СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Семья - как много в этом слове..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Семья - как много в этом слове..." 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Проект "Семья - как много в этом слове..."»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 с.Горькая Балка

Советского района» Ставропольского края













Проект

«Семья – как много в этом слове…»





Автор проекта:

ученик 3 Б класса

Дорофеев Дмитрий

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Конарева Наталья Петровна





Оглавление:


1.Введение_________________________________________________3


2.Глава 1. Подготовительный этап_____________________________5


3.Глава 2.Информационный этап______________________________6


4.Глава 3.Практический этап_________________________________11


5. Глава 4. Заключительный этап______________________________12


6. Список литературы_______________________________________13


7. Приложение_____________________________________________14

























Введение

Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь? – спросил старик.

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его внуки.

-Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что нам дала природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

Для исследования я взял тему «Семья – как много в этом слове…».


Девиз проекта: «Семья - самое дорогое, что дано человеку!»


Гипотеза проекта: если семья занимается воспитанием ребёнка, то это влияет ли на развитие его способностей?


Цель проекта является расширить знания о своей семье.


Исходя из цели, можно выделить следующие основные задачи:

  • Изучить историю своей семьи.

  • Собрать и проанализировать материал.

  • Выделить самые интересные и значимые факты об истории своей семьи.

  • Составить альбом «Что говорят великие люди о семье», «Русские пословицы о семье».

  • Создать календарь «Альбом воспоминаний».


Объектом исследования является: семья.


Предметом исследования: история и традиции семьи.


План работы над проектом:

1.Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы.

2.Сбор информации по теме из различных источников.

3.Проведение опроса у учащихся.

4.Подготовка наглядных материалов по теме проекта.

5.Подготовка и проведение беседы со сверстниками.

6.Совместное оформление конкурса рисунков.

7.Анализ результатов исследования, подведение итогов.


Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный.

2.Информационный.

3.Практический.

4.Заключительный.


Для написания данной работы использовалась разнообразная литература: словари, энциклопедии, статьи в периодической печати, притчи о семье, источники Интернет.




















Глава 1. Подготовительный этап


Что такое для человека семья? Слово,  которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

 Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Главный закон в семье - забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребёнок в семье твёрдо должен знать этот закон, когда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.

Цель, которую я поставил перед собой расширить знания о семье, об её истории и традициях. Мне бы очень хотелось узнать новые и интересные факты моей семьи.



















Глава 2. Информационный этап.

Первое, что я решил, это найти в Интернете  и справочной литературе определение слова «семья»:

1.Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. (Википедия)

2.Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. (Википедия)

3.Семья –  группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.),  живущих вместе.  Группа, организация людей,   спаянных дружбой и объединенных общими интересами. (Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой)

4.Семья – объединение людей, сплоченных общими интересами (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Я обратился к литературным источникам и нашел стихотворения о семье.  (Приложение №1) 

     Таким образом, мы видим, что  общим и главным является то, что самое дорогое у человека – это его семья, которая всегда с тобой рядом, поддержит и поможет в трудную минуту, вместе с тобой радуется и огорчается, дома всегда тебя ждут и любят.

Если мы вернемся к истокам прошлого, то испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было очень трудно прокормиться. На основе этого создавались семьи для ведения общего хозяйства.

В семье рождались и воспитывались дети. Причем количество достигало до 10-12 человек, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма.

Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим. Даже жену, допустим погибшего брата, брал другой брат, чтобы не оставлять ее одну, оказывать помощь.

Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. Почему именно семь?

Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.

До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.
Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Я нашел тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. (Приложение № 2)
1. В гостях хорошо, а дома лучше.

2. Один за всех, все за одного.

3. Дома и стены помогают.

4. Сядем рядком, да и поговорим ладком.

5. Чем богаты, тем и рады.

6. Когда семья вместе, так и душа на месте.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

8. Яйцо курицу не учит.

Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Бывают общие и специальные традиции. Общие традиции встречаются в большинстве семей. А специальные традиции – это традиции, присущие одной данной семье.

Общие семейные традиции: 

празднование дней рождений и семейных праздников, 

выполнение домашних обязанностей всеми членами семьи,

 совместные игры с детьми,

 семейные обеды за круглым столом, 

семейные советы,

 ритуалы приветствия и прощания, 

дни памяти умерших родных и близких, 

совместные прогулки, походы в кино, на выставки и прочее.

Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи.

Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.

Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.

Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье: в выходной спать до обеда или отправляться на пикник, совместная рыбалка до утра, семейное приготовление пищи, квесты по случаю дня рождения, сказки на ночь и др. 


Мои первые шаги познания мира.

Сейчас я расскажу Вам о том, чем я занимался и о чем мечтал в детстве. Когда я была маленьким, я пробовал себя во всех профессиях и специальностях. Все проявлялось непроизвольно, когда я познавал этот мир. Я очень любил мечтать и фантазировать и выражал свои фантазии моим родителям в эмоциях. Когда мне было полгодика, я пробовал погружаться в воду с маминой помощью. Подражая моему папе, я чинил пылесос. Таким образом, во всем моих начинаниях меня поддерживала моя семья.

Моя мечта.

У меня появилась мечта. Я мечтаю стать врачом. Меня эта профессия очень заинтересовала. Я поставил перед собой цель: стать знаменитым хирургом. Я провел исследование: Если семья занимается воспитанием ребёнка то, как это влияет на развитие его способностей. Может ли семья помочь достичь цели в жизни?

Моя семья.

В нашей семье есть свой девиз: «Один за всех и все за одного».

Хочу коротко рассказать о членах своей семьи. Мою маму зовут Елена Юрьевна. Она работает во дворце культуры. Всё знает и всё умеет: вкусно готовить, до блеска наводить порядок в доме, разбираться во всех моих школьных предметах.

В моём понимании Мама – это жизнь, лучистое солнце, чистый родник, из которого всю жизнь можно пить и не напиться. Она как утренняя заря, которая излучает тепло, добро и благополучие.

Мама – моя опора во всём. С ней я делюсь как радостными событиями жизни, так и неудачами, тревогами. Это человек, на которого можно положиться в любую минуту. Она выслушает, поймёт, найдёт слова утешения.

Я обожаю своего папу. Его зовут Сергей Михайлович. Папа у меня очень строгий, но справедливый. Он работает водителем бензовоза. Его должность требует быть физически сильным. Ему необходимо быстро ориентироваться в создавшихся ситуациях, принимать продуманные и верные решения. А ещё он внимательный муж и самый добрый папа. Я горжусь и восхищаюсь им. Если он рядом, то мир кажется светлее и теплее.

Папа – мой верный друг. Поделившись с ним своими проблемами, своими тревогами, своей радостью, я обретаю душевное спокойствие, чувствую за собой крепкий тыл, опору в своей жизни.

Я очень люблю своего младшего брата Артёма. Он во всем старается подражать мне и папе. Он очень интересный и забавный, очень веселый, добрый, отзывчивый, целеустремленный, общительный человек. Он - часть моей жизни. Мы не можем быть поодиночке, потому что мы семья, и мы всегда должны быть рядом, всегда должны быть вместе.

Мои бабушки и дедушки всегда нам помогают в трудную минуту, а мы им. Они живут неподалеку от нас. Мы всегда находим время, чтобы их навестить. Я их очень люблю. Ведь с ними связаны мои корни, и у них можно узнать много интересного о своем происхождении. Расспросив своих родных, пользуясь энциклопедиями и социальными сетями, я узнал о происхождении своей фамилии. Фамилия Дорофеев образована от полной формы крестильного имени Дорофей. С древнегреческого языка имя переводится как «дар Божий». В христианской Руси детям часто давали имя святого, день памяти которого выпадал на ближайшие к крестинам дни. Отсюда, я сделал вывод: что у меня русские корни.

