Рациональное питание – залог здорового образа жизни
Косов Михаил Михайлович
МКОУ «Косоржанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза Кононенкова Н.И.»
Руководитель – учитель биологии и химии Косова И.В.
Введение
…Человек есть то, что он ест. (Г. Гейне)
«Здоровье дороже золота», - сказал английский поэт и драматург Уильям Шекспир. Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. «Здоровье выпрашивают себе люди у богов, но то, что в их собственной власти – сохранить его, об этом они не задумываются» (Демокрит 460-370 гг. до н. э.) Одним из главных условий нормального развития школьника является рациональное питание, так как обеспечивает формирование организма, способствует сохранению здоровья. Время компьютеров, телевидения, огромной интеллектуальной нагрузки в школе, снижения интереса к спорту и многих продуктовых изысков, вкусных, но не приносящих пользы здоровью, способствует увеличению количества детей, имеющих избыточный вес, часто болеющих, со сниженным зрением и слаборазвитых физически. В связи с этим у нас возникло много вопросов. Что такое рациональное питание и каковы его принципы? Все ли продукты полезны нашему организму? Какие самые полезные продукты? Из чего состоит наша пища? Соблюдают ли режим питания обучающиеся нашей школы? Знают ли они, что такое здоровый образ жизни? Насколько калорийно питание в нашей столовой? и другие.
Актуальность работы: обусловлена необходимостью проанализировать значение правильного питания в сохранении здоровья обучающихся и направлена на изучение основ здорового образа жизни. Знания, полученные в результате данного исследования, являются хорошей мотивацией для обучения школьников естественным дисциплинам. Эту работу можно использовать при изучении темы «Пищеварение» в 8 классе.
Цель: понять, зачем мы едим и что надо есть, если хочешь стать сильным, здоровым и доказать необходимость рационального питания для детей школьного возраста.
Гипотеза: предполагаем, что если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, весёлыми и лучше успевать в учёбе
Задачи:
- изучить научную информацию по данной теме;
-выяснить основные принципы рационального питания;
- узнать о полезных продуктах и правилах здорового питания;
- провести анкетирование школьников;
- встретиться с медицинским работником школы и заведующей столовой;
- предложить рекомендации по здоровому и правильному питанию.
Предмет исследования: правильно подобранные продукты питания, режим дня школьника и образ жизни в целом.
Объект исследования: обучающиеся 5-11 классов.
Методы исследования: чтение и анализ литературы, анкетирование, беседа с медицинским работником и заведующей столовой, изучение меню школьной столовой, анализ результатов исследования.
Результаты исследования
Рациональное питание – питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию питательных веществ в зависимости от пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания.
Принципы рационального питания:
- энергетическое равновесие;
- разнообразие и сбалансированность в питании;
- соблюдение режима и кратности приёма пищи.
В настоящее время в нашей школе 50% детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет страдают хронической патологией. Большинство из них имеют 2 и более заболеваний. Заболеваемость подростков отличается комплексностью, сочетаемостью патологических отклонений. Увеличилось число детей с дисгармоничным физическим развитием, избыточной массой тела или с её дефицитом. Количество больных школьников за последние три года не уменьшилось. Больше всего больных детей в 4 – 5 классах, когда совпадают периоды полового созревания и повышения учебной нагрузки. К 8 классу возрастает частота нарушений со стороны органов зрения, пищеварительной , сердечно – сосудистой системы. Подростковый возраст – это период бурного роста, полового созревания, при этом ситуация усложняется тем, что системы и органы часто развиваются не в едином темпе. У подростков повышается аппетит – и это хорошо, его следует обязательно удовлетворять. Но употреблять в пищу следует не что попало, а определённые продукты. Статистика показывает, что 22% обучающихся нашей школы имеют хроническую болезнь, обусловленную неправильным питанием (приложение 2) – это гастрит.
Проведя анкетирование среди учащихся нашей школы
«Считаете ли вы правильным и здоровым свой режим и рацион питания?» (приложение 1), мы пришли к выводу: почти все кушают
первые блюда, 64% ребят едят каши, порадовало то, что практически все употребляют свежие фрукты и овощи, молочные продукты, рацион большинства отличается разнообразием блюд, в которых содержатся необходимые организму белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. Наряду с положительными сторонами, мы выявили и отрицательные моменты в питании школьников. Так анкетирование показало, что 57% опрошенных, любят «вредную пищу» (чипсы, сухарики, газировку), 40% не завтракают утром или делают это иногда. Почти 52% - не употребляют в пищу богатую йодом морскую капусту, который важен для умственного развития. 56% изредка едят рыбу, а 27% вообще её не едят. Многие отдают предпочтение мясным продуктам, употребляют большое количество сладостей, некоторые указали, что могут сразу съесть 0.5кг конфет, любят жареную пищу. Статистика опроса неутешительна. Некоторые ребята принимают пищу 1 -2 раза в день, питаются не совсем правильно, не получая всех полезных веществ и микроэлементов. Неправильное питание способствует развитию хронических заболеваний, быстрой утомляемости, снижению работоспособности. Употребление «вредной пищи» ведёт к накоплению вредных веществ в организме.
