проект
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оглавление
1. Цель и задачи проекта. 4
2. Понятие физического качества и его краткая характеристика. 5
3. Особенности развития данного физического качества у учащихся начальной школы. 7
4. Возрастные показатели развития физического качества. 9
5. Виды упражнений, направленные на формирование и развитие данного физического качества. 10
6. Возможная подвижная игра на развитие данного физического качества. 12
7. Материально-техническая и информационное обеспеченье проекта 13
1. Цель и задачи проекта.
Для развития физических качеств обучающихся начальной школы такой предмет как физкультура ставит для себя множество задач. Одной из них является развитие физических качеств (сила, скорость, выносливость, гибкость, ловкость) ученика начальной школы. Наиболее важным качеством для дальнейшего жизненного пути ребенка является выносливость.
Цель данного проекта - выяснить, как развивается выносливость у детей в младшем школьном возрасте и что этому способствует (6-11 лет).
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
Рассмотреть понятия термина «выносливость».
Познакомиться с возрастными показателями развития выносливости.
Рассмотреть физические упражнения и игры, которые способствуют развитию выносливости.
2. Понятие физического качества и его краткая характеристика.
Для наиболее точного понятия термина «Выносливость» рассмотрим несколько понятий.
Выносливость - способность человека противостоять утомлению при физической нагрузке.
Выносливость - способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности, а также его восстановлению.
Выносливость - способность длительного выполнения работы умеренной интенсивности с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма с использованием всего мышечного аппарата.
Проанализировав несколько понятий, можно сделать вывод, что выносливость – это физическое качество, которое заключает в себе способность человека противостоять усталости при выполнении физических упражнений.
Разделяют два вида выносливости:
1. Общая (аэробная) выносливость – способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы.
2. Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности: силовая, скоростная, координационная.
Сейчас различают около 20 видов специальной выносливости. В зависимости от числа мышечных, групп, активно участвующих в работе, различают тотальную, региональную, локальную выносливость.
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
- в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость.
В любой деятельности человека участвует организм в целом. Однако в зависимости от ее разновидности какое либо звено или система организма выполняет большую часть работы. В процессе решения двигательной задачи человеку предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер.
3. Особенности развития данного физического качества у учащихся начальной школы.
Показатели выносливости у детей младшего школьного возраста незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9 мин., у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени. Однако уже к 10-летнему возрасту, дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускоренный бег 30м с короткими промежутками для отдыха) или мало интенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег).
Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравномерно.
Первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается у девочек в 9 лет, у мальчиков в 10 лет; затем в 12 и соответственно в 13 лет; у юношей в 16 лет этот показатель выносливости наиболее существенно, у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводить направленной тренировки.
Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное внимание во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми – в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и, особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.
В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями “на выносливость” применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т.п.).
Важным условием развития выносливости в школьном возрасте является приучение к ритмичному дыханию через нос.
4. Возрастные показатели развития физического качества.
5. Виды упражнений, направленные на формирование и развитие данного физического качества.
Изучив различные виды упражнений, которые носят различный характер, можно выделить группу упражнений, которые наиболее эффективны для развития выносливости у младших школьников. В эту группу входят такие упражнения, как:
Бег:
- бег на длинные дистанции;
- бег вверх по наклонной дорожке с различным углом подъема;
- бег по отметкам на дистанцию 20 м (3-4 раза);
- бег с высоким подниманием бедра при незначительном передвижении вперед;
- бег прыжками вперед, пытаясь добиться максимальной длины шага;
- бег с захлестыванием голени;
- бег змейкой на перегонки;
- бег на перегонки к цели.
2. Прыжки:
- прыжок с согнутыми ногами;
- прыжки на коробку;
- прыжки на скакалке.
3. Приседания:
- приседания с мячом;
- приседания с впрыгиванием.
4. Стойка на локтях (планка).
5. Подтягивание на турнике.
6. Лазание по канату без ног.
7. Поднимание туловища, лежа на спине.
8. Отжимание.
9. Подъем на носках.
10. Передвижение по перекладине.
11. Махи ногами.
12. Подскок с ноги на ногу.
13. Быстрая ходьба с одновременным ведением баскетбольного мяча.
14. Прохождение полосы препятствий.
15. Плаванье.
16. Бег на коньках на скорость.
17. Ходьба на лыжах.
При систематических включениях данных упражнений в урок физической культуры у младших школьников постепенно будет развиваться выносливость (и другие физические качества) в соответствии с особенностями возрастной категории.
6. Возможная подвижная игра на развитие данного физического качества.
Подвижная игра
«Северный и южный ветер»
Игра подходит для детей младшего школьного возраста.
Цель игры: развивать выносливость и внимание.
Материалы необходимые для игры: красная и синяя ленты для водящих.
Ход игры:
Среди играющих выбирается два водящих (скорее всего с помощью считалочки) – одному одевается синяя лента – он северный ветер, а другому – красная – он южный ветер. «Северный ветер» по правилам игры догоняет играющих и «замораживает» их, осаливая. Игрок, до которого дотронулся северный ветер, должен замереть как вкопанный. «Южный» же ветер наоборот размораживает игроков, дотрагиваясь до «замороженных». Тот, до кого дотронулся южный ветер, продолжает двигаться по площадке. Задача северного ветра «заморозить» как можно больше игрока и не дать южному ветру «разморозить» участников игры.
7. Материально-техническая и информационное обеспеченье проекта
1. Мультимедийный комплекс для демонстрации презентации.
2. Программа Microsoft Teams для защиты проекта.
3. Компьютер.
4. Презентация.
5. Колонки.
6. Подвижные игры на развитие выносливости – URS: https://infourok.ru/podvizhnie-igri-na-razvitie-vinoslivosti-klass-2041047.html
7. Упражнения на развитие выносливости у младших школьников - URS: https://multiurok.ru/files/uprazhneniia-na-razvitie-vynoslivosti-u-mladshikh.html
8. Особенности развития выносливости у младших школьников - URS: https://studopedia.ru/21_87743_razdel--osobennosti-razvitiya-vinoslivosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html