Проект - программа по профориентации «Я и профессия»
Пояснительная записка
Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения воспитанников. Цель профессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития. Особенно важно профессиональное ориентирование, самоопределение для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Ведь для лиц с интеллектуальными нарушениями трудовая деятельность – основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.
Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятости лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда специальной (коррекционной) школы VIII вида. Созданные в ней условия обеспечивают воспитаннику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решение сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности учащегося с интеллектуальными нарушениями, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Программа «Я и профессия» относится к профессионально-ориентированным курсам. Написана на основе изучения программ по профориентационной работе («Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой, «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной, «Шаги к профессии» В. Орлова и Л. Галицкой).
Содержание программы.
Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с воспитанниками 9 класса в системе профориентационной работы с воспитанниками школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.
Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению воспитанниками. Основная направленность занятий:
углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
развитие механизмов самопознания;
коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
расширение кругозора воспитанников, знакомство с конкретными специальностями.
пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа курса рассчитана на 18 часов. Занятия по профессиональному самоопределению проводятся 1 раз в 2 недели во время внеклассных занятий, выполнение практических работ осуществляется во внеурочное время в рамках воспитательной работы по направлению «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение».
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии воспитанником:
знание и учет умственных возможностей и способностей;
знание требований профессии к человеку;
умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.
Программа имеет своей целью знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида; осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.
Основные задачи:
мотивация личностного роста воспитанника;
создание условий для сознательного выбора профессии;
актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор;
переживание опыта межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.
Основные методы, используемые педагогом во время занятий:
словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;
практические: упражнения, деловые игры, практические работы.
Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов коррекционной школы VIII вида:
воспитывающая и развивающая направленность обучения;
научность и доступность;
систематичность и последовательность;
связь обучения с жизнью;
принцип наглядности;
сознательность и активность учащихся;
индивидуальный и дифференцированный подходы.
Программа не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия 40 минут.
Структура занятия традиционна, может быть представлена следующим образом:
Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.
Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.
Эффективность усвоения содержания оценивается по сформированности у воспитанников способности к осознанному выбору профессии.
Ожидаемые результаты.
По завершении воспитанники должны знать:
свои способности и возможности;
основные правила выбора профессии;
владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
иметь представления об индивидуальных особенностях личности.
Воспитанники должны уметь:
адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.
ПРОГРАММА
«Я и профессия»
Вводное занятие. Анкетирование «Мой профессиональный выбор».
Бетонщик. Каменщик. Знакомство с профессией. Востребованность на рынке труда.
Облицовщик-плиточник. Значимость строительной профессии.
Штукатур-маляр. Значение профессии в строительстве. Виды работ, выполняемых маляром.
Санитарка. Младший обслуживающий персонал. Значение работы санитарки в здравоохранении.
Дворник. Функциональные обязанности дворника.
Практическая работа: отработка навыков и приемов использования хозяйственного инвентаря.
Слесарь. Знакомство с профессией. Содержание труда.
Плотник. Содержание труда. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
Столяр. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
Повар. Знакомство с профессией. Ответственность. Возможность индивидуальной трудовой деятельности.
Кондитер. Пекарь. Знакомство с профессией. Ответственность. Возможность индивидуальной трудовой деятельности.
Экскурсия в Центр Занятости
Дояр. Рабочий по уходу за животными. Знакомство с профессией. Востребованность на рынке труда. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
Швея. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности. Практическая работа: ремонт одежды.
Обувщик. Знакомство с профессией. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
Парикмахер. Значение профессии. Ответственность. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
Открытое занятие. «Все профессии важны, все профессии нужны»
Итоговое занятие. Анкетирование «Моя будущая профессия».