Проект- программы
Кружка «Сундучок творчества»
Пояснительная записка
«…Дать ребёнку ощутить радость труда,… наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первая задача педагогики» … В.А. Сухомлинский.
В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно – творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д., такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил. Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Воспитанники будут учиться лепить из пластилина, работать с бумагой, с тканями, с природным и бросовым материалом.
Творческая деятельность – одна из самых интересных для воспитанников младшего школьного возраста. В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычки к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально – трудовой адаптации воспитанников. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно – творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда педагог покажет, что существует множество вариантов решений и нетрадиционных подходов. Мало научить воспитанника ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить и их работы чувства. Формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления воспитанников с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Программа разработана, с учетом возрастных особенностей воспитанников школы.
Актуальность
Занятие ручным трудом позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У воспитанников формируются навыки обращения инструментами, необходимые для трудового обучения в старших классах. Происходит ориентация воспитанников на ценность труда в эмоционально – поведенческом аспекте.
Цель программы:
Создание условий для формирования первоначальных трудовых навыков и развития творческих способностей воспитанников младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно – прикладного творчества.
Задачи:
Научить воспитанников техническим приёмам и способам создания различных поделок из бумаги, ткани, природного и бросового материала;
Развивать мотивацию к творческому труду, воображение, развивать мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;
Формировать интерес к декоративно – прикладным видам деятельности, воспитывать трудолюбие; настойчивость в преодолении трудностей в достижении поставленных целей.
Ожидаемые результаты
Главным результатом реализации программы является создание каждым воспитанником своего оригинального продукта, способность трудиться и упорно добиваться достижения нужного результата.
Должны знать:
- правила Т.Б.
- название и назначение ручных (ножницы, игла); контрольно – измерительных инструментов (линейка, циркуль, угольник), приспособлений (шаблон, булавка, пяльцы) и правила работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими предметами;
- названия и свойства материалов;
- проявлять интерес к произведениям народного творчества;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция;
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий; способы разметки: сгибание и по шаблону;
- виды отделки: раскрашивание, аппликация.
Должны уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезывания и обрывание, используя бумагу разной фактуры
-лепить различные предметы, передовая их форму, пропорции, позы и используя разные способы лепки; расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства;
-изготавливать игрушки по шаблону, работать по готовой выкройке;
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениям;
- делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.
Принципы:
От простого к сложному. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объёма сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять, закреплять и дополнять полученные знания и умения в течении первого года обучения.
Принцип наглядности выражается в том, что у воспитанников более развита наглядно – образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого воспитанника.
Принцип успешности. Создание «ситуации успешности» для каждого воспитанника на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.
Методы и приёмы
Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий), иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути её решения), эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагаются пути её решения) Используются методы такие как, беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Формы реализации и режим работы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества воспитанников – это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предлагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда воспитанников находят применение в оформлении группы, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности воспитанников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Программа рассчитана на 2 года обучения с воспитанниками начальных классов. Списочный состав кружка состоит из 15 человек, которые разделены на подгруппы. Расписание составляется из расчета – 1 занятие в неделю по 1 часу.
Условия реализации программы:
Инструменты и приспособления
Карандаши (простые, цветные), фломастеры, краски, кисточки (для клея, красок), ножницы, иголки швейные, доски для пластилина, игольницы, линейки, пяльцы;
Материалы
Бумага (белая, цветная), картон (белый, цветной), ткань, мех, вата, нитки швейные, мулине, клей ПВА, ватные диски, салфетки, бутылки, коробки, фантики, природный материал.
Список литературы
Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» - М. Просвещение 1990г.
Богатеева З.А. «Занятия аппликацией» - М. Просвещение 1988г.
Кузнецов В.П. «работа с бумагой и картоном»
Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд», «Русские мотивы в поделках детей», «Папин праздник», «Ёлочные игрушки из фольги», «Своими руками», «Конструирование из природного материала»
Гусакова М. «Аппликация из ткани», «Самоделки для мам», «Поделки к празднику»
Логинова З. «Изготовление игрушек - самоделок»,
Докучаева Н. «Сказки из даров природы»
Виноградова Е. «Сделай сам из бумаги»
Журналы; «Мастерилка», «Капитошка», «Ёжик», «Делаем своими руками»
Перспективный план 1 год обучения
Кружка «Сундучок творчества»
Сентябрь
Вводное занятие, Инструктаж по Т.Б.
Аппликация «Осенние листья»
Лепка «Кони на лугу»
Работа с бросовым материалом «Уголок ППД»
Октябрь
Работа с тканью «Башмачок» - игольница.
Рисование «Краски осени»
Лепка «Ваза с цветами»
Аппликация «Кораблик»
Ноябрь
Аппликация «Русская Матрешка»
Лепка «На лесной полянке»
Работа из бросового материала «Робот»
Декабрь
Аппликация «Светофорик»
«Мастерская Деда Мороза» - «Снежинки»
«Мастерская Деда Мороза» - «Ёлочные фонарики»
Январь
Рисование «Зима в лесу»
Пальчиковый театр - ручной труд
Аппликация «Ёлка»
Февраль
Аппликация «Дом, в котором мы живём»
Рисование: «Подарок папам»
Работа из бросового материала «Зоопарк»
Март
Подарок маме
Рисование «Весенний букет»
Работа с картоном «Куклы для театра»
Апрель
Рисование «Роспись на тарелочке»
Аппликация «Береги лес от пожара»
Поделки из бросового материала «Ракета»
Работа с тканью «Пальчиковый театр»
Май
Аппликация «Праздник Победы»
Работа с природным материалом
Выставка детских работ (итоговое)
Тематическое планирование
№ тема количество часов
1 вводное занятие 1
2 работа с бумагой и картоном 15
3 работа с пластилином 3
4 работа с природным и бросовым материалом 5
5 работа с тканью 3
6 рисование 5
7 итоговое 1
Перспективный план 2 год обучения
Кружка «Сундучок творчества»
Сентябрь
Вводное занятие, Инструктаж по Т.Б.
2.Рисование «Осенние листья»
3.Работа с бросовым материалом «Уголок ППД»
4.Поделки из природного материала
Октябрь
Подарки для учителей, пожилых людей
Работа с тканью – вышивка (знакомство).
Лепка «Ваза с фруктами»
Аппликация «Вечерний город»
Ноябрь
Аппликация – папье -маше «Русская Матрешка»
Лепка «На лесной полянке»
Работа из бросового материала «Подарок маме»
Декабрь
Аппликация «Снеговик»
«Мастерская Деда Мороза» - «Снежинки»
«Мастерская Деда Мороза» - «Ёлочные фонарики»
Январь
Рисование «Зима в лесу»
Пальчиковый театр - ручной труд
Вышивка «Цветок»
Февраль
Вышивка (продолжение «Цветок»)
Рисование: «Подарок папам»
Работа из бросового материала «Зоопарк»
Март
Подарок маме
Рисование «Весенний букет»
Работа с тканью «Куклы для театра»
Апрель
Вышивание «Букет»
Рисование «Космические дали»
Работа с тканью «Пальчиковый театр»
Май
Аппликация «Праздник Победы»
Работа с природным материалом
Выставка детских работ (итоговое)
Тематическое планирование
№ тема количество часов
1 вводное занятие 1
2 работа с бумагой и картоном 15
3 работа с пластилином 2
4 работа с природным и бросовым материалом 6
5 работа с тканью вышивка 5
6 рисование 5
7 итоговое 1
9