СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проект деловой игры по предмету "Финансовая грамотность".Направлен на формирование финансовой грамотности учащихся 9-10 классов средствами организации пректной деятельности и других форм интерактивного обучения
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»(заем МББР №79830-RU)
Контракт «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения в системе
общего и дополнительного образования»№ FEFLP/QCBS-3.25
АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Проект
подготовки и проведения Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края
Автор проекта, слушатель курсов
повышения квалификации ГАОУ ВО города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
_Лаврикова Марина Анатольевна
Оглавление
1. Краткая справка о месте проведения Чемпионата по финансовой грамотности |
3 |
|
|
2. Положение о проведении Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края | 4 |
|
|
3. Регламент подготовки и проведения Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края | 11 |
|
|
4. Перечень задач для финансовых и тем для коммуникативных боев Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края | 19 |
|
|
5. Тесты входного и итогового контроля для участников Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края | 25 |
|
|
6. Правила проведения Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края с приложениями (приложение 1. Критерии оценивания ФБ; приложение 2. Протоколы ФБ; приложение 3. Критерии оценивания КБ; приложение 4. Протоколы КБ) | 27 |
|
|
7. Расписание (календарь) финансовых боев Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края | 47 |
|
|
8. Таблица результатов финансовых боев Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края ( | 47 |
1. Краткая справка о месте проведения Чемпионата по финансовой грамотности.
Чемпионат по финансовой грамотности проводится среди учащихся 9 классов в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края
2. Положение о проведении Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края
1. Цели и задачи Чемпионата
Чемпионат по финансовой грамотности (далее – Чемпионат) проводится с целью развития и популяризации финансовой грамотности обучающихся
Задачи:
способствовать формированию экономического образа мышления;
воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту;
формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.
развитие финансовой грамотности обучающихся школы.
Ожидаемые результаты
Личностные образовательные результаты (личностные характеристики и установки)
Стремление к повышению благосостояния семьи путем правильного использования услуг финансовых организаций и осознанного неприятия рисков, связанных с получением этих услуг.
Понимание наличия финансовых рисков в современной экономике и необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных жизненных ситуаций.
Осознание необходимости учета и планирования своих доходов и расходов, осознание важности сбережений.
Осознание необходимости ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.
Принятие на себя ответственности за свои финансовые решения, осознание последствий этих решений.
Критическое отношение к рекламе финансовых продуктов и услуг, установка на активный поиск и анализ информации.
Метапредметные образовательные результаты (универсальные учебные действия)
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять деятельность.
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, контролировать и корректировать деятельность, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Предметные образовательные результаты (предметные знания и умения)
Знать, понимать:
что такое личный доход и каковы пути его повышения;
что такое личные расходы, и каковы общие принципы управления расходами;
различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
общий доход семьи и его источники, и каковы пути повышения дохода;
что такое заработная плата и каковы различные виды оплаты труда;
как вести учет доходов и расходов и в чем его необходимость;
как аккумулировать сбережения для будущих трат и в чем их необходимость;
принцип хранения денег на банковском счете, как сбережения могут приносить доход;
что необходимо иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
что такое кредит и почему кредит дается под проценты;
основные принципы кредитования и как можно взять кредит;
различные виды кредитов и различия в процентной ставке;
выгоды и риски, связанные с разными способами кредитования;
что такое полная стоимость кредита;
что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем;
что такое финансовый риск, основные задачи и принципы страхования;
различные виды страховых продуктов, как застраховать риски;
условия страховых выплат в случае наступления страхового случая;
что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования;
основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск;
о возможностях финансового мошенничества и что нужно делать, чтобы не стать жертвой мошенников;
что у потребителя есть как обязанности, так и права, куда обращаться с жалобой на нарушение прав потребителей;
влияние образования на последующую карьеру;
что такое предпринимательство, каковы преимущества и недостатки предпринимательской деятельности, какими качествами должен обладать предприниматель;
каковы основные показатели эффективности компании (фирмы), какие факторы влияют на прибыль компании (фирмы), чему равна справедливая стоимость компании (фирмы);
каковы основные этапы создания собственного бизнеса, каковы основные правила создания нового бизнеса, какие бывают источники денежных средств для создания бизнеса;
Уметь:
различать регулярные и нерегулярные источники дохода;
различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога;
давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания;
оценить свои ежемесячные расходы;
контролировать спонтанные покупки, не выходить за рамки бюджета;
выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями;
вести запись доходов и расходов;
различать краткосрочные и долгосрочные потребности и определять приоритетные траты;
составлять личный (семейный) бюджет;
откладывать деньги на определенные цели;
различать депозит (срочный вклад) и текущий счет;
различать товары и услуги, которые не могут быть приобретены на регулярный доход;
читать и проверять банковскую выписку;
выделять плюсы и минусы использования кредита;
оценивать материальные возможности возврата кредита;
выделять важную информацию в кредитном договоре;
различать какая именно страховка требуется в той или иной жизненной ситуации;
составить жалобу на нарушение прав потребителей.
Тематика чемпионата: Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет
2. Организаторы Чемпионата
2.1. Организатором Чемпионата, осуществляющим подготовку и проведение соревнований, является Оргкомитет, в составе:
1. Председатель Оргкомитета 2. Члены Оргкомитета _
2.2. Вопросы допуска команд до соревнований и дисквалификации их за нарушение Положения решаются Оргкомитетом.
3. Участники Чемпионата и порядок регистрации
3.1. Чемпионат проводится для школьников 15 лет, обучающихся
в 9 Б, 9 В классах.
3.2. Количество игроков в каждой команде не более 9 человек. Всего 18 человек
При этом одновременно выступать на соревновательной площадке могут не более 6 человек. Каждый игрок может быть заявлен в составе только одной команды.
3.3. Предварительная регистрация команд-участниц Чемпионата осуществляется на основании заявок, поданных в Оргкомитет не позднее 12.01.2019_.2019
Предварительная заявка оформляется в соответствии с прилагаемой формой.
3.4. Окончательная регистрация команд проводится непосредственно перед началом Чемпионата по финансовой грамотности.
4. Время, место и порядок проведения Чемпионата
4.1. В рамках Чемпионата проводится финансовый турнир в следующие
(указать количество турниров)
_1 турнир
Сроки 25.01.12
Место проведения Чемпионата в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края.
4.2. Оргкомитет передает командам до 20.01.2019 для предварительной подготовки:
а) задачи №№6, 8, 9, 13, 16, 17, 18, 22
для проведения финансовых боев
в) Правила проведения финансовых и боев;
г) Регламент проведения финансовых боев.
