1. Понятие семьи и её создание………………………………………….…….5
2. Отношение между супругами, проблемы в семье………………………....8
3.Рождение ребенка…………………………………………………...………15
4.Крещение ребенка…………………………………………………………...22
5. Православное воспитание детей в семье…………………………………25
6. Воспитание дошкольников в православной семье, традиции православного воспитания…………………………………………………………29
7. Духовно-нравственное воспитание детей – формирование понимания важности моральных ценностей…………………………………………………...35
8. Просветительская работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения…………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….45
Аннотация
Данный проект направлен на развитие интереса к особенностям православной семьи, её традициям, специфике воспитания и созданию условий для духовно-нравственного становления личности.
Проект носит исследовательский характер. Материал направлен на формирование ценностных ориентаций и духовно-нравственное развитие воспитанников общеобразовательного учреждения.
Проект будет полезен учителям начальных классов, учителям воскресных школ, родителям и всем семьям РФ, сохраняющим традиционные принципы воспитания, которые были утверждены Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.
ВВЕДЕНИЕ
Семья всегда была основой Российского государства, фундаментом его внешней и внутренней политики. Начиная с принятия христианства на Руси, православной семье отводилось важное место в общественной жизни. Православная семья – это семья, целью создания которой является жизнь с Богом и спасение души. Тема исследования была выбрана потому, что в настоящее время в условиях усиления противостояния двух антагонистических систем ценностей: традиционных и нетрадиционных, Россия, принявшая законы о традиционной семье, становится основным оплотом их сохранения.
Актуальность: В настоящее время актуальность сохранения традиционных ценностей в российском обществе, главной основой которого является семья, не вызывает сомнений. В связи с этим, не менее важной становится проблема семейного воспитания, обеспечивающего духовно-нравственную преемственность поколений в любви к ближнему своему и преданности родине - России. В современном российском обществе проблема семьи и семейного воспитания становится всё более злободневной и актуальной. Каждый молодой человек строящий траекторию своей будущей жизни, должен спроектировать свою собственную модель семьи, а для этого необходимы определённые знания об этой важнейшей сфере жизни общества и человека. Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание. Культура развлечений и потребительское мировоззрение, приходящее к нам с Запада и навязываемое средствами массовой информации, делают свое дело. В этих условиях актуализируется система православных ценностей, которая, как нам представляется, должна быть положена в основу семейного воспитания.
Цель работы: дать определение православной семьи, охарактеризовать её особенности, показать ее роль в укреплении христианских (православных) семейных ценностей в российском обществе через изучение православной культуры и сформировать понимание важности христианских традиций в духовно- нравственном воспитании детей.
Задачи проекта:
- формирование духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему духовно-нравственного воспитания;
- формирование критериев нравственных норм на основе умений и навыков различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро;
- воспитание чувства любви к Родине на основе изучения православных культурных традиций;
- ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей;
- ознакомление с семейными традициями и определение их роли в православной семье;
- оценка влияния православных традиций на взаимоотношения в семье.
- содействие возрождению духовно-нравственных традиций православной семьи;
- укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Предметом исследования является православная семья.
Гипотеза: православная семья и православные ценности способствуют духовно-нравственному формированию здорового общества, сохранению национальных традиций и включают семью в исторический и образовательный процесс .
Методы исследования: наглядный (изучение литературы), поисковый (поиск информации в Интернете), собственные наблюдения.
Понятие семьи и её создание
Семья — один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Нередко эти изменения приводят к проблемам, которые семья не в состоянии разрешить самостоятельно.
Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга.
Низкая материальная обеспеченность большинства российских семей, снижение рождаемости и качества семейного воспитания, рост алкоголизации и наркотизации населения, психосоматических заболеваний, преступности на семейно-бытовой почве, насилие в семье и другие негативные явления в сфере семейно-брачных отношений в совокупности дают картину ухудшения социального здоровья общества. Поэтому в современных условиях семья является одной из приоритетных сфер социальной работы и в системе вузовской подготовки специалистов по социальной работе изучается комплексно.
