Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им.Заика Л.Т.
п. Красный Октябрь Варненский район Челябинская область
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
Циплакова Нина Павловна
п.Красный Октябрь
2016г
Краткая аннотация
Разработка посвящена проведению праздника «Масленица».
Цель : проведение праздника «Широкая Масленица» с привлечением как можно большего количества людей.
Краткая формулировка задачи: изучить традицию проведения старинного праздника «Масленица»
Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы
Воспитание уважения к обрядам старины.
Возможные результаты проекта:
Проведение воспитательного внеклассного мероприятия, охватывающего учащихся разных возрастных групп.
Приобщение учащихся к традиции проведения народного праздника – Масленицы
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Сведения об авторе:
Циплакова Нина Павловна. Окончила МГПИ в 1982 году филологический факультет. Работаю в МОУ « СОШ им. Заика Л.Т». посёлка Красный Октябрь с 1 сентября 1982 года учителем русского языка и литературы. Педстаж – 37 лет. Являюсь классным руководителем 5 класса.
Пояснительная записка
Актуальность мероприятия определяется сложившейся ситуацией в нашей стране - преобразованиями в общественной жизни, переоценкой ценностей в сознании людей. Многое в новой ситуации, в новых ценностях способствует как возрождению национальной культуры России, так и к бережному и толерантному отношению к культурам народов, населяющих Россию. На сегодняшний день особое внимание стало уделяться вопросам патриотического воспитания молодежи, ведь любовь к Родине, Отечеству является залогом сильной и могущественной державы и единой, сплоченной нации. Чувство гордости, любви, привязанности к Родине у юного поколения следует развивать через привитие интереса к истории своей великой страны, своего народа, культурным богатствам России, многонациональной культуре. Неслучайно в молодёжной среде в последнее время возникла потребность и тяга к древним национальным источникам – фольклорной этнической музыке, народным забавам и игрищам и многому другому. На протяжении многих веков истории развития страны на основе многонациональных народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в учащихся толерантность, чувство ответственности, гуманность. Ведь патриотизмом является не только любовь к родной земле, к родной природе, к родной литературе, фольклору, устному народному творчеству. Истинный патриот чтит память своих предков и гордится достижениями своего народа. В основе воспитания лежит социальный опыт жизнедеятельности прошлых поколений, запечатленный в духовном и материальном наследии разных народов. Традиции – связующая нить предков и потомков; нарушение этой нити ведет к духовному вакууму, социально-ценностной дезориентации, невостребованности молодых людей в жизни.
Цели: возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам; побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков; формировать у детей положительное отношение к традициям своего народа; развивать воображение, творческие способности детей;
Задачи: воспитывать чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.
Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленица как одного из явлений праздничной культуры.
Форма проведения мероприятия: путешествие по масленичной неделе.
Участники и регламент проведения праздника
Участники: команды 5-6 классов, родители
Время проведения (примерное): 45 мин
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление общее – в соответствии с традициями празднования Масленицы – изображение солнца , ленты, платки, самовар, народные костюмы и т.д.
Накрытые столы с национальной кухней (в зависимости от времени проведения — «масленичный стол»)
Сценарий внеклассного мероприятия
«В гостях у Масленицы»
Цели: побуждать детей к изучению обычаев и традиций предков;формировать у детей положительное отношение к традициям своего народа; развивать воображение, творческие способности детей;
Действующие лица: ведущие, мальчик, Хозяюшка, родители, дети.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход мероприятия
1-я ведущая. Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными ветрами и темными ночами. Но вот появилось солнце, яркое, веселое, и мы поняли, что наступила Весна. А Весну, как дорогую гостью, надо встречать!
