СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Птицы нашей местности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев…  Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Птицы нашей местности"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»







Познавательно - исследовательский проект

на тему:





«Птицы нашей местности».



Выполнили работу: Саликаева Анна

Хабибрахманов Амир

Руководитель: учитель начальных классов

Воронцова Алевтина Николаевна

















д. Русская Ляжмарь

2016 год









Содержание



Введение---------------------------------------------------------------------------------------3-4

Актуальность проблемы----------------------------------------------------------------------4

Обоснование проблемы-----------------------------------------------------------------------4

Основные цели и задачи проекта-----------------------------------------------------------5

Этапы реализации проекта-------------------------------------------------------------------6

Результаты проекта----------------------------------------------------------------------------7

Вывод---------------------------------------------------------------------------------------------7

Список используемой литературы----------------------------------------------------------7

Приложение----------------------------------------------------------------------------------8-12






























Введение


В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания школьников. Мы убеждены,  что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.  Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития нравственных качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти, -

с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что - то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Мы должны воспитывать в себе бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление,

формирует эстетические чувства. Мы должны понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению.



Актуальность проблемы


Человек живет на земле в окружении растений и животных. Певец природы писатель М.М.Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое.

Очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет тогда богаче и интереснее.

Участвуя в выполнении этого проекта «Птицы нашей местности», можно развивать эмоционально-волевую сферу, взаимодействие участников проекта, понимание своего «Я», как частицы природы. Воспитывать заботу о природе - понимание проблемы не быть равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу. Для реализации данного проекта есть все условия: окружающая природа, школьная и сельская библиотеки.

Обоснование проблемы:

Недалеко от нашей школы расположен очень красивый парк. Мы любим там бывать. Однажды на экскурсии мы услышали птичьи голоса и увидели некоторых птиц, но затруднились их назвать. С тех пор мы стали наблюдать за пернатыми и узнавать о них из книг и энциклопедий, следить за их повадками. Теперь мы знаем о птицах много интересного и хотим рассказать всем о том, что узнали.














Основные цели и задачи проекта


Цели:

Расширение и углубление представлений о птицах нашей местности.


Задачи:

  • Научиться распознавать птиц по внешним признакам и классифицировать их.

  • Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;

  • Воспитывать бережное отношение к птицам, интерес к чтению, к поиску дополнительной информации.


План исследования


  • Сходить на экскурсию и понаблюдать за птицами.

  • Прочитать книги о жизни птиц.

  • Сделать кормушки.























Этапы реализации проекта


I этап – подготовительный.

  • Постановка цели и задач проекта.

  • Перспективное планирование проекта.


II этап – основной.

  • Сбор материала о птицах родного края.

  • Наблюдение за жизнью птиц.

  • Чтение произведений о птицах.

  • Защита сообщений о птицах.

  • Акция «Покормите птиц зимой».

III этап – заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.

  • Проведение мероприятия «Птицы – наши друзья».



















Результаты проекта.



  • Мы распределили птиц по группам: перелётные и зимующие (осёдлые)

  • Мы узнали, что изучением птиц занимается наука – орнитология (орнитологи).

  • Сделали альбом «Птицы нашей местности».

  • Мы узнали, какую пользу приносят птицы людям.

  • Приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.  



Вывод.

Люди и птицы - друзья, они живут в тесной взаимосвязи и не могут друг без друга, поэтому люди должны помогать зимой птицам выжить, чтобы сохранить птиц, а птицы помогут людям сохранить зелёные леса и избавится от вредных насекомых.



Список используемой литературы


  • Анатолия Ожегова «Школа юннатов»

  • Детская энциклопедия «Что такое, кто такой?»

  • «Книга природы»

  • Фотографии птиц

  •  http://www.vegetarian.ru/news/detail.php?ID=3018

  •  http://ecoportal.ru/news.php?id=42052

  • Т.Д.Нуждина « Мир животных». Энциклопедия.







Приложение 1

Наблюдения

Снегири появляются у нас с первым снегом. Питаются ягодами рябины, выедая только семена, а мякоть выбрасывают.

Чечётка – гость с севера. Питается семенами берёзы и ольхи, лебеды и крапивы.

Поползень – питается зимой семенами клёна, орехами лещины, желудями. Иногда, как дятел, долбит кору и извлекает из-под неё различных лакомых личинок.

Клёст – питается семенами елей, легко раскрывая шишки своим крестообразным клювом.

Дятел ест семена сосны и ели, а также желуди, орехи. Сорванные шишки не разбрасывает, а тщательно извлекает из них почти все семена.

Большая синица обыскивает хвойные деревья, кусты и траву извлекая насекомых из зимних убежищ. Едят синички и семена и плоды. Зимой собирают их даже на снегу.

Домовой воробей – питается различными семенами растений.

Вороны серые – кормятся у мусорных баков, помоек.

Жаворонок — маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

Утка — птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

Грач — Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Журавли — крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Кукушка — размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка является гнездовым паразитом. Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.

Ласточка. Городская ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Скворец певчая птица. У скворца чёрное перение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

Соловей — неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.

Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.





Приложение 2

Наши сочинения

Друзья птиц

В нашей местности живёт много разных птиц: дятлы и синицы, воробьи и совы…

Каждая птица живёт по-своему. Одна любит лиственный лес, другую только в ельнике встретишь. Одна насекомых на коре дерева ловит, другая их на земле отыскивает. И жилище у каждой птицы своё. Одни птички гнездо на сучке вьют. Другие его в густой траве прячут, кто-то и дупло в дереве долбит.

Зимой многие птицы улетают от нас в жаркие страны. Но нас радовать остаются яркие снегири и неунывающие синицы. Зимой им не холод страшен, а голод. Мы делаем для птиц кормушки. Каждый день насыпаем туда зёрнышки, а птички поют нам за это свои песенки.

Я думаю, что все птицы полезны, ведь они не только уничтожают вредителей, но и делают нашу жизнь ярче и радостней. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Птицы – наши друзья.

Хабибрахманов Амир

Кормушка

Сейчас зима. Птицам нечего есть. Мы решили сделать кормушки. Когда я попросила папу мне помочь, он сразу поддержал нашу затею. Мы пилили дощечки, прибивали фанеру, делали крышу. Кормушка получилась замечательная.

Потом вместе со своей учительницей пошли вешать кормушки. Нашли подходящее дерево и повесили кормушки на ветку. Ребята принесли из дома корма, и мы через день насыпаем его в кормушку.

Я готовила доклад о птицах нашей местности. Интересно наблюдать за птицами.

Саликаева Анна





Приложение 3



Пословицы и поговорки  о птицах

Где птица ни летает, а свое гнездо знает.

Журавль летает высоко, да видит далеко.

Орел хоть и страшен, но остается птицей.

Не учи орла летать, а соловья петь.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да по-разному песни поют.

Соловей поет месяц, а ворона каркает круглый год.

Старый ворон не каркнет впустую.

Здоровое дерево дятел не долбит.

Всяк кулик на своей кочке велик.

Поет петух, да не по-соловьиному.

Есть крылья и у курицы, да не лететь ей дальше своей улицы.

Гусь свинье не товарищ.





















Приложение 4



Экологические правила:

1.Не разоряй птичьи гнезда.

2.Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.

3.Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи.

Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

4.Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

5.Не лови и не уноси домой здоровых птенцов.

6. Подкармливай птиц зимой, а весной с помощью старших делай для них домики.





























13