СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Работа с текстами по ФГОС для учащихся младших классов с ТНР "

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ель проекта-проанализировать умения учащихся работать над содержанием текста, определить пути коррекии и развития устной и письменной речи детей.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Работа с текстами по ФГОС для учащихся младших классов с ТНР "»


Енот.

Енот – подвижный и весёлый зверь. Ночами он выходит на охоту. Часто

таскает кур. Енот любит ловить рыбу. Перед едой он моет добычу. За это

его прозвали полоскуном.


Словарная работа: подвижный, таскает, добыча, полоскун.


Вопросы:

1. Енот какой зверь?

2. Когда он выходит на охоту?

3. Кого часто таскает енот?

4. Кого любит ловить енот?

5. Что делает енот перед едой?

6. Почему енота прозвали полоскуном?








Ежата.


Прошла неделя после рождения ежат. У них появились зубки. Мать стала

уходить из гнезда на поиски пищи. Перед уходом ежиха укутывает своих

детей листочками и травой. Лежат маленькие «пакетики» в гнезде. Тепло

им в упаковке.


Словарная работа: гнездо, укутывает, пакетики, упаковка.


Вопросы:

1. Прошла неделя после рождения кого?

2. Что повилось у ежат?

3. Куда стала уходить мать из гнезда?

4. Что делает ежиха перед уходом?

5. Кто лежит в гнезде?

6. Как чувствуют себя ежата в упаковке?










Умные обезьяны.


Сложно собрать растения для гербария. Учёные решили обучить этому

обезьян. Люди показали им образцы редких растений. Скоро животные

стали приносить растения и плоды людям.


Словарная работа: гербарий, учёные, образцы редких растений.


Вопросы:

1. Что сложно собрать для гербария?

2. Кого этому решили обучить учёные?

3. Что показали люди обезьянам?

4. Что скоро стали приносить животные людям?







Новый хвост.


Когда ящерица терет свой хвост? Когда она попадает в ловушку. Так ящерица

спасается от своих врагов. Но потеря хвоста ощутима для зверька. Ведь с его

помощью ящерица сохраняет равновесие.


Словарная работа: ловушка, ощутима, сохраняет равновесие.


Вопросы:

1. Когда ящерица теряет свой хвост?

2. Так ящерица спасается от кого?

3. Что ощутимо для зверька?

4. Что сохраняет ящерица с помощью хвоста?













Лев.


Лев – царь зверей. Грозно ревёт лев. Раньше львы водились на территории

теперешней Москвы. Сейчас в природе львы уцелели только в Африке.


Словарная работа: грозно ревёт, водились, территория, уцелели, Африка.


Вопросы:

1. Лев для зверей кто?

2. Как ревёт лев?

3. Где раньше водились львы?

4. Где сейчас в природе львы уцелели?







В разведке.


Первыми в космосе побывали собаки. Учёные послали их в разведку.

В ракетах летали Лайка, Белянка и Пёстрая, Белка и Стрелка, Чернушка и

Звёздочка. Собака по кличке Отважная побывала в космосе пять раз.


Словарная работа: космос, учёные, послали в разведку, ракета.


Вопросы:

1. Кто первый побывал в космосе?

2. Куда учёные послали собак?

3. Кто летал в ракетах?

4. Кто побывал в космосе пять раз?













Хобот.


Нос слона называют хоботом. Хоботом слон дышит, обливает себя водой,

и поднимает тяжёлые брёвна. Мама – слониха своим хоботом шлёпает

нашалившего слонёнка.


Словарная работа: шлёпает, нашалившего, брёвна.


Вопросы:

1. Как называют нос слона?

2. Что делает хоботом слон?

3. Кого мама – слониха шлёпает своим хоботом?







Як.


Як – крупное животное, похожее на быка. У него длинная чёрная шерсть и

большие рога. Яки обитают высоко в горах. Домашние яки помогают людям

перевозить тяжести и пахать землю.


Словарная работа: крупное животное, обитают, пахать землю.


Вопросы:

1. Какое по величине животное як? На кого похож як?

2. Какая шерсть у яка? Какие у него рога?

3. Где обитают яки?

4. Как домашние яки помогают людям?












Птичьи гнёзда.


Часто гнёзда птиц похожи на чашку. Они сплетены из веточек и стебельков.

Многие птицы утепляют гнёзда пухом.


Словарная работа: похожи на чашку, сплетены, утепляют.


Вопросы:

1. На что часто похожи гнёзда птиц?

2. Из чего сплетены гнёзда?

3. Чем многие птицы утепляют гнёзда?










Страус.


Самые большие птицы на свете живут в Африке, в Австралии и в Америке.

Это – страусы. Они не умеют летать, но зато прекрасно бегают. Их сложно

догнать даже на лошади. Страус очень сильный. Он может везти на себе

человека.


Словарная работа: Африка, Австралия, Америка.