4.4. Порядок встреч команд определяется Оргкомитетом непосредственно перед состязаниями, который оформляется в расписание (календарь) встреч участников Чемпионата.
4.5. Результаты выступлений оцениваются жюри в соответствии с Правилами финансовых и коммуникативных боев. Результаты заносятся в протокол и в таблицу результатов Чемпионата. Решение жюри является окончательным.
5. Результаты и порядок награждения победителей
Победители и призеры Чемпионата определяются по итогам участия в Чемпионате и награждаются почетными грамотами
6. Контактные данные Оргкомитета
1. Председатель Оргкомитета _Лаврикова Марина Анатольевна, учитель математики.
2. Члены Оргкомитета _
Заявка на участие в Чемпионате по финансовой грамотности
в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края
от команды образовательной организации/класса / объединения 9 Б класса МАОУ СОШ №2
Состав команды
№ | ФИ (полностью) | Школа | Класс |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
Руководитель / капитан команды (капитан)
(подпись) (ФИО)
Заявка на участие в Чемпионате по финансовой грамотности
в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края
от команды образовательной организации/класса / объединения 9 В класса МАОУ СОШ №2
Состав команды
№ | ФИ (полностью) | Школа | Класс |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
Руководитель / капитан команды (капитан)
(подпись) (ФИО)
3. Регламент подготовки и проведения Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края
1. Команды-участники Чемпионата
1.1. Команды должна подготовиться к Чемпионату: прослушать установочные лекции по финансовой грамотности; «прорешать» выданные пакеты заданий для финансовых и коммуникативных боев до даты проведения Чемпионата, подготовить презентации своих решений, определить стратегию участия в турнире.
1.2. Команды выбирают капитана. Капитан организует работу команды во время подготовки к Чемпионату и в рамках участия в финансовых и коммуникативных боях, представляет и отстаивает интересы команды перед оргкомитетом, главным судьей и жюри Чемпионата.
1.3. Во время Чемпионата команды могут провести три замены. Обратные замены не допускаются.
Замены производятся между боями во время пауз с согласия Главного судьи Чемпионата. Замена во время проведения боя запрещены. Замены без согласия Главного судьи Чемпионата запрещены. Все запасные должны быть внесены в заявку команды при регистрации на Чемпионат.
2. Жюри Чемпионата
2.1. Жюри Чемпионата сформировано оргкомитетом в составе:
1. Председатель жюри: Лаврикова Марина Анатольевна, учитель математики.
2. Члены жюри , учитель математики
3. , учитель математики
2.2. Жюри оценивает выступления команд в соответствии с Критериями оценки финансовых и коммуникативных боев. Решение жюри является окончательным и обжалованию не подлежит.
2.3. Жюри все свои решения оформляет итоговым протоколом, в котором расписываются все члены жюри. Протокол утверждается председателем жюри и главным судьей Чемпионата.
3. Главный судья/ ведущий Чемпионата
3.1. Оргкомитет назначил главным судьей/ ведущим Чемпионата Лаврикову Марину Анатольевну
3.2. Главный судья/ ведущий Чемпионата несет ответственность за подготовку и проведение Чемпионата. До начала соревнований он проверяет состояние площадки, инвентаря и оборудования, контролирует наличие необходимой документации и её соответствие настоящему Регламенту.
3.3. Распоряжения Главного судьи / ведущего являются обязательными для всех участников, жюри и руководителей (капитанов) и членов команд, а также для сопровождающих их лиц и зрителей.
3.4. Главный судья/ ведущий Чемпионата руководит проведением соревнований, организует работу ассистентов и технического персонала, обслуживающего Чемпионат, в соответствии с настоящим Регламентом.
3.5. Главный судья/ ведущий Чемпионат организует процедуру жеребьёвки команд и контролирует составление расписания (календаря) встреч и турнирной таблицы Чемпионата.
3.6. Главный судья/ ведущий решает все спорные вопросы, связанные с организацией и проведением Чемпионата, в соответствии с настоящим Регламентом. Принимает окончательные решения при возникновении разногласий между членами жюри при рассмотрении спорных вопросов.
3.7. Главный судья/ ведущий осуществляет контроль за исполнением ассистентами и техническим персоналом Чемпионата своих обязанностей.
3.8. Главный судья/ ведущий проверяет, подписывать итоговый протокол и объявляет результаты Чемпионата.
3.9. Главный судья/ ведущий представляет письменный отчет о Чемпионате, документы (протоколы, турнирную таблицу и др.) в оргкомитет Чемпионата сразу по окончанию Чемпионата.
3.10. Главный судья/ ведущий имеет право:
прекратить соревнования или сделать временный перерыв, в случае неблагоприятных условий или по каким-либо причинам, мешающим проведению Чемпионата;
отстранить от работы ассистентов, совершающих грубые ошибки или не справляющихся с выполнением возложенных на них обязанностей(факт такого отстранения отражается в отчетности).
4. Ассистенты главного судьи/ ведущего Чемпионата и технический персонал
4.1. Оргкомитет Чемпионата для организации соревнований назначил следующих ассистентов главного судьи:
1. , 9 «Б» класс, МАОУ СОШ 2
2. , 9 «Б» класс, МАОУ СОШ 2
3. , 9 «Б» класс, МАОУ СОШ 2
4.9 «Б» класс, МАОУ СОШ 2
Один ассистент работает с турнирной таблицей, расписанием (календарем) встреч и контролирует правило «30 секунд».
Три других ассистента работают с командами и зрителями – по одному ассистенту на команду участвующую в турнире (при игре трех команд за столами).
4.2. Ассистенты главного судьи / ведущего организуют работу техники: звук, микрофоны, проектор, компьютер, экран и т.п.
4.3. Ассистенты подчиняются главному судье и выполняют следующие функции:
вносят в турнирную таблицу итоги финансовых и коммуникативных боев;
контролируют порядок проведения встреч (боев) между командами в соответствии с календарем встреч;
контролируют выполнение командами правила «30 секунд»;
контролируют порядок и количество выступлений членов команды во время проведения Чемпионата;
контролируют организацию замен в командах во время проведения Чемпионата;
контролируют отсутствие подсказок командам со стороны зрителей и сопровождающих педагогов и др.
5. Нарушение правил Чемпионата
5.1. Недопустимо нарушение Положенияо Чемпионате, настоящего Регламента и Правил проведения финансовых и коммуникативных боев.
5.2. Контроль за соблюдение правил осуществляют главный судья/ ведущий Чемпионата и его ассистенты.
5.3. Наказание за несоблюдение правил Чемпионата определяет главный судья/ ведущий Чемпионата.
5.4. За однократное нарушение правил главный судья / ведущийвыносит предупреждение нарушившему правила.
