Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №4
города Унеча Брянской области
Природоохранный проект
« ПТИЦЕГРАД »
Выполнили проект:
учащиеся 4-Б класса
Рыбальченко Станислав
Пеший Владислав
Лайкова Снежана
Руководитель проекта:
учитель начальных классов:
Манжос Наталья Ивановна
2021
Содержание проекта
1.Актуальность проблемы
2. Цели и задачи проекта
3. Работа над проектом. Этапы работы
-информационный
- практический этап.
-заключительный
4. Изготовление листовки «Птицеград»
5. Итог работы. Перспективы
Мы, юные экологи, ученики 4 Б класса МОУ-СОШ №4 города Унеча Брянской области выполнили природоохранный проект «Птицеград». Природоохранной, агитационной деятельностью занимаемся первый год.
Услышав, однажды призыв «Покормите птиц зимой!», нам стало интересно: - Почему именно зимой надо кормить птиц? Кто и когда изобрел кормушку? И мы начали искать ответы на эти вопросы.
Наши предки имели замечательную традицию - вывешивать около своего дома, с наступлением холодов, кормушку, чтобы помочь зимующим птицам.
Трудно сказать, когда появилась первая кормушка, но есть интересная история - легенда, о том, почему люди сделали традицией вывешивать кормушки:
Давным-давно …жил в селе человек по имени Сашко. Занимался он земледелием: пахал землю, сеял зерно, собирал урожай, молол муку и выпекал душистый хлеб. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился во всех соседних деревнях и селах. Со всей округи съезжались к нему люди за мягким хлебом. Но случилось однажды у него большое несчастье… Стояла в то время большая засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в селе пожар и погорели все деревянные постройки. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, но не много ему все же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок. Прошла осень и наступила зима. Зима была морозной, лютой; такой, какой еще никогда не бывало. Надел Сашко тулуп и вышел во двор поглядеть, что там делается. Видит: кругом все снегом занесено, а на белых от снега деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают. Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он соорудил для них деревянные приспособления и насыпал в них зерна. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать, да насыщаться. А когда птица не голодна, ей и тепло и не замерзнет она. С этого дня стал Сашко каждый день в кормушки зерно сыпать, хоть и сам он обеднел, ведь все свое зерно он отдавал птицам. Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил. Сидит, пригорюнился, думает «Теперь и есть нечего, и сеять нечего на землю». Вот пришла пора сеять урожай. Сидит Сашко в доме и слышит шум, гам. Вышел во двор - глядит, а над его землей стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и воробьи, и синицы, и каждая делом занята - бросает зернышко в землю, улетает куда - то и обратно прилетает с зерном и так много-много раз. Смотрят все жители, удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому- нибудь огород засаживали. И пошла молва по миру об этой истории. И стали люди во всем мире как Сашко сооружать кормушки для птиц зимой и заботится о них. А птицы взамен, на людскую доброту, помогают людям, уничтожая вредителей лесов, огородов, садов, сохраняя тем самым урожай. И стало это традицией, и передавалось из поколения в поколение. И превратили люди вывешивание кормушек в настоящий праздник, ритуал с песнями, чаепитием на морозе, конкурсами на лучшую кормушку. И дошла эта традиция до наших дней. Только от нас зависит, сохраним мы ее или нет.
В ходе работы над проектом мы проанализировали ряд вопросов:
-Охрана птиц занесённых в Красную книгу;
-Сбор информации о зимующих птицах нашего края;
-Как помочь птицам выжить в зимних условиях;
-Заготовка корма для птиц.
Актуальность проблемы
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашей Брянской области? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.
Таким образом, регулярная длительная подкормка на зимних кормушках приводит к увеличению числа посещающих их птиц и не дает погибнуть от холода и голода зимой, что и определило цель нашего исследования.
Вывод: изучение образа жизни и поведения зимующих птиц нашей местности, изготовление кормушек и подкормка птиц необходимы для того, чтобы сохранить им жизнь, чтобы они радовали нас своим присутствием.
