Пояснительная записка
По данным социологических исследований почти каждый второй школьник имеет курящего отца, а каждый восьмой – курящую маму. Неудивительно, что в подобных условиях более половины подростков имеют опыт употребления табака и психотропных веществ. Приобщение к употреблению алкоголя происходит в любом возрасте, и подавляющее большинство учащихся старших классов уже имеют опыт употребления
алкоголя. Тревогу вызывает тот факт, что спиртное одинаково активно употребляют и девушки, и юноши.
На сегодняшний день, около одной треть учащихся старших классов, хотя бы один раз в своей жизни оказывались в состоянии алкогольного опьянения.
Употребление школьниками спиртных напитков далеко не всегда бывает рациональным и обдуманным, во многих случаях подростки следуют сложившимся обстоятельствам, оказываясь в ситуациях, благоприятных для употребления алкоголя. Наиболее часто школьники употребляют алкоголь вне дома, в компании друзей или знакомых. Для этого выбираются места, максимально удаленные от поля зрения родительского контроля: это, например, подъезды, квартиры друзей и знакомых.
Сегодня в первичной профилактике наркомании используются в основном традиционные формы работы. Однако современные школьники избирательны в увлечениях, ориентированы на результат, предпочитают ясность и конкретизацию информации, прагматичны. Включение новых методов работы, позволит повысить эффективность профилактики употребления психоактивных веществ.
Одной из таких форм может стать деятельность в рамках долгосрочного проекта «SаМоSтоятельные дети».
Проект «SаМоSтоятельные дети» разработан с учетом опыта реализации шведского проекта «Smart». В настоящее время в Швеции он охватывает более 80% школьников в возрасте от 10 до 16 лет. Исследования подтверждают, что метод является эффективным в профилактике зависимостей и девиантного поведения. В результате на 40% уменьшилось
потребление табачных изделий среди детей и на 50% сократилась проба наркотиков. В Швеции 30 % родителей, чьи дети участвуют в проекте, отказались от курения.
Этот метод профилактики наркомании и преступности также активно используется в ряде европейских стран (Норвегии, Финляндии, Литве) и городах Российской Федерации (Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и Республике Татарстан).
Цель рабочей программы «SаМоSтоятельные дети» - предупредить употребление первой пробы психоактивных веществ детьми школьного возраста.
В задачи программы входят:
- пропагандировать проект через средства массовой информации;
- провести информационно-разъяснительные мероприятия с детьми и их родителями;
- заключить контракты с детьми;
- организовать и провести антинаркотические мероприятия;
- формировании мотивации подростков к здоровому образу жизни;
- формирование навыков ответственного отношения к своему здоровью;
- обучение подростков добровольческим навыкам по проведению занятий и групповых упражнений по формированию ЗОЖ среди сверстников;
- отследить результаты выполнения проекта.
Механизм реализации:
С детьми и родителями проводится разъяснительная работа о целях, задачах и механизмах реализации проекта "SаМоSтоятельные дети".
С участниками проекта будут проводиться тематические информационно-просветительские, культурно-развлекательные, развивающие мероприятия в течение учебного года, а также в каникулярное время.
Дети школьного возраста самостоятельно выбирают и вписывают собственноручно в индивидуальный контракт те запреты, которые для себя определяют как «вредные привычки».
Дети и подростки, выполнившие условия контракта в течение месяца, получают значок с символикой проекта «SаМоSтоятельные дети», в течение 3 месяцев – членскую карточку, футболку и бейсболку с символикой проекта. Ребята, которые выполнили контракт в течение учебного года, участвуют в итоговом торжественном мероприятии.
Минимальная платформа индивидуального контракта:
- для ребенка среднего школьного возраста: запрет на употребление табака, пива, иной алкогольной продукции, совершение актов вандализма, насилия и жестокости;
- для старшего школьного возраста: запрет на употребление табака, пива, иной алкогольной продукции, психоактивных веществ, совершение актов вандализма, насилия и жестокости и т.п.;
Индивидуальный контракт заключается между ребенком школьного возраста и руководителем организации. Подпись родителя в контракте означает, что он одобряет желание ребенка участвовать в проекте.
Условия участия:
- срок действия контракта ограничен (не более 1 года);
- добровольное вступление в проект и право выхода из него;
- поощрение за соблюдение контракта (льготы и прочее);
- исключение из проекта за нарушения условий контракта с изъятием членской карточки (при этом возможность повторного вступления в проект сохраняется).
Членская карточка позволяет получать различные виды льгот,
предоставляемые учреждениями дополнительного образования, спортивными секциями, клубами, учреждениями культуры участвующим в проекте.
Долгосрочный ожидаемый результат:
- снижение числа детей школьного возраста, допускающих первую пробу психоактивных веществ;
- развитие ценностей здорового образа жизни, изменение ценностного отношения учащихся и родителей к наркотикам, формирование антинаркотических установок, формирование личной ответственности за свое поведение;
- формирование позитивного отношения к миру и окружающим.
Обучающий модуль
1. Изготовление плакатов.
2. Выпуск газеты.
3. Оформление информационного стенда.
4. Акции волонтеров.
5. Листовки.
6. Игры.
7. Викторины.
8. Лекции.
9. Анкетирование.
10. Дискуссии и т.д.
Развивающий модуль
1. Мини-тренинги, тренинги.
2. Интерактивные игры.
3. Ролевые игры.
4. Мастер-классы и т.д.
Творческий модуль
1. Игры, конкурсы.
2. Неделя “Только здоровые привычки”.
3. Спортивные мероприятия.