За повторное нарушение главный судья / ведущий может удалить игрока или сопровождающего педагога с турнира.
Если члены команды систематически нарушают правила Чемпионата, главный судья может удалить с соревнований всех членов команды целиком вместе с запасными и аннулировать их результаты.
5.5. Если главный судья / ведущий удалил игрока с Чемпионата, команда может из числа запасных игроков пополнить команду, но только в том случае, если команда еще не использовала три замены до этого инцидента.
5.6. Отдельно главный судья/ ведущий Чемпионата и его ассистенты отслеживают подсказки командам от зрителей и сопровождающих педагогов. Подсказки во время Чемпионата запрещены в любом виде.
За подсказку главный судья / ведущий может удалить с Чемпионата как зрителя или сопровождающего педагога, которые дали подсказку, в том числе в электронном виде, так и игрока, получившего подсказку.
Также подсказки запрещены игрокам, выступающим от команды в финансовых боях (решатели или оппоненты) и коммуникативных боях (позиция и оппозиция) вне правила «30 секунд», то есть, выступающие могут получить подсказку один раз за бой от своей команды, если воспользуются правилом «30 секунд».
Если выступающий использовал право на подсказку, то команда не имеет право больше ему подсказывать. Главный судья/ ведущий Чемпионата в случае выявления подсказки выступающему от команды вне правила «30 секунд» может удалить с Чемпионата как игрока, получившего подсказку, так и игрока, давшего подсказку.
Если команда систематически нарушает данное правило, главный судья / ведущий может удалить с соревнований всех членов команды целиком вместе с запасными и аннулировать их результаты.
Часть 2.
Регламент проведения финансовых боев грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края
2.1. Главный судья / ведущий составляет расписание (календарь) встреч Чемпионата (пример расписания на 2 команды смотрите ниже).
Расписание (календарь) финансовых боев Чемпионата _____________________________________________________________________________для 2 команд
№ | 1 раунд | 2 раунд |
1 тур | 1--2 | 2-1 |
2.2. При проведение финансовых боев, команда, обозначенная по первой цифрой (например, команда 1) становится решателем, а команда по цифрой 2 – оппонентом (см. 1 раунд).
2.3. Каждая команда встретится с другими командами по 2 раза, т.е. проведет всего 2 боя (выступить смогут четыре участника команды).
2.4. Главный судья / ведущий составляет таблицу результатов.
Таблица результатов Финансовых боёв
№ участника турнира | 1 | 2 | Кол-во баллов | Место | ||||
Решение | 1 (команда 1) |
|
|
|
| |||
Ответ |
|
| ||||||
Вопрос |
|
| ||||||
Решение | 2 |
|
|
|
| |||
Ответ |
|
| ||||||
Вопрос |
|
|
2.5. Главный судья / ведущий организует распечатку протоколов оценки финансовых боев.
2.6. Главный судья / ведущий организует распечатку задач и решений для каждого члена жюри.
2.7. Главный судья / ведущий обеспечивает членов жюри табличками-оценками.Для определения победителя боя у каждого члена жюри должен быть набор табличек с оценками от 0 до 10.
2.8. Главный судья / ведущий обеспечивает подготовку табличек с именами, местом работы и должностями членов жюри.
2.9. Главный судья / ведущий обеспечивает подготовку площадки для проведения финансовых боев. Расставляются столы и стулья:
для каждой команды;
для членов жюри;
для ассистента;
для зрителей.
2.10. Главный судья / ведущий обеспечивает загрузку на компьютер подключенный к проектору, файлов для проведения боёв:
документ wordс задачами;
решения задач, подготовленные командами (при наличии);
расписание (календарь) встреч и таблицу результатов под количество команд, участвующих в Чемпионате.
2.11. Главный судья / ведущий обеспечивает встречу команд, членов жюри и зрителей.
2.12. Главный судья / ведущий начинает Чемпионат и повторяет основные правила финансовых боев.
2.13.Главный судья / ведущий проводит финансовые бои в соответствии со следующей последовательностью
«, выступают команды (или назначает задачу команде ».
«Пожалуйста, команда, ваши 30 секунд на выбор задачи».
*как только задача озвучена, следующий шаг*
«Команда выбрала задачу. Представители команд, выходите к доске».*отсчёт 30 секунд для выхода представителей*
Перед презентацией решения ведущий читает задачу полностью или кратко, если текст объемный.
Пока ведущий читает текст, решатель записывает решение или совместно с ассистентом выводит решение задачи на экран.
После записи решения или вывода его на экран решатель комментирует записанное и дает ответы на все поставленные в задаче вопросы.
Ведущий передает слово членам жюри, которые поднимают таблички с баллами, но никак не комментируют свое решение. Ведущий при этом кроме баллов каждого жюри озвучивает средний балл.
Далее ведущий предоставляет право оппонентам задать до трех вопросов, но не больше среднего балла за решение.
После того, как вопросы закончились ведущий, передает жюри слово для озвучивания оценок за оппонирование и комментариев по всему бою.
- замените на актуальную информацию.
2.14.Главный судья / ведущий работает по секундомеру, засекает все 30 секундные паузы самостоятельно и объявляет об окончании времени.
2.15.Результаты боев в таблицу заносит ассистент. Он внимательно слушает главного судью / ведущего и выводить на экран нужную информацию.
2.16. Когда главный судья / ведущий объявляет начало нового боя, и предлагает оппонентам выбрать задачу, ассистент держит открытым файл со списком задач и перемещается по нему на задачу, которую озвучивает команда. Масштаб букв документа должен быть достаточным, чтобы из зала можно было прочитать задачу, например, 160%.
2.17. Когда участники решают задачу ассистент оставляет на экране текст или выводит решение задачи от команды решателей, если они его предварительно подготовили.
2.18. После озвучивания членами жюри баллов за решение ассистент открывает таблицу подсчета баллов и заносит их в соответствующую ячейку.
2.19. После оппонирования ассистент заносит баллы команд за вопросы и ответы в таблицу. Также ассистент записывает номера всех отыгранных задач.
2.20.Члены жюри:До боя и в его процессе члены жюри заполняют протокол.
Во время боя члены жюри внимательно слушают выступающих, и фиксируют (на свое усмотрение) детали боя, вопросы оппонентов, ответы решателей на чистых листах бумаги. Это необходимо, чтобы сообщить участникам и зрителям Чемпионата обоснованную оценку и прокомментировать ее.
После окончания боя члены жюри на основании критериев и типа задачи поднимают таблички от 0 до 10 баллов.
После того, как ведущий назвал результаты боя, члены жюри слушают и оценивают вопросы оппонентов и ответы решателей.
