Барышникова Надежда Юрьевна
Драчёва Ирина Юрьевна
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта | «Широкая Масленица» |
Вид проекта | творческий, информационно-познавательный, краткосрочный, групповой, реализован в контакте с семьёй. |
Актуальность проекта | Проблема обусловлена недостаточностью информации о празднике Масленица (история праздника, его традициями, обычаями) у ребенка среднего дошкольного возраста. |
Цель проекта | Формирование у детей и родителей интереса к народному празднику и совместной творческой деятельности, внедрение в воспитательную работу народных игр, как средство всестороннего развития детей. Проведение совместно с родителями мастер-класса по изготовлению поделки «Масленица-блиноедка» |
Проблемный вопрос | Как организовать мастер-класс по изготовлению поделки «Масленица-блиноедка» и создание страницы для альбома «Вкусные рецепты блинов» |
Задачи проекта | Задачи для детей: - принять участие в совместном планировании проекта «Широкая Масленица» - проявить активность во время реализации проекта -представить свой вклад в создании альбома «Вкусные рецепты блинов» - овладеть первичными навыками в области народных игр, гуляний; - применение этих навыков в игровой и театральной деятельности; - воспитать у детей любовь к народным традициям, праздникам. |
Задачи для родителей: - помочь ребенку создать страницу для альбома «Вкусные рецепты блинов» - принять участие в мастер-классе «Масленица-блиноедка» (совместно с ребёнком) |
Задачи для воспитателей: -проинформировать родителей о проведении группового проекта «Широкая Масленица» - оформить и провести консультацию для родителей по подбору материала и созданию альбомы «Вкусные рецепты блинов» (памятка) - пробудить интерес детей и родителей к народному празднику. - приобщать детей к традициям, обычаям нашей Родины. - организовать и провести с детьми: 1. беседа с детьми о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. 2. беседу о кукле «Масленица». 3. познакомить с лэпбуком «Блинная» 4. просмотр презентации «Масленица» 5. знакомство с традицией выпекания блинов… |
Продукт проекта | Мастер-класс «Масленица-блиноедка» Альбом «Вкусные рецепты блинов» |
Сроки реализации | 01.02.2023. -14.02.2023 |
Подготовительный этап:
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
01.02 | Мотивационная беседа «Что такое народные праздники?» Обсуждения темы проекта. Подбор методического, дидактического материала. | Техкарта организации беседы | Недостаточность информации у детей для активного участия в беседе | Решение об организации проекта про народный праздник «Масленица» Рассматривание альбомов и репродукции картин. |
02.02 | Проинформировать родителей о проведении группового проекта. Опрос «Что Вы знаете о Масленице?» (лист в приёмной) | Объявление в приёмной Индив. опрос | Не все родители могут увидеть | Дети вечером сообщили о новом проекте в группе |
03.03 | Подготовка наглядной консультации для родителей «Широкая Масленица» | Компьютер с графическим редактором | Сбой работы компьютера | Наглядная консультация для родителей «Широкая Масленица» в приёмной |
Основной этап:
Дорожная карта основного этапа проекта:
Дата | Место в режиме дня | Мероприятия | Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии | Промежуточные результаты |
06.02 | 1-я пол. дня Прогулка | -Организация беседы «Что за праздник Масленица? - чтение стихотворения «Масленица» - презентация «Масленица идет» «Попади снежком в цель» | Воспитатель, дети. | Дети получат знания о русском народном празднике – Масленица, о традициях, обычаях, самобытной культуре. Дети знакомятся с рус.народ.игрой |
06.02 | 2-я пол. дня | Рассказ о праздновании первого дня «Встреча». Знакомство с поговорками про масленицу, заучивание стихотворения «Масленица»; | Воспитатель, дети | Представление о плане, сроках и результатах реализации проекта. |
07.02 | 1-я пол.дня 2-я пол.дня | Рассказ о праздновании второго дня «Заигрыш» Подвижные народные игры:«Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота» Художественно – продуктив. деят-ть: - Аппликация «Солнышко нарядись и линчик превратись» -Разучивание заклички «А мы Масленицу дождались» | Воспитатель, дети Воспитатель, дети | Дети продолжат знакомиться с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. |
