СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: "Реставрация прялки"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эстетическая ценность деревянного изделия, являющегося значительным дополнением к экспозиции школьного музея, её украшением

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Реставрация прялки"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru















Творческий проект:

«Реставрация прялки»






Разработано преподавателями:

Шурыгин С.Д.














с. Новая Брянь

2016г.

Оглавление

  1. Историческая ценность и художественное качество предметов русской
    культуры.

  2. Школьный музей - хранилище памятников старины.

  3. Реставрация русской самопрялки. Практическая работа.

  4. Прялка и прядение в поговорках.

  5. Обычаи с прялкой.

  6. Виды прялок.

  7. Принцип работы прялки.

  8. Заключение.

  9. Список литературы.

  10. Приложение.



































Проект: «Реставрация прялки»

Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Актуальность:

  • Повышенный интерес в настоящее время к исторической ценности и художественному качеству предметов русской культуры;

  • Эстетическая ценность деревянного изделия, являющегося
    значительным дополнением к экспозиции школьного музея, её
    украшением

Проблема:

Старый неприглядный предмет русской старины.
Цель:

  • Предотвратить разрушение деревянной прялки;

  • Сохранить прялку для передачи последующим поколениям;

  • Обновить старую вещь и укомплектовать недостающими деталями;

  • Ознакомиться с предметом реставрации.

Задачи:

  • Очистить загрязненные участки прялки;

  • Промыть и продезинфицировать отдельные детали прялки;

  • Просушить деревянное изделие;

  • Обработать наждачной бумагой;

  • Покрыть детали морилкой;

  • Просушить и провести повторное покрытие морилкой;

  • Привести в рабочее состояние (по возможности).

Ожидаемый эффект:

  • Привитие эстетического восприятия окружающей среды;

  • Выявление творческих качеств участников проекта;

  • Эстетическое изменение внешности самопрялки.

Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель к горизонтальной донце, где сидит пряха. Вертикальная часть состоит из лопасти (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Есть два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состоит из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Самопрялка состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально установленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передается веретену, левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. В 15 веке к прялке добавили рогульку, тогда прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплена катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью. В 16 веке появилась педаль для вращения колеса. Палка- держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Через прялку передавали новорожденную крёстной матери, клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы.

В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горки на донцах прялок. Чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом продавали в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, прятали от духов.

Прядение продолжалось весь осеннее - зимний период, прерывалось лишь на рождественские праздники. Прялка служила оберегом для девушки.

Назначение морилки:

Применяется для тонирования, пропитки и защиты деревянных изделий,
эксплуатирующихся в атмосферных условиях и внутри помещений.
Покрытие водостойкое, не требует последующего нанесения лака, не
вызывает набухания древесины, хорошо полируется. Морилка наносится
кистью, валиком, тампоном или распылителем на предварительно
подготовленные очищенные и зашкуренные поверхности в один или
несколько слоев до достижения требуемой интенсивности цвета. При
многослойном нанесении время промежуточной сушки -2 часа. Через 12
часов после нанесения поверхность нужно отполировать мягкой щеткой
или куском материи.

Прялка и прядение в поговорках:

«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Не ленись прясть, хорошо
оденешься», «Прялка не Бог, а рубаху дает», «Прялка не волк - в лес не убежит».

Ресурсы:

Наждачная бумага, перчатки, кисть, морилка, молоток, клей.

Список рестовраторов:
Халзанов Буянто 8 класс
Маслов Александр 8 класс
Угрюмов Михаил 8 класс
Соболев Анатолий 9 класс
Рупышев Иван 9 класс
Урнышев Анатолий 9 класс



Литература:

  1. «Основные принципы современной реставрации деревянной и фанерной мебели.» Грабарь И.Э. «Реставрация в Советской России», «О русской архитектуре». М. «Искусство». 1966 год. С. 381.

  2. «Реставрация мебели». Даниель Алкуф. 1977 год.

  3. «Формы и методы работы школьного музея по воспитанию гражданско- патриотических качеств учащихся». «Мастер-класс». Приложение к журналу «Методист». 2013 год.