Цель проекта:
-познакомиться с жизнью птиц, их повадками, на конкретных примерах показать какую пользу они приносят людям и как мы можем привлечь их к своему жилью.
Задачи:
-Собрать материал о зимующих птицах нашей местности;
-Вовлечь в сбор материала учащихся школы, родителей;
-Изготовить кормушки для птиц;
Методы и приемы работы:
-наблюдение;
-сбор информации;
-работа в библиотеке с литературой;
-экскурсии;
-обработка собранной информации;
-творческая работа.
Работу над проектом проводилась в три этапа.
1.Информационный этап.
Задачи:
-посещение школьной библиотеки, изучение дополнительной литературы по данной теме;
-сбор информации о многообразии птиц в нашей местности, о том, как они приспосабливаются к жизни в наших условиях;
2. Практический этап.
Задачи:
-сделать кормушки для птиц, развесить их;
-постоянно следить за тем, чтобы в кормушках был корм;
-пронаблюдать за птицами, которые прилетают к кормушке;
3.Заключительный этап.
Задачи:
-провести экскурсии в рощу, на территории школы;
-понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушкам;
-понаблюдать за тем как ведут себя «старые» и «новые» жильцы построенных нами домиков;
-подвести итоги проделанной работы.
В ходе работы над проектом были изучены материалы:
-Материалы газеты «1000 советов».
-В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.
-Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.
-Материалы журналов : «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Начальная школа».
-Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.
Интернет ресурсы:
-ru.wikipedia.ord
Вывод: Мы убедились, что проблема широко рассматривается в печатных источниках. Она является актуальной для общества. Мы приняли решение начать работу по данному проекту.
Нас огорчило, что многие люди равнодушны к жизни зимующих птиц.
В течение работы над проектом мы решили:
Продолжить подкормку птиц до появления первой зелени.
Продолжать заботиться о птицах в следующие сезоны.
1. Информационный этап.
Птицы - наши друзья. Действительно, все птицы приносят человеку пользу. Одни - вредных насекомых и личинок уничтожают, другие мышей ловят, третьи семена сорняков поедают.
Да и какой же это лес, если там не поют птицы? Птиц надо беречь, летом не беспокоить, а зимой, в трудное голодное время – подкармливать. Много различных птиц живет в наших лесах, каждая птица хороша и полезна по - своему. Одна любит лиственный лес, другую только в ельнике встретишь. Одни птицы гнезда на сучке вьют, другие в густой траве его прячут, третьи – дупло в дереве долбят. Птиц можно разделить на две группы: зимующие и перелетные. Какие птицы остаются у нас зимовать? Это – воробьи, голуби, сороки, вороны, снегири, галки, синицы, дятлы, клесты.
Игра «Поиграем - угадаем»
1. Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит.( Соловей.)
2.Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет.( Сорока.)
3.Летом за пахарем ходит,
А зимой с криком уходит. (Грач)
4.Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы)
5.Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
И еще красней зимой
Ярко красный галстук мой. ( Снегирь)
6.Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
7.Всю ночь летает
Мышей добывает
А станет светло-
Спать летит в дупло.( Сова.)
8.Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей).
9.На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном
Чтоб уснули дети, дом качает ветер
На крыльце поет отец
Он и летчик, и певец…(Скворечник и скворец)
Конкурс рисунков
Грачи уничтожают вредных насекомых, поедают личинки майских жуков и его самого, саранчу, кормятся полевыми мышами.
Жаворонки приносят большую пользу сельскому хозяйству, поедая насекомых.
Синицы уничтожают большое количество насекомых, а также поедает и семена сорных трав.
Дятел долбит только зараженные деревья, уничтожая, вредителей леса и тем самым приносит большую пользу!
Вывод: в нашей местности живут разные птицы, одни из них улетают на зиму в теплые края, а те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах остаются у нас зимовать, но все они приносят пользу человеку и украшают его жизнь.