По итогам боя члены жюри озвучивают баллы за вопросы и ответы, комментируют их. Кроме того они комментируют и весь бой в целом.
По окончанию всех боев члены жюри дают краткий анализ Чемпионата.
2.21. Когда члены жюри заканчивают выступление, главный судья / ведущий сообщает в обратном порядке места, которые заняли команды, и количество набранных ими баллов. Если таблица была скрыта с середины игры, ассистент открывает её на проекторе после объявления первого места.
2.22. После подведения итогов финансовых боев проводится награждение победителей.
4. Перечень задач для финансовых боев Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края
Задача 6 (5 баллов) | Ежемесячные расходы в семье Маши составляют 80 000 руб./мес. Заработная плата папы составляет 50 000 руб./мес., мама зарабатывает 30 000 руб./мес. Маша давно мечтает о профессиональных занятиях танцами, стоимость которых составляет 5 000 руб./мес. Родители говорят, что пока не могут позволить такие дополнительные расходы. Однажды мама сказала, что со следующего года ей повысят зарплату на 10 %, а папа решил найти подработку с доходом 8 000 руб./мес. Смогут ли в бюджете семьи Маши дополнительно выделять денежные средства на танцы, если инфляция прогнозируется в следующем году 7 %? А) да, смогут, так как рост доходов семьи превысит рост расходов (с учётом инфляции) более чем на 5 000 руб./мес.; Б) нет, не смогут, так как рост расходов (с учётом инфляции) превысит рост доходов семьи; В) нет, не смогут, так как превышение доходов семьи над расходами (с учётом инфляции) составит меньше 5 000 руб./мес. |
Задача 8 (6 баллов) | У Петра Ивановича двое детей: годовалый сын Илья и пятилетняя дочь Лиза. Ежемесячная заработная плата Петра Ивановича в 2018 г. – 24 000 рублей. В каком размере Пётр Иванович сможет вернуть уплаченный налог на доходы физических лиц в рамках стандартного налогового вычета и в каком месяце Пётр Иванович утратит право на стандартный вычет на детей? Как бы стали действовать на месте Петра Ивановича? Свой ответ обоснуйте. |
Задача 9 (7 баллов) | Представьте, что доходы вашей семьи в начале года составляли 60 000 рублей, а к концу года – 66 000 рублей. За этот же период инфляция, по официальным данным, составила 5%. Что произошло с вашими реальными доходами: увеличились они или уменьшились? Насколько увеличились они или уменьшились? |
Задача 13 7 Баллов) | В начале года неизменный набор потребительской корзины стоил 10 000 рублей, через год стал стоить 12 000 рублей. Также известно, что в потребительскую корзину входили молочные, мясные и хлебобулочные продукты. Соотношение расходов на продукты потребительской корзины – 3:2:5 соответственно. На молочные продукты начали тратить на 20% больше, на мясные на 40% больше, на хлебобулочные на 12 больше%. Заработная плата не изменилась. Сколько процентов составила инфляция за этот год? Как отразится такая инфляция на реальных доходах граждан? |
Задача 16 (8 баллов) | Саша и Коля, закончив 8 классов, решили копить деньги на обучение в престижном университете. Ежегодно, 31 августа перед началом учебного года, родители дарили им по 100 000 рублей, которые они размещали в банке под 8% годовых с ежегодной капитализацией. Кроме того, перед поступлением школьников в 11 класс, 31 августа, родители подарили им вклады по 250 000 рублей, которые родители Саши разместили под 7% годовых с ежеквартальной капитализацией, а родители Коли под 7,15% под простой процент. 1. Сколько накопит каждый мальчик на момент поступления в университет от одинаковых ежегодных подарков (по 100000 рублей)? 2. Определите суммы накоплений мальчиков от подарочного вклада к поступлению в 11 класс (250000 рублей). 3. У кого из мальчиков накопленная на образование сумма будет больше? И на сколько? 4. Найдите реальный доход мальчиков от подарочного вклада к поступлению в 11 класс (250000 рублей), если инфляция за первую половину срока вклада составила 1,5%, а во вторую половину срока вклада - 2%. |
Задача 17 (8 баллов) | Анна, консультант в области персонала, получив премию в размере 200 000 руб., решила организовать курсы по изучению английского языка, рассчитывая на выручку в конце года в размере 1 500 000 руб. Под помещение для курсов она использовала квартиру, доставшуюся ей в наследство. Если бы Анна сдавала квартиру в аренду, то могла бы получать за это 20 000 руб. в месяц. Для успешной работы она приобрела компьютер, принтер; наняла преподавателя и секретаря; на весь год вперед закупила комплекты учебников. Кроме этого, ее мать пенсионерка, пенсия которой составляет 12 тыс. руб. в месяц, на добровольной основе взялась помогать Анне с бухгалтерией.
Недостающую сумму ей пришлось взять в банке под 15% годовых (на 1 год). Процент по вкладам в том же банке составляет 8%. Компьютерную технику Анна рассчитывает использовать в течение 5 лет. При каком доходе по основному месту работы консультантом с учетом дополнительного заработка за ведение тренингов 6 000 в месяц, Анне выгодно продолжать свое дело? |
Задача 18 (9 баллов) | Молодожёны Александр и Наталья удачно устроились на работу в рекламную компанию в апреле. На заработанные деньги они хотят в следующем месяце купить себе новые телефоны: телефон «A» для Александра, который стоит 57 000 руб., и телефон «B» для Натальи стоимостью 37 000 руб. Смогут ли они это сделать, имея следующие данные?
1. Определите общую сумму расходов. 2. Определите чистую сумму доходов. 3. Смогут ли ребята купить телефоны? Дайте развёрнутый ответ. Дополнительные условия: возможно купить б/у телефоны возможно взять новые телефоны в рассрочку или кредит (один или оба) необходимо сделать дополнительные траты (чехол, пленка) возможно продать свои телефоны, чтобы были дополнительные деньги на новые |
Задача 22 (10 баллов) | Представьте, что ваша семья (два взрослых члена и два ребёнка) планирует бюджет на следующий месяц. Доходы вашей семьи составляют 50 000 рублей. На семейном совете вами был составлен список всего желаемого и обнаружилось, что именно в следующем месяце предстоит очень много дополнительных трат (этот список оказался на 60 000 рублей). Расходы:
Что из перечисленного вы оставите как приоритетные траты, а чем можно пожертвовать в следующем месяце? Почему сделаете именно такой выбор? Свой ответ обоснуйте. Дополнительные условия: сейчас начало января – каникулы в школе и нерабочее время, нужно покупать подарки родственникам на Старый Новый год вы собираетесь встретиться с родственниками у вас и отметить его в магазинах действуют скидки. |
5. Тесты входного и итогового контроля для участников Чемпионата по финансовой грамотности муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края
Тест для проведения вводного и заключительного контроля
Тема 1. Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет
1. Семейный бюджет – это:
а) та сумма денег, которую семья может потратить на покупку продуктов питания
б) баланс расходов и доходов семьи за определенный период
в) остаток средств семьи после уплаты налогов
г) сумма зарплаты родителей и пенсии бабушки/дедушки
2. При каком уровне дохода на одного члена семьи в месяц нужно начинать планирование семейного бюджета?