Вступление в брак в православии называется венчание. Число венчающихся в православной церкви постоянно растет. То есть происходит возврат к традиционной русской культуре, к христианским ценностям семьи. И все же, если задать вопрос о значении брака и венчания многим парам, которые приходят в церковь для освящения брачного союза, чаще всего можно услышать неопределенные ответы. Это объясняется тем, что мы не знакомы с истинными основами религии, не понимаем до конца догматов православной церкви в отношении семьи и брака.
Православное христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества. Православная мораль являет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием исторического развития православной церкви и православной веры. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. ( я бы убрала это предложение о всех конфессиях)
Церковь усматривала в браке не только основание семьи и ячейку общества, но и образ союза Христа и церкви. В своем учении Апостол Павел называет семью «малой церковью», а брачный союз уподобляет союзу Христа и церкви. Христиане с их глубоким и духовным представлением о браке считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе.
Брачный возраст определялся религиозными нормами и был довольно ранним как для женщин, так и для мужчин. В России в 1714 г. Синод установил брачный возраст для женщин в 13 лет, для мужчин — в 15 лет. Указом Николая I (1830) брачный возраст был повышен на три года для обоих полов, за исключением Закавказья, где сохранялся прежний брачный возраст. Кроме того, получил ограничение предельный брачный возраст — 80 лет. Это объяснялось тем, что «брак от Бога установлен для продолжения рода, чего после 80 лет ждать бесполезно». Для вступления в брак после 60 лет требовалось получить особое разрешение архиерея.
В православии создание семьи было традицией и нормой. Для русского человека семья всегда являлась основой его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом всего существования. Если человек не имел семьи, то его жалели, считали обиженным Богом и судьбой. Иметь семью и детей было так же необходимо и естественно, как и трудиться. Многодетные семьи пользовались уважением, бездетность воспринималась как аномалия и несчастье.
Рассматривая систему православных ценностей и роль семьи с точки зрения православия, В.В. Форосова предлагает выделить следующие элементы: происхождение и сущность брака; альтернативы браку и семье; допустимость до и внебрачных контактов; вступление в брак; распад семьи; обязанности супругов; воспитание детей в семье.
Сфера брачных отношений настолько тонка и таинственна, что апостол Павел о браке говорит; «Тайна сия велика есть» ( сноски нужны?). Учение об этом таинстве трех различных христианских исповеданий — православного, католического и протестантского — различно. Более того, нет согласия даже в границах православия. (я бы убрала)
Отношение между супругами, проблемы в семье
Православная семья есть малая церковь, которая освящается благодатью Святого Духа, в ней изначально установлен определенный Богом порядок. Муж прообразует священника, предстоятеля пред Богом, он несет ответственность за семью в целом и за каждого его члена в отдельности. Жена — помощница мужа во всех богоугодных делах — прообразует диаконский чин. Дети — алтарники (или приход), а семейная жизнь — священнодействие.
Примером и образцом такой семьи может служить царская семья Романовых, которая по своим внутренним установкам и внешнему их проявлению являются православной.
Православная семья Николая
Протоиерей Василий Зеньковский пишет о «естественной соборности» или коллективном духовном начале в семье (при сохранении личности каждого), через призму которого светится «тайна мистического единосущия нашего с человечеством» (сноска). Подобно клеткам сложного организма малая церковь входит в большую — Церковь Православную — как тело Христово, получая при этом благодатную помощь. «Лишь в Церкви как благодатной соборности, где человеческая стихия сочетается с божественной, где силою Святого Духа освящается и благодатно восполняется человеческое естество, естественная соборность находит свое преображение» (сноска).
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и фактической нерасторжимости христианского брака. Некоторые исключения из этого правила перечислены в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.
Так, причинами для расторжения церковного брака могут стать прелюбодеяние одного из супругов, заболевание наркоманией или алкоголизмом, некоторые инфекционные и психические болезни, посягательство на жизнь и здоровье супруги или детей, совершение женой аборта при несогласии мужа, противоестественные пороки, злонамеренное оставление своей второй половины и некоторые другие из ряда вон выходящие ситуации.
