохождении медико-социальной диагностики. Формирование банка данных о детях с особыми образовательными потребностями. Организация взаимодействия со специалистами, находящимися за рамками образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты подготовительного этапа

Изучение документации (медицинская карта, рекомендации ПМПК, рекомендации медицинских работников, социального паспорта семьи и пр.)

Разработка индивидуальных программ сопровождения детей инвалидов, детей с ОВЗ.

Составление плана-графика мероприятий, направленных на ликвидацию затруднений учащихся освоения основной образовательной программы

Приказ утверждения программы индивидуального сопровождения.

Приказ утверждения плана-графика работы психолога, социального педагога.

Программа индивидуального сопровождения детей-инвалидов, детей с

ОВЗ.

План-график мероприятий, направленных на ликвидацию затруднений освоения основной образовательной программы.

Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса по снижению затруднений учащихся освоения основной образовательной программы.

Рекомендации для родителей, учителей (составленные психологом, социальным педагогом).

Подбор технологий, методик, методов и приемов обучения, рекомендуемых для использования при работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Банк методических и психологических разработок.

Формирование банка данных о детях с особыми образовательными потребностями.

Банк данных о детях с особыми образовательными потребностями.

Организация взаимодействия со специалистами, находящимися за рамками

образовательного учреждения.

Заключенные договора со специалистами, находящимися за рамками образовательной организации (педагог-психолог базовой школы, медицинский работник, логопед и пр.)

Организация взаимодействия с семьями обучающихся, нуждающихся в

коррекционной помощи и поддержке.

Письменное согласие родителей на работу психолога с обучающимся

2. Коррекционно-развивающий этап

Реализация адресного комплексного сопровождения ребенка.

Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка.

Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их семьям.

Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребенка, о возможностях взаимодействия с другими социальными учреждениями или общественными организациями.

Ожидаемые результаты основного этапа

Достижение обучающихся с особыми образовательными потребностями

результатов освоения образовательной .Положительные отметки за четвертные и годовые периоды программы.

Успешная социально-психологическая адаптация детей с особыми

образовательными потребностями в образовательной среде, социуме.

Снижение уровня тревожности.

Повышение качества предметных знаний.

Участие детей во внеурочной деятельности, в т.ч. публичные выступления на

школьных, городских мероприятиях.

Повышение уровня родительской компетентности компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Результаты наблюдений, зафиксированные классным руководителем в социальном паспорте семьи.

Адресные памятки и рекомендации для родителей.

Информирование родителей по результатам медицинских и диагностических

исследований.

Повышение количества семей детей с ООП и ОВЗ, участвующих во внеурочной деятельности школы.

Организация внеурочной деятельности, дополнительных занятий для детей с

особыми образовательными потребностями. Конспект и анализ посещенных внеурочных мероприятий в журнале посещения уроков и внеурочных мероприятий.

3. Аналитико-обобщающий этап.

Период анализа результатов деятельности службы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Мониторинг динамики развития учащихся на основе реализации индивидуальных программ сопровождения и коррекции. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающихся.

Ожидаемые результаты аналитико-обобщающего этапа

Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми,

имеющими трудности в освоении ООП.

Сформированный анализ результатов реализации данной программы

Перспективное планирование Проект плана ППМС на следующий

учебный год.

Корректировка программы. Проект внесения изменений в программу

Структура программы

1. Психологический блок

2. Социальный блок

3. Предметно-образовательный блок

4. Лечебно-оздоровительный блок

Психологический блок

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности детей с особыми образовательными потребностями в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения хорошо учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями, сверстниками и учителями, профилактика девиантного поведения.

Уровни сопровождения:

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и

классный руководитель, тьютер обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогом-психологом, социальным педагогом базовой школы, выявляющим проблемы в развитии детей и оказывающим первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне реализуются также и профилактические

Задачи,охватывающие значительные группы учащихся. Осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

Функциональные обязанности педагога-психолога:

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников образовательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе

Коррекционно-развивающая деятельность

Развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для целостного развития каждого учащегося, а психокоррекционная - на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики, а также проводится по запросу родителей, педагогов и учащихся.

Коррекционно-развивающая работа в основном связана с оказанием помощи детям, имеющим трудности в обучении и в психологическом развитии. В ее задачи входит:

- оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;

- формирование новой позитивной «Я - концепции»;

- помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я концепцию»

В процессе реализации коррекционной и развивающей работы проводятся

развивающие игры, моделирование поведения, психогимнастика, групповые

дискуссии, используются проективные методы.

