12
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа 16"
Проект
Тема: Психологическая подготовка боксеров 15-18 лет и ее влияние на результаты выступлений в соревнованиях
Выполнил:
ученик 9 класса Г
Донов Никита
Руководитель:
Скопцова
Ольга Владимировна
учитель физкультуры
г.Минусинск 2018 г.
Содержание.
Введение
Глава 1 Обзор научно – методической литературы
1. Психолого-педагогические основы подготовки боксера 15-18 лет
1.1. Психологическая подготовка боксеров в тренировочном процессе
1.2. Психическая готовность боксера к соревнованиям
Глава 2. Организация и проведение исследований
2.1. Организация исследования
2.1.1. Анализ результатов выступлений боксеров до эксперимента и после
2.1.2. Анализ степени агрессивности боксеров
2.1.3. Анализ уровня личностной тревожности боксеров
Выводы
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Бокс в мире один из наиболее массовых олимпийских видов спорта. Большая популярность бокса объясняется прежде всего его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества спортсмена.
Занятия боксом оказывают положительное влияние на нервную систему. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в большей степени быстроте восприятия, переключения внимания, уравновешенности и сдержанности.
Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов.
Боксеры действуют на фоне сильного психического напряжения, характерного для любого единоборства. Угроза сильного удара делает бокс особенно острым и предъявляет повышенные требования к целому ряду психических процессов качеств и состояний спортсмена.
Боксер во время поединка воспринимает большой объем информации о намерениях и действиях соперника. Бои выдающихся боксеров свидетельствуют об исключительно тонком восприятии ими всех ситуаций боевой обстановки, точном расчете времени и дистанции, умение находить нужный момент для ударов и защит, оптимальном распределении мышечных усилий, быстром и точном тактическом мышлении. Что говорит не только о развитии специальных физических качеств, но и психологической подготовки спортсменов.
Цель данной работы выявить уровень результатов выступлений боксеров 15 – 18 лет в следствии применений средств психологической подготовки.
Задачами работы является:
1. Подобрать приемлемые средства психологической подготовки боксеров.
2. Внедрить данные средства в учебно-тренировочный процесс.
3.Выявить эффективность примененных средств методом анализа полученных данных.
4. Сделать выводы.
Гипотеза – Мы предположили, что психологическая подготовка боксеров 15 – 18 лет, благотворно влияет на результаты выступлений в соревнованиях.
Объектом исследования данной работы является – средства психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе боксеров 15 – 18 лет.
Предмет исследования – результаты выступления спортсменов 15 – 18 лет.
Методы исследования:
Метод получения ретроспективной информации.
а) анализ литературных источников;
б) внедрение средств психологической подготовки;
в) анализ результатов выступления спортсменов боксеров;
2. Метод предварительного ознакомления с результатами выступлений. Подбор средств психологической подготовки.
3. Педагогический эксперимент: констатирующий, итоговый.
4. Метод сбора информации тестирование сравнительный анализ.
Метод эффективности тренировок.
Опросник Спилберга – Ханина.
Опросник Баса – Дарки;
Глава 1. Обзор научно- методической литературы.
1.Психолого-педагогические основы подготовки боксера 16-18 лет
1.1. Психологическая подготовка боксеров в тренировочном процессе
Современный спорт насквозь пропитан психологией, и такой важный фактор успешной деятельности в спорте высших достижений, как психологическая подготовка, стал исследоваться сравнительно недавно, и разработан недостаточно, а главное - теоретические положения и рекомендации спортивных психологов редко и мало используются, как тренерами, так и боксёрами.
Значение психологической подготовки общепризнанно, т.к. в большинстве соревнований участвуют боксёры, уровень физической, тактической и технической подготовки которых почти одинаков. Зачастую победители и побеждённые настолько равны, что выделить кого-либо очень трудно. Повышается напряжённость боксёрского поединка, следовательно, важное значение приобретают психическое состояние и способности боксёра, устойчивость, надёжность, умение противостоять сбивающим факторам, настойчивое стремление к победе в любых условиях и при любых обстоятельствах, способность целенаправленно управлять своими действиями и мыслями в критический момент и т.д.
