СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект - программа по профориентации «Я и профессия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с воспитанниками 9 класса в системе профориентационной работы с воспитанниками школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению воспитанниками. Основная направленность занятий:  углубление знаний о требованиях профессии к человеку;  развитие механизмов самопознания;  коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;  расширение кругозора воспитанников, знакомство с конкретными специальностями.  пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Проект - программа по профориентации «Я и профессия»»

Проект - программа по профориентации «Я и профессия»

Пояснительная записка

Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения воспитанников. Цель профессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития. Особенно важно профессиональное ориентирование, самоопределение для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Ведь для лиц с интеллектуальными нарушениями трудовая деятельность – основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.

Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятости лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда специальной (коррекционной) школы VIII вида. Созданные в ней условия обеспечивают воспитаннику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решение сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности учащегося с интеллектуальными нарушениями, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Программа «Я и профессия» относится к профессионально-ориентированным курсам. Написана на основе изучения программ по профориентационной работе («Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой, «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной, «Шаги к профессии» В. Орлова и Л. Галицкой).

Содержание программы.

Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с воспитанниками 9 класса в системе профориентационной работы с воспитанниками школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.

Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению воспитанниками. Основная направленность занятий:

  • углубление знаний о требованиях профессии к человеку;

  • развитие механизмов самопознания;

  • коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;

  • расширение кругозора воспитанников, знакомство с конкретными специальностями.

  • пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа курса рассчитана на 18 часов. Занятия по профессиональному самоопределению проводятся 1 раз в 2 недели во время внеклассных занятий, выполнение практических работ осуществляется во внеурочное время в рамках воспитательной работы по направлению «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение».

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии воспитанником:

  • знание и учет умственных возможностей и способностей;

  • знание требований профессии к человеку;

  • умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

Программа имеет своей целью знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида; осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Основные задачи:

  • мотивация личностного роста воспитанника;

  • создание условий для сознательного выбора профессии;

  • актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор;

  • переживание опыта межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

Основные методы, используемые педагогом во время занятий:

  • словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;

  • наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;

  • практические: упражнения, деловые игры, практические работы.

Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы VIII вида:

  • воспитывающая и развивающая направленность обучения;

  • научность и доступность;

  • систематичность и последовательность;

  • связь обучения с жизнью;

  • принцип наглядности;

  • сознательность и активность учащихся;

  • индивидуальный и дифференцированный подходы.

Программа не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия 40 минут.

Структура занятия традиционна, может быть представлена следующим образом:

  • Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

  • Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.

  • Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.

Эффективность усвоения содержания оценивается по сформированности у воспитанников способности к осознанному выбору профессии.

Ожидаемые результаты.

По завершении воспитанники должны знать:

  • свои способности и возможности;

  • основные правила выбора профессии;

  • владеть основными понятиями в вопросах профориентации;

  • иметь представления об индивидуальных особенностях личности.

Воспитанники должны уметь:

  • адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;

  • ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.

ПРОГРАММА

«Я и профессия»

  1. Вводное занятие. Анкетирование «Мой профессиональный выбор».

  2. Бетонщик. Каменщик. Знакомство с профессией. Востребованность на рынке труда.

  3. Облицовщик-плиточник. Значимость строительной профессии.

  4. Штукатур-маляр. Значение профессии в строительстве. Виды работ, выполняемых маляром.

  5. Санитарка. Младший обслуживающий персонал. Значение работы санитарки в здравоохранении.

  6. Дворник. Функциональные обязанности дворника.

Практическая работа: отработка навыков и приемов использования хозяйственного инвентаря.

  1. Слесарь. Знакомство с профессией. Содержание труда.

  2. Плотник. Содержание труда. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.

  3. Столяр. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.

  4. Повар. Знакомство с профессией. Ответственность. Возможность индивидуальной трудовой деятельности.

  5. Кондитер. Пекарь. Знакомство с профессией. Ответственность. Возможность индивидуальной трудовой деятельности.

  6. Экскурсия в Центр Занятости

  7. Дояр. Рабочий по уходу за животными. Знакомство с профессией. Востребованность на рынке труда. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.

  8. Швея. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности. Практическая работа: ремонт одежды.

  9. Обувщик. Знакомство с профессией. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.

  10. Парикмахер. Значение профессии. Ответственность. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.

  11. Открытое занятие. «Все профессии важны, все профессии нужны»

  12. Итоговое занятие. Анкетирование «Моя будущая профессия».