2-я ведущая. Здравствуйте, люди добрые! Благодарю вас, что пришли по старинному народному обычаю Зиму-матушку проводить и Весну- красну встретить. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. У древних славян этот праздник был посвящён проводам зимы. Народ любил этот праздник. Когда Русь приняла христианство, народ не отказался от любимого праздника и сохранил его до наших дней
Очень часто за событиями
И за суматохой дней
Старины своей не помним мы,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны нам
Полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Фильм 2 мин
Содержание фильма
Масленица-это самый весёлый, многодневный весенний и поистине всеобщий праздник. Масленичная неделя буквально переполнена праздничными днями.
Каждый день на праздничной неделе имеет своё собственное название, и за каждым закреплены были определённые действия:
Понедельник – встреча,
Вторник - заигрыши,
Среда – лакомка,
Четверг – широкий четверг,
пятница-тещины вечёрки,
суббота - золовкины посиделки,
воскресенье- проводы, прощеный день.
1 день. Понедельник « Встреча»
Презентация Слайд 3
В понедельник Масленицу встречают: пекут блины, строят снежные крепости, катаются с гор. В понедельник готовили и саму куклу
1-я ведущая. Но где же она, наша Масленица? Кто нам поможет?
- Сейчас мы сделаем вам Масленицу.
Помощники (родители с детьми) на глазах у зрителей делают чучело Масленицы, поясняют, что фигуру изготавливали из соломы в человеческий рост, надевали на неё старую женскую одежду, на ноги надевали лапти.
- Вот какая у нас получилась.
Обе ведущие. (рассматривают и расхваливают Масленицу)
Косточки у ней перепелиные,
И тельце грешневое,
Уста сахарные!
И шелковая на ней сорочка,
Сафьяновые сапожки,
Вот какая красавица наша Масленица.
Дорогая наша Масленица,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
2-я ведущая
Такую куклу ставили на салазки и с песней на санях по деревне.
Затем отвозили на самую высокую гору в округе, и начиналось катание на санках.
1-я ведущая
И уж на неделю гульба,
На весь мир напечены хлеба,
И народом площадь полна.
Врыты столы широкие,
Накатаны горы высокие,
Прощайся, народ, с тоской!
Праздник общий, мирской!
2-я ведущая
И все-таки самый важный —
Праздник семейный, домашний.
Ведется порядком строгим давно.
Не нами, а умными заведено.
1-я ведущая. В народе говорили: «Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить». Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой беде.
2-я ведущая. Масленичная неделя начиналась с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки был свой, но во всех случаях они должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными.
1-я ведущая. Знаете ли вы, почему на Масленицу готовят именно блины? Этот обряд связан с огнем. У нас Солнце обожествлялось издревле, и, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь Солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило -Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг.
На стену, доску прикрепляется изображение веселого Солнца
К нему обращались так:
Свет и Сила, Бог Ярило!
Даруй, Бог Света, Теплое лето.
Краснопогодное, Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Звучит русская народная музыка. Вбегает мальчик, подбегает к хозяйке, жалобно причитая.
Мальчик
Тин-тинка, подай блинка, Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок! Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Хозяйка угощают его блином, он убегает радостный.
Дети проходят к русской избе, на пороге встречает их Хозяюшка, провожает в горницу. На столе лежит глина, ..
Хозяюшка: Здравствуйте, мои дорогие, прошу в мою горенку. У меня она просторная места всем хватит. А я вот тут сижу к ярмарке готовлюсь. Как хорошо, что вы ко мне в гости пожаловали. Скоро ярмарка, а товара-то маловато. Поможете мне? (ответы детей) Как на Руси говорится: «Вместе дело спорится, а врозь – хоть брось».
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары!
Подходите! Подходите!
Посмотрите! Посмотрите!
Дети подходят к сундуку, рассматривают его содержимое
(глиняные и деревянные игрушки: дымковские, филимоновские, каргопольские)
Ой, полным - полна коробушка - есть в ней промысел для всех
Знакомство мы с вами начнем с русской красавицы.