Вопросы:

1. Где живут самые большие птицы на свете? Назови их.

2. Что не умеют делать страусы?

3. Зато что они прекрасно делают?

4. На ком сложно догнать страусов?

5. Какой страус?

6. Кого может везти на себе страус?










Жаворонок.


Серый жаворонок величиной с воробья. Жаворонки живут поле, степи,

на лугу. Эти птички делают гнёзда прямо на земле. Питаются жаворонки

насекомыми, семенами. Песню жаворонка можно услышать рано утром.


Словарная работа: величиной с воробья.


Вопросы:

1. Серый жаворонок величиной с кого?

2. Где живут жаворонки?

3. Где эти птички делают гнёзда?

4. Чем питаются жаворонки?

5. Когда можно услышать песню жаворонка?











Липкая ленточка.


У дятла интересный язык. Он очень длинный и липкий. К нему прилипают

муравьи. Настоящая липкая ленточка.


Словарная работа: липкий, прилипают, ленточка.


Вопросы:

1. У дятла интересный что?

2. Какой язык у дятла?

3. Кто прилипает к языку?

4. Язык у дятла – настоящая липкая что?









Кукушка.


Кукушка чуть больше голубя. У кукушки серые перья с полосками и

длинный хвост. Эта птица может есть мохнатых гусениц. Хитрые кукушки

подбрасывают свои яйца в гнёзда разных птиц. Зимуют кукушки в Африке.


Словарная работа: мохнатые гусеницы, подбрасывают в гнёзда.


Вопросы:

1. Кукушка чуть больше кого?

2. Какие у кукушки перья и хвост?

3. Кого может есть эта птица?

4. Куда подбрасывают свои яйца кукушки?

5. Где зимуют кукушки?







Галка и ворона.


Просто различить галку и ворону. Галка меньше вороны и вся чёрная.

Только свою шею галка «повязала» серым платочком.

У вороны всё туловище серое. А голова, шея, крылья и хвост – чёрные.


Словарная работа: различить.


Вопросы:

1. Галка меньше кого?

2. Галка вся какая?

3. Только свою шею галка «повязала» чем?

4. У вороны всё туловище какое? А голова, шея, крылья и хвост какие?










Глухарь.


Глухарь – самая большая птица в наших лесах. Часто глухари скрываются

в глухих моховых болотах. Только очень опытные охотники знают места,

где живут глухари.


Словарная работа: скрываются, глухие моховые болота, опытные охотники.


Вопросы:

1. В наших лесах глухарь самая какая птица?

2. Где часто скрываются глухари?

3. Кто знает места, где живут глухари?








Осенние перелёты.


Осень – время перелётов птиц. У каждой стаи – свои законы. Журавли

летят клином. Гуси и цапли – шеренгой. Утки – прямой линией или дугой.

Дрозды и скворцы летят скученной стаей.


Словарная работа: свои законы, клин, шеренга, дуга, скученная стая.


Вопросы:

1. Когда время перелётов птиц?

2. У каждой стаи свои что?

3. Как летят журавли?

4. Как летят гуси и цапли?

5. Как летят утки?

6. Как летят дрозды и скворцы?











Мухоловка.


Мухоловка – очень маленькая птичка. Она меньше даже воробья. Мухоловка

ловит мух и бабочек. Ещё она может поймать жирную гусеницу. Мухоловки

живут в лесах, садах и парках.


Вопросы:

1. Какая по величине птичка мухоловка?

2. Она даже меньше кого?

3. Кого ловит мухоловка?

4. Кого ещё она может поймать?

5. Где живут мухоловки?

6. Какую пользу приносят эти птички?









Ястреб.


Ястреб – хищник. Он охотится на птиц и грызунов. У ястреба длинный хвост,

короткие крылья, на груди – рябые полоски. Ястреб живёт в глухом лесу.

Сложно увидеть его гнездо высоко на дереве.


Словарная работа: хищник, грызуны, рябые полоски, глухой лес.


Вопросы:

1. Ястреб кто?

2. На кого охотится ястреб?

3. Какой у ястреба хвост?

4. Какие у него крылья?

5. На груди у ястреба что?

6. Где сложно увидеть его гнездо?








Рыбы.


Рыбы живут в океанах, морях, реках, озёрах, прудах. Рыбы дышат жабрами

Для дыхания они берут кислород из воды. Почти у всех рыб есть плавники.

Скелет рыб состоит из хрящей или костей. Хрящевые рыбы, например

акулы, более древние. Они появились миллионы лет назад. Почти у всех

рыб тело покрыто чешуёй. Малыши рыб, мальки, появляются из икринок.


Словарная работа: океан, жабры, берут кислород, хрящи, древние, икринка.


Вопросы:

1. Где живут рыбы?

2. Чем дышат рыбы?

3. Что они берут из воды для дыхания?

4. Что есть почти у всех рыб?

5. Из чего состоит скелет рыб?