4. Фотоконкурс.
5. Массовые игры и т.д.
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 год по реализации
республиканского антинаркотического проекта «SаМоSтоятельные дети»
№ п/п | Содержание занятий | Количество часов | Форма работы | Календарн. срок | Фактич. срок |
Теорети-ческая | Практи-ческая |
1. | «Вставай на лыжи!» Организация коллективного похода. | 1 | | 1 | 15.01.20 | |
2. | «Дружба и спорт любой решают спор» КВН среди учащихся | 1 | | 1 | 22.01.20 | |
3. | Соревнование по волейболу | 1 | | 1 | 29.01.20 | |
4. | Республиканский семинар-совещание по вопросам развития проекта | 1 | 1 | | 05.02.20 | |
5. | Республиканский конкурс «Успешный волонтер проекта» | 1 | 1 | 1 | 12.02.20 | |
6. | Республиканский конкурс эссе участников проекта | 1 | 1 | 1 | 19.02.20 | |
7. | Республиканский конкурс социальной антитабачной, антиалкогольной и антинаркотической рекламы | 1 | 1 | 1 | 26.02.20 | |
8. | Подготовка листовок к Акции «Будь готов! Скажи нет!» | 1 | | 1 | 04.03.20 | |
9. | Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!» | 1 | 1 | 1 | Март–ноябрь 2019-20г. | |
10. | Республиканская антинаркотическая акция «Будь готов! Скажи, нет!» | 1 | | 1 | 01.04.20 | |
11. | Участие в организации и проведении классных часов «Спорт это жизнь», «Наркостоп, Спортстарт!» | 1 | | 1 | 08.04.20 | |
12. | Республиканская смена для участников проекта «SаМоSтоятельные дети» | 1 | 1 | 1 | 15.04.20-22.04.20 | |
13. | Конкурс рекламных роликов среди учащихся старшего звена «Дорога, которую мы выбираем» | 1 | | 1 | 29.04.20 | |
14. | Конкурс газет «Спорт или наркотики?» | 1 | 1 | 1 | 06.05.20 | |
15. | Посещение ветеранов ВОВ в рамках акции «Летопись поколений» | 1 | | 1 | 13.05.20 | |
16. | Итоговая встреча за круглым столом участников программы «Самостоятельные дети», подведение итогов. | 1 | | 1 | 20.05.20 | |
17. | Республиканская акция «Россия без табака» | 1 | 1 | 1 | 31.05.20 | |
18. | Республиканская акция «Легалка не пройдет» | 1 | 1 | 1 | 31.05.20-27.06.20 | |
19. | Республиканская акция (флеш-моб) «Будь здоровым! Танцуй!» | 1 | 1 | 1 | 27.06.20 | |
20. | Старт городской программы в рамках Республиканского интинаркотического проекта. Набор участников проекта. Ознакомление с программой и контрактом. | 1 | 1 | | 04.09.19 | |
21. | Республиканская акция «Поделись улыбкой» | 1 | 1 | 1 | 11.09.19 | |
22. | Круглый стол «Всё начинается с семьи!» | 1 | | 1 | 18.09.19 | |
23. | Организация благотворительной ярмарки «Я люблю жизнь!» | 1 | | 1 | 25.09.19 | |
24. | Подготовка к антиалкогольной акции «Здоровая пробежка» (разработка и раздача листовок, тренировка участников) | 1 | 1 | 1 | 02.10.19 | |
25. | Республиканская антиалкогольная акция «Здоровая пробежка» | 1 | 1 | 1 | 09.10.19-16.10.19 | |
26. | Конкурс рисунков юмористического содержания о вреде курения «Будь здоров, не кашляй!» | 1 | | 1 | 23.10.19 | |
27. | Подготовка к акции «Здоровая мама - здоровый ребенок!». | 1 | | 1 | 13.11.19 | |
28. | Республиканская смена для участников проекта «SаМоSтоятельные дети» | 1 | 1 | 1 | 20.11.19 | |
29. | Республиканская акция «Здоровая мама - здоровый ребенок!» | 1 | 1 | 1 | 27.11.19 | |
30. | Республиканская акция «Количество свечек зависит только от тебя» | 1 | 1 | 1 | 04.12.19-05.12.19 | |
31. | Подготовка к акции «Подари чудо» | 1 | | 1 | 11.12.19 | |
32. | Соревнование по пионерболу | 1 | | 1 | 18.12.19 | |
33. | Республиканская акция «Подари чудо» | 1 | 1 | 1 | в течение года | |
34. | Отчет по конкурсу творческих работ | 1 | 1 | | 25.12.19 | |
Описание материально-технического, информационного обеспечения курса:
- учебные и методические пособия;
- профильные энциклопедические словари и справочники;
- аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;
- видео- и аудиоматериалы, образовательные диски;
- компьютерная поддержка программы;
- перечень объектов для экскурсий;
- коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натуральные объекты, модели (макеты) различных устройств и т.д.);
- информационные ресурсы, электронные источники и др.
Возможные приложения
- темы творческих работ, проектов;
- методические рекомендации;
- портфель достижений обучающегося и т.п.
При проектировании внеурочной деятельности педагогу следует обратить внимание на следующие пособия:
1. Коробкина, З.В. , ПоповВ.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. М. , Академия, 2004 г.;
Родионов А.В. Подростки и наркотики. Ярославль, 2004 г.;
Хажилина И.И. Профилактика наркомании. М., Издательство Института Психотерапии, 2002 г.;
Шипицын Л.М., Шпилен Л.С. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Москва, 2003 г.