Проект РАЗВИТИЯ наставничества
в Бавлинском муниципальном районе в 2018-2020 году,
тема
«Тьюторское сопровождение, как процесс профессионального становления начинающего учителя в современной школе»
КОНЦЕПЦИЯ
Название проекта:
«Тьюторское сопровождение, как процесс профессионального становления начинающего учителя в современной школе».
Предметная область:
учителя начальной школы для управления процессом профессионального становления начинающего учителя
Актуальность проекта:
Современная образовательная политика Российской Федерации учитывает общие тенденции мирового развития, которые являются необходимыми для существенных изменений в системе образования:
динамичное развитие общества, увеличение возможности социального выбора;
способность быстро встраиваться и продуктивно работать во временных коллективах - командах;
потребность в повышении квалификации и переподготовке педагогов, а также их профессиональной мобильности;
готовность определять свои границы и достраивать их с учетом изменяющейся ситуации.
Важным фактором, влияющим на качество образования, распространение современных технологий и педагогических методов, является состояние кадрового потенциала. На сегодняшний существует проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров, (Приложение1), происходит старение педагогических кадров (Приложение2) так как в образовательное учреждение приходят педагоги, с педагогическим не школьным образованием (учителя), либо без педагогического образования, но прошедшие курсы профессиональной переподготовки, которые дают только поверхностное представление о педагогической деятельности.
Необходимо отметить, что на современном этапе развития российского общества, модернизации системы образования, введения новых образовательных стандартов значительно возрастает роль педагога как активного субъекта педагогического процесса, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.
В условиях инновационных процессов, происходящих в связи со стандартизацией образования, педагоги, как никогда, нуждаются в научно-методической и психологической поддержке. Чтобы качественно, на новом уровне решать поставленные задачи, педагогу необходимо осваивать новые компетенции, выходить на новый уровень профессионально-личностного развития. Для этого необходимо создать условия для появления у педагогов внутренней установки на собственное развитие.
Авторы программ и методических пособий в основном предлагают организацию обучения педагога в процессе повышения квалификации, в виде второго или дополнительного к высшему образования. Однако, реальность такова, что получить такой вид образования в силу разных обстоятельств могут далеко не все желающие, а короткий срок такой формы обучения не позволяют педагогу освоить необходимый минимум педагогических умений. Наблюдается нехватка средств, условий, методических разработок, которые позволили бы педагогам перестроиться, освоить необходимые технологии и реально соответствовать предъявляемым к ним требованиям.
Нельзя также забывать, что педагогическая деятельность требует от учителя много энергетических и эмоциональных затрат. Длительное пребывание в ситуации психологического перенапряжения приводит к состоянию профессиональной усталости, к нежеланию и неумению включаться в инновационную деятельность, а тем более выступать её субъектом. В связи с этим, педагогу необходим помощник, способный поддержать и направить его. Таким помощником может выступать тьютор или лицо, несущее тьюторские функции. Основы тьюторского сопровождения это в (Приложении 3). Теория и практика тьюторства может стать серьезным ресурсом для решения проблемы формирования профессиональных компетенций, так как тьюторское сопровождение создает благоприятные условия для внутреннего роста и развития человека, для реализации его потенциала.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена,
во-первых, заказом со стороны Государства:
введения профессионального стандарта педагога;
принцип индивидуализации в ФГОС;
во-вторых, заказом со стороны общества:
в-третьих, заказом со стороны педагога:
потребность в самоактуализации, самореализации в профессиональной педагогической деятельности;
построение личной жизненной, профессиональной траектории;
приобретение опыта осознанного и ответственного выбора.
Поэтому возникла необходимость в разработке и внедрении проекта, который предусматривает создание модели тьюторской поддержки педагогов, направленной на развитие их индивидуального стиля педагогической деятельности, повышение методической, психологической, исследовательской, педагогической, технологической культуры. В ходе реализации тьюторской модели предполагается проведение мониторинга личностно-профессионального развития педагогов, создание программ профессионального развития и сопровождение педагога в образовательном пространстве.
Реализация проекта выведет педагога на новый уровень развития, самоактуализации, позволит быть успешным в профессиональной деятельности.
Тьюторское сопровождение станет эффективным средством формирования у педагогов позиции субъекта своей профессиональной деятельности, стремящегося к повышению качества своей работы, к самореализации.
Основная идея заключается в создании на базе Бавлинского муниципального района системы тьюторской поддержки, которая будет способствовать творческому саморазвитию и профессиональному росту учителей начальных классов, становлению их индивидуального стиля педагогической деятельности, при условии:
создания модели тьюторского сопровождения педагогов;
разработки системы мониторинга личностно-профессионального роста педагогов и индивидуальной программы саморазвития педагога;
обеспечения сопровождения педагога в образовательном пространстве.
Целевая аудитория:
руководители образовательных организаций Бавлинского муниципального района, студенты вузов и колледжей, ученики, родители, молодые специалисты (учителя начальных классов) образовательных учреждений, персонал учебного заведения, средство массовой информации, педагоги-предметники, социальные педагоги, психологи.