6. Какие рыбы более древние?

7. Когда они повились?

8. Чем покрыто тело почти у всех рыб?

9. Откуда повлются мальки?





Золотой карась.


Это очень красивая рыбка. По бокам тело карася золотистое. Плавники

красные. Караси живут в прудах, реках, озёрах.

Они любят зарываться в тину на дне. Эти рыбки едят водоросли. Люди

разводят их в аквариумах.


Словарная работа: золотой, золотистый, зарываться в тину, водоросли.

Вопросы:

1. Какая рыбка карась?

2. Какое по бокам тело карася?

3. Какие у него плавники?

4. Где живут караси?

5. Куда на дне они любят зарываться?

6. Что едят эти рыбки?

7. Где разводят их люди?



Голоса рыб.


Рыбы издают тихие звуки. Голоса некоторых рыб схожи с голосами птиц.

Белуги «кричат» чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат, как

дрозды. Морской петух кукует.


Словарная работа: издают звуки, схожи, чибис, ставрида, белуга, дрозд,

морской петух.


Вопросы:

1. Какие звуки издают рыбы?

2. С чьими голосами схожи голоса некоторых рыб?

3. Как «кричат» белуги?

4. Какие звуки производит морской карась?

5. Какие звуки производят ставриды?

6. Какие звуки производит морской петух?






Рыба – брызгун.


Рыба – брызгун охотится при помощи водяной струи. Сначала она

высматривает стрекозу или бабочку на кувшинке. Потом осторожно

подплывает к жертве. Наберёт в рот воду и метко стреляет. Собьёт –

и сразу хватает добычу.


Словарная работа: водяная струя, кувшинка, жертва, собьёт, добыча.


Вопросы:

1. При помощи чего охотится рыба – брызгун?

2. Кого и где она высматривает сначала?

3. Как рыба подплывает к жертве?

4. Что набирает в рот рыба – брызгун?

5. Как она стреляет струёй воды?

6. Как рыба хватает добычу?










Бабочки.


Бабочки бывают ночные и дневные. Дневные бабочки – яркие, красочные.

На кончиках их усиков крошечные шарики. Ночные бабочки выглядят

проще.


Словарная работа: усики, выглядят проще.


Вопросы:

1. Какие бывают бабочки?

2. Дневные бабочки какие?

3. Что у них на кончиках усиков?

4. Как выглядят ночные бабочки?







Моль.


Домашняя моль – это маленькая бабочка. Личинки моли – крошечные

гусеницы. Они и пожирают меха, ковры, шерсть. А сама моль никогда

ничего не ест.


Словарная работа: личинки, меха.


Вопросы:

1. Домашняя моль кто?

2. Личинки моли кто?

3. Что пожирают личинки моли?

4. А сама моль ест меха, ковры, шерсть?










Божья коровка.


Божья коровка – это круглый, выпуклый жучок. Чаще всего она красного

цвета с чёрными пятнышками. Коровка очень прожорлива. Она – хищник.

Её добыча – тля и другие мелкие насекомые. Божья коровка спасает яблони

от вредителей.


Словарная работа: выпуклый, прожорлива, хищник, тля, вредители.


Вопросы:

1. Божья коровка это кто?

2. Как она выглядит чаще всего?

3. Коровка очень какова?

4. Она кто?

5. Кто её добыча?

6. Что спасает божья коровка? От кого?






Муравьи.


Муравьи живут семьями. В каждой семье несколько «цариц». Они

откладывают яички. Ещё в муравейнике есть рабочие муравьи. Одни

ухаживают за «царицами» и личинками, другие строят жилище и

оберегают семью от врагов.


Словарная работа: царица, несколько, откладывают яички, ухаживают,

оберегают.


Вопросы:

1. Как живут муравьи?

2. Кто есть в каждой семье?

3. Что делают «царицы»?

4. Какие ещё есть в муравейнике муравьи?

5. За кем ухаживают рабочие муравьи?

6. Что строят рабочие муравьи?

7. От кого оберегают семью?





Жук – короед.


Под корой хвойных деревьев живёт жук. Он и его личинки грызут кору.

От этого ели сосны погибают. Жука люди называют короедом.

Деревья от него спасает дятел.


Словарная работа: под корой, хвойные деревья, личинки.


Вопросы:

1. Где живёт жук?

2. Он и его личинки грызут что?

3. От чего погибают ели и сосны?

4. Как люди называют жука?

5. Кто от него спасает деревья?




Жужелица.


Почти все жужелицы – хищные жуки. У них мощные челюсти и длинные

ноги. Ест жужелица гусениц и слизней. Жужелицы занесены в Красную

книгу.


Словарная работа: мощные челюсти, слизни, Красная книга.


Вопросы:

1. Почти все жужелицы кто?

2. Какие у них челюсти? Какие ноги?

3. Кого ест жужелица?

4. Куда занесены жужелицы?