Проект-программа
«Театральное познание через игру».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, мимики, эмоциональной памяти) т.е. умение держать себя в обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый воспитанник хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театр – один из самых демократических и доступных видов искусств для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с
- художественным образованием и воспитанием воспитанников;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога, монолога);
- созданием положительного настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал воспитанника и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Цель программы:
- Использовать театральную деятельность для коррекции и развития личности воспитанников, адаптация их в социальной среде.
Задачи:
Образовательные:
- формировать и активизировать познавательный интерес;
- знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства;
- учить импровизировать игры –драматизации на темы знакомых сказок;;
Развивающие:
- развитие у воспитанников художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие внимания, воображение, разговорной речи, памяти, образного мышления;
- обучение приёмам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- создание базы для творческого мышления;
Воспитательные:
- воспитание культуры поведения в театре;
- воспитание активности и самостоятельности;
- воспитание культуры общения, умение работать в коллективе.
Ожидаемые результаты
Должны знать:
- 5 артикуляционных упражнений;
- театральную терминологию;
- виды театрального искусства;
Должны уметь:
- действовать согласованно, включаясь в действие одновременно;
- снимать напряжение с отдельных групп мышц;
-произносить скороговорки в разных темпах, шёпотом с разными интонациями;
- выразительно прочитывать диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося с нужными интонациями;
- правильно вести себя в общественных местах.
Учебно-методическое обеспечение
- наглядные пособия;
- раздаточный материал;
- информационный материал;
- шаблоны;
- игры дидактические и развивающие;
- фотоархив.
Материалы, инструменты, приспособления для изготовления театральных кукол
- искусственный мех, драп, трикотаж, фетр, хлопчатобумажный материал и др.,
- вата, поролон, синтепон;
- отделочные материалы: пуговицы, ленты, тесьма, нитки, нитки мулине и др.,
- инструменты: ножницы, иглы, булавки, утюг;
- дополнительные материалы: деревянные палочки, клей.
Организация образовательной среды:
- система занятий;
- участие в школьных конкурсах;
- организация мини- спектаклей;
- посещение спектаклей, концертов
Основные методы и формы работы:
- словесный рассказ, беседа;
- наглядная демонстрация образцов, дидактического материала;
- практическая работа.
Формы контроля:
- итоговое занятие;
- тестирование;
- устный опрос;
- театральные этюды;
- участие в конкурсах;
- повседневное наблюдение;
- кроссворды.
Блоки программы:
Театральная игра
- исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку
Задачи:
Учить воспитанников ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему;
Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей;
Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству;
Упражнять в чётком произношении слов, отрабатывать дикцию;
Воспитывать нравственно –этические качества, культуру поведения в театре и в жизни.
Ритмопластика
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей воспитанников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Задачи:
Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и обратно передавать их
Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
Добиваться созданию образа животных с помощью выразительных пластических движений;
Воспитывать гуманные чувства.
Культура и техника речи
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развития дыхания и свободы аппарата.
Задачи
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать чёткое произношение согласных в конце слова.
Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Пополнять словарный запас воспитанников.
Основы театральной культуры
Этот раздел призван обеспечить условия для обладания воспитанниками элементы знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды актёрского искусства, основы актёрского мастерства. Культура зрителя.
Задачи:
Познакомить с театральной терминологией;
С основными видами театрального искусства;
Воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи:
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
Развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищённо, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и тд)
Пополнять словарный запас, образный строй речи.
Диагностика.
- Тестирование.
ЛИТЕРАТУРА
Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» Просвещение, 1981г.
Комарова Т,С, «Детское художественное творчество» М. 2005г.
Усова Л.П. «Роль игры в воспитании детей» М. 1976г.
Колчеев Ю.В, Колчеева Н.И. «Театральные игры в школе» М. 2000г.
Чурилова Э.Т. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников»
Щеткин А.В. «Театральная деятельность»
Кнушевицкая Н.А., Объедкова О.Л. «Про Гогу – Недотрогу, день рождения и многое другое»