СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Психологическая подготовка боксера"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Психологическая подготовка боксера"»

12


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа 16"

















Проект
Тема: Психологическая подготовка боксеров 15-18 лет и ее влияние на результаты выступлений в соревнованиях








Выполнил:

ученик 9 класса Г
Донов Никита
Руководитель:
Скопцова

Ольга Владимировна

учитель физкультуры










г.Минусинск 2018 г.



Содержание.



Введение

Глава 1 Обзор научно – методической литературы

1. Психолого-педагогические основы подготовки боксера 15-18 лет

1.1. Психологическая подготовка боксеров в тренировочном процессе

1.2. Психическая готовность боксера к соревнованиям

Глава 2. Организация и проведение исследований

2.1. Организация исследования

2.1.1. Анализ результатов выступлений боксеров до эксперимента и после

2.1.2. Анализ степени агрессивности боксеров

2.1.3. Анализ уровня личностной тревожности боксеров

Выводы

Список используемой литературы

Приложение
















Введение

Бокс в мире один из наиболее массовых олимпийских видов спорта. Большая популярность бокса объясняется прежде всего его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества спортсмена.

Занятия боксом оказывают положительное влияние на нервную систему. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в большей степени быстроте восприятия, переключения внимания, уравновешенности и сдержанности.

Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов.

Боксеры действуют на фоне сильного психического напряжения, характерного для любого единоборства. Угроза сильного удара делает бокс особенно острым и предъявляет повышенные требования к целому ряду психических процессов качеств и состояний спортсмена.

Боксер во время поединка воспринимает большой объем информации о намерениях и действиях соперника. Бои выдающихся боксеров свидетельствуют об исключительно тонком восприятии ими всех ситуаций боевой обстановки, точном расчете времени и дистанции, умение находить нужный момент для ударов и защит, оптимальном распределении мышечных усилий, быстром и точном тактическом мышлении. Что говорит не только о развитии специальных физических качеств, но и психологической подготовки спортсменов.

Цель данной работы выявить уровень результатов выступлений боксеров 15 – 18 лет в следствии применений средств психологической подготовки.

Задачами работы является:

1. Подобрать приемлемые средства психологической подготовки боксеров.

2. Внедрить данные средства в учебно-тренировочный процесс.

3.Выявить эффективность примененных средств методом анализа полученных данных.

4. Сделать выводы.

Гипотеза – Мы предположили, что психологическая подготовка боксеров 15 – 18 лет, благотворно влияет на результаты выступлений в соревнованиях.

Объектом исследования данной работы является – средства психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе боксеров 15 – 18 лет.

Предмет исследования – результаты выступления спортсменов 15 – 18 лет.

Методы исследования:

  1. Метод получения ретроспективной информации.

а) анализ литературных источников;

б) внедрение средств психологической подготовки;

в) анализ результатов выступления спортсменов боксеров;

2. Метод предварительного ознакомления с результатами выступлений. Подбор средств психологической подготовки.

3. Педагогический эксперимент: констатирующий, итоговый.

4. Метод сбора информации тестирование сравнительный анализ.

  • Метод эффективности тренировок.

  • Опросник Спилберга – Ханина.

  • Опросник Баса – Дарки;










Глава 1. Обзор научно- методической литературы.


1.Психолого-педагогические основы подготовки боксера 16-18 лет

1.1. Психологическая подготовка боксеров в тренировочном процессе

Современный спорт насквозь пропитан психологией, и такой важный фактор успешной деятельности в спорте высших достиже­ний, как психологическая подготовка, стал исследоваться сравни­тельно недавно, и разработан недостаточно, а главное - теоретиче­ские положения и рекомендации спортивных психологов редко и мало используются, как тренерами, так и боксёрами.

Значение психологической подготовки общепризнанно, т.к. в большинстве соревнований участвуют боксёры, уровень физиче­ской, тактической и технической подготовки которых почти одина­ков. Зачастую победители и побеждённые настолько равны, что выделить кого-либо очень трудно. Повышается напряжённость бок­сёрского поединка, следовательно, важное значение приобретают психическое состояние и способности боксёра, устойчивость, на­дёжность, умение противостоять сбивающим факторам, настойчи­вое стремление к победе в любых условиях и при любых обстоя­тельствах, способность целенаправленно управлять своими дейст­виями и мыслями в критический момент и т.д.

