СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"»

  Проект «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Карабай – Шемуршинский детский сад «Василёк» Гаврилова Надежда Петровна

  Проект «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «Карабай – Шемуршинский детский сад «Василёк»

Гаврилова Надежда Петровна

Актуальность  фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста Дети с раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Актуальность фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста

Дети с раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей

формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм

фольклора на сегодняшний

день имеет особую значимость.

Цели и задачи: Цели проекта:  Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Задачи проекта: Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского и чувашского народов. Развивать активную речь. Развивать духовность, творчество, познавательный интерес. Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.

Цели и задачи:

  • Цели проекта:  Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
  • Задачи проекта:
  • Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского и чувашского народов.
  • Развивать активную речь.
  • Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.
  • Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
Этапы проекта: 1 этап – “Аналитический” Осуществление диагностической деятельности. Выявление психолого – педагогических потребностей родителей. 2 этап – “Подготовительный” Создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы. Разработка плана - программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума Планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта. 3 этап – “Основной” Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми. Организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума. 4 этап - “Итоговый” Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.

Этапы проекта:

  • 1 этап – “Аналитический”
  • Осуществление диагностической деятельности.
  • Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.
  • 2 этап – “Подготовительный”
  • Создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы.
  • Разработка плана - программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума
  • Планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта.
  • 3 этап – “Основной”
  • Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми.
  • Организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума.
  • 4 этап - “Итоговый”
  • Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.
Ожидаемые результаты Интерес к устному народному творчеству, художественной литературе. Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями. Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками. Сформируется положительное отношение к режимным моментам. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Ожидаемые результаты

  • Интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  • Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями.
  • Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками.
  • Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
  • У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Необходимые условия реализации проекта   Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах. Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ фольклора. Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии. .

Необходимые условия реализации проекта

  • Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ фольклора.
  • Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии.
  • .
На подготовительном этапе работы было сделано следующее:  • подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;  • составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов;  • подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями

На подготовительном этапе работы было сделано следующее: 

  • • подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей; • составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов; • подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями
На основном этапе реализации проекта составили перспективный план:  на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.

На основном этапе реализации проекта составили перспективный план:

  • на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.
Важно: Очень важно было создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оформили макет «Чувашская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом чувашского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.

Важно:

  • Очень важно было создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оформили макет «Чувашская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом чувашского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.
мероприятия Мероприятия с использованием фольклора мы рассматривали не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Работу строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий.

мероприятия

  • Мероприятия с использованием фольклора мы рассматривали не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Работу строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий.
  Разнообразные фольклорные жанры просто необходимы для работы с детьми С их помощью можно развивать: Фонематический слух  Грамматический строй речи  Звуковую культуру речи Обогащать словарь

Разнообразные фольклорные жанры просто необходимы для работы с детьми

С их помощью можно развивать:

  • Фонематический слух
  • Грамматический строй речи
  • Звуковую культуру речи
  • Обогащать словарь
Жанры детского фольклора, применяемые в работе с детьми:  *колыбельные песни;  * потешки;  * приговорки *пестушки,  *детские игровые песни *прибаутки; *заклички;  *считалки  *дразнилки  *песни для детей об окружающей  их жизни

Жанры детского фольклора, применяемые в работе с детьми:

*колыбельные песни;

* потешки;

* приговорки *пестушки,

*детские игровые песни *прибаутки; *заклички;

*считалки

*дразнилки

*песни для детей об окружающей

их жизни

Детский фольклор  применяется  - в период адаптации;  - в режимных моментах; - на прогулке; - в образовательной деятельности: - в игре; - в свободной деятельности

Детский фольклор применяется

- в период адаптации;

- в режимных моментах;

- на прогулке;

- в образовательной деятельности:

- в игре;

- в свободной деятельности

В режимных моментах:  Ай, лады, лады, лады,  Не боимся мы воды!  Чистая водичка  Умоет наше личико,  Вымоет ладошки,  Намочит нас немножко,  Ай, лады, лады, лады,  Не боимся мы воды!  Чисто умываемся,  Маме улыбаемся!

В режимных моментах: Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чистая водичка Умоет наше личико, Вымоет ладошки, Намочит нас немножко, Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чисто умываемся, Маме улыбаемся!

В образовательной деятельности:

В образовательной деятельности:

  В повседневной жизни :

В повседневной жизни :

На мероприятиях: Неизменный интерес на мероприятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. К ним относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В нашем детском саду систематически проводятся мероприятия, посвящённые народным традициям и народному творчеству; такие как «Осенние посиделки», «Колядки»,  «Масленица», «Пасхальные перезвоны», «Акатуй» ,выставки народного творчества. На таких праздниках дети исполняют русские и чувашские народные  песни : игровые, плясовые, разнообразные танцы.

На мероприятиях:

  • Неизменный интерес на мероприятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. К ним относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В нашем детском саду систематически проводятся мероприятия, посвящённые народным традициям и народному творчеству; такие как «Осенние посиделки», «Колядки»,  «Масленица», «Пасхальные перезвоны», «Акатуй» ,выставки народного творчества. На таких праздниках дети исполняют русские и чувашские народные  песни : игровые, плясовые, разнообразные танцы.
На выставках:

На выставках:

На праздниках:

На праздниках:

Вывод: Регулярное использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Вывод:

Регулярное использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!