В то же время, отвечая на вопрос, можно ли разводиться, Спаситель ответил: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Быт. 2, 24). Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10: 6-9). «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившейся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19: 9).
Известно, что старец Иоанн (Крестьянкин) за всю свою пастырскую практику не дал благословения ни на один развод.
Христианские подвижники часто рассматривают трудности и скорби в семье как попущение Божие за совершенные грехи и — одновременно — как условия для возрастания в добродетелях.
Протоиерей Василий Зеньковский пишет о закономерностях человеческой жизни, называемой судьбой или крестом: «В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости ее, скрыт, однако, и ее крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека. Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет» (сноска)
Таким образом, крест наш, так или иначе, связан с главным заданием Бога человеку – «Плодитесь и размножайтесь» - остается неизменным — богаты мы или бедны, одиноки или имеем спутника жизни. И это - создание семьи.
«Как ни тяжел крест, который несет человек, но каждый из нас должен знать, что дерево, из которого сделан крест, выросло на почве его сердца» (сноска), — пишет преподобный Амвросий Оптинский.
Крест, который хотя бы один из супругов несет без ропота, с молитвой, полагаясь на волю Божию, становится спасительным для всей семьи. Есть в истории Церкви святая блаженная Моника (331–387), жизнь которой была лишена радостей семейной жизни. Она со смирением и терпением переносила все напасти — только молилась .Муж у нее не только в церковь не ходил, но и изменял жене, был язычником и отличался вспыльчивым нравом. Ее сын, когда подрос, стал встречаться с девушкой, которая вскоре родила ему ребенка. При этом жениться молодые люди даже не собирались. Дальше — ничуть не лучше: сын попал в еретическую секту и стал активно проповедовать ее лжеучение. Необходимо пояснить, что речь идет о святой Монике — матери одного из самых известных учителей Церкви — блаженного Августина. В конце концов Патриций крестился. За сына она молилась сама, просила молиться и ходатайствовать знакомых священников, один из которых сказал: «Сын от таких слез не может погибнуть» (сноска).
Святая Моника
Другая святая женщина Нонна, мать святителя Григория Богослова († 25 января 389 г.), была дочерью христиан Фильтата и Горгонии, тетки святителя Амфилохия, епископа Иконийского (память 23 ноября). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Святая Нонна состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий Арианзский был язычником, последователем секты верховников (ипсистариев), чтил верховного бога, соблюдал некоторые иудейские обряды и одновременно поклонялся огню. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: "Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя – оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу" (сноска). По молитвам святой Нонны Григорию было во сне видение. "Отцу моему представилось, – писал святитель Григорий, – будто бы он (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет следующий стих Давида: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс.71,1). И пение небывалое, и вместе с песнею является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнялось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права"(сноска). Григорий пришел на Первый Вселенский Собор в Никею, где открыл свое обращение к Богу. Он был посвящен в сан пресвитера, а затем епископа Назианзинского и всецело посвятил себя Церкви. Одновременно с его хиротонией во епископа супруга Григория святая Нонна была посвящена в диакониссы.
Святая Нонна
"Она знала, – говорит святитель Григорий Богослов, – одно истинное благородство – быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство – тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников» (сноска).
Что касается внутрисемейных отношений и семейного подвига современным супругам важно решить, кто главный семье, которую сформулировал американский психоаналитик Эрих Фромм: иметь или быть? Я бы убрала иностранца. Есть послания ап.Павла к коринфянам, в котором содержаться требования к православной семье.
Это два разных подхода, так как быть хорошим мужем (женой) возможно почти при любой жене (соответственно — муже).
Кого менять — себя или жену — вопрос принципиальный, но на него отвечает само Святое Писание: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». 1‑е Послание Апостола Петра (1Петр.3:1-2,7):. Православную семью духовники благословляют сохранять «до последнего», имея в виду важность тех Богом установленных задач, которые она призвана решать как малая церковь.