а) от 7 000 до 15 000 рублей в месяц
б) от 15 000 до 30 000 рублей в месяц
в) от 30 000 до 100 000 рублей в месяц
г) более 100 000 рублей в месяц
д) планирование не нужно
е) независимо от уровня дохода
3. Главное правило планирования семейного бюджета:
а) приоритетные расходы должны составлять не менее 60% семейного бюджета
б) необходимо откладывать не более 10% средств для финансовой подушки безопасности
в) доходы всегда должны превышать расходы
г) при недостатке средств нужно экономить на карманных расходах
4. Расходы семьи Ивановых 30 000 руб. в месяц, какого размера должна быть финансовая подушка безопасности семьи?
а) 30 000 руб.
б) 90 000 руб.
в) чем больше, тем лучше
г) никакая подушка не нужна
5. В Российской Федерации НДФЛ это:
а) налог на доход физических лиц, составляющий 13% от совокупного дохода
б) налог на доход физических лиц, составляющий 18% от реального дохода
г) налог на доход физических лиц, составляющий 20% от совокупной прибыли
д) налог на доход физических лиц, составляющий 13% от реального дохода
6. Установите соответствия: 1) трудовой доход; 2) имущественный доход; 3) трансферты:
а) процент с банковского депозита
б) пенсия
в) зарплата
г) выигрыш в лотерею
д) наследство
е) предпринимательский доход
ж) деньги от сдачи квартиры в аренду
6. Правила проведения Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края
. Участники разделяются на 2 команды. Количество игроков в каждой команде должно быть не более 9 человек. При этом выступать на соревновательной площадке могут 6 человек.
2. Участник команды в ходе всех встреч турнира может публично выступить один раз: или в роли решателя или в роли оппонента. Таким образом, в команде из шести человек должен выступить каждый её член.
3. Все команды для предварительной подготовки к турниру получают не менее восьми задач (кейсов). Каждая задача (кейс) имеет стоимость от 5 до 10 баллов; задачи (кейсы) разной сложности и, соответственно, разной стоимости.
4. Команды могут получить для предварительного решения, например: 1 задачу стоимостью 5 баллов, 1 задачу стоимостью 6 баллов, 2 задачи стоимостью 7 баллов, 2 задачи стоимостью 8 балов, 1 задачу стоимостью 9 баллов и 1 задачу стоимостью 10 баллов.
5. Уровень трудности задач должен быть близок в рамках одного турнира Чемпионата муниципального образования.
6. Содержание задач и их стоимость должны быть доведены до членов жюри во время турнира Чемпионата муниципального образования.
7. Каждая команда встречается с каждой два раза в соответствии с турнирной таблицей.
8. Первый раз команда решает задачу (кейс) и докладывает свое решение, выступая в роли «команды решателей». Второй раз команда оппонирует чужому решению, выступая в роли «команды оппонентов».
9. При первой встрече двух команд (например, команды 1 и команды 2) команда 1 будет решать задачу (кейс), которую назначает противник (команда 2) из списка задач для предварительного решения.
Назначаться для решения могут любые задачи (кейсы) из списка для предварительного решения. Повторное назначение уже решенной задачи в рамках одного турнира не допускается.
10. Команда 1 имеет право спросить команду 2: а вы сами решили эту задачу? И если не поверит, что решили, то команде 2, назначившей задачу, придется её решать самой (т.е. команды меняются ролями решатель/оппонент). Однако, сделав этот шаг, команда А теряет возможность заработать очки за решение задачи, так как очки за решение получает одна команда – та, которая выступает в роли решателей.
11. При второй встрече команд, команда 2решает задачу (кейс), которую назначает команда 1, а команда 1 – оппонирует. Если в первой встрече произошла смена ролей, то этот факт не влияет на нормативное распределение ролей во второй встрече.
12. Команда решателей записывает решение задачи на доске или, что является более предпочтительным вариантом, представляет решение в виде заранее подготовленной презентации. Демонстрация условий задачи и решение задачи на экране относится к обязанностям организаторов.
13. После публичной защиты решения задачи (кейса) каждый член жюри выставляет команде решателей оценку. Оценка зависит от правильности и полноты решения задачи (кейса).
14. Жюри оценивает решение задачи (кейса) в пределах заранее назначенной стоимости задачи.
15. Каждый член жюри голосует индивидуально и публично, поднимая карточку с соответствующим количеством баллов.
16. Максимальное количество баллов член жюри может поставить за решение задачи (кейса), если задача решена правильно, запись решения сделана в соответствии с требованиями, в решении отсутствуют арифметические и другие ошибки.
17. Члены жюри комментируют свои оценки после того, как бой закончен и баллы объявлены.
18. Члены жюри заносят количество баллов, выставленное ими, в свой протокол (.
19. Итоговый результат команды решателей по финансовому бою вычисляется как среднее арифметическое баллов каждого члена жюри и заносится в таблицу результатов турнира Чемпионата муниципального образования.
20. Подсчетом результатов и заполнением турнирной таблицы занимается специально выделенный человек.
21. После того, как жюри выставило итоговую оценку команде решателей за решение задачи, команда оппонентов задает в обязательном порядке три вопроса команде решателей.
22. Вопросы могут быть заданы как по решению задачи, так и по темам, которые затрагивает задача (кейс).
23. Команда решателей и команда оппонентов получают по 0 баллов (счет 0:0), если:
а) вопрос был задан не по решению и не по теме задачи (кейса);
б) команда решателей, по мнению жюри, правильно ответила на заданный вопрос команды оппонентов.
24. Команда решателей получает «– 1» балл за ответ, а команда оппонентов «+1» если:
а) командой оппонентов был задан такой вопрос по решению или теме задачи, на который команда решателей не смогла, по мнению жюри, дать правильный ответ, а
б) команда оппонентов смогла дать правильный ответ на свой вопрос, при этом жюри приняло ответ.
25. Команда оппонентов не может задавать вопросы, если команда решателей получила за решение задачи (кейса) меньше 1 балла.
26. Жюри коллективно принимает решение о том, какой балл будет выставлен за вопрос и ответ, и озвучивает согласованное решение.