А с какой именно? Отгадайте! Кто загадку отгадает, тот подарок забирает
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… / дети хором называют – матрешка!!!/ ( получают ПОДАРОК ПРЯНИК-матрешку)
Хозяюшка
1. Ваша артель будете работать с народным промыслом – матрёшки. Лучшие товары отправим на ярмарку.
Дети усаживаются за стол и работают в группе а) по трафарету вырезают б) рисуют в) раскрашивают матрёшку
Хозяюшка
Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы, как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники, жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые на солнышке блестят.
Это какой промысел?
2.Вторая артель, где мастера славятся Городецкой росписью расписывают разделочные доски
3.Артель №3 дымковская игрушка - готовят книжку- раскраску
4Артель №4 соленое тесто - каслинское литьё
Мальчики
-Это вы всё сами делаете?
-Да, милые, мы всей семьёй работаем
«Резные ложки да ковши,
Ты разгляди-ка, не спеши!
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты,
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые?» ( Это золотая хохлома )
Хозяйка предлагает взять хохломские ложки:
-Вот вам ложки золочёные,
Узоры кручёные
- Эй, девчонки – хохотушки, Затевайте–ка частушки!
Мальчики отбивают ложками ритм, приплясывают
Ложки, ложки, расписные ложки!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
Хоть щи ими хлебай, а хочешь – музыку играй!
Затем дети играют на ложках под русскую народную песню, а девочки поют частушки
Звучит русская - народная мелодия. (ЧАСТУШКИ)
1.Заозёрненски девчата,
Интересно все живем,
Про народные ремесла,
Вам частушки пропоем.
2. ХОХЛОМА, ХОХЛОМА –
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу,
Петуха да курицу!
3. В Твери делают игрушки
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
4. Кто рисует Городец –
Ах, какой он молодец!
И листочки, и цветы –
Это всё для красоты!
5.Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
6.Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй.
Ведущая
Сегодня - гуляшки, завтра - гуляшки, останешься без рубашки.
Ох, и умели же на Руси веселиться!
Недаром родилась пословица "Пошла изба по горнице, а сени по полатям".
А чтобы гости не забывались в веселье, была и другая: "Веселись, да знай меру!"
Мастер- класс 2 мин (пока в группах работают по ремёслам, всем желающим предлагается мастер- класс)
Какой приготовить сувенир на масленицу, накануне праздника 8е марта
В этот день все играли и забавлялись от души
Ведущий предлагает первую игровую паузу.
1) Кто быстрее разберет и соберет матрешку (по 2 человека – мальчики)
2) Игра "Ручеек" со словами:
Идет матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март прошел,
Всех детей провел.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как прошел май -
Сколько хошь теперь гуляй!
Представлены блины с разной начинкой
«Угадай с чем блины?» Завязываем глаза- несколько человек -блины ели руками
С чем принято было есть блины? Ответ: с красной и черной икрой, с соленой семгой, с маслом, с медом, со сметаной, с различными вареньями, кашами и т. д.
Устраивают весёлые ярмарки, катаются с гор, строят снежные крепости ,а к вечеру устраивают кулачные бои.
Хозяюшка: ваша работа уже готова Спасибо, за помощь вам ребятки, приходите ко мне в гости еще. Буду рада вас видеть. А на прощание возьмите пирожков моих домашних. До свидания. А сейчас идём на ярмарку.
Отправляемся и мы на ярмарку
Учитель
– Итак, ваша работа уже готова, и я приглашаю всех на Ярмарку!
Ведущий
- Внимание, внимание!
Народное гуляние.
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовёт!
Почтенные господа, пожалуйте сюда!
Выставляйте на базаре ваши лучшие товары!
Ведущий
- Расступись, честной народ!
Каслинское литьё на ярмарку идёт! ( Работы выставляются на стол - фигурки из соленого) теста)
Ведущий
Внимание! Внимание!
Продолжается наше гуляние.
Веселее улыбнитесь,
Вправо-влево поклонитесь,
Городецкие друзья,
Вы приехали не зря!
