Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ляжмаринская основная общеобразовательная школа»
Познавательно - исследовательский проект
на тему:
«Птицы нашей местности».
Выполнили работу: Саликаева Анна
Хабибрахманов Амир
Руководитель: учитель начальных классов
Воронцова Алевтина Николаевна
д. Русская Ляжмарь
2016 год
Содержание
Введение---------------------------------------------------------------------------------------3-4
Актуальность проблемы----------------------------------------------------------------------4
Обоснование проблемы-----------------------------------------------------------------------4
Основные цели и задачи проекта-----------------------------------------------------------5
Этапы реализации проекта-------------------------------------------------------------------6
Результаты проекта----------------------------------------------------------------------------7
Вывод---------------------------------------------------------------------------------------------7
Список используемой литературы----------------------------------------------------------7
Приложение----------------------------------------------------------------------------------8-12
Введение
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания школьников. Мы убеждены, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития нравственных качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти, -
с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что - то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Мы должны воспитывать в себе бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление,
формирует эстетические чувства. Мы должны понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению.
Актуальность проблемы
Человек живет на земле в окружении растений и животных. Певец природы писатель М.М.Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое.
Очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет тогда богаче и интереснее.
Участвуя в выполнении этого проекта «Птицы нашей местности», можно развивать эмоционально-волевую сферу, взаимодействие участников проекта, понимание своего «Я», как частицы природы. Воспитывать заботу о природе - понимание проблемы не быть равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу. Для реализации данного проекта есть все условия: окружающая природа, школьная и сельская библиотеки.
Обоснование проблемы:
Недалеко от нашей школы расположен очень красивый парк. Мы любим там бывать. Однажды на экскурсии мы услышали птичьи голоса и увидели некоторых птиц, но затруднились их назвать. С тех пор мы стали наблюдать за пернатыми и узнавать о них из книг и энциклопедий, следить за их повадками. Теперь мы знаем о птицах много интересного и хотим рассказать всем о том, что узнали.
Основные цели и задачи проекта
Цели:
Расширение и углубление представлений о птицах нашей местности.
Задачи:
Научиться распознавать птиц по внешним признакам и классифицировать их.
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
Воспитывать бережное отношение к птицам, интерес к чтению, к поиску дополнительной информации.
План исследования
Сходить на экскурсию и понаблюдать за птицами.
Прочитать книги о жизни птиц.
Сделать кормушки.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный.
Постановка цели и задач проекта.
Перспективное планирование проекта.
II этап – основной.
Сбор материала о птицах родного края.
Наблюдение за жизнью птиц.
Чтение произведений о птицах.
Защита сообщений о птицах.
Акция «Покормите птиц зимой».
III этап – заключительный.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Проведение мероприятия «Птицы – наши друзья».
Результаты проекта.
Мы распределили птиц по группам: перелётные и зимующие (осёдлые)
Мы узнали, что изучением птиц занимается наука – орнитология (орнитологи).
Сделали альбом «Птицы нашей местности».
Мы узнали, какую пользу приносят птицы людям.
Приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Вывод.
Люди и птицы - друзья, они живут в тесной взаимосвязи и не могут друг без друга, поэтому люди должны помогать зимой птицам выжить, чтобы сохранить птиц, а птицы помогут людям сохранить зелёные леса и избавится от вредных насекомых.
Список используемой литературы
Анатолия Ожегова «Школа юннатов»
Детская энциклопедия «Что такое, кто такой?»
«Книга природы»
Фотографии птиц
http://www.vegetarian.ru/news/detail.php?ID=3018
http://ecoportal.ru/news.php?id=42052
Т.Д.Нуждина « Мир животных». Энциклопедия.
Приложение 1
Наблюдения
Снегири появляются у нас с первым снегом. Питаются ягодами рябины, выедая только семена, а мякоть выбрасывают.
Чечётка – гость с севера. Питается семенами берёзы и ольхи, лебеды и крапивы.
Поползень – питается зимой семенами клёна, орехами лещины, желудями. Иногда, как дятел, долбит кору и извлекает из-под неё различных лакомых личинок.
Клёст – питается семенами елей, легко раскрывая шишки своим крестообразным клювом.
Дятел ест семена сосны и ели, а также желуди, орехи. Сорванные шишки не разбрасывает, а тщательно извлекает из них почти все семена.
Большая синица обыскивает хвойные деревья, кусты и траву извлекая насекомых из зимних убежищ. Едят синички и семена и плоды. Зимой собирают их даже на снегу.
Домовой воробей – питается различными семенами растений.
Вороны серые – кормятся у мусорных баков, помоек.
Жаворонок — маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.
Утка — птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.
Грач — Перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.
Журавли — крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Кукушка — размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка является гнездовым паразитом. Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.
Ласточка. Городская ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.
Скворец певчая птица. У скворца чёрное перение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.
Соловей — неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.
Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.
Приложение 2
Наши сочинения
Друзья птиц
В нашей местности живёт много разных птиц: дятлы и синицы, воробьи и совы…
Каждая птица живёт по-своему. Одна любит лиственный лес, другую только в ельнике встретишь. Одна насекомых на коре дерева ловит, другая их на земле отыскивает. И жилище у каждой птицы своё. Одни птички гнездо на сучке вьют. Другие его в густой траве прячут, кто-то и дупло в дереве долбит.
Зимой многие птицы улетают от нас в жаркие страны. Но нас радовать остаются яркие снегири и неунывающие синицы. Зимой им не холод страшен, а голод. Мы делаем для птиц кормушки. Каждый день насыпаем туда зёрнышки, а птички поют нам за это свои песенки.
Я думаю, что все птицы полезны, ведь они не только уничтожают вредителей, но и делают нашу жизнь ярче и радостней. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Птицы – наши друзья.
Хабибрахманов Амир
Кормушка
Сейчас зима. Птицам нечего есть. Мы решили сделать кормушки. Когда я попросила папу мне помочь, он сразу поддержал нашу затею. Мы пилили дощечки, прибивали фанеру, делали крышу. Кормушка получилась замечательная.
Потом вместе со своей учительницей пошли вешать кормушки. Нашли подходящее дерево и повесили кормушки на ветку. Ребята принесли из дома корма, и мы через день насыпаем его в кормушку.
Я готовила доклад о птицах нашей местности. Интересно наблюдать за птицами.
Саликаева Анна
Приложение 3
Пословицы и поговорки о птицах
Где птица ни летает, а свое гнездо знает.
Журавль летает высоко, да видит далеко.
Орел хоть и страшен, но остается птицей.
Не учи орла летать, а соловья петь.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка.
Соловей с вороной в одном лесу живут, да по-разному песни поют.
Соловей поет месяц, а ворона каркает круглый год.
Старый ворон не каркнет впустую.
Здоровое дерево дятел не долбит.
Всяк кулик на своей кочке велик.
Поет петух, да не по-соловьиному.
Есть крылья и у курицы, да не лететь ей дальше своей улицы.
Гусь свинье не товарищ.
Приложение 4
Экологические правила:
1.Не разоряй птичьи гнезда.
2.Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.
3.Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи.
Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
4.Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
5.Не лови и не уноси домой здоровых птенцов.
6. Подкармливай птиц зимой, а весной с помощью старших делай для них домики.
13