Неслучайно святой Паисий Святогорец предупреждал: «Единственная ценность в мире — это семья. Когда будет разрушена семья, то и мир погибнет. Прояви свою любовь в первую очередь в семье. Когда погибнет семья, тогда будет разрушено и духовенство, и монашество» (сноска).
Старец Паисий Афонский
Важно, что из всех христианских конфессий сегодня только православие утверждает духовную силу и величайшую ценность традиционных семейных уз. В такой семье умножается человеческий род и преодолевается эгоизм, возрастают высшие христианские добродетели смирения и любви. Здесь человек постигает понятия Родины как Отечества земного, через семью, как малую церковь пролегает путь к Отечеству, или Царству Небесному.
Брачные отношения установлены Самим Богом при сотворении человека: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей: и будут одна плоть» (Быт. 2:18; 22–24).
Влечение мужчины и женщины имеет целью не только деторождение, но и взаимное духовное единение и возвышение: "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» 1 Петра 3:1-7. По словам философа В.С. Соловьева, мужчина смотрит на любимую женщину через призму вечности, видит ее «не так, как она является внешнему наблюдению и как ее видят другие, посторонние, а прозревает в ее истинную сущность или идею, и то, чем она первоначально назначена быть, чем ее от века видел Бог и чем она окончательно должна стать» (сноска) .
В семье, в отношениях между супругами проявляются особенности духа, ума и сердца, которые свойственны исключительно мужчине или только женщины. «Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви» (сноска), — пишет святитель Лука (Войно-Ясенецкий). А вот что говорит Святое Писание об этом: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» 1 Коринфянам 7:3-16.
Рождение ребёнка
Важным событием в каждой семье является рождение детей.
Радостью, волнением и гордостью переполняются сердца родителей в момент появления на свет ребенка. В жизни маленького человека будет еще много значимых событий. Однако день, когда он появился на свет, останется самым главным для родителей. Именно этот день, день рождения своего малыша, они будут отмечать из года в год.
Рождение ребенка – это очень важный шаг в жизни любой семьи. К этому шагу нужно быть готовыми – готовыми вместе, понимать всю ответственность друг перед другом, и перед маленьким человеком. Если семья живет в христианской любви, если в ней присутствуют взаимопонимание и уважение, то рождение ребенка сделает эту семью еще более крепкой. Но, если в отношениях двух людей от любви осталась привычка и некая доля раздражения, если возникают мысли о расставании, не старайтесь «склеить разбитую чашку» таким радикальным способом. Сначала надо наладить отношения в семье, а уж затем радоваться новой жизни.
Каждая мамочка, которая ожидает рождения ребенка, должна запомнить: первое, в чем нуждается ее малыш – это ощущение безопасности. Поэтому она должна следить за тем, что чувствует и о чем думает во время беременности, хотя бы по отношению к своему ребенку. Психологи уже давно выяснили, что дети, чьи мамы во время беременности думали об аборте или сожалели, что забеременели, рождаются с глубокой психической травмой, которая остается у них на всю жизнь. Естественно женщина не сможет все 9 месяцев находиться в состоянии безмятежности и спокойствия, так как она живет в социуме, где складываются разные обстоятельства и сложно говорить об умиротворении. Однако женщина должна стараться как можно меньше обращать внимание на тревожные известия, Но если все-таки по какому-либо поводу вы волнуетесь, тревожитесь, расскажите об этом вашему малышу при этом поглаживая живот, обращаясь по имени (если уже выбрали), таким образом, вы проговорите свою тревогу вам станет легче, а соответственно станет легче и вашему малышу.
Но далеко не все супружеские пары могут зачать ребенка. И в этом случае не стоит отчаиваться, нужно верить, молиться и надеяться на Господа.
Иногда Бог сознательно медлит и не даёт какой-то супружеской паре детей. Вспомните, ведь и Святым Богоотцам Иоакиму и Анне, Бог дал ребёнка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.
Святые Иоаким и Анна с младенцем Христом
Они были любящими друг друга супругами. Эта святая пара сохранила любовь, привязанность друг к другу и свежесть чувств до самой старости. Как это прекрасно и как редко сейчас. Только одно это – уже чудо, что супруги, дожив до преклонных лет, не имея детей, продолжали верить и не теряли надежды. Апостол говорит: «Упованiемъ бо спасохомся» — мы спасены в надежде (Рим.8:24), как важно не терять надежды и не отчаиваться.