Ярмарка наша в полном разгаре.
Дети
- Привезли мы вам поклон
Городецкой песни звон.
Городецкие кони,
Молодецкие кони.
Гордо шею изогнули,
Круто ножку повернули.
Листья, горлицы и кони,
Петухи, скворцы, цветы
Городецкие узоры,
Небывалой красоты!
( Работы выставляются на стол- расписные разделочные доски)
Наши доски расписные,
Посмотрите - вот какие!
Всем хотим вам показать
И подробно описать!
Ведущий: Приглашаются мастера следующей артели.
Ведущий: - Сколько здесь прекрасных кукол–разные бывают на свете куклы
Дети - Это вам подарок наш! (книжка раскраска)
Вечера зимою длинны
И лепили мы из глины. Это вам подарок наш! ( из пластилина Дымковская игрушка
( Работы выставляются на стол)
разные бывают на свете куклы Игрушки из ткани
А есть особенные куклы - матрёшки
Ой, спасибо тебе, мастер,
Руки золотые!
Получились мы на славу,
Яркие такие! (выставляют матрёшки)
Ведущий подводит итог ярмарки:
Вы на ярмарке побывали?
Товар свой показали?
Всё рассказали?
Ничего не забыли?
Хоровод вокруг чучела Масленицы Прикрепляем к кукле сделанные из бумаги языки пламени– поджигаем- имитируем
Ты прощай, прощай наша масленица.
Ты прощай, прощай, наша широкая.
Ты не в среду-то пришла и не в пятницу,
А пришла ты в воскресенье,
всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром,
с сыром, маслом и яйцом.
Со блинами, пирогами да с оладьями.
Блины масленые, шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы от зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье
наше кончилось веселье.
Ведущий Ты прощай, прощай наша масленица Прощай, Зима, да здравствует Весна! Весна. Ну что же, все приключения на сегодня закончились, но впереди целая Масленая неделя с веселыми конкурсами, эстафетами, вкусными угощениями, традиционными блинами и бубликами. А в Прощенное воскресенье мы окончательно простимся с Зимушкой-зимой.
Ведущий Масленица. А чего же ждать? Все давно готово: самовар уже кипит и блинчики румяные дожидаются уважаемых наших гостей.
Накануне праздника 8 марта подарки всем гостям
Рефлексия: учитель предлагает детям выразить своё настроение при помощи разноцветных магнитов
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Хоровод «Гори, гори ясно» Игра «Ручеёк» |
Игровая | Игра «Ручеёк», «Собери матрёшку» |
Продуктивная | Роспись бумажных силуэтов матрёшки, деревянных матрёшек , изготовление книжки-раскраски, книжки малышки; изготовление cувениров Масленицы |
Коммуникативная | Отгадывание загадок, вопрос-ответ Публичное выступление: заклички |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание изделий народных промыслов – из каких материалов сделаны. |
Музыкально-художественная | Слушание русских народных песен, игра на ложках, исполнение частушек |
Чтение художественной литературы | Чтение наизусть четверостиший Публичное выступление ведущих |
Литература
М.Забелин. Русский народ. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М. 1989 г.
М.Р.Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин. История русской культуры. М. 1990 г.
А.А.Коринфский. Народная Русь. М. 2006 г.
М.В.Короткова. Путешествие в историю русского быта. М. 2003 г.
Ю.С.Рябцев. История русской культуры. М.1997 г.
Энциклопедия для детей, т.6. М.1997 г.
http://www.nicelady.ru/content/view/1913/224/
www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/ueber_alles/…
scenarist.boom.ru/vecher/maslenitza2.html
www.vw-nn.ru/istoriya-prazdnika-maslenitsa/
prazdnestvo.ru
www.semya-rastet.ru/razd/pogovorki_i_poslovicy_o…
festival.1september.ru:8080/articles/214531/