08.02 | 1-я пол. дня Прогулка 2-я пол.ня | - Рассказ о праздновании дня «Лакомка», -Презентация «Русская изба», 3. Разучивание подвиж.игры «Ручеёк» -Разучивание подвижных и хороводных игр: «Валенки» -Разучивание песни «Ой, блины, блины» - рисование «Барышня-Масленица» | Воспитатель, дети Воспитатель, дети | Дети получат представление о русской избе и быте русского народа. Предположения детей образа индивидуального продукта деятельности с родителями Обогащение словарного запаса детей |
09.02 | 1-я пол. дня Прогулка | -Рассказ о праздновании дня «Разгуляй», -Закрепление разученных ранее подвижных игр. | Воспитатель, ребенок | Дети закрепляют ранее изученные подвиж. и хоров.игры по теме проекта. |
2-я пол. дня | - Презентация «Русский национальный костюм» - д/ и «Наряди куклу» -Продукт.деят-ть; –раскрашивание русского народного костюма -Обсуждение вечером с родителями стр.для альбома «Вкусные рецепты блинов» от каждой семьи | Воспитатель, ребёнок Воспитатель, ребенок, родитель | |
10.02 | 1-я пол.дня Прогулка 2-я пол.дня | Рассказ о проводах масленицы, прощеном воскресении. Беседа «Масленица гуляет, всех на праздник созывает» Закличка «А мы Масленицу дождались» Рассматривание игрушек народных мастеров, раскрашивание русской матрешки. -Предложить родителям памятки по изготовлению страницы для альбома | Воспитатель, ребенок, Воспитатель, родитель | Дети закрепляют ранее полученные знания через игры, заклички, беседы. |
13.02 | 1-я пол.дня 2-я пол.дня | -Загадки по теме «Масленица» Изготовление атрибутов для фотозоны «Масленицу встречаем!» | Воспитатель, дети | |
14.02 | 1-я пол.дня 2-я пол.дня. | Подготовка к мастер-классу изготовление масленичной куклы. -Чтение «Сказки о Масленице» Проведение мастер-класса с родителями в группе | Воспитатель, дети Воспитатель, дети , родители | изготовят сувенир Масленицы как украшение для своего дома; |
Заключительный этап:
Дата | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Степень достижения поставленных целей | Обобщение педагогического опыта |
15.02 | Презентация альбома «Вкусные рецепты блинов» | Получен опыт понимания необходимости знакомить детей с русскими народными праздниками. | Каждый ребенок совместно с родителем принял участие в реализации проекта. | Воспитатель получил опыт создания ситуации успеха для каждого ребенка. Ребенок- участие и информацию о Масленице через игры, творчество.Родители получили опыт совместной деятельности с ребенком в процессе реализации проекта. |
Перспектива | Проведение музык.мероприятия совместно с родителями «Масленичные гуляния» | | | |
Приложение
Непрерывная образовательная деятельность по социальному миру «Что за праздник масленица»
Цель: знакомство детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой.
Задачи:
— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.
— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
— Развивать координацию речи с движением.
— Развивать внимание, любознательность.
— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.
— Вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворений, прослушивание песен и рассматривания слайдов на тему Масленица. - Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Ход занятия
1.Работа с демонстрационным материалом — иллюстрации на тему «Масленица».
-Ребята, что вы видите на иллюстрациях?
(Обобщаю ответы детей)
На иллюстрациях вы увидели, что народ веселиться, играет, угощается блинами. Почему же всем так весело? Какой же это праздник?
Масленица — это праздник, который еще называется, как масленичная (сырная) неделя. Называлась Масленица — широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.
Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.
-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей). Обобщаю ответы детей: — Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.
Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня
Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".
2.Чтение стихотворения «Масленица»
«Масленица»
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем, Будем, есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней – Великий пост,
Время, чтоб молиться.