Психологическое просвещение и консультирование

Данная работа направлена на создание условий для активного освоения и

использования социально-психологических знаний всеми участниками

образовательного процесса. Приоритетной для психолога в этом направлении является работой с педагогами, так как они являются субъектами инновационных процессов и должны находиться в режиме развития, в процессе переосмысления собственных ценностей педагогической деятельности. С педагогами организуются следующие виды

деятельности:

Консультирование по вопросам связанным с обучением, психологическим

развитием школьников носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения.

Психологическое просвещение педагогов. Организуется по запросу педагогов, администрации. Проводится в форме выступлений на педагогическом совете, заседаниях методических объединений.

Участие в различных формах работы ориентированных на решение образовательных проблем учащихся.

Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с конкретными детьми (определенного возраста, по конкретной программе, с

особыми индивидуальными психологическими особенностями).

Работа с родителями направлена на повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решение проблем развития их детей. С родителями организуются следующие виды деятельности:

Консультирование родителей по проблемам воспитания и психологического

развития их детей. Организуется по запросу самих родителей или педагогов, по итогам психологической диагностики и итогам реализации коррекционно-развивающих мероприятий.

Информирование по итогам психологической диагностики проводится,

преимущественно, в форме выступления на родительском собрании или

разовых консультаций с родителями.

В работе с учащимися используются следующие формы:

групповые дискуссии

семинары-тренинги

профилактика

Основными задачами работы в данном направлении являются:

Формирование установок на здоровый образ жизни

Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом

Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании

Необходимым условием необходимости обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.)

Социальный блок

Цель: создание благоприятных условий для развития личности ребенка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защита ребенка в его личностном пространстве, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

Функциональные обязанности социального педагога:

Диагностическое

Исследование семей, жилищно-бытовых условий, для выявления общих,

социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальном

паспортом.

Выявление проблем в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями, их реабилитации.

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих

интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий.

Учебно-воспитательное

Помощь семье в вопросах связанных с обучением и воспитанием ребенка, в т.ч. устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость.

Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребенком с особыми

образовательными потребностями.

Организация досуга детей с проблемами в обучении, вовлечение их в активную внеурочную деятельность класса, школы, с целью проявления творческих способностей.

Оздоровительное

Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического и

нравственного здоровья личности.

Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической

поддержки.

Содействие в организации санаторно-курортного лечения, медицинского

обследования, посещения оздоровительного пришкольного лагеря

Консультационное

Консультирование (индивидуальное, групповое) учащихся, родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, установлении положительных детско-родительских отношений, снятие стресса, страха.

Оказание социально-правового консультирования обучающихся и их семей по вопросам соблюдения их прав и обязанностей.

Социально-правовое

Решение конкретных проблем семьи путем оказания материальной помощи через Управление социальной защиты населения, профориентационную работу. Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование обучающихся и их семей.

Предметно-образовательный блок

Цель: организация обучения детей с особыми образовательными потребностями с учетом их запросов и потребностей.

Функциональные обязанности деятельности классного руководителя

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Построение учебной

деятельности с учетом результатов данных исследований.

Контроль за состоянием обучающихся в динамике учебного периода. Предупреждение переутомления, состояния стресса.

Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.

Изучение жилищно-бытовых условий обучающе6гося. Оформление социального паспорта семьи.

Сбор информации и контроль в течении учебного периода о занятости обучающихся во внеурочное время. Сбор информации о летнем отдыхе.

Вовлечение учащихся данной категории в проведении воспитательных, культурно развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий проводимых в школе.

Тесное сотрудничество классного руководителя с учителями-предметниками, родителями.

Создание условий, способствующих развитию индивидуальных особенностей обучающихся, их творческому потенциалу.

При необходимости организации дистанционного обучения детей с ОВЗ

Функциональные обязанности учителя-предметника

Организация и проведение релаксационных моментов, динамических пауз на уроке, с целью снятия усталости.

Постановка учителем специализированных задач, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся.

Организация дифференцированного и индивидуального обучения детей с учетом специфики нарушения развития.

Организация работы по предупреждению перегрузки обучающего в учебной

деятельности, связанной с выполнением домашних заданий, количество письменных работ.

Привлечение учащихся данной категории к участию в олимпиадах, учебно-исследовательской, проектной деятельности.

Осуществление общефизической подготовки, удовлетворение потребности обучающегося в двигательной активности.

Вовлечение детей с ОВЗ с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия, секции, клубы согласно их потребностям и возможностям.

Лечебно-оздоровительный блок

Цель: создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Функциональные обязанности заместителя директора по УВР, педагога,

медицинского работника.

Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях.

Поддержание чистоты и комфортной обстановки в образовательном учреждении.

Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в школе.

Обеспечение учебных кабинетов мебелью в соответствии с ростом обучающихся.

Содействие обучающемуся и его семье в прохождении медико-социальной экспертизы.