27. Если команда оппонентов не может задать вопросы (вопрос) команде решателей в течение 30 секунд, то право задать вопросы (вопрос) переходит: а) болельщикам команды, отвечающей на вопрос; б) при отсутствии вопроса у болельщиков – командам, не участвующим в данном финансовом бое. Полученные очки болельщиками или командой, задавшими вопрос, заносятся в таблицу результатов турнира.
28. Итоги финансовых боев подводятся по суммам баллов, полученных командами, как в качестве решателей и, так и в качестве оппонентов.
29. Для обеспечения равных условий и динамики финансовых боев необходимо установить ограничения времени на все ключевые процедуры: решение задачи у доски, вопросы и ответы, выступление членов жюри, подведение итогов финансового боя.
30. Кроме того необходимо ввести правило 30 секунд: а) на выбор командами команды решателей и команды оппонентов; б) на максимальную паузу перед вопросом, при ответе на вопрос, на совет с командой.
приложение 1. Критерии оценивания ФБ
1. Критерии оценивания решения задач закрытого типа.
Задачи закрытого типа – задача, имеющая одно правильное решение.
Максимальный балл – 5.
За выполнение «условий получения баллов» команде решателей за бой присуждается указанное в «количестве баллов» число. При невыполнении условия ставится «0».
№ | Критерий | Условие получения балла | Количество баллов | |
1 | Презентация решения | Участник вышел и презентовал решение задачи Презентация решениязасчитывается в любом виде.Решение может быть заранее подготовлено на плакате, написано на доске, выведено через проектор на экран, или это может быть устное выступление. Участник получает балл за попытку решения и само выступление – правильность решения не учитывается. | 1 балл | |
2 | Знание терминологии | Перед презентацией решения или в процессе участник правильно раскрывает содержание (суть) понятий и терминов финансовой грамотности по теме задачи. Основные термины указаны под заголовком «Необходимые знания». Пример: Участник выходит к доске, и начинает решение со слов «Эта задача о капитализации процента, то есть о…» или «В этой задаче затрагивается тема инфляции. Инфляция – это…» | 1 балл | |
3 | Решение | 1 балл ставится, если: Участник записал правильное решение и ответ Ход решения по смыслу верный, отсутствуют математические или смысловые ошибки Решение отражает все действия, необходимые для получения ответа. Получен верный ответ, логически следующий из решения
2 балла ставится, если выполнен первый подпункт «Решения» и: Участник прокомментировал ход решения: Объяснил последовательность действий и смысл проводимых в них вычислений При наличии вопросов от жюри по записанному решению, дал на них принятый жюри ответ
3 балла ставится, если выполнены первые два подпункта «Решения» и полностью соблюдена форма записи: Решение и ответ соответствующе подписаны: перед началом решения есть слово «решение», перед ответом есть слово «ответ». В случае использования формулы, представлена и подписана общая формула расчета, подписаны обозначения. Пример: Формула начисления простых процентов:
где Значения, полученные в результате арифметических действий подписаны единицами измерений. Подпись единиц измерения слагаемых, множителей, и других операнд остается на усмотрение участников. Например, 3000*110% = 3300 рублей Или 300 рублей * 5 человек * 2 дня = 3000 рублей Каждое действие пронумеровано и подписано в свободной форме в соответствии со смыслом действия. Например, Вычисление суммы вклада спустя год: 3000*110% = 3300 рублей | от 1 до 3 баллов | |
Итого: | 5 баллов |
Пример закрытой задачи и оформления решения.
Задача
Банк начисляет на счет 10% годовых. Вкладчик положил на счет 900 рублей. Какая сумма будет на этом счете через год, если проценты начисляются ежемесячно и капитализируются, а никаких иных операций со счетом проводиться не будет? Ответ округлите до копеек.
Термины: капитализация процентов, банковский счет, проценты по вкладу, вклад
Решение:
Участник выходит и перед началом презентации решения говорит: «В задаче мы вычисляем сумму денег, которая будет на вкладе через год. Вклад — это денежные средства, внесённые физическим или юридическим лицом в финансовое учреждение (в кредитное учреждение, прежде всего в банк) или в предприятие на хранение, в рост или для участия в получении прибыли».
Участник прокомментировал решение, а запись решения на доске выглядит так:
Решение: Формула капитализации простых процентов:
Ответ: 994 рублей 20 копеек |
Такое решение задачи оценивается в 5 баллов
2. Критерии оценивания решения задач открытого типа.
Задачи открытого типа – задачи, имеющие не менее двух правильных решений. В таких задачах может содержаться несколько перемешанных наборов условий, каждый из которых задает свой способ решения. Для решения открытой задачи используются только перечисленные в задаче условия – введение дополнительных условий недопустимо.
Максимальный балл – 7.
За выполнение «условий получения баллов» команде решателей за бой присуждается указанное в «количестве баллов» число. При невыполнении условий ставится «0».
№ | Критерий | Условие получения балла | Количество баллов |
1 | Презентация решения | Участник вышел и презентовал решение задачи Презентация решениязасчитывается в любом виде.Решение может быть заранее подготовлено на плакате, написано на доске, выведено через проектор на экран, или это может быть устное выступление. Участник получает балл за попытку решения и само выступление – правильность решения не учитывается. | 1 балл |
2 | Знание терминологии | Перед презентацией решения или в процессе участник правильно раскрывает содержание (суть) понятий и терминов финансовой грамотности по теме задачи. Основные термины указаны под заголовком «Необходимые знания». Пример: Участник выходит к доске, и начинает решение со слов «Эта задача о капитализации процента, то есть о…» или «В этой задаче затрагивается тема инфляции. Инфляция – это…» | 1 балл |
3 | Решение | 1 балл ставится, если: Участник записал правильное решение и ответ: Ход решения по смыслу верный, отсутствуют математические или смысловые ошибки Решение отражает все действия, необходимые для получения ответа. Получен верный ответ, логически следующий из решения
2 балла ставится, если выполнен первый подпункт «Решения» и: Участник прокомментировал ход решения: Объяснил последовательность действий и смысл проводимых в них вычислений При наличии вопросов от жюри по записанному решению, дал на них принятый жюри ответ
3 балла ставится, если выполнены первые два подпункта «Решения» и полностью соблюдена форма записи: Решение и ответ соответствующе подписаны: перед началом решения есть слово «решение», перед ответом есть слово «ответ». В случае использования формулы, представлена и подписана общая формула расчета с подписанными обозначениями. Например, Формула начисления простых процентов:
где Значения, полученные в результате арифметических действий подписаны единицами измерений. Подпись единиц измерения слагаемых, множителей, и других операнд остается на усмотрение участников. Например, 3000*110% = 3300 рублей или 300 рублей * 5 человек * 2 дня = 3000 рублей Каждое действие пронумеровано и подписано в свободной форме в соответствии со смыслом действия. Например, Вычисление суммы вклада спустя год: 3000*110% = 3300 рублей Балл за форму записи дается, только если вся задача, включая альтернативное решение ей соответствует. | От 1 до 3 баллов |
4 | Альтернативное решение (решение 2) | Балл ставится, если выполнены все требования: Получен верный ответ, логически следующий из решения. Записан и прокомментирован альтернативный способ решения.
