СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «SаМоSтоятельные дети»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «SаМоSтоятельные дети» позволяет повысить эффективность профилактики употребления психоактивных веществ. Цель рабочей программы «SаМоSтоятельные дети» - предупредить употребление первой пробы психоактивных веществ детьми школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Проект «SаМоSтоятельные дети»»

Пояснительная записка

По данным социологических исследований почти каждый второй школьник имеет курящего отца, а каждый восьмой – курящую маму. Неудивительно, что в подобных условиях более половины подростков имеют опыт употребления табака и психотропных веществ. Приобщение к употреблению алкоголя происходит в любом возрасте, и подавляющее большинство учащихся старших классов уже имеют опыт употребления

алкоголя. Тревогу вызывает тот факт, что спиртное одинаково активно употребляют и девушки, и юноши.

На сегодняшний день, около одной треть учащихся старших классов, хотя бы один раз в своей жизни оказывались в состоянии алкогольного опьянения.

Употребление школьниками спиртных напитков далеко не всегда бывает рациональным и обдуманным, во многих случаях подростки следуют сложившимся обстоятельствам, оказываясь в ситуациях, благоприятных для употребления алкоголя. Наиболее часто школьники употребляют алкоголь вне дома, в компании друзей или знакомых. Для этого выбираются места, максимально удаленные от поля зрения родительского контроля: это, например, подъезды, квартиры друзей и знакомых.

Сегодня в первичной профилактике наркомании используются в основном традиционные формы работы. Однако современные школьники избирательны в увлечениях, ориентированы на результат, предпочитают ясность и конкретизацию информации, прагматичны. Включение новых методов работы, позволит повысить эффективность профилактики употребления психоактивных веществ.

Одной из таких форм может стать деятельность в рамках долгосрочного проекта «SаМоSтоятельные дети».

Проект «SаМоSтоятельные дети» разработан с учетом опыта реализации шведского проекта «Smart». В настоящее время в Швеции он охватывает более 80% школьников в возрасте от 10 до 16 лет. Исследования подтверждают, что метод является эффективным в профилактике зависимостей и девиантного поведения. В результате на 40% уменьшилось

потребление табачных изделий среди детей и на 50% сократилась проба наркотиков. В Швеции 30 % родителей, чьи дети участвуют в проекте, отказались от курения.

Этот метод профилактики наркомании и преступности также активно используется в ряде европейских стран (Норвегии, Финляндии, Литве) и городах Российской Федерации (Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и Республике Татарстан).

Цель рабочей программы «SаМоSтоятельные дети» - предупредить употребление первой пробы психоактивных веществ детьми школьного возраста.

В задачи программы входят:

- пропагандировать проект через средства массовой информации;

- провести информационно-разъяснительные мероприятия с детьми и их родителями;

- заключить контракты с детьми;

- организовать и провести антинаркотические мероприятия;

- формировании мотивации подростков к здоровому образу жизни;

- формирование навыков ответственного отношения к своему здоровью;

- обучение подростков добровольческим навыкам по проведению занятий и групповых упражнений по формированию ЗОЖ среди сверстников;

- отследить результаты выполнения проекта.

Механизм реализации:

С детьми и родителями проводится разъяснительная работа о целях, задачах и механизмах реализации проекта "SаМоSтоятельные дети".

С участниками проекта будут проводиться тематические информационно-просветительские, культурно-развлекательные, развивающие мероприятия в течение учебного года, а также в каникулярное время.

Дети школьного возраста самостоятельно выбирают и вписывают собственноручно в индивидуальный контракт те запреты, которые для себя определяют как «вредные привычки».

Дети и подростки, выполнившие условия контракта в течение месяца, получают значок с символикой проекта «SаМоSтоятельные дети», в течение 3 месяцев – членскую карточку, футболку и бейсболку с символикой проекта. Ребята, которые выполнили контракт в течение учебного года, участвуют в итоговом торжественном мероприятии.

Минимальная платформа индивидуального контракта:

- для ребенка среднего школьного возраста: запрет на употребление табака, пива, иной алкогольной продукции, совершение актов вандализма, насилия и жестокости;

- для старшего школьного возраста: запрет на употребление табака, пива, иной алкогольной продукции, психоактивных веществ, совершение актов вандализма, насилия и жестокости и т.п.;

Индивидуальный контракт заключается между ребенком школьного возраста и руководителем организации. Подпись родителя в контракте означает, что он одобряет желание ребенка участвовать в проекте.

Условия участия:

- срок действия контракта ограничен (не более 1 года);

- добровольное вступление в проект и право выхода из него;

- поощрение за соблюдение контракта (льготы и прочее);

- исключение из проекта за нарушения условий контракта с изъятием членской карточки (при этом возможность повторного вступления в проект сохраняется).

Членская карточка позволяет получать различные виды льгот,

предоставляемые учреждениями дополнительного образования, спортивными секциями, клубами, учреждениями культуры участвующим в проекте.

Долгосрочный ожидаемый результат:

- снижение числа детей школьного возраста, допускающих первую пробу психоактивных веществ;

- развитие ценностей здорового образа жизни, изменение ценностного отношения учащихся и родителей к наркотикам, формирование антинаркотических установок, формирование личной ответственности за свое поведение;

- формирование позитивного отношения к миру и окружающим.

Обучающий модуль

1. Изготовление плакатов.