2. Практический этап.
Для того чтобы помочь зимующим птицам, необходимо подкармливать их в течение всей зимы и ранней весны, устраивать кормушки. Мы уже развешивали их у себя около дома и у школы, но кормушек много не бывает, и поэтому решили сделать еще, тем более, что мы узнали о самой простой из кормушек, ее может смастерить любой всего за несколько минут. Это кормушка- крючок. Корм на нее накалывают (кусочки свежего сала, черствого белого хлеба). Такой корм обожают, например синицы, галки, вороны и сороки, а если наколоть кусочки побольше, то прилетит угоститься и дятел.
Мы провели конкурс на лучшую кормушку.
Победителем стал наш одноклассник Пеший Владислав
3.Заключительный этап.
Данный этап проводится в форме экологической акции «Помоги птицам зимой». Все участники проекта на территории школы развесили кормушки, которые сделали на втором этапе и заполнили их кормом. Ребята будут подкармливать птиц в течение зимы.
Одно из занятий кружка было посвящено изготовлению агитационной продукции.
Тема: Изготовление листовки.
Цель: изготовление листовки «Птицеград»
Покормите птиц зимой! Покормите хлебом.
Вспомните про бедных птиц, сидя за обедом.
Не жалейте им пшена, крошек не жалейте.
Покормите птиц зимой! Их добром согрейте!
Заключительная часть.
Все листовки мы повесим в коридоре с призывом быть неравнодушными к братьям нашим меньшим. Мы говорим: « Доброта спасает мир. Ваша доброта спасет птиц. Наполните кормушки едой!»
Пусть птица, любая зверушка
Знает - в лесу ей готова кормушка.
Отличная, новая лесная столовая.
Итоги работы. Перспективы
Мы провели запланированные экскурсии в рощу, по территории школы. Полюбовались итогами своей работы и остались довольны, но решили, что надо продолжать начатое дело, заботиться о птицах, а в некоторых случаях просто не мешать им. В результате проекта мы узнали о некоторых видах птиц, о том, как они живут, как корм добывают и гнезда строят. Мы учились наблюдать за птицами, не беспокоя их.
После наблюдений за птицами и всей проделанной работы мы сделали следующие выводы:
- в нашей местности большое многообразие птиц, есть и такие, которыми нам еще предстоит познакомиться в будущем, они редкие и их не всегда можно увидеть;
-многие насекомоядные птицы с наступлением холодов улетают от нас в более теплые края, но не все;
- зимуют в нашей местности только те птицы, которые приспособились к жизни в суровых погодных условиях;
- в нашем посёлке рядом с людьми зимуют воробьи, сороки, синицы, снегири, вороны, клесты, прилетают и дятлы;
- человек, развешивая кормушки и подкармливая птиц, помогает им пережить зимнюю стужу;
- помогая птицам, мы тем самым сохраняем леса, сады;
-мир птиц увлекателен, общаясь с ними человек, расширяет свои знания о природе, учиться понимать ее.
- на наши кормушки прилетали в основном воробьи, синицы, снегири. Птицы сами выбирали себе корм, а мы старались следить за тем, чтобы наши кормушки не пустовали.
Вот так и подтвердилась наша гипотеза, если постоянно подкармливать птиц, то тем самым мы поможем им пережить холодный период года. Они станут нашими друзьями.
ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ
Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:
1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Чем накормить пернатых гостей?
Недопустимо скармливать любые солёные, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб-он закисает в зобу птиц , плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности.
Для подкормки вы можете использовать:
Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни.
Шишки , желуди, орехи например арахис.
Пшено, просо, овес, пшеница ,геркулес (сырые).
Пучки сорных трав-лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха ит.д.
Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины.
Крошки чёрствого пшеничного хлеба.
Семена клёна и ясеня.
Кусочки несолёного сала, мяса и жира.
Яблоки.
Знаешь?
Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму.
Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон.
Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человека.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья.
И пропоют ,чирикая:
«Спасибо вам великое!»