Решение является альтернативным, если:
| 1 балл |
5 | Иллюстрация | Проиллюстрированы любые* вычисления, сравнения и соотношения, закономерности, отличия альтернатив действий и другие данные. Иллюстрация может быть представлена в виде таблицы с данными, диаграммы, графика, схемы, ментальной карты и т.п. Для получения балла достаточно одной иллюстрации, поясняющей решение задачи. Если решение задачи неверное, бал за иллюстрацию (даже при ее наличии) не ставится. *Иллюстрация не считается выполненной, если она сделана командой НЕ на основе решения. Например, если иллюстрация - это перерисованная из начального условия таблица или диаграмма. Таким образом, иллюстрация должна раскрывать решение: помогать проанализировать информацию и прийти к ответу. | 1 балл |
Итого: | 7 баллов |
Пример открытой задачи и оформления решения.
Задача:
Семья из 4 человек, мамы, папы и двоих детей̆, приехала в город N на 5 дней. Они планируют совершать по 10 поездок на метро каждый̆ день. Какую минимальную сумму им придется потратить на билеты, если в городе N следующие тарифы?
Взрослый билет на одну поездку | 40 рублей |
Детский билет на одну поездку | 20 рублей |
Безлимитный проездной на день для одного человека | 350 рублей |
Безлимитный проездной на день для группы до 5 человек | 1500 рублей |
Безлимитный проездной на три дня для одного человека | 900 рублей |
Безлимитный проездной на три дня для группы до 5 человек | 3500 рублей |
Термины: бюджет, оптимизация бюджета, расходы, переменные расходы
Решение:
Участник выходит и перед началом презентации решения говорит: «В задаче мы пытаемся сократить расходы семьи на транспорт, то есть оптимизируем бюджет. Бюджет – это смета доходов и расходов семьи на определённый срок. В нашем случае на время поездки»
Участник прокомментировал способ решения: «Для решения сравним стоимости тарифов и их комбинаций. Мы смотрим на сумму денег, которую тратим при использовании того или иного тарифа, а затем сопоставляем возможные комбинации и из них выбираем самую дешевую.»
Запись решения на доске выглядит так:
Решение:
Сумма наименьших стоимостей:
Ответ: 5200 рублей |
Комментарий от участника в процессе решения: «Сравнивая и сопоставляя, мы видим, что самое дешевое по сумме расходов – оплатить проезд детей отдельно, а взрослым взять сначала по проездному на 3 дня, а затем по проездному на каждый день.
Таким образом, если родители купят себе по проездному на три дня, а воставшиеся два дня будут покупать проездной на день, семья потратит (900 + 350 * 2) * 2 = 3200 рублей.
Для детей выгоднее всего покупать билеты на одну поездку в течение всех 5 дней, потратив при этом 2 * 10 * 20 * 5 = 2000 рублей.
Общая сумма составит 3200 + 2000 = 5200 рублей»
Альтернативное решение (Решение 2):
Участник прокомментировал способ решения: «Сравним стоимости тарифов в расчете на одну поездку. Мы сравниваем выгоду каждого тарифа в расчете на 1 поездку на 1 человека при выполнении 10 поездок в день. А потом берем тарифы, самые выгодные в расчете на 1 поездку, и считаем итоговую стоимость.»
Запись решения на доске выглядит так:
Решение: | ||
Название тарифа | Стоимость | Стоимость 1 поездки при выполнении 10 на человека |
Взрослый билет на одну поездку | 40 рублей | 40 рублей |
Детский билет на одну поездку | 20 рублей | 20 рублей |
Безлимитный проездной на день для одного человека | 350 рублей | 350/10 = 35 рублей |
Безлимитный проездной на день для группы до 5 человек | 1500 рублей | 1500/4ч/10 = 37,5 рублей |
Безлимитный проездной на три дня для одного человека | 900 рублей | 900/3д/10 = 30 рублей Если пользоваться 2 дня, то 900/2д/10 = 45 рублей |
Безлимитный проездной на три дня для группы до 5 человек | 3500 рублей | 3500/4ч/3д/10 = 29,16 рублей Если пользоваться 2 дня, то 3500/4ч/2д/10 = 35 рублей |
Ответ: 5200 рублей |
Комментарий от участника в процессе решения: «Использование проездных выгодно только для взрослых. При покупке проездного на группу из 5 человек на 3 и 5 дней, стоимость на одного человека выходит в среднем 29,16 и 37,5, что не меньше, чем покупка билетов отдельно на детей.
Таким образом самое выгодное взять проездной на одного человека на три дня дважды (30 рублей за поездку), а затем каждый день брать проездной на одного человека (35 рублей)»
Иллюстрация, например, может быть сделана для одного из следующих пунктов:
Разница стоимости 1 поездки по каждому тарифу при выполнении 10 поездок человеком. Представлена в виде таблицы в «альтернативном решении» выше.
Изменения выгодности проездного на три дня для 5 человек при изменении количества пользующихся проездным людей от 2 до 5. Представлена в виде графика – по одной оси стоимость поездки, по другой количество человек.
Возможны другие иллюстрации, которые помогают анализировать данные задачи.
Такое решение задачи оценивается в 7 баллов
3. Критерии оценивания задач типа «Кейс»
Задачи типа «Кейс» - это задача, представляющая собой описание реальной ситуации и не имеющая всей полноты условий; и в связи с этим имеющая множество разных вариантов решения в зависимости от сделанных в процессе решения допущений (кейс).
Максимальный балл – 10.
За выполнение «условий получения баллов» команде решателей за бой присуждается указанное в «количестве баллов» число. При невыполнении условия ставится «0».
