Просмотр содержимого документа
«Проект "Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"»
Проект «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ «Карабай – Шемуршинский детский сад «Василёк»
Гаврилова Надежда Петровна
Актуальность фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста
Дети с раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей
формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм
фольклора на сегодняшний
день имеет особую значимость.
Цели и задачи:
- Цели проекта: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
- Задачи проекта:
- Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского и чувашского народов.
- Развивать активную речь.
- Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.
- Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
Этапы проекта:
- 1 этап – “Аналитический”
- Осуществление диагностической деятельности.
- Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.
- 2 этап – “Подготовительный”
- Создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы.
- Разработка плана - программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума
- Планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта.
- 3 этап – “Основной”
- Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми.
- Организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума.
- 4 этап - “Итоговый”
- Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.
Ожидаемые результаты
- Интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
- Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями.
- Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками.
- Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Необходимые условия реализации проекта
- Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
- Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ фольклора.
- Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии.
- .
На подготовительном этапе работы было сделано следующее:
- • подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей; • составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов; • подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями
На основном этапе реализации проекта составили перспективный план:
- на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.
Важно:
- Очень важно было создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оформили макет «Чувашская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом чувашского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.
мероприятия
- Мероприятия с использованием фольклора мы рассматривали не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Работу строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий.
Разнообразные фольклорные жанры просто необходимы для работы с детьми
С их помощью можно развивать:
- Фонематический слух
- Грамматический строй речи
- Звуковую культуру речи
- Обогащать словарь
Жанры детского фольклора, применяемые в работе с детьми:
*колыбельные песни;
* потешки;
* приговорки *пестушки,
*детские игровые песни *прибаутки; *заклички;
*считалки
*дразнилки
*песни для детей об окружающей
их жизни
Детский фольклор применяется
- в период адаптации;
- в режимных моментах;
- на прогулке;
- в образовательной деятельности:
- в игре;
- в свободной деятельности
В режимных моментах: Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чистая водичка Умоет наше личико, Вымоет ладошки, Намочит нас немножко, Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чисто умываемся, Маме улыбаемся!
В образовательной деятельности:
В повседневной жизни :
На мероприятиях:
- Неизменный интерес на мероприятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. К ним относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В нашем детском саду систематически проводятся мероприятия, посвящённые народным традициям и народному творчеству; такие как «Осенние посиделки», «Колядки», «Масленица», «Пасхальные перезвоны», «Акатуй» ,выставки народного творчества. На таких праздниках дети исполняют русские и чувашские народные песни : игровые, плясовые, разнообразные танцы.
На выставках:
На праздниках:
Вывод:
Регулярное использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Спасибо за внимание!