В нашей семье  традиция -  путешествия. Она появилась сразу после свадьбы родителей ещё до моего рождения. А когда родились мы с братом, отправлялись в путешествие уже всей семьей.

Цель наших путешествий: путешествовать и отдыхать с семьёй и делиться своими впечатлениями от поездок с друзьями.

Помощь семьи.

Мама и папа, как много в этих словах. Они нам помогают, играют с нами в разные игры. По вечерам родители читают нам сказки, и объясняет решение интересных головоломок и ребусов. Мама очень вкусно готовит разные блюда: торты, блинчики и т. д. Но я часто ей помогаю. Мы вместе с семьей делаем поделки к различным праздникам.

Интересы в нашей семье у всех разносторонние. Мы очень весело и интересно организовываем и проводим семейные праздники.

Под Новый год к нам всегда приходит Дедушка Мороз с подарками. И это всегда неожиданно для нас, детей. Обычно, он приходит 31 декабря. Мы ему читаем стихи, поем песни.

По выходным дням мы всей семьей выезжаем на природу, устраиваем пикники. А зимой - в горы, катаемся на ватрушках, на снегоходах. Очень интересно проводим время.

Моя семья дружная и крепкая. Члены семьи желают, чтобы я вырос здоровым, эмоциональным, самостоятельным, терпеливым, выносливым, добрым человеком и всё для этого делают. Семья развивает во мне изобретательность, компьютерную грамотность. К этому стремлюсь и я сам.

Мои достижения и успехи в школе.

В начальной школе я многого достиг с помощью моих родителей. У меня отличные достижения в учебе. Я принимаю активное участие в праздниках и конкурсах в школе и в классе. Таким образом, нельзя не согласиться, что будущему врачу необходимо быть активным, добиваться цели и при этом оставаться добрым, помогать своей семье и семья ответит тебе тем же.





















Глава 3. Практический этап


Практическую часть моего исследования я начал с опроса учащихся для изучения уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника. (Приложение №3)

Обработка полученных данных позволила сделать некоторые выводы о знаниях детей о семейных ценностях в их семьях. Рассмотрим результаты данного исследования. Для анкетирования я взял 9 вопросов. Всего в опросе участвовало 30 человек. 

Высокий уровень у 21 ребёнка. У детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение старших, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.

Средний уровень у 9 человек. Существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов.

Низкий уровень отсутствует. (Приложение №4)


ВЫВОД: На основании проведенного анкетирования и подсчета результатов я сделал выводы, что у школьников сформированы основы семейных ценностей.


В классе провели выставку рисунков «Моя семья». Я выбрал самые понравившиеся рисунки и представляю их в проекте. (Приложение №5)

Я долго думал, что можно еще сделать. Составить альбом «Что говорят великие люди о семье», «Русские пословицы о семье». Создать календарь «Альбом воспоминаний»

ВЫВОД: Сделав эти альбомы, я понял, что каждый может попробовать создать маленький шедевр.









Глава 4. Заключительный этап.

В ходе работы над проектом я открыл для себя много нового и интересного:

Знаете, для чего нужна семья? Чтобы всегда знать, куда возвращаться. Знать, что вас ждут. Любят. Поддерживают. Знать, что в огромном, порой холодном и жестоком, мире, всегда есть те, кто при любом раскладе на вашей стороне. Понимать, что вы всегда можете войти домой и встретиться взглядом с теплыми, любящими вас глазами.

Семья нужна всегда и всем и несравнима ни с чем и не заменима ничем. И, если разобраться, глупо пытаться понять, зачем нужна семья и нужна она вам или нет. Семья нужна абсолютно всем, мы так устроены — это продолжается тысячелетиями и так должно быть. При этом помните, что счастливая семья – это результат упорного труда, и к этому труду нужно быть готовым.