3. Воспитатель:
Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устраивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.
Презентация «Масленица идет»
Физкультминутка (выполняется в парах). Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее! Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)
4.Воспитатель: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин. Играли в игры.
Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Игра «Блины»
(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:
1. «Блин комом» - все подпрыгивают.
2. «Блин с маслом» - все приседают.
3. «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.
4. «Блин со сметаной» - кричат мальчики.
5. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки)
Беседа «О праздновании второго дня масленицы» "ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин.
В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.
Разучивается игра "Золотые ворота".
Половина участников игры встает в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.
Стоящие произносят:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.
Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").
Знакомство с народной игрой. Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".
Игра "блины".
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).
Воспитатель: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал. Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.
Беседа о праздновании третьего дня масленицы.
Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе.
Беседа о праздновании четвертого дня масленицы.
Воспитатель:
А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих.
"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.
Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке), исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?
На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом атаковали крепость. Стража крепости оборонялась. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.
Многие художники писали картины на которых изображены масленичные гуляния. Давайте посмотрим такие картины. (Показ иллюстраций)
Игра «Валенок»
Беседа о праздновании пятого и последующих днях масленицы
ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Папы приглашали вашу бабушку, мамину маму на блины. Бабушка обязательно должна была прийти и отведать блинов.
Рассказ воспитателя:
Близится СУББОТА - "УГОЩЕНИЯ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!
Суббота - "Посиделки".
В этот день все родственники папы ходили в гости к вашей маме.
А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.
Игра "Снежки" (проводится как в группе, так и на улице)
Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.):
Рассказ воспитателя:
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". Чучело соломенное - Зимушку - сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день". Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.
С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.
Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли дрова - Осиновы дрова,
Березовы дрова! Подавайте их сюда На Масленицу, на горельщицу!
Февралю - помашем, Марту - "здравствуй" скажем.
В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!" Мы катались с горы от зари до зари,а сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!
Картотека игр и забав на масленичную неделю
1. Хоровод «Солнышко» Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче – Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается,
А весна милее (круг расширяется)
Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!».
************************
Это сигнал детям разбегаться в разные стороны, а ведущий их ловит. И девчонок, и ребят Вызываем на канат. Десять слева, десять справа, Только мускулы трещат.
2.Игра перетягивание каната (команда зима – команда весна)
3.«Метание мешочка в цель», или «Попади снежком в цель».
4.Загадки
Лежал, лежал,
Да в реку побежал (снег)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья
Закрутила, замела,
Стала улица бела (метель) и многие другие…
5.Игра "Ручеек"
6.Игра "Мотальщики".
Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.
7.Подари платочек симпатии
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте.
Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.
8.«Печем блины»
В руках у ребенка детская сковорода, на ней блинчики,
(блинчики можно вырезать из тонкого поролона, добегают до стола. Выкладывают блин на блюдо, у каждого участника свое, возвращаются. передают сковороду следующему члену команды, чья команда "напечет" больше блинов.
Песня и закличка на Масленицу.
«Ой, блины, блины, блины»
В гости солнышко зовём.
Мы давно блинов не ели,
Славный праздник отмечаем
Мы блиночков захотели,
И блины с утра печём!
Ой, блины, блины, блины,
Припев:
Вы блиночки мои…
«Широкая Масленица»
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Масленица-блиноедка
Накормила всех людей,
Заиграла, заплясала,
Сразу стало веселей!
Пришла к нам Масленица,
Принесла блинов да маслица!
Собрались все в хоровод —
Масленица к нам идет,
За собой весну ведет,
Гонит зиму от ворот.
Уходи быстрей, зима!
Для весны пришла пора —
Тает снег, звенит капель.
Забирай свою метель!
«С Масленицей!»
С Масленицей всех, ура!
Выпекать блины пора!
С маслом, сыром и медком.
Пить их с чаем, с молоком.
Песни петь и танцевать,
Зиму со двора прогнать.
Приходи, весна, скорей,
Солнышком нас всех согрей!