Иоаким и Анна, прожив вместе долгую жизнь, еще больше любили друг друга, никто из них не упрекал другого, что, мол, все из-за тебя, как это часто бывает в обычных семьях. Нет, они молились, и, хотя и сетовали, и очень горевали, но не переставали смиренно молить Бога о сокровенном желании. В то время безчадие было поношением и стыдом у евреев, как показатель богооставленности. Иоаким и Анна терпели унижения от людей за свою бездетность, но не озлоблялись, не мстили, а горячо молились.
Иоаким не только не отвечал на унижения, но еще и был благотворителем народу и жертвователем на священные нужды. Одну треть своих доходов он отдавал на милостыню, одну треть на жертвенник и священству, и только третью часть оставлял себе.
Анна, живя с мужем своим в любви и согласии, горячо желая утешить любимого супруга ребенком, молилась и плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: «Оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность» (сноска).
Когда не могла уже сдержать слез, Анна уходила в сад, чтоб не огорчать мужа рыданием. Иоаким также, когда был огорчен в сердце своем, не допущенный к жертвеннику за бездетность, ушел в пустыню , чтобы не слушать никого, не умножать досаду, передавая ее Анне.
Но как бросились они навстречу друг другу, услышав от Ангела счастливую весть о рождении Пресвятой Девы.
Еще одна семья , которым Господь дал ребеночка в старости Святым Пророку Захарию и Елизавете.
Святые Захарий и Елизавета
Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно», страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.
Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.
Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам всё! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?
У одной супружеской пары было пять детей, но, придя в совершенный возраст, их дети создали свои собственные семьи и выпорхнули из родительского гнезда. Отец и мать остались одни. Тогда они решили родить еще одного ребёнка, чтобы в старости иметь его рядом с собой. Жена была уже в том возрасте, когда зачатие невозможно, и желание их по-человечески казалось недостижимым. Однако, несмотря на это, супруги имели великую веру в Бога, и у них родился сын, который стал для них утешением в старости. И его они тоже поставили на ноги, вывели в люди. Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребёнка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, «да будет воля Твоя». В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да будет воля Твоя» и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим «да будет Воля Твоя», одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?
Государыня Александра воспитавшая пятерых замечательных детей , говорила : «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.»[10] уточнить сноску
На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. “Я” – больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь.
Государыня Александра
“Дети – это апостолы Бога,
Которых день за днем
Он посылает нам, чтобы говорить
О любви, мире, надежде!”(сноска)
Конечно, вместе с детьми в семье появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на рождение детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты.
“Ax, чем бы мир для нас вдруг стал,
Когда б в нем не было детей,
За нами – только пустота,
А впереди – лишь смерти тень.
Что значат листья для дерев?
И свет, и воздух через них,
Сгущаясь в сладкий, нежный сок,
Идут в стволы, питая их.
Как будто листья в том лесу –
Для мира дети; их глазами
Воспринимаем мы красу,
Дарованную небесами” сноска.
Великое дело – взять на себя ответственность не только за содержание, но и за правильное воспитание детей, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть. Великое дело – пестовать детей, формировать их характер – вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога.
Крещение ребёнка
Путь каждого христианина к Царству Божию начинается с Таинства Крещения. Таинство крещения - одно из первых семи христианских таинств, признаётся всеми христианскими вероисповеданиями. В таинстве крещения ребёнок рождается свыше. Крещение является Таинством, в котором верующий, при троекратном погружении в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, соединяется со Христом и становится членом Его Церкви.
Крещение называется ещё купелью нового рождения или возрождения, потому что её воды омывают первородный грех и все другие грехи крещаемого, соединяют его со Христом и даруют ему новую жизнь во Христе в Его Церкви. Как человек один раз рождается от телесных родителей, так и Крещение совершается один раз в жизни.
Таинство Святого Крещения установил Сам Господь Иису