Таким образом, гипотеза, предполагаемая в начале исследования полностью нашла своё подтверждение: моя семья, занимаясь моим воспитанием, развивает во мне разносторонние способности. При этом все необходимые качества врача развиваются с самого детства. Это происходит благодаря моей семье: её заботе, пониманию, дружбе, а так же школе, где меня поддерживают во всех моих начинаниях друзья и педагоги. Ведь школа – это второй дом, где проходит большая часть нашей жизни. А класс – это вторая семья, где тебя тоже поддерживают.

И свой календарь «Альбом воспоминаний» я посвящаю им.

Таким образом, изучив взаимоотношения в нашей семье, я пришёл к выводу: поддержка близких людей может мне помочь вырасти образованным и честным человеком.


Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение.


Если взять Любовь и Верность,

К ним добавить чувство Нежность,

Всё умножить на года,

То получится — СЕМЬЯ!






Литература

  1. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000;

  3. Интернет ресурсы:  - http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-seme/

  4. Лисовский В. Т. «Молодежь: Любовь, брак, семья/ Издательство: "Наука. Ленинградское отделение", 2004;

  5. Ожегов С.И. Толковый словарь Издательство: Мир и образование, 2020

  6.  Образцова Л. «Энциклопедия семейного счастья»/АСТ, Сова, Харвест, 2004;

  7. Свирская Л., «Работа с семьёй: необязательные инструкции»:-М.,Линка –Пресс,2007

































Приложение №1

Стихотворения о семье

***

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружба и ссоры, молчанья печать.

Семья это то – что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

 

***

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!











Приложение №2

Пословицы и поговорки о семье


1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Один за всех, все за одного.
3. Дома и стены помогают.
4. Сядем рядком, да и поговорим ладком.
5. Чем богаты, тем и рады.
6. Когда семья вместе, так и душа на месте.
7. Яблоко от яблони недалеко падает.
8. Яйцо курицу не учит.
9. Вся семья вместе, так и душа на месте.
10. В семье и каша гуще.
11. Мой дом – моя крепость.
12. Без хозяина дом сирота.
13. Горе тому, кто непорядком живет в дому.
14. Хоть по уши плыть, до дома быть.
15. Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится.

  1. Не нужен клад, когда в семье лад.
    17. Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях.
    18. Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец.



















Приложение № 3

Анкета «Я и моя семья»

Цель: предназначена для изучения уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника

Инструкции: предлагается ответить на 9 вопросов.

  1. Тебе нравиться твоя семья?

а) нравится

б) не очень нравится

в) не нравится

2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

а) да

б) бывает по-разному

в) нет

3. Тебя часто наказывают за проступки?

а) да

б) бывает по-разному

в) нет

4. Тебе нравится ухаживать или помогать младшим братьям или сёстрам?

а) да

б) бывает по-разному

в) нет

5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь.

а) хотел бы

б) не знаю точно

в) не хотел бы

6. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

а) да, делаю сам, без просьб

б) не всегда

в) нет

7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

8. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?

а) да

б) бывает по-разному

в) нет

9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке

а) всегда

б) иногда

в) почти никогда

Обработка результатов

Ответ а) – 3 балла

Ответ б) – 2 балла

Ответ в) – 1 балл

Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей)

Высокий уровень – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение старших, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.

Средний уровень – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.

Низкий уровень – школьники в семье чувствуют себя не комфортно, не охотно участвуют в семейных делах. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не соблюдаются. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников наблюдается нарушения нервно-психического здоровья.















Приложение №4

Результаты анкетирования.


Высокий уровень (21 человек) – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение старших, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.

Средний уровень (9 человек)– существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.

Низкий уровень (0 человек) – школьники в семье чувствуют себя не комфортно, не охотно участвуют в семейных делах. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не соблюдаются. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников наблюдается нарушения нервно-психического здоровья.








Приложение №5


Рисунки «Моя семья»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!