№ | Критерий | Условие получения балла | Количество баллов | |
1 | Презентация решения | Участник вышел и презентовал решение кейса Презентация решениязасчитывается в любом виде.Решение может быть заранее подготовлено на плакате, написано на доске, выведено через проектор на экран, или это может быть устное выступление. Участник получает балл за попытку решения и само выступление – правильность решения не учитывается. | 1 балл | |
2 | Знание терминологии | Перед презентацией решения или в процессе участник правильно раскрывает содержание (суть) понятий и терминов финансовой грамотности по теме кейса. Основные термины указаны под заголовком «Необходимые знания». Пример: Участник выходит к доске, и начинает решение со слов «Этот кейс о капитализации процента, то есть о…» или «В этом кейсе затрагивается тема инфляции. Инфляция – это…» | 1 балл | |
3 | Решение кейса без дополнительных условий | 1 балл ставится, если: Участник записал правильное решение и ответ: Кейс решен без учета дополнительных условий, в первоначальном виде. Ход решения по смыслу верный, отсутствуют математические или смысловые ошибки Решение отражает все действия, необходимые для получения ответа. Получен верный ответ, логически следующий из решения
2 балла ставится, если выполнен первый подпункт «Решения» и: Участник прокомментировал ход решения: Объяснил последовательность действий и смысл проводимых в них вычислений При наличии вопросов от жюри по записанному решению, дал на них принятый жюри ответ
3 балла ставится, если выполнены первые два подпункта «Решения» и полностью соблюдена форма записи: Решение и ответ соответствующе подписаны: перед началом решения есть слово «решение», перед ответом есть слово «ответ». В случае использования формулы, представлена и подписана общая формула расчета с подписанными обозначениями. Например, Формула начисления простых процентов:
где Значения, полученные в результате арифметических действий подписаны единицами измерений. Подпись единиц измерения слагаемых, множителей, и других операнд остается на усмотрение участников. Например, 3000*110% = 3300 рублей или 300 рублей * 5 человек * 2 дня = 3000 рублей Каждое действие пронумеровано и подписано в свободной форме в соответствии со смыслом действия. Например, Вычисление суммы вклада спустя год: 3000*110% = 3300 рублей Балл за форму записи дается, только если вся задача, включая альтернативное решение и анализ реальной ситуации ей соответствует. | От 1 до 3 баллов | |
4 | Альтернативное решение | Балл ставится если выполненывсе требования: Для рассмотрения ситуации определены все условия, перечисленные после текста задачи. Сформулированные условия выписаны на доску или есть в презентуемом материале под заголовком «Условия». Решение кейса дано с учетом всех определенных командой условий. Определенные условия в целом возможны в ситуации с точки зрения жюри Ответ логически связан с введенными условиями и с их учетом является правильным
| 1 балл | |
5 | Иллюстрация | Проиллюстрированы любые* вычисления, сравнения и соотношения, закономерности, отличия альтернатив действий и другие данные. Иллюстрация может быть представлена в виде таблицы с данными, диаграммы, графика, схемы, ментальной карты и т.п. Для получения балла достаточно одной иллюстрации. Если решение кейса неверное, бал за иллюстрацию (даже при ее наличии) не ставится. *Иллюстрация не считается выполненной, если она сделана командой НЕ на основе решения. Например, если иллюстрация - это перерисованная из начального условия таблица или диаграмма. Таким образом, иллюстрация должна раскрывать решение: помогать проанализировать информацию и прийти к ответу. | 1 балл | |
6 | Анализ реальной ситуации | Работа с данными 1 балл ставится, если: Условия перечисленные после текста задачи соответствуют реальной ситуации в городе или регионе участника команды по данным последних двух лет. Определены другие условия, которые могут быть в реальности, но которых нет в списке условий после текста кейса. Введенных условий достаточно для принятия решения в реальной ситуации с точки зрения жюри Данные выписаны на доску или зафиксированы в презентации решения кейса Оценка альтернатив действий 2 балла ставится, если выполнен первый подпункт «Анализа» и: Участник объясняет, в чем разница вариантов действий в ситуации. Объясняет плюсы и минусы возможных решений в данных условиях, а также их последствия. Принятие решения: 3 балла ставится, если участник выполняет первые два подпункта «Анализа» и объясняет: Какое решение будет принято с учетом всех условий. Последствия такого решения. Объясняет, в каких условиях вообще могло бы быть принято одно решение, а в каких другое. При этом с точки зрения жюри выбранное решение наилучшее в ситуации при названных участником условиях. | От 1 до 3 баллов | |
Итого |
|
Приложение 1.
Протоколы ФБ
Протокол № ____ оценки Финансового боя между командами
_________________________ (решатели) |
_____________________________ (оппоненты) |
члена жюри ______________________________________________________________
(указать ФИО члена жюри)
Бой № (указать номер боя согласно расписанию (календарю) боев) | |||
Указать номер задачи |
| Максимальное кол-во баллов за решение задачи |
|
Оценка члена жюри решателям за решение задачи
|
|
Итоговая оценка жюри решателям за решение задачи
|
|
Оценка жюри за вопросы команды оппонентов
| В1 | В2 | В3 |
Оценка жюри за ответы команды решателей
| О1 | О2 | О3 |
Итоговая оценка жюри за вопросы и ответы
| / в пользу _______________ |
Подпись члена жюри ____________________________________
Приложение 2
Протокол № ____ оценки Финансового боя между командами
_________________________ (решатели) |
_____________________________ (оппоненты) |
члена жюри ______________________________________________________________
(указать ФИО члена жюри)
Бой № (указать номер боя согласно расписанию (календарю) боев) | |||
Указать номер задачи |
| Максимальное кол-во баллов за решение задачи |
|
Оценка члена жюри решателям за решение задачи
|
|
Итоговая оценка жюри решателям за решение задачи
|
|
Оценка жюри за вопросыкоманды оппонентов
| В1 | В2 | В3 |
Оценка жюри за ответы команды решателей
| О1 | О2 | О3 |
Итоговая оценка жюри за вопросы и ответы
| / в пользу _______________ |
Подпись члена жюри ____________________________________
7. Расписание (календарь) финансовых боев Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края .
Расписание (календарь встреч) финансовых боев Чемпионата по финансовой грамотности
Календарь встреч для 2 команд (2 боя)
Бой № | Команды |
Бой 1 | Команда 2 (Решатели – далее Р)–Команда 1 (Оппоненты – далее О) |
Бой 2 | Команда 1 (Р) - Команда 2 (О) |
8. Таблица результатов финансовых боев Чемпионата по финансовой грамотности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя образовательная школа №2 , муниципальное образование Курганинский район г Курганинск Краснодарского края.
Таблица результатов Финансовых боёв
№ участника турнира | 1 | 2 | Кол-во баллов | Место | ||||
Решение | 1 |
|
|
|
| |||
Ответ |
|
| ||||||
Вопрос |
|
| ||||||
Решение | 2 |
|
|
|
| |||
Ответ |
|
| ||||||
Вопрос |
|
| ||||||
Ответ |
|
| ||||||
Вопрос |
|
|
Утверждаю
_Директор А. В Калугин
29