2. Выпуск газеты.

3. Оформление информационного стенда.

4. Акции волонтеров.

5. Листовки.

6. Игры.

7. Викторины.

8. Лекции.

9. Анкетирование.

10. Дискуссии и т.д.

Развивающий модуль

1. Мини-тренинги, тренинги.

2. Интерактивные игры.

3. Ролевые игры.

4. Мастер-классы и т.д.

Творческий модуль

1. Игры, конкурсы.

2. Неделя “Только здоровые привычки”.

3. Спортивные мероприятия.

4. Фотоконкурс.

5. Массовые игры и т.д.










Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 год по реализации

республиканского антинаркотического проекта «SаМоSтоятельные дети»


п/п

Содержание занятий

Количество часов

Форма работы

Календарн. срок

Фактич. срок

Теорети-ческая

Практи-ческая

1.

«Вставай на лыжи!»

Организация коллективного похода.

1


1

15.01.20


2.

«Дружба и спорт любой решают спор» КВН среди учащихся

1


1

22.01.20


3.

Соревнование по волейболу

1


1

29.01.20


4.

Республиканский семинар-совещание по вопросам развития проекта

1

1


05.02.20


5.

Республиканский конкурс «Успешный волонтер проекта»

1

1

1

12.02.20


6.

Республиканский конкурс эссе участников проекта

1

1

1

19.02.20


7.

Республиканский конкурс социальной антитабачной, антиалкогольной и антинаркотической рекламы

1

1

1

26.02.20


8.

Подготовка листовок к Акции «Будь готов! Скажи нет!»

1


1

04.03.20


9.

Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!»

1

1

1

Март–ноябрь 2019-20г.


10.

Республиканская антинаркотическая акция «Будь готов! Скажи, нет!»

1


1

01.04.20


11.

Участие в организации и проведении классных часов «Спорт это жизнь», «Наркостоп, Спортстарт!»

1


1

08.04.20


12.

Республиканская смена для участников проекта «SаМоSтоятельные дети»

1

1

1

15.04.20-22.04.20


13.

Конкурс рекламных роликов среди учащихся старшего звена «Дорога, которую мы выбираем»

1


1

29.04.20


14.

Конкурс газет «Спорт или наркотики?»

1

1

1

06.05.20


15.

Посещение ветеранов ВОВ в рамках акции «Летопись поколений»

1


1

13.05.20


16.

Итоговая встреча за круглым столом участников программы «Самостоятельные дети», подведение итогов.

1


1

20.05.20


17.

Республиканская акция «Россия без табака»

1

1

1

31.05.20


18.

Республиканская акция «Легалка не пройдет»

1

1

1

31.05.20-27.06.20


19.

Республиканская акция (флеш-моб) «Будь здоровым! Танцуй!»

1

1

1

27.06.20


20.

Старт городской программы в рамках Республиканского интинаркотического проекта. Набор участников проекта. Ознакомление с программой и контрактом.

1

1


04.09.19


21.

Республиканская акция «Поделись улыбкой»

1

1

1

11.09.19


22.

Круглый стол «Всё начинается с семьи!»

1


1

18.09.19


23.

Организация благотворительной ярмарки «Я люблю жизнь!»

1


1

25.09.19


24.

Подготовка к антиалкогольной акции «Здоровая пробежка» (разработка и раздача листовок, тренировка участников)

1

1

1

02.10.19


25.

Республиканская антиалкогольная акция «Здоровая пробежка»

1

1

1

09.10.19-16.10.19


26.

Конкурс рисунков юмористического содержания о вреде курения «Будь здоров, не кашляй!»

1


1

23.10.19


27.

Подготовка к акции «Здоровая мама - здоровый ребенок!».

1


1

13.11.19


28.

Республиканская смена для участников проекта «SаМоSтоятельные дети»

1

1

1

20.11.19


29.

Республиканская акция «Здоровая мама - здоровый ребенок!»

1

1

1

27.11.19


30.

Республиканская акция «Количество свечек зависит только от тебя»

1

1

1

04.12.19-05.12.19


31.

Подготовка к акции «Подари чудо»

1


1

11.12.19


32.

Соревнование по пионерболу

1


1

18.12.19


33.

Республиканская акция «Подари чудо»

1

1

1

в течение года


34.

Отчет по конкурсу творческих работ

1

1


25.12.19




































Описание материально-технического, информационного обеспечения курса:

- учебные и методические пособия;

- профильные энциклопедические словари и справочники;

- аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;

- видео- и аудиоматериалы, образовательные диски;

- компьютерная поддержка программы;

- перечень объектов для экскурсий;

- коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натуральные объекты, модели (макеты) различных устройств и т.д.);

- информационные ресурсы, электронные источники и др.


Возможные приложения

- темы творческих работ, проектов;

- методические рекомендации;

- портфель достижений обучающегося и т.п.

При проектировании внеурочной деятельности педагогу следует обратить внимание на следующие пособия:

  1. 1. Коробкина, З.В. , ПоповВ.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. М. , Академия, 2004 г.;

  2. Родионов А.В. Подростки и наркотики. Ярославль, 2004 г.;

  3. Хажилина И.И. Профилактика наркомании. М., Издательство Института Психотерапии, 2002 г.;

  4. Шипицын Л.М., Шпилен Л.С. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Москва, 2003 г.