Проект на тему
«Путешествие по сказкам»
Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым
Они необходимы,
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А может быть и нет.
Основание проекта
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «Путешествие по сказкам». В процессе данного проекта частично реализуются задачи образовательной области «речевое развитие», «Художественно-эстетическое».
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Информационная карта
1. Цель: обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.
2. Задачи:
Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Продолжать формировать книжный уголок: новинками литературы, портретами писателей и художников – иллюстраторов, аудио и видеозаписями, тематическими альбомами, речевым материалом.
Создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;
Закрепить и расширить знания детей о сказках;
Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
Способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
Продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
3. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
4. Тип проекта: творческий, групповой.
5. Продолжительность: 2 недели.
6. Ожидаемый результат:
Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
Разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.
7. Презентация проекта: Дефиле сказочных персонажей, оформление музея театральных масок, создание альбома «Каким качествам нас учат сказки»
8. Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
3 этап - итоговый
Подведение итогов, презентация продукта проекта, анализ ожидаемого результата.
План – схема реализации проекта
№ п/п | Мероприятия |
Совместная деятельность педагога с детьми |
1.1 | Цикл тематических занятий: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад» Конспект занятия «Викторина по сказкам» Конспект занятия по математике «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Конспект НОДрисование с применением нетрадиционных техник рисования "Волшебный аквариум" Конспект НОДлепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок. Беседа «По страницам сказок» Конструирование «Теремок» |
1.2 | Чтение сказок: Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Андерсен Г. X. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Новый наряд короля. Принцесса на горошине. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди .Родари Д. Приключения Чиполлино., Братья Гримм. Горшочек каши. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. .Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» В. Катаев «Цветик-семицветик Загадывание загадок о сказочных героях. |
1.3 | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам |
1.4 | Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме) |
1.5 | Театрализация сказки «Три медведя» |
1.6 | Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Бременские музыканты», «Мороз Иванович», «Гадкий утенок». |
1.7 | Включение дидактических игр в режимные моменты: «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», кубики «собери картинку» по сказкам. |
1.8 | Сюжетно-ролевая игра «Театр» |
1.9 | Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме |
1.10 | Прослушивание аудиозаписей: «Приходи сказка», «В мире много сказок» |
Взаимодействие с родителями |
2.1 | Оформление папки – передвижки «Воспитание сказкой» Разработать памятку для родителей «Книга в жизни ребенка». Рассказать о роли книги в жизни детей. |
2.2 | Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье» |
2.3 | Выставка детских работ. |
Программно методическое обеспечение |
3.1 | Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях) |
3.2 | Разработка конспектов тематических и интегрированных занятий по теме «Сказка». |
3.3 | Подбор иллюстративного материала художников к сказкам |
4. Создание организационно – педагогических условий |
4.1 | Оформление «Уголка книги» |
4.2 | Изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов. |