Значение психологической подготовки велико ещё и потому, что выступления боксёров на крупнейших спортивных соревнованиях являются специально политическими. Их победы и поражения во всём мире рассматриваются как одна из характеристик страны, которую они представляют.
Психологическая подготовка - комплексный педагогический процесс воздействия на боксёра, направленный на развитие волевых качеств с тем, чтобы он мог с неослабеваемой энергией до конца сражаться за лучший результат, невзирая на неожиданности и случайности, которые имеют место на соревновательном ринге.
Психологическая подготовка боксёра начинается с того момента, когда он первый раз пришёл в тренировочный зал, и продолжается всю его спортивную жизнь. Психологическая подготовка направлена на разностороннее развитие всех волевых качеств.
1.2. Психическая готовность боксера к соревнованиям
Психическую готовность к соревнованию следует рассматривать как одно из многообразных психических состояний человека.
Каждое психическое состояние выступает для человека как переживание и в тоже время как проявление активности во внешних действиях и поведении.
Все психические состояния имеют временный характер, однако длительность их может колебаться в очень значительных пределах (от секунд до многих дней).
Психическое состояние при многократном их возникновении могут приобретать устойчивый характер и возобновляются при повторении тех же или сходных условий жизни и деятельности, а также изменениях внутренней среды организма, которыми они первично были вызваны.
Однако изменение этих условий, особенно резкое или внезапное, может привести к столь же резкой смене психических состояний.
Как и всякое психическое состояние, состояние готовности к соревнованию имеет сложную внутреннюю картинку. Это целая гамма переживаний. Спортсмен находится в состоянии ожидания предстоящего соревнования, перепятий спортивной борьбы, встречи со своими партнерами и противниками, готовиться к вступлению в борьбу, предугадывает ее течение и возможные результаты (этапные и конечные). В то же время эти переживания характеризуются внешними проявлениями (поведение, действие) по которым, кстати говоря, можно объективно судить о психическом состоянии и ее динамике у спортсмена.
Состояние психической готовности к соревнованию имеет, конечно, весьма сложную физиологическую основу, и как всякое психическое состояние является временным, т.е. характеризуется той или иной длительностью.
Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Есть общее стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях.
Глава 2. Организация и проведение исследований
2.1.Организация исследования
Наши исследования проводились на базе комплексной КДЮСШ г. Минусинска на группе боксеров 15 – 18 лет под руководством тренера Машканцева В.Г. с марта 2018 – октябрь 2018г. и состояло из трех этапов:
Для проведения были взяты боксеры 10 человек у которых до марта 2018 года, тренировка проводилась по обычной методике, а с марта 2018 года были применены средства психологической подготовки:
Самоконтроль;
Самооценка;
Самовнушение;
Саморегуляция;
Самоучет;
Самоободрение;
Самопознание;
Самонаьлюдение;
Релоксация;
Идеомоторная тренировка;
Моделирование боя;
Ведение личного дневника;
Методы словесного и смешенного воздействия;
Зарядка, массаж, баня;
Дыхательные упражнения, водные процедуры;
Аутогенная тренировка;
Прослушивание музыки (релаксация).
Эксперимент состоял из двух этапов.
Констатирующего;
Итогового.
Для этого мы применили следующие методы;
Метод получения ретроспективной информации;
Внедрение средств психологической подготовки;
Анализ и получение результатов.
Были составлены таблицы результатов выступлений экспериментальной и контрольной группы.
Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы – выявить уровень результатов выступлений боксеров 15 – 18 лет вследствие примененных средств психологической подготовки.
2.1.1. Анализ результатов выступлений боксеров до эксперимента и после.
Для определения влияния психологической подготовки на результативность выступлений боксеров, мы проанализировали количество выигрышей до эксперимента, и после данные объединены в приложение 1 и объединены в сводную таблицу 1.
Таблица 1
Сводная таблица результатов выступления боксеров
| До применения эксперимента | После применения эксперимента |
∑ | 83 | 120 |
Рис 1 Общие результаты выступлений боксеров
Анализ полученных результатов показывает, что, после применения психологической подготовки у боксеров результаты выступлений повысились на 18 %.
2.1.2. Анализ степени агрессивности боксеров
Для изучения степени агрессивности мы использовали опросник Басса-Дарки (приложение2).