Значение психологической подготовки велико ещё и потому, что выступления боксёров на крупнейших спортивных соревнованиях являются специально политическими. Их победы и поражения во всём мире рассматриваются как одна из характеристик страны, ко­торую они представляют.

Психологическая подготовка - комплексный педагогический процесс воздействия на боксёра, направленный на развитие волевых качеств с тем, чтобы он мог с неослабеваемой энергией до конца сражаться за лучший результат, невзирая на неожиданности и слу­чайности, которые имеют место на соревновательном ринге.

Психологическая подготовка боксёра начинается с того момента, когда он первый раз пришёл в тренировочный зал, и продолжается всю его спортивную жизнь. Психологическая подготовка направлена на разностороннее развитие всех волевых качеств.



1.2. Психическая готовность боксера к соревнованиям

Психическую готовность к соревнованию следует рассматривать как одно из многообразных психических состояний человека.

Каждое психическое состояние выступает для человека как переживание и в тоже время как проявление активности во внешних действиях и поведении.

Все психические состояния имеют временный характер, однако длительность их может колебаться в очень значительных пределах (от секунд до многих дней).

Психическое состояние при многократном их возникновении могут приобретать устойчивый характер и возобновляются при повторении тех же или сходных условий жизни и деятельности, а также изменениях внутренней среды организма, которыми они первично были вызваны.

Однако изменение этих условий, особенно резкое или внезапное, может привести к столь же резкой смене психических состояний.

Как и всякое психическое состояние, состояние готовности к соревнованию имеет сложную внутреннюю картинку. Это целая гамма переживаний. Спортсмен находится в состоянии ожидания предстоящего соревнования, перепятий спортивной борьбы, встречи со своими партнерами и противниками, готовиться к вступлению в борьбу, предугадывает ее течение и возможные результаты (этапные и конечные). В то же время эти переживания характеризуются внешними проявлениями (поведение, действие) по которым, кстати говоря, можно объективно судить о психическом состоянии и ее динамике у спортсмена.

Состояние психической готовности к соревнованию имеет, конечно, весьма сложную физиологическую основу, и как всякое психическое состояние является временным, т.е. характеризуется той или иной длительностью.

Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Есть общее стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях.





Глава 2. Организация и проведение исследований

2.1.Организация исследования

Наши исследования проводились на базе комплексной КДЮСШ г. Минусинска на группе боксеров 15 – 18 лет под руководством тренера Машканцева В.Г. с марта 2018 – октябрь 2018г. и состояло из трех этапов:

Для проведения были взяты боксеры 10 человек у которых до марта 2018 года, тренировка проводилась по обычной методике, а с марта 2018 года были применены средства психологической подготовки:

  • Самоконтроль;

  • Самооценка;

  • Самовнушение;

  • Саморегуляция;

  • Самоучет;

  • Самоободрение;

  • Самопознание;

  • Самонаьлюдение;

  • Релоксация;

  • Идеомоторная тренировка;

  • Моделирование боя;

  • Ведение личного дневника;

  • Методы словесного и смешенного воздействия;

  • Зарядка, массаж, баня;

  • Дыхательные упражнения, водные процедуры;

  • Аутогенная тренировка;

  • Прослушивание музыки (релаксация).

Эксперимент состоял из двух этапов.

  1. Констатирующего;

  2. Итогового.

Для этого мы применили следующие методы;

    • Метод получения ретроспективной информации;

    • Внедрение средств психологической подготовки;

    • Анализ и получение результатов.

Были составлены таблицы результатов выступлений экспериментальной и контрольной группы.

Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы – выявить уровень результатов выступлений боксеров 15 – 18 лет вследствие примененных средств психологической подготовки.


2.1.1. Анализ результатов выступлений боксеров до эксперимента и после.


Для определения влияния психологической подготовки на результативность выступлений боксеров, мы проанализировали количество выигрышей до эксперимента, и после данные объединены в приложение 1 и объединены в сводную таблицу 1.

Таблица 1

Сводная таблица результатов выступления боксеров


До применения эксперимента

После применения эксперимента

83

120


Рис 1 Общие результаты выступлений боксеров

Анализ полученных результатов показывает, что, после применения психологической подготовки у боксеров результаты выступлений повысились на 18 %.


2.1.2. Анализ степени агрессивности боксеров


Для изучения степени агрессивности мы использовали опросник Басса-Дарки (приложение2).

Таблица 2

Данных по состоянию агрессии подростков


Рис 2 Данные состоянию агрессии боксеров

Анализ полученных результатов показывает, что, у 85% боксеров после эксперимента уровень агрессивная реакция в норме и только у 15% уровень агрессивной реакции несколько повышен. Анализ уровня агрессивной реакции у боксеров до эксперимента показал, что 60% подростков имеют агрессивную реакцию в норме и у 40% этот уровень несколько повышенный.

При анализе враждебности мы видим, что у 35% боксеров после эксперимента уровень враждебности высокий, а у 65% боксеров уровень враждебности в норме.

Анализ враждебности у боксеров до эксперимента показал, что у 50% спортсменов имеют уровень враждебности в норме и столько же 50% имеют высокий уровень враждебности. Как видно из приведенных данных и до эксперимента и после эксперимента одинаково завышен показатель по негативизму. По фактору «чувство вины» существует различие у боксеров после эксперимента показатель ниже, чем у боксеров до эксперимента.



2.1.3. Анализ тревожности (опросник Спилберга - Ханина)

Для выявления уровня тревожности у боксеров нами была использована методика опросник Спилберга – Ханина. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной.

Таблица 5

Сводная таблица данных личностной тревожности подростков


До эксперимента

После

Высокая

1

5%

15

75%

Умеренная

18

90%

5

25%

Низкая

1

5%

0

0%








Рис 3. Данные личностной тревожности боксеров

Как видим из таблицы 3 и гистограммы 2 у боксеров до эксперимента большой процент высокой личностной тревожности 75%, а у боксеров после эксперимента преобладают умеренные показатели личностной тревожности 90%.





Вывод


Спортивная деятельность обязательно требует от спортсменов - высокого развития большого комплекса психических процессов и состояний, для достижения успеха в соревнованиях.

Все психические состояния и процессы в спортивной деятельности играют особо важную роль и должны учитываться в работе по психологической подготовке боксера перед подготовкой к соревнованию.

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

1. Мы установили, что психологическая подготовка, влияет на результативность выступлений боксеров.

2.Мы установили, что уровень общей, агрессивной реакции у боксеров после эксперимента ниже, чем у боксеров до эксперимента. Тогда как уровень враждебности у боксеров после эксперимента не превышает, уровня враждебности у боксеров до эксперимента.

3. Мы установили, что личностная тревожность у боксеров до эксперимента отличается от тревожности у боксеров после эксперимента.

Следовательно,

1) Спортивная деятельность обязательно требует от спортсменов- высокого развития большого комплекса психических процессов и состояний, для достижения успеха в соревнованиях.

2) Все психические состояния и процессы в спортивной деятельности играют особо важную роль и должны учитываться в работе по психологической подготовке боксера перед подготовкой к соревнованию.

На основе этих выводов можно сделать заключение, наша гипотеза о том что, психологическая подготовка боксеров 15 – 18 лет, благотворно влияет на результатах выступлений в соревнованиях, получила свое подтверждение.




Список используемой литературы


  1. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности. изд.: Психология в спорте.Омск. 1998.С.13-15.

  2. Ковалев А.Г. Психология личности М. 1993 г.

  3. Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. М.: Физкультура и

  4. спорт .1990. С.64,89.

  5. Огуренков В.И. Худадов Н.А. Специальные упражнения боксеров ФиС 1992 г.

  6. 28. Озмидов В.С. Ринг М.: 1996г.

  7. Перельман М.И. Воспитание боксера – новичка ФиС 1995 г.

  8. Психология : Учебник для институтов физической культуры/ Под редакцией

  9. Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт 1979. С.66,85.

  10. Пуни А Ц. Воспитание воли спортсмена Сп.б. 1999г.

  11. Рудик П.А. Понятие содержание и задачи психологической подготовки спортсмена В сб. « Психологическоя подготовка спортсмена» 1996 г.

  12. Стрельников В.А. Психологические аспекты тренировочного процесса боксеров. Улан – Уде Бурятский госуниверситет 2006. с.5

  13. Худадов Н.А. О психологической подготовке боксеров к состязанию В сб. « На ринге» ФиС 1996г.