В нашей школьной столовой все школьники получают горячее питание. Проведя краткий анализ школьного меню, мы выяснили, что оно разнообразно, содержит жизненно необходимые для растущего организма белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Для профилактики авитаминоза и ОРВИ у учащихся школы, в рационе используется аскорбиновая кислота и отвар шиповника. Но, к сожалению, нет таких продуктов как творог, яйца, молоко, недостаточное количество жиров животного происхождения, поэтому калорийность завтраков не всегда соответствует норме.
Выводы: (отражены в диаграмме 1) анализируя данные анкетирования, мы сделали вывод о том, что питание 53% школьников по некоторым причинам нельзя назвать полноценным. Многие должны изменить свой режим питания, прислушаться к рекомендациям по правильному питанию, чтобы пополнить свой рацион другими нужными для организма веществами. Питание должно быть дробным(3 – 4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным, последний приём пищи должен быть не позднее, чем за 2 – 3 часа до сна. Так же следует отметить, что 12% обучающихся, как можно быстрее должны изменить и режим, и рацион питания. Только 38% школьников полноценно питаются и сознательно относятся к собственному здоровью. Самым оптимальным следует считать рацион, который содержит в себе рыбу, молочные продукты, мясо и обязательно овощи и фрукты, которые по праву считают наиболее полезными продуктами питания, так как содержат огромное количество витаминов, минеральных веществ, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней, содержат, как и злаки, много клетчатки, которая способствует очищению организма от шлаков.
Рациональное питание подразумевает, что белками обеспечивается 10 -15%, жирами 15 -30%, углеводами 55 – 75% суточной калорийности. В перерасчёте на граммы это составит при различной калорийности рациона в среднем – 60 – 80г. Белка - 60 – 80г. Жира и 350 – 400г. углеводов. В среднем потребность в энергии обучающихся в возрасте 7 – 11 лет составляет, примерно, 2400 ккал, в возрасте 14 - 17 лет – 2600 - 3000 ккал. Каждый должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня, т. е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие. Каждому приверженцу здорового образа жизни необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.
Работникам столовой, родителям, учителям необходимо решить, как питание в школьной столовой сделать сбалансированным и калорийным.
Рекомендации по организации правильного питания
Зелёный свет – еда без ограничений – это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400г. в сутки овощей и фруктов.
Жёлтый свет – рыба, мясо, молочные продукты – только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зелёные» продукты.
Красный свет – это продукты, которых надо остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.
В питании всё должно быть в меру:
- пища должна быть разнообразной;
- есть 3 – 4 раза в день;
- завтракать обязательно !
- перекусывать лучше фруктами, а не чипсами и сухариками;
- не есть перед сном;
- не есть копчёного, жареного, острого;
- 1 – 2 раза в неделю есть рыбу;
- есть медленно и с удовольствием;
- пить 1.5 – 2 литра воды в день;
- меньше есть сладостей;
- употреблять морепродукты;
- обилие фруктов и овощей.
Заключение
«Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть» - это главное правило рационального питания человека. Питаться правильно важно, потому что это даёт возможность:
- правильно формироваться организму;
- предупредить и уменьшить риск хронических заболеваний;
- сохранить здоровье и привлекательную внешность;
- оставаться стройными и красивыми.
Точно так же, как чистый воздух и чистая вода, качество, сбалансированность, разнообразие пищи и режим питания имеют исключительное значение для здоровья человека. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими нас продуктами!
Итак, если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, дольше жить, будем более сильными, весёлыми и лучше успевать в учёбе. Таким образом, наша гипотеза верна.
Полученные знания позволят нам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные. Мы сможем оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и учётом границ личностной активности корректировать несоответствия.
Список использованных источников информации
Э.И. Боровская Здоровое питание школьника. М. «Эксмо»,2010г.
И.П. Брязгунов Беседы о здоровье школьников. М. «Просвещение», 1992г.
Иллюстрированная энциклопедия школьника – М. АСТ Астрель, 2011г.
Интернет – ресурсы.