Таблица 2
Данных по состоянию агрессии подростков

Рис 2 Данные состоянию агрессии боксеров
Анализ полученных результатов показывает, что, у 85% боксеров после эксперимента уровень агрессивная реакция в норме и только у 15% уровень агрессивной реакции несколько повышен. Анализ уровня агрессивной реакции у боксеров до эксперимента показал, что 60% подростков имеют агрессивную реакцию в норме и у 40% этот уровень несколько повышенный.
При анализе враждебности мы видим, что у 35% боксеров после эксперимента уровень враждебности высокий, а у 65% боксеров уровень враждебности в норме.
Анализ враждебности у боксеров до эксперимента показал, что у 50% спортсменов имеют уровень враждебности в норме и столько же 50% имеют высокий уровень враждебности. Как видно из приведенных данных и до эксперимента и после эксперимента одинаково завышен показатель по негативизму. По фактору «чувство вины» существует различие у боксеров после эксперимента показатель ниже, чем у боксеров до эксперимента.
2.1.3. Анализ тревожности (опросник Спилберга - Ханина)
Для выявления уровня тревожности у боксеров нами была использована методика опросник Спилберга – Ханина. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной.
Таблица 5
Сводная таблица данных личностной тревожности подростков
| До эксперимента | После |
Высокая | 1 | 5% | 15 | 75% |
Умеренная | 18 | 90% | 5 | 25% |
Низкая | 1 | 5% | 0 | 0% |
Рис 3. Данные личностной тревожности боксеров
Как видим из таблицы 3 и гистограммы 2 у боксеров до эксперимента большой процент высокой личностной тревожности 75%, а у боксеров после эксперимента преобладают умеренные показатели личностной тревожности 90%.
Вывод
Спортивная деятельность обязательно требует от спортсменов - высокого развития большого комплекса психических процессов и состояний, для достижения успеха в соревнованиях.
Все психические состояния и процессы в спортивной деятельности играют особо важную роль и должны учитываться в работе по психологической подготовке боксера перед подготовкой к соревнованию.
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
1. Мы установили, что психологическая подготовка, влияет на результативность выступлений боксеров.
2.Мы установили, что уровень общей, агрессивной реакции у боксеров после эксперимента ниже, чем у боксеров до эксперимента. Тогда как уровень враждебности у боксеров после эксперимента не превышает, уровня враждебности у боксеров до эксперимента.
3. Мы установили, что личностная тревожность у боксеров до эксперимента отличается от тревожности у боксеров после эксперимента.
Следовательно,
1) Спортивная деятельность обязательно требует от спортсменов- высокого развития большого комплекса психических процессов и состояний, для достижения успеха в соревнованиях.
2) Все психические состояния и процессы в спортивной деятельности играют особо важную роль и должны учитываться в работе по психологической подготовке боксера перед подготовкой к соревнованию.
На основе этих выводов можно сделать заключение, наша гипотеза о том что, психологическая подготовка боксеров 15 – 18 лет, благотворно влияет на результатах выступлений в соревнованиях, получила свое подтверждение.
Список используемой литературы
Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности. изд.: Психология в спорте.Омск. 1998.С.13-15.
Ковалев А.Г. Психология личности М. 1993 г.
Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. М.: Физкультура и
спорт .1990. С.64,89.
Огуренков В.И. Худадов Н.А. Специальные упражнения боксеров ФиС 1992 г.
28. Озмидов В.С. Ринг М.: 1996г.
Перельман М.И. Воспитание боксера – новичка ФиС 1995 г.
Психология : Учебник для институтов физической культуры/ Под редакцией
Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт 1979. С.66,85.
Пуни А Ц. Воспитание воли спортсмена Сп.б. 1999г.
Рудик П.А. Понятие содержание и задачи психологической подготовки спортсмена В сб. « Психологическоя подготовка спортсмена» 1996 г.
Стрельников В.А. Психологические аспекты тренировочного процесса боксеров. Улан – Уде Бурятский госуниверситет 2006. с.5
Худадов Н.А. О психологической подготовке боксеров к состязанию В сб